Возвращенные имена. Истории политических репрессий в 30 годы XX века в Тверском крае
Форма проведения: урок-конференция с элементами лабораторной (источниковедческой работы).
Метод: групповая работа.
Оформление:
А) изображение памятника “Жертвам репрессий” в городском сквере;
Б) изображение здания Медицинской академии, где в 30 годы располагалось управление НКВД;
В) ксерокопии архивных документов организации “Земля и глина”.
Цель:
Образовательные
- расширить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала;
- повысить интерес учащихся к изучению краеведческому материалу.
Воспитательные
- показать пагубность тоталитарных режимов, культа личности;
- содействовать пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства;
- содействовать формированию чувства ответственности за судьбу своей страны.
Развивающие
- совершенствовать методы поисковой работы учащихся;
- обогащать словарный запас;
- приобщать к литературному чтению;
- формировать собственное мнение об исторических событиях.
ХОД УРОКА
В жизни каждого государства есть немало страниц, достойных восхищения, гордости за поступки дедов и прадедов, признания творений мастеров: художников и изобретателей, писателей и ученых. Но вместе с тем были в истории нашей страны и трагические страницы.
В центре города Твери, на территории бывшего тверского кремля, напротив гимназии № 6, есть небольшой сквер. Тихо здесь, грустно. Несколько дорожек ведет к небольшому памятнику из черного гранита. Фигура обнаженного человека, стоящего на коленях, но, сколько достоинства, гордости, несклоненности, несгибаемости в фигуре.
Для подготовки урока использовались материалы сборника:
“Возвращение к правде”. (Из истории политических репрессий в Тверском крае в 20–40-е и начале 50-х годов. – Архивный отдел администрации Тверской области, Тверской центр документации новейшей истории. – Тверь, 1995)
Одному из учеников, за некоторое время до даты проведения урока, дается опережающее задание по теме “Гордый скорбный памятник в городском сквере”.
(Используя материалы краеведческого информационного центра Областной Универсальной библиотеки, подготовить сообщение о памятнике)
Класс разбивается на 2 группы.
Каждая группа получает собственное задание, над которым ей предстоит работать, и которое надо будет представить в виде презентации. Ребята тщательно изучают представленные для работы материалы: формулируют вопросы, делают все возможные выводы по нему, распределяют роли каждого в общем задании, разpaбатывают форму представления результатов своего исследования, а затем презентуют результаты исследования. Важность этой работы заключается в том, что в ней формируется умение публичного выступления. Группа свою презентацию начинает с обозначения темы, над которой она работала: “Вашему вниманию представляется сообщение о .., составленное на основе материалов… (обозначается источниковедческая основа.)”. Так в рамках уроков рождаются маленькие - большие ученые, потому что работы ребят - это маленького формата большая исследовательская работа.
Работа на уроке начинается с мозгового штурма по проблеме знания следующих терминов: репрессии, реабилитация, культ личности, ЧК, НКВД, ОГПУ, ГУЛАГ, массовый террор, “тройка”, враг народа.
Учитель задает следующие вопросы:
- С именами каких российских правителей связаны массовые репрессии против Населения СССР?
- В какие годы проходили репрессии в ХХ веке?
- Каковы причины политических репрессий?
- Каково примерное количество жертв репрессий в стране?
- Какие органы занимались репрессиями в СССР в ХХ веке?
Учащимся предлагается проанализировать документ № 1 и сделать все возможные выводы по справке (документу 1) и документу 2.
Документ № 1. Из справки прокуратуры Тверской области №13-А-94.
