Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае
Форма проведения: урок-конференция с элементами лабораторной (источниковедческой работы).
Метод: групповая работа.
Оформление:
А) изображение памятника “Жертвам репрессий” в городском сквере;
Б) изображение здания Медицинской академии, где в 30 годы располагалось управление НКВД;
В) ксерокопии архивных документов организации “Земля и глина”.
Цель:
Образовательные
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала;
- повысить интерес учащихся к изучению краеведческому материалу.
Воспитательные
- показать пагубность тоталитарных режимов, культа личности;
- содействовать пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства;
- содействовать формированию чувства ответственности за судьбу своей страны.
Развивающие
- совершенствовать методы поисковой работы учащихся;
- обогащать словарный запас;
- приобщать к литературному чтению;
- формировать собственное мнение об исторических событиях.
ХОД УРОКА
В жизни каждого государства есть немало страниц, достойных восхищения, гордости за поступки дедов и прадедов, признания творений мастеров: художников и изобретателей, писателей и ученых. Но вместе с тем были в истории нашей страны и трагические страницы.
В центре города Твери, на территории бывшего тверского кремля, напротив гимназии № 6, есть небольшой сквер. Тихо здесь, грустно. Несколько дорожек ведет к небольшому памятнику из черного гранита. Фигура обнаженного человека, стоящего на коленях, но, сколько достоинства, гордости, несклоненности, несгибаемости в фигуре.
Для подготовки урока использовались материалы сборника:
“Возвращение к правде”. (Из истории политических репрессий в Тверском крае в 20–40-е и начале 50-х годов. – Архивный отдел администрации Тверской области, Тверской центр документации новейшей истории. – Тверь, 1995)
Одному из учеников, за некоторое время до даты проведения урока, дается опережающее задание по теме “Гордый скорбный памятник в городском сквере”.
(Используя материалы краеведческого информационного центра Областной Универсальной библиотеки, подготовить сообщение о памятнике)
Класс разбивается на 2 группы.
Каждая группа получает собственное задание, над которым ей предстоит работать, и которое надо будет представить в виде презентации. Ребята тщательно изучают представленные для работы материалы: формулируют вопросы, делают все возможные выводы по нему, распределяют роли каждого в общем задании, разpaбатывают форму представления результатов своего исследования, а затем презентуют результаты исследования. Важность этой работы заключается в том, что в ней формируется умение публичного выступления. Группа свою презентацию начинает с обозначения темы, над которой она работала: “Вашему вниманию представляется сообщение о .., составленное на основе материалов… (обозначается источниковедческая основа.)”. Так в рамках уроков рождаются маленькие - большие ученые, потому что работы ребят - это маленького формата большая исследовательская работа.
Работа на уроке начинается с мозгового штурма по проблеме знания следующих терминов: репрессии, реабилитация, культ личности, ЧК, НКВД, ОГПУ, ГУЛАГ, массовый террор, “тройка”, враг народа.
Учитель задает следующие вопросы:
- С именами каких российских правителей связаны массовые репрессии против Населения СССР?
- В какие годы проходили репрессии в ХХ веке?
- Каковы причины политических репрессий?
- Каково примерное количество жертв репрессий в стране?
- Какие органы занимались репрессиями в СССР в ХХ веке?
Учащимся предлагается проанализировать документ № 1 и сделать все возможные выводы по справке (документу 1) и документу 2.
Документ № 1. Из справки прокуратуры Тверской области №13-А-94.
