Внешняя политика России в 1801–1812 гг.
Цели урока:
- показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность;
- развитие навыков анализа, сравнения, определение главного, работы с картой, историческим источником.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
- Антифранцузские коалиции.
- Тильзитский мир.
- Война со Швецией.
- Обострение восточного вопроса.
IV. Закрепление материала.
V. Домашнее задание.
VI. Выставление оценок.
Основные понятия: коалиция; конвенция; континентальная блокада; восточный вопрос; сейм. Основные даты: 1801 г. – добровольное вхождение в состав России Восточной Грузии; 1805 г. – формирование третьей антифранцузской коалиции; 1806 г. – формирование четвертой антифранцузской коалиции; 1804–1813 гг. – война с Ираном; 1806–1812 гг. – война с Турцией; 1807 г. – Тильзитский мир; 1808–1809 гг. – война со Швецией.Оборудование: ММК (проектор - 1 шт., экран., компьютер - 1 шт.), рабочие листы ученика.
Используемый медиа-ресурс: Microsoft Word , PowerPoint.
Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователя компьютера программы Word, PowerPoint.
Приложение 1 – проверочные задания.
Приложение 2 – электронная презентация.
Приложение 3 - рабочий лист ученика (пустой).
Приложение 4 - тексты.
Приложение 5 - рабочий лист ученика (заполненный).
I. Проверка домашнего задания.
1. Понятийная мозаика.
Проверка усвоения новых понятий производится в форме взаимопроверки. Задание выполняется на отдельных листах или же включается в рабочий лист ученика.
Приложение 1. Задание 1.
2. Работа с вопросами 1 §1.
3. Работа над вопросами 2,3 §1.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя
- Итак, мы выяснили, какими были первые шаги Александра I во внутренней политике. Сегодня мы ознакомимся с направлениями его деятельности во внешней политике.
Приложение 2. (Слайд 1)
- Вспомните, что такое внешняя политика? (Взаимоотношения с другими государствами)
Работа с картой. Приложение 2. (Слайд 2)
Обведите границы Франции к концу XVIIIвека.
- Как они изменились в первое десятилетиеXIX века? (Территория Франции расширилась, под ее контроль попали многие государства Европы вследствие захватнической внешней политике Франции, возглавляемой Наполеоном)
- Вспомните, как складывались отношения между Россией и европейскими державами в период царствования Павла I? (Первоначально, Россия входила во II антифранцузскую коалицию и провела ряд успешных военных операций. Но вследствие обострения отношений с союзниками (Австрия, Англия) вышла из воны и заключила мир с Францией).
III. Изучение нового материала.
Слово учителя
- Сегодня на уроке мы выясним, какие направления доминировали во внешней политике Александра I. (Объявляется задание на урок, объясняется технология работы с листом ученика).
Задание на урок.
Выделить основные направления внешней политики.
Определить задачи стоящие перед Россией по данным направлениям.
Определить степень реализации поставленных задач.
В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист, последовательно выполняя задания и заполняя составные части конспекта- схемы.
Приложение 2. (Слайд 3, 4)
Работа с текстом учебника. §2, п. 1 , абзац 1.
- Каковы были первые внешнеполитические шаги Александра I? (Возобновилась торговля с Англией, отозваны казачьи части, отправленные в Индию)
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Слово учителя
- Одновременно ухудшаются взаимоотношения России и Франции. В 1804 г. Россия вступает в III антифранцузскую коалицию. В не входили Англия, Россия, Австрия, Швеция, Неаполитанское королевство. Апогеем ее деятельности стало сражение под Аустерлицем в декабре 1805 г.
Приложение 2. (Слайд 5)
Работа с источником. Сражение под Аустерлицем.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994. С. 457.)
- Определите итоги и последствия данного сражения? (Большие потери союзников. Распад коалиции)
Приложение 4. Текст 1.
Слово учителя
- В 1806 г. Была создана IV антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. В ответ Наполеон объявил о “ континентальной блокаде Англии – запрете на всякие связи между ней и странами Европейского континента”. Боевые действия не принесли успеха коалиции. После разгрома Пруссии Франция оказалась у границ России. Принимая во внимание истощение материальных, военных и людских ресурсов Александр I пошёл на переговоры с Наполеоном. Подписанный императорами в июне 1807 г. договор назван Тельзитским , т.к. был подписан в г. Тельзит.
Рассказ учителя. Встреча Александра I с Наполеоном в Тильзите.
(Заичкин И. А., Почкаев И. Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464)
Приложение 4. Текст 2.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Работа с текстом учебника. §2,п. 4.
- Выделите основные пункты данного договора, разделите их на имеющие положительные и отрицательные последствия для России. (Примерный ответ – Приложение 5)
Приложение 2. (Слайд 6)
- Какие направления стали главными для России после заключения Тельзитского мира? (Борьба с Турцией, Ираном, Швецией)
Работа с текстом учебника по рядам. 1 ряд - §2 п. 5.,2 ряд - §2 п. 3,6. 3 ряд - §2 п. 3, 7.
Заслушивание ответов.
Заполнение учащимися рабочего листа по ходу пояснений учителя.
Приложение 3.
Приложение 2. (Слайд 7)
Слово учителя
- Тельзитский мир был недолгим. Россия терпела из-за континентальной блокады Англии колоссальные убытки, что вызывало недовольство общества. Франция же была недовольна тем, что Россия торгует с Англией посредством нейтральных американцев. Создание Наполеоном Герцогства Варшавского стало явной угрозой суверенитету и территориальной целостности России.
Введенный же Россией новый таможенный тариф (высокие пошлины на предметы роскоши, поставляемые из Франции) больно ударил по казне Франции. Стало ясным, что война неизбежна.
- На основании заполненного Вами конспекта –схемы прошу Вас выполнить на задания поставленные в начале урока и записать ответы. (Примерный ответ – Приложение 6)
Заслушивание ответов.
Приложение 2. (Слайд 8)
IV. Закрепление материала.
Работа с картой.
- Укажите на карте направления и места основных внешнеполитических событий.
Приложение 2. (Слайд 9)
- Работа с текстом.
Приложение 1. Задание 2. Подчеркните правильные фрагменты в тексте.
V. Домашнее задание.
§2. Вопросы к параграфу.
Работа с конспектом-схемой.
Приложение 2. (Слайд 10)
VI. Выставление оценок.
После выполнения задания, учащиеся сдают листы с заданиями 1 и 2. По усмотрению учителя он может оценить или вместе или по отдельности оба задания. Работая в ходе урока, у интеpaктивной доски учащийся также может получить оценку. При желании учитель может вывести среднеарифметическую оценку.
Литература- Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра I. М., 1994, С. 463-464, 457.
- Градскова Е.П., Самсонов А.И. Школьный атлас по истории России. – М., 1997.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. – М., Просвещение, 2007.
- Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX века. – М., 1963.
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. – М., Вако, 2004.
- Тырин С.В. и др. История Росии XIX век Рабочая тетрадь. 8 кл. – М., Дрофа, 2005.
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
27 05 2023 4:42:25
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
26 05 2023 11:33:33
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
25 05 2023 6:33:43