Сведения о реабилитации жертв политических репрессий по районам Тверской области за период с 1989 г. по 1993 г. (5 лет)
№ п/п | Районы | Реабилитировано лиц | |
1. г. Калинин | 1969 | 2. Андреапольский | 583 |
3. Бежецкий | 616 | 4. Бельский | 489 |
5. Бологовский | 551 | 6 . Весьегонский | 456 |
7. Вышневолоцкий | 1048 | 8. Жарковский | 12 |
9. 3ападнодвинский | 958 | 10. 3убцовский | 821 |
11. Калининский | 1180 | 12. Калязинский | 548 |
13. Кашинский | 439 | 14. Кесовогорский | 240 |
15. Кимрский | 830 | 16. Конаковский | 499 |
17. Краснохолмский | 518 | 18. Кувшиновский | 588 |
19. Лесной | 241 | 20. Лихославльский | 772 |
21. Максатихинский | 384 | 22. Молоковский | 516 |
23. Нелидовский | 390 | 24.0ленинский | 801 |
25. Осташковский | 633 | 26. Пеновский | 346 |
27. Рамешковский | 538 | 28. Ржевский | 1408 |
29. Сандовский | 571 | 29. Селижаровский | 171 |
31. Сонковский | 373 | 32. Спировский | 340 |
33. Старицкий | 1410 | 34. Торжокский | 992 |
35. Торопецкий | 929 | 36. Удомельский | 667 |
37. Фировский | 94 | 38. Жители других областей | 331 |
Итоrо | 24252 |
Документ № 2. Сведения о социальном положении жертв политических репрессий по Тверской области, реабилитированных в 1989–1993 гг.
Должностные лица | 154 |
Инженерно-технические работники | 863 |
Служащие | 1057 |
Рабочие | 4130 |
Колхозники | 7254 |
Единоличники | 5754 |
Кустари | 580 |
Служители религиозного культа | 1304 |
Пенсионеры | 172 |
Военнослужащие | 546 |
Отбывали наказание в колониях области | 527 |
Не работали | 1881 |
Итого: | 24252 |
Подвергнуты расстрелу | 3674 |
Подвергнуты ссылке члeнов семей изменников Родины | 859 |
Одним из выводов ребят является вывод о том, что все социальные слои советского общества были подвергнуты репрессивному прессингу.
Вот разговор о них, о безвинных жертвах сталинских репрессий, предстоит наш сегодняшний разговор, о тех, чьи имена известны лишь их родственникам, да мрачным страницам их личных дел. Они возвращаются из небытия, чтобы воззвать к ответу, чтобы их честное имя звучало для тех, кому неведом страшный 37 и “ чтобы горькая доблесть их поселилась в сердцах живых”, мы будем говорить о молодежи.
Задание для группы 1
Документ № 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Союз “3емля и глина”
Молодежный союз “Земля и глина” организован 25 ноября 1930 года в селе Каменка (ныне г.Кувшиново) и просушествовал до 17 января 1931 года. Название близко к народническим мотивам, а символика: герб организации (солнце, колосья, в центре - кирка, лом и лопата и значок с черепом) - очень похожа на масонскую. В состав союза входило полтора десятка парней и девчат - комсомольцев и коммунистов, возрастом от восемнадцати лет и старше. Руководящее ядро - члeны ВКП (б) О. Михеев и Н. Яковлев, а также Н. Цветков (секретарь объединенной заводской ячейки) и Н. Зольников (секретарь ячейки ВЛКСМ нижней фабрики). Первоначально группа не имела названия, но затем по предложению Н. Цветкова стала называться “Земля И глина”: с одной стороны - рядовые комсомольцы, а с другой - аппаратчики, наслоившиеся к комсомолу, как глина. Борясь против насильственной коллективизации, члeны союза, по их мнению, тем самым боролись за очищение социалистической идеи от извращающей ее пpaктики. Помимо обсуждения политической ситуации в стране и чтения запретной литературы ("Уроки Октября" Л. Троцкого и др.) самый заметный след активности - выпуск листовок. Одна из докладных в обком партии сообщала, что в результате распространения “Землей и глиной” антиколхозных прокламаций “деревня Зуборево до сих пор единоличная”. Организация не успела оформиться, не имела еще программы и устава, когда была раскрыта НКВД. В уголовном порядке никто в 1931 году не был наказан, но О. Михеева и Н. Яковлева исключили из партии и комсомола, а бюро фабричной ячейки ВЛКСМ было распущено. В 1937 году по ложному обвинению в создании “Рабоче-крестьянской партии России” были репрессированы. О. Михеев (умер в тюрьме г. Калинина в 1937 г.), В. 30ЛЬНИКОВ, В. Одинцов, Н. Цветков (участник “террористической банды под названием “3емля и глина”) С. Трубецкой, А. Иванов и др. В настоящее время все они реабилитированы. Глиняный пир // Труд. 1990. 6 декабря.