Сведения о реабилитации жертв политических репрессий по районам Тверской области за период с 1989 г. по 1993 г. (5 лет)
№ п/п | Районы | Реабилитировано лиц | |
1. г. Калинин | 1969 | 2. Андреапольский | 583 |
3. Бежецкий | 616 | 4. Бельский | 489 |
5. Бологовский | 551 | 6 . Весьегонский | 456 |
7. Вышневолоцкий | 1048 | 8. Жарковский | 12 |
9. 3ападнодвинский | 958 | 10. 3убцовский | 821 |
11. Калининский | 1180 | 12. Калязинский | 548 |
13. Кашинский | 439 | 14. Кесовогорский | 240 |
15. Кимрский | 830 | 16. Конаковский | 499 |
17. Краснохолмский | 518 | 18. Кувшиновский | 588 |
19. Лесной | 241 | 20. Лихославльский | 772 |
21. Максатихинский | 384 | 22. Молоковский | 516 |
23. Нелидовский | 390 | 24.0ленинский | 801 |
25. Осташковский | 633 | 26. Пеновский | 346 |
27. Рамешковский | 538 | 28. Ржевский | 1408 |
29. Сандовский | 571 | 29. Селижаровский | 171 |
31. Сонковский | 373 | 32. Спировский | 340 |
33. Старицкий | 1410 | 34. Торжокский | 992 |
35. Торопецкий | 929 | 36. Удомельский | 667 |
37. Фировский | 94 | 38. Жители других областей | 331 |
Итоrо | 24252 |
Документ № 2. Сведения о социальном положении жертв политических репрессий по Тверской области, реабилитированных в 1989–1993 гг.
Должностные лица | 154 |
Инженерно-технические работники | 863 |
Служащие | 1057 |
Рабочие | 4130 |
Колхозники | 7254 |
Единоличники | 5754 |
Кустари | 580 |
Служители религиозного культа | 1304 |
Пенсионеры | 172 |
Военнослужащие | 546 |
Отбывали наказание в колониях области | 527 |
Не работали | 1881 |
Итого: | 24252 |
Подвергнуты расстрелу | 3674 |
Подвергнуты ссылке члeнов семей изменников Родины | 859 |
Одним из выводов ребят является вывод о том, что все социальные слои советского общества были подвергнуты репрессивному прессингу.
Вот разговор о них, о безвинных жертвах сталинских репрессий, предстоит наш сегодняшний разговор, о тех, чьи имена известны лишь их родственникам, да мрачным страницам их личных дел. Они возвращаются из небытия, чтобы воззвать к ответу, чтобы их честное имя звучало для тех, кому неведом страшный 37 и “ чтобы горькая доблесть их поселилась в сердцах живых”, мы будем говорить о молодежи.
Задание для группы 1
Документ № 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Союз “3емля и глина”
Молодежный союз “Земля и глина” организован 25 ноября 1930 года в селе Каменка (ныне г.Кувшиново) и просушествовал до 17 января 1931 года. Название близко к народническим мотивам, а символика: герб организации (солнце, колосья, в центре - кирка, лом и лопата и значок с черепом) - очень похожа на масонскую. В состав союза входило полтора десятка парней и девчат - комсомольцев и коммунистов, возрастом от восемнадцати лет и старше. Руководящее ядро - члeны ВКП (б) О. Михеев и Н. Яковлев, а также Н. Цветков (секретарь объединенной заводской ячейки) и Н. Зольников (секретарь ячейки ВЛКСМ нижней фабрики). Первоначально группа не имела названия, но затем по предложению Н. Цветкова стала называться “Земля И глина”: с одной стороны - рядовые комсомольцы, а с другой - аппаратчики, наслоившиеся к комсомолу, как глина. Борясь против насильственной коллективизации, члeны союза, по их мнению, тем самым боролись за очищение социалистической идеи от извращающей ее пpaктики. Помимо обсуждения политической ситуации в стране и чтения запретной литературы ("Уроки Октября" Л. Троцкого и др.) самый заметный след активности - выпуск листовок. Одна из докладных в обком партии сообщала, что в результате распространения “Землей и глиной” антиколхозных прокламаций “деревня Зуборево до сих пор единоличная”. Организация не успела оформиться, не имела еще программы и устава, когда была раскрыта НКВД. В уголовном порядке никто в 1931 году не был наказан, но О. Михеева и Н. Яковлева исключили из партии и комсомола, а бюро фабричной ячейки ВЛКСМ было распущено. В 1937 году по ложному обвинению в создании “Рабоче-крестьянской партии России” были репрессированы. О. Михеев (умер в тюрьме г. Калинина в 1937 г.), В. 30ЛЬНИКОВ, В. Одинцов, Н. Цветков (участник “террористической банды под названием “3емля и глина”) С. Трубецкой, А. Иванов и др. В настоящее время все они реабилитированы. Глиняный пир // Труд. 1990. 6 декабря.