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
24 05 2023 9:34:49
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
23 05 2023 11:57:41
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
22 05 2023 0:24:12
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
21 05 2023 4:45:51
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
20 05 2023 2:28:57
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
19 05 2023 22:36:53
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
18 05 2023 13:25:19
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
17 05 2023 20:41:11
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
16 05 2023 2:26:57
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
15 05 2023 21:56:21
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
14 05 2023 19:37:35

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
13 05 2023 2:57:44
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
12 05 2023 13:57:12
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
11 05 2023 9:50:44
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 05 2023 13:59:25
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
09 05 2023 13:20:11
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
08 05 2023 14:24:41
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
07 05 2023 0:43:12
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
06 05 2023 9:42:30
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
05 05 2023 4:18:26
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
04 05 2023 2:57:24
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
03 05 2023 13:15:46

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
02 05 2023 18:45:51
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
01 05 2023 17:55:36
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
30 04 2023 1:43:24
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
29 04 2023 17:53:53
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
28 04 2023 23:52:54
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
27 04 2023 6:33:24
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
26 04 2023 17:12:31
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
25 04 2023 7:35:34

Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
24 04 2023 16:55:39
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
23 04 2023 21:26:35
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
22 04 2023 0:37:25
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
21 04 2023 1:15:34
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
20 04 2023 20:42:52
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
19 04 2023 5:20:57
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
18 04 2023 1:59:45
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
17 04 2023 19:22:57
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
16 04 2023 13:32:13
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
15 04 2023 16:49:56
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
14 04 2023 8:54:52
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
13 04 2023 3:41:33
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
12 04 2023 1:58:10
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
11 04 2023 5:28:46
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
10 04 2023 22:59:24

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
09 04 2023 13:55:56
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
08 04 2023 7:42:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::