Документ № 4. Справка начальника Каменского районного отдела УНКВД, лейтенанта госбезопасности С. С. Иванова, направленная секретарю Каменского райкома ВКП(б) Т. Н. Волкову
г. Каменка 17 ноября 1936 г.
Данная к/р группа с момента ее организации повела открытую активную фpaкционную борьбу против райкома комсомола, срывала подготовку конференции ВЛКСМ, выступала против коллективизации, отказывалась от подписки на заем, отказывалась вести партийную работу в деревне в момент организации колхозов, открыто на комсомольском собрании выступала против распространения и изучения сочинений В.И. Ленина, восхваляя Троцкого и его деятельность своим пением в рабочем клубе, на улице и в стенах школы к/р частушек и разных стихотворений:
Эх, и полную дали свободу,
С горем ее вспоминай.
Эх, коммунары, что вы дали народу,
С голоду хоть помирай.
Группировка ставила перед собой задачу свергнуть местную власть, обезоружить сторожевую охрану фабрики и милицию, завязать связь с Москвой, сделать восстание в деревне. В январе 1931 года группа была ликвидирована.
Лейтенант госбезопасности (Иванов)
Документ № 5. Из воспоминаний репрессированного в 1937 года по делу “Рабоче-крестьянской партии России” и молодежной организации “Земля и глина” С. Л. Трубецкого (р. 1911 г.) о eгo пребывании в карцере внутренней тюрьмы НКВД г. Калинина .
После того, как я отказался давать показания, следователь Сидоров отправил меня в “санаторий” (карцер) на 10 суток, как он сказал подумать (…) И вот меня повели. Спустили в подвал, где расположена внутренняя тюрьма (сейчас это здание мединститута). Подвели ко второй двери и велели раздеться и снять ботинки. На мне остались одни кальсоны, открыли дверь и втолкнули меня в холодный карцер. Я как будто попал в холодный погреб. Пол цементный, холодный как лед. Высокое, длинное, полуосвещенное помещение: в длину пять небольших шагов, в ширину – 1,5. На высоте около 10 см от пола деревянный топчан с подголовником. Под потолком в толстой металлической сетке мерцала электролампочка. Стены сырые, видны капли воды и самое ужасное - большое количество ползущих крупных, серых мокриц. Я, буквально коченея от холода, решил прилечь на топчан. Мертвая тишина, даже мух нет! Только свернулся калачиком, как начали чесаться спина и бок. Приподнялся и охнул! Из щелей топчана лезли крупные, красные клопы. Это была явно дополнительная пытка, придуманная следователями НКВД. Так промучился я первую ночь. Утром открылось окошко, и через него надзиратель подал мне 400 грамм хлеба, щепотку соли и кружку кипятка. Оказывается, хлеб и щепотка соли были суточным рационом. Оказывается, так не давали заключенному умереть […]. Калининекая правда. 1990, 21 июля
Задание для группы 2.
Документ № 6. Из воспоминаний М. Е. Белянина, героя повести твepcкoro писателя 8. Крюкова “8 подвалах тверской "Лубянки", об аресте сына Николая, ученика девятого класса Заволжской средней школы.
Резким ударом ноги Михаил Ефимович распахнул калитку и вышел на улицу. На нем лица не было. На лбу и скулах пылали пунцовые пятна. У рта явственно, треугольником проступили складки. Случилось жуткое. Минувшей ночью, когда он был еще на заводе, оперативники МГБ подняли с постели и увезли его сына, ученика девятого класса Колю Белянина. В доме все перевернуто вверх дном, делали обыск.
Михаил Ефимович не был бы так потрясен, если бы арестовали его самого. Подробности об аресте он узнал час назад. Жена толково рассказать не могла, срывалась на плач, ее утешала сестра, жившая у них с января сорок второго, после возвращения из эвакуации. С их слов он и восстановил картину ночного визита.
