Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)
Цели урока:
- Осмысление особенностей стратегии и тактики большевистской власти, осмысление сущности исторического перелома октября 1917 года, его места и роли в исторической судьбе России;
- Извлечение уроков из этой страницы истории;
- Развитие умения владеть различными способами мышления, контролировать их проявления, умения управлять своим мышлением, отслеживать его способы, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Форма урока: деловая игра: "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век".
Технологии урока:
- методика Эдварда де Боно "шесть шляп",
- метод "ассоциаций",
- дискуссия,
- ИКТ,
- социологический опрос.
"Шесть способов мышления"
- Синяя шляпа - организация процесса делового общения, определение смысла и целей диалога, его ведение, представление хроники событий и документов его иллюстрирующих - роль учителя и архивного отдела редакции ;
- Белая шляпа - начало процесса аналитического мышления и оценки событий "с чистого лица" - социологический отдел редакции;
- Красная шляпа - эмоциональное восприятие и отношение к предмету диалога, чувства, сопереживание историческим героям той эпохи - литературный отдел редакции - подготовка эссе, эмоциональных зарисовок от лица современников той эпохи и людей нашего времени;
- Зелёная шляпа - творческое, образное восприятие исторического процесса - художественный отдел редакции, воплощающий исторический момент в художественных образах, иллюстрациях;
- Чёрная шляпа - критическое мышление, осмысливающее негативные стороны данного исторического опыта, его природу,. Истоки и последствия - отдел критического анализа редакции;
- Жёлтая шляпа - позитивное мышление, направленное на выявление положительных, позитивных сторон данного исторического процесса, извлечение из него уроков - философский отдел актуализации опыта истории.
Оборудование урока
- Мобильный комплекс
- Парты расставлены по кругу - для каждого отдела редакции
- Символы, необходимые для подведения итогов
работы ( вырезаны из бумаги)
- Белый лист
- Красное пламя
- Зелёный листочек
- Чёрный треугольник
- Жёлтое солнце.
Символы разрезаны на жетоны: задача отделов - собрать свой символ: каждое продуктивное включение в мыслительный процесс - приносит жетон.
Подготовка урока
За 1,5-2 недели до урока учитель предлагает ребятам провести в интересной форме урок по теме: "Становление Советской власти". Ребятам предлагается разделиться на 6 групп по превалирующему познавательному интересу и преобладающим способностям:
- ИКТ
- ИЗО
- литература, театр
- социология, коммуникации
- философия
- история
Если ребята ещё не знакомы с шестью способами мышления по Эдварду де Боно, учитель рассказывает о них ребятам.
Каждой группе даётся задание по теме урока, которое они выполняют через выбранную познавательную область и используя один способ мышления.
Каждая группа становится определённым отделом редакции газеты
Весь класс - это редакция газеты, перед которой стоит одна общая задача - подготовить спецвыпуск номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век"
Отдел редакции | Способ мышления | Задание по интересу |
Социологический | Белая шляпа - с "чистого листа" | Провести социологический опрос |
Архивно - документальный | Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение | Подготовить презентацию о хронике и документах большевиков |
Художественный отдел | Зелёная шляпа - творческое мышление | Подготовить проекты художественного оформления титульного листа и иллюстраций |
Литературный отдел | Красная шляпа - эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний | Подготовка эссе от имени человека нашего времени (можно, разных поколений) и современников тех событий (причём, разных классов) |
Отдел критического анализа | Чёрная шляпа - критическое, негативное мышление | Формулирование аргументов в поддержку отрицательной оценки действий большевиков |
Философский отдел | Жёлтая шляпа - позитивное мышление | Формулирование аргументов в поддержку положительной оценки действий большевиков, извлечение уроков . |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (синяя шляпа) - главного редактора о целях, регламенте, последовательности участия отделов, их роли в подготовке спецвыпуска.
Слово социологическому отделу - о результатах социологического опроса.
1) Вопросы социологического исследования:
Ваше отношение к Октябрьской революции?
А) положительное
Б) отрицательное
В) неоднозначное
Г) не могу сказать
2) Как вы относитесь к Праздничному Дню - 7 Ноября?