Документ № 4. Справка начальника Каменского районного отдела УНКВД, лейтенанта госбезопасности С. С. Иванова, направленная секретарю Каменского райкома ВКП(б) Т. Н. Волкову
г. Каменка 17 ноября 1936 г.
Данная к/р группа с момента ее организации повела открытую активную фpaкционную борьбу против райкома комсомола, срывала подготовку конференции ВЛКСМ, выступала против коллективизации, отказывалась от подписки на заем, отказывалась вести партийную работу в деревне в момент организации колхозов, открыто на комсомольском собрании выступала против распространения и изучения сочинений В.И. Ленина, восхваляя Троцкого и его деятельность своим пением в рабочем клубе, на улице и в стенах школы к/р частушек и разных стихотворений:
Эх, и полную дали свободу,
С горем ее вспоминай.
Эх, коммунары, что вы дали народу,
С голоду хоть помирай.
Группировка ставила перед собой задачу свергнуть местную власть, обезоружить сторожевую охрану фабрики и милицию, завязать связь с Москвой, сделать восстание в деревне. В январе 1931 года группа была ликвидирована.
Лейтенант госбезопасности (Иванов)
Документ № 5. Из воспоминаний репрессированного в 1937 года по делу “Рабоче-крестьянской партии России” и молодежной организации “Земля и глина” С. Л. Трубецкого (р. 1911 г.) о eгo пребывании в карцере внутренней тюрьмы НКВД г. Калинина .
После того, как я отказался давать показания, следователь Сидоров отправил меня в “санаторий” (карцер) на 10 суток, как он сказал подумать (…) И вот меня повели. Спустили в подвал, где расположена внутренняя тюрьма (сейчас это здание мединститута). Подвели ко второй двери и велели раздеться и снять ботинки. На мне остались одни кальсоны, открыли дверь и втолкнули меня в холодный карцер. Я как будто попал в холодный погреб. Пол цементный, холодный как лед. Высокое, длинное, полуосвещенное помещение: в длину пять небольших шагов, в ширину – 1,5. На высоте около 10 см от пола деревянный топчан с подголовником. Под потолком в толстой металлической сетке мерцала электролампочка. Стены сырые, видны капли воды и самое ужасное - большое количество ползущих крупных, серых мокриц. Я, буквально коченея от холода, решил прилечь на топчан. Мертвая тишина, даже мух нет! Только свернулся калачиком, как начали чесаться спина и бок. Приподнялся и охнул! Из щелей топчана лезли крупные, красные клопы. Это была явно дополнительная пытка, придуманная следователями НКВД. Так промучился я первую ночь. Утром открылось окошко, и через него надзиратель подал мне 400 грамм хлеба, щепотку соли и кружку кипятка. Оказывается, хлеб и щепотка соли были суточным рационом. Оказывается, так не давали заключенному умереть […]. Калининекая правда. 1990, 21 июля
Задание для группы 2.
Документ № 6. Из воспоминаний М. Е. Белянина, героя повести твepcкoro писателя 8. Крюкова “8 подвалах тверской "Лубянки", об аресте сына Николая, ученика девятого класса Заволжской средней школы.
Резким ударом ноги Михаил Ефимович распахнул калитку и вышел на улицу. На нем лица не было. На лбу и скулах пылали пунцовые пятна. У рта явственно, треугольником проступили складки. Случилось жуткое. Минувшей ночью, когда он был еще на заводе, оперативники МГБ подняли с постели и увезли его сына, ученика девятого класса Колю Белянина. В доме все перевернуто вверх дном, делали обыск.
Михаил Ефимович не был бы так потрясен, если бы арестовали его самого. Подробности об аресте он узнал час назад. Жена толково рассказать не могла, срывалась на плач, ее утешала сестра, жившая у них с января сорок второго, после возвращения из эвакуации. С их слов он и восстановил картину ночного визита.
... Часа в два ночи к ним в окно застучали. Стук был негромкий, но настойчивый. Первой поднялась жена Михаила Ефимовича, мать Николая. Открыв форточку, она спросила в сердцах: - Кто там? На дворе было темно, но она разглядела: под окном стояли двое мужчин в штатском. Откройте, я оперативный уполномоченный НКВД-МГБ, - потребовал один из них. Ноги у Веры Семеновны подкосились, руки одеревенели - она долго не могла справиться в сенях с запором. Когда, наконец, дверь открылась, двое, решительно отстранив ее в угол, рванулись в дом. Будто там скрывался вооруженный преступник.