... Часа в два ночи к ним в окно застучали. Стук был негромкий, но настойчивый. Первой поднялась жена Михаила Ефимовича, мать Николая. Открыв форточку, она спросила в сердцах: - Кто там? На дворе было темно, но она разглядела: под окном стояли двое мужчин в штатском. Откройте, я оперативный уполномоченный НКВД-МГБ, - потребовал один из них. Ноги у Веры Семеновны подкосились, руки одеревенели - она долго не могла справиться в сенях с запором. Когда, наконец, дверь открылась, двое, решительно отстранив ее в угол, рванулись в дом. Будто там скрывался вооруженный преступник.
Уже в комнате, оглядевшись, один из них, видимо, старший, предъявил Вере Семеновне сразу два ордера: на обыск и на арест Николая Белянина, ученика девятого класса 3аволжской школы. Прочитать ордера Вера Семеновна не смогла: потеряв сознание, она тут же упала на руки своей старшей сестры. Один из оперативников, проявив определенную сноровку, усадил Веру Семеновну на диван и достал из кармана пузырек с нашатырным спиртом. 3апах нашатыря растекся по комнате. На вопросы оперативников пришлось отвечать тетке Николая. Сухощавая, растрепанная спросонья старуха лет шестидесяти, в эти минуты она не потеряла самообладания. Сам же Николай, словоохотливый вундеркинд, изумлявший учителей и одноклассников способностью быстро умножать в уме трехзначные числа, знавший на память “Горе от ума” и почти все главы “Евгения Онегина” испуганный появлением незванных гостей, тоже потерял дар речи:
Взяв дрожащими руками предъявленный ему ордер, надев очки, он начал читать, но от волнения и стpaxa у него схватило живот. [...] Николай сидел на диване ни жив, ни мертв, и наблюдал безучастно за тем, как молодой оперативник, выдергивая ящик за ящиком из письменного стола, выворачивает их содержимое на пол, роется в разбросанных по полу тетрадях и книгах, а другой, надев очки, неторопливо перебирает книги на стеллажах. [...] В сопровождении оперативников он спустился с крыльца. На улице, возле калитки, их ждала черная “эмка”. - 3алезай,- старший открыл заднюю дверцу, подтолкнул Николая в машину. Не успел он опуститься на сиденье, как оказался сжатым с боков сильными мужскими телами. Ехали по ночному городу. 3а окном в темноте угадывались очертания знакомых улиц, пугающих своими развалинами, пустыми проемами окон ... следы бомбежек и пожаров изуpoдовали до неузнаваемости когда-то красивый 3аволжский район. Ехать пришлось недолго. 3апомнился довольно высокий двор, огороженный просторным, метров в пять, каменным забором, с протянутой поверх колючей проволокой. Это была внутренняя тюрьма местной Лубянки, которую горожане всегда старались обходить стороной. [...] По наивности своей он все еще надеялся, что его арест - это чистейшей воды недоразумение, чья-то нелепая ошибка, скорее всего, его с кем – то спутали. Даже казенная суровость оперативников, сопровождавших его, не очень смущала Николая: у них работа такая. Вот сейчас разберутся, думал он, и его отпустят домой, и он снова завалится спать в свою мягкую и теплую кровать, и все в его жизни встанет на мecто, и вce пойдет своим чередом [...] Спустя полвека после описываемых событий московские и местные археологи начав раскопки у предполагаемых стен тверского кремля, наткнутся на два подземных хода к реке Тьмаке. И обнаружат там множество человеческих скелетов, не совсем еще истлевших. Анализ покажет, что эти останки - следы страшного тридцать седьмого и последующих лет. И будет доподлинно установлено: не все трупы вывозили из Внутренней тюрьмы местной Любянки, многих обреченных заводили в подземный ход, стреляли в затылок и там, в подземелье, оставляли. Но ничего этого не мог знать юный историк из 3аволжской школы средне школы, впервые, не по своей воле, переступивший порог этого невеселого заведения. Часа через два его препроводили в полуподвальный этаж, в одиночную камеру с зарешеченным окошком, шириной и высотой с кирпич. Маленькая электролампочка посреди потолка тоже была зарешечена. Топчан у стены да параша в углу - вот и вся обстановка. Допросы начались лишь на третьи сутки под утро, когда шестнадцатилетнего мальчишку с ног валил сон. [...] Выйдя из калитки, Михаил Ефимович шел по улице покачиваясь, будто пьяный. Боль в висках ослабла, но подташнивало и время от времени кололо сердце. Тревога за сына гнала его из дома. Но куда? Этого он и сам еще не знал, как не знал и другого: за что? Взяли мальчишку, совсем желторотого! Нашли злоумышленника! Ну разве не глупо – видеть в сопливом школьнике угрозу безопасности державы? Ловили бы лучше дезертиров! Так нет, Вытряхивают по Ночам из постелей беззащитных школьников. Крысы тыловые, захрeбeтники! 3аплечных дел мастера! [...]