А) отменить, как праздник
Б) оставить, как праздничный день - День Революции
В) оставить, как праздничный день - День Согласия, Примирения В социологическом опросе участвуют две группы респондентов:
1) родители, бабушки и дедушки учащихся
2) учащиеся старших классов. Социологический отдел представляет диаграммы, анализирует общественное мнение. Другим отделам предлагается включиться в обсуждение, выразить своё мнение.
3. Архивно-документальный отдел представляет презентацию "Хроника и документы Советской власти". (презентация прилагается к уроку).
4. Ассоциативные "перевёртыши": предлагаются для разгадывания всеми отделами:
"Перевёртыш" | Разгадка |
"Промедление cмepти подобно" | Мобильность Советской власти |
"В игру одну мы поиграли От нас поэтому отстали" |
Учредительное собрание |
Красивый уход Победы исход" |
Большевики покинули Учредительное собрание, т.к. оказались в меньшинстве |
"Можно в чём - то уступать Чтобы власть не потерять" |
Политика компромисса: социализация земли, Брестский мир, Учредительное собрание |
"Разделяй и властвуй" | Комитеты бедноты - раскололи деревню |
"Мы за ценой не постоим" | Красный террор, расстрел семьи Романовых |
5. Литературный отдел представляет эссе, выражающие эмоциональное отношение людей нашего времени и современников тех событий к первым мероприятиям Советской власти.
6. Художественный отдел представляет и защищает проект титульного листа выпуска и проект иллюстраций к нему.
Другим отделам предлагается выразить свою интерпретацию увиденных образов, согласиться или отвергнуть предложенные варианты художественного оформления выпуска, предложить свои.
7. Отдел критического анализа обобщает негативные стороны начала правления большевиков, показывает их происхождение и природу.
Другим отделам предлагается подключиться к "чёрной шляпе"
8. Философский отдел извлекает уроки из данного исторического опыта.
Другие отделы подключаются к "жёлтой шляпе".
9. Заключительная часть урока: творческое задание всем группам: предложить свой эпиграф к данному спецвыпуску номера газеты и защитить его.
10. Заключительное слово главного редактора (учителя): подведение итогов заседания редакции - выкладывание из набранных жетонов символа своего отдела.
Презентация.
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
12 08 2022 2:12:57
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
11 08 2022 23:19:36
В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов.
...
10 08 2022 13:17:17
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
09 08 2022 3:29:33
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
08 08 2022 3:16:39
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
07 08 2022 3:43:40
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
06 08 2022 13:35:10
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
05 08 2022 9:59:53
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
04 08 2022 14:18:23
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
03 08 2022 10:26:50
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
02 08 2022 4:54:56
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
01 08 2022 14:15:44
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
31 07 2022 2:59:26
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
30 07 2022 0:49:28
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
29 07 2022 7:48:19
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
...
28 07 2022 6:26:58
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
27 07 2022 12:55:48
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
26 07 2022 17:35:25
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
25 07 2022 1:55:19
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
24 07 2022 1:17:27
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
23 07 2022 13:36:23
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
22 07 2022 15:14:39
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
21 07 2022 14:33:43
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
20 07 2022 4:45:26
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
19 07 2022 7:42:21
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
18 07 2022 11:15:37

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
17 07 2022 8:48:36
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
16 07 2022 2:16:26
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
15 07 2022 3:14:35
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
14 07 2022 0:28:49
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
13 07 2022 3:44:19
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
12 07 2022 16:47:18
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
11 07 2022 14:44:31
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
10 07 2022 4:36:20
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
09 07 2022 23:25:49
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
08 07 2022 3:26:29
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
07 07 2022 12:20:42
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма.
Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
06 07 2022 9:11:43
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
05 07 2022 10:59:27

Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
04 07 2022 5:50:38
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
03 07 2022 0:21:31
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
02 07 2022 8:45:37
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
01 07 2022 1:47:26
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
30 06 2022 12:48:17
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
29 06 2022 2:29:27
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
28 06 2022 13:16:10
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
27 06 2022 21:28:33
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
26 06 2022 13:59:19
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
25 06 2022 13:32:54
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....
24 06 2022 9:30:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::