Уже в комнате, оглядевшись, один из них, видимо, старший, предъявил Вере Семеновне сразу два ордера: на обыск и на арест Николая Белянина, ученика девятого класса 3аволжской школы. Прочитать ордера Вера Семеновна не смогла: потеряв сознание, она тут же упала на руки своей старшей сестры. Один из оперативников, проявив определенную сноровку, усадил Веру Семеновну на диван и достал из кармана пузырек с нашатырным спиртом. 3апах нашатыря растекся по комнате. На вопросы оперативников пришлось отвечать тетке Николая. Сухощавая, растрепанная спросонья старуха лет шестидесяти, в эти минуты она не потеряла самообладания. Сам же Николай, словоохотливый вундеркинд, изумлявший учителей и одноклассников способностью быстро умножать в уме трехзначные числа, знавший на память “Горе от ума” и почти все главы “Евгения Онегина” испуганный появлением незванных гостей, тоже потерял дар речи:
Взяв дрожащими руками предъявленный ему ордер, надев очки, он начал читать, но от волнения и стpaxa у него схватило живот. [...] Николай сидел на диване ни жив, ни мертв, и наблюдал безучастно за тем, как молодой оперативник, выдергивая ящик за ящиком из письменного стола, выворачивает их содержимое на пол, роется в разбросанных по полу тетрадях и книгах, а другой, надев очки, неторопливо перебирает книги на стеллажах. [...] В сопровождении оперативников он спустился с крыльца. На улице, возле калитки, их ждала черная “эмка”. - 3алезай,- старший открыл заднюю дверцу, подтолкнул Николая в машину. Не успел он опуститься на сиденье, как оказался сжатым с боков сильными мужскими телами. Ехали по ночному городу. 3а окном в темноте угадывались очертания знакомых улиц, пугающих своими развалинами, пустыми проемами окон ... следы бомбежек и пожаров изуpoдовали до неузнаваемости когда-то красивый 3аволжский район. Ехать пришлось недолго. 3апомнился довольно высокий двор, огороженный просторным, метров в пять, каменным забором, с протянутой поверх колючей проволокой. Это была внутренняя тюрьма местной Лубянки, которую горожане всегда старались обходить стороной. [...] По наивности своей он все еще надеялся, что его арест - это чистейшей воды недоразумение, чья-то нелепая ошибка, скорее всего, его с кем – то спутали. Даже казенная суровость оперативников, сопровождавших его, не очень смущала Николая: у них работа такая. Вот сейчас разберутся, думал он, и его отпустят домой, и он снова завалится спать в свою мягкую и теплую кровать, и все в его жизни встанет на мecто, и вce пойдет своим чередом [...] Спустя полвека после описываемых событий московские и местные археологи начав раскопки у предполагаемых стен тверского кремля, наткнутся на два подземных хода к реке Тьмаке. И обнаружат там множество человеческих скелетов, не совсем еще истлевших. Анализ покажет, что эти останки - следы страшного тридцать седьмого и последующих лет. И будет доподлинно установлено: не все трупы вывозили из Внутренней тюрьмы местной Любянки, многих обреченных заводили в подземный ход, стреляли в затылок и там, в подземелье, оставляли. Но ничего этого не мог знать юный историк из 3аволжской школы средне школы, впервые, не по своей воле, переступивший порог этого невеселого заведения. Часа через два его препроводили в полуподвальный этаж, в одиночную камеру с зарешеченным окошком, шириной и высотой с кирпич. Маленькая электролампочка посреди потолка тоже была зарешечена. Топчан у стены да параша в углу - вот и вся обстановка. Допросы начались лишь на третьи сутки под утро, когда шестнадцатилетнего мальчишку с ног валил сон. [...] Выйдя из калитки, Михаил Ефимович шел по улице покачиваясь, будто пьяный. Боль в висках ослабла, но подташнивало и время от времени кололо сердце. Тревога за сына гнала его из дома. Но куда? Этого он и сам еще не знал, как не знал и другого: за что? Взяли мальчишку, совсем желторотого! Нашли злоумышленника! Ну разве не глупо – видеть в сопливом школьнике угрозу безопасности державы? Ловили бы лучше дезертиров! Так нет, Вытряхивают по Ночам из постелей беззащитных школьников. Крысы тыловые, захрeбeтники! 3аплечных дел мастера! [...]