В. Крюков. В подвалах тверской “Лубянки”. Повесть о пережитом.
//Газета “Литературная Тверь”. 1992. №3-4 (5). С. 7.
По окончании выступления последней группы, ребятам предлагается определить мopaльно - психологические последствия культа личности. Результаты этой работы записываются в тетрадь.
Мopaльно-психологические последствия господства культа личности Сталина
1. Сильнейший невосполнимый удар по генофонду страны.
2. Осуществление индустриализации и коллективизации означало выбор наиболее бесчеловечного пути развития.
3. Беспрекословное подчинение воле Вождя, подавление личности, всепоглощающее чувство стpaxa, что закрепилось в душах людей, приняло уpoдливые формы.
4. Не было ни одной социальной группы, которой бы не коснулся молох репрессий.
5. Была утрачена ценность человеческой жизни. Человек – это винтик, это – средство, которого много.
И вновь пройдем по дорожкам городского сквера. Таже безымянная, молчаливая, стоящая на коленях фигура. Нет, не молчаливая, а взывающая к людям фигура: “Не допустите! Не повторите! Стойкий, Несгибаемый Советский Человек, имя которого звучало сегодня со страниц архивных документов. И сегодняшний урок – это малая толика признания, дань уважения им, вынесшим все на своем жизненном пути, не сломленным и вслед за А.А.Ахматовой мы повторяем:
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
Домашнее задание. Написать эссе на тему: “Уроки 37.”
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
28 03 2024 0:55:58
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
27 03 2024 1:33:27
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
26 03 2024 9:45:25
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
25 03 2024 8:23:16
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
24 03 2024 17:10:27
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
23 03 2024 17:29:11
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
22 03 2024 1:55:12
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
21 03 2024 23:20:18
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
20 03 2024 21:49:30
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
19 03 2024 7:18:33
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
18 03 2024 13:52:30
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
17 03 2024 0:57:17
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
16 03 2024 12:22:34
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 03 2024 12:55:23
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
14 03 2024 19:41:54
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
13 03 2024 4:23:52
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
12 03 2024 13:35:31
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
11 03 2024 2:41:41
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
10 03 2024 17:35:32
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
09 03 2024 20:52:10
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
08 03 2024 4:15:50
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
07 03 2024 19:51:39
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам. ...
06 03 2024 16:27:54
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
05 03 2024 10:16:57
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
04 03 2024 13:42:32
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
03 03 2024 11:25:25
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
02 03 2024 18:52:46
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
01 03 2024 20:18:21
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
29 02 2024 3:32:54
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
28 02 2024 15:50:51
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
27 02 2024 15:26:30
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
26 02 2024 7:33:24
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
25 02 2024 21:33:43
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
24 02 2024 19:51:22
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
23 02 2024 4:58:56
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
22 02 2024 8:45:31
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
21 02 2024 7:40:18
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
20 02 2024 1:42:21
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной. ...
19 02 2024 13:49:53
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...
18 02 2024 8:54:49
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
17 02 2024 16:48:24
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
16 02 2024 19:28:45
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
15 02 2024 16:11:55
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
14 02 2024 3:46:55
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
13 02 2024 5:34:18
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
12 02 2024 16:17:37
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
11 02 2024 2:10:27
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
10 02 2024 13:39:26
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
09 02 2024 0:25:15
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
08 02 2024 1:53:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::