В. Крюков. В подвалах тверской “Лубянки”. Повесть о пережитом.
//Газета “Литературная Тверь”. 1992. №3-4 (5). С. 7.
По окончании выступления последней группы, ребятам предлагается определить мopaльно - психологические последствия культа личности. Результаты этой работы записываются в тетрадь.
Мopaльно-психологические последствия господства культа личности Сталина
1. Сильнейший невосполнимый удар по генофонду страны.
2. Осуществление индустриализации и коллективизации означало выбор наиболее бесчеловечного пути развития.
3. Беспрекословное подчинение воле Вождя, подавление личности, всепоглощающее чувство стpaxa, что закрепилось в душах людей, приняло уpoдливые формы.
4. Не было ни одной социальной группы, которой бы не коснулся молох репрессий.
5. Была утрачена ценность человеческой жизни. Человек – это винтик, это – средство, которого много.
И вновь пройдем по дорожкам городского сквера. Таже безымянная, молчаливая, стоящая на коленях фигура. Нет, не молчаливая, а взывающая к людям фигура: “Не допустите! Не повторите! Стойкий, Несгибаемый Советский Человек, имя которого звучало сегодня со страниц архивных документов. И сегодняшний урок – это малая толика признания, дань уважения им, вынесшим все на своем жизненном пути, не сломленным и вслед за А.А.Ахматовой мы повторяем:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
Домашнее задание. Написать эссе на тему: “Уроки 37.”
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
08 12 2023 11:48:31
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину.
...
07 12 2023 21:15:41
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
06 12 2023 9:14:58
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
05 12 2023 13:25:37
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
04 12 2023 22:13:55
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
03 12 2023 14:57:27
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
02 12 2023 1:47:23
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
...
01 12 2023 15:13:10
Необычность урока в том, что проводится он двумя учителями истории, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся возможность разной интерпретации и оценки одних и тех же исторических фактов. Учащиеся после урока отмечали, что нелегко определиться с выбором, если каждый учитель настойчиво отстаивает свою точку зрения, противоположную версии другого учителя. Но именно в такой ситуации дети учатся размышлять, делать выводы, отстаивать своё мнение и опровергать аргументы оппонентов. ...
30 11 2023 6:17:39
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
29 11 2023 16:53:40
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
28 11 2023 1:47:41
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
27 11 2023 8:28:46

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
26 11 2023 22:23:34
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
25 11 2023 1:19:32
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
24 11 2023 3:18:55
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
23 11 2023 4:44:30
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
22 11 2023 7:18:32
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
21 11 2023 13:34:12
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
20 11 2023 12:48:16
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
19 11 2023 9:59:35
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу?
Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом.
...
18 11 2023 23:11:22
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
17 11 2023 22:27:12
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
16 11 2023 11:48:11
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
15 11 2023 6:36:13
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
14 11 2023 11:26:18
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
13 11 2023 6:14:48
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
12 11 2023 10:41:45
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
11 11 2023 7:17:21
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
10 11 2023 0:50:25
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
09 11 2023 20:48:10
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
08 11 2023 3:19:36
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
07 11 2023 13:27:39
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
06 11 2023 0:19:47
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
05 11 2023 13:37:22
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
04 11 2023 8:24:39
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
03 11 2023 0:15:48
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
02 11 2023 13:56:34
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
01 11 2023 8:49:23

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
31 10 2023 4:19:17
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
30 10 2023 22:59:52
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
29 10 2023 16:13:44
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
28 10 2023 16:20:48
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
27 10 2023 2:39:46
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
26 10 2023 13:12:47
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
25 10 2023 4:19:46
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
24 10 2023 8:25:32
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
23 10 2023 4:35:21
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
22 10 2023 13:56:10
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
21 10 2023 11:17:58
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
20 10 2023 16:41:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::