Методическая разработка урока истории "Становление Советской власти" (9-й класс)
Цели урока:
- Осмысление особенностей стратегии и тактики большевистской власти, осмысление сущности исторического перелома октября 1917 года, его места и роли в исторической судьбе России;
- Извлечение уроков из этой страницы истории;
- Развитие умения владеть различными способами мышления, контролировать их проявления, умения управлять своим мышлением, отслеживать его способы, умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Форма урока: деловая игра: "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век".
Технологии урока:
- методика Эдварда де Боно "шесть шляп",
- метод "ассоциаций",
- дискуссия,
- ИКТ,
- социологический опрос.
"Шесть способов мышления"
- Синяя шляпа - организация процесса делового общения, определение смысла и целей диалога, его ведение, представление хроники событий и документов его иллюстрирующих - роль учителя и архивного отдела редакции ;
- Белая шляпа - начало процесса аналитического мышления и оценки событий "с чистого лица" - социологический отдел редакции;
- Красная шляпа - эмоциональное восприятие и отношение к предмету диалога, чувства, сопереживание историческим героям той эпохи - литературный отдел редакции - подготовка эссе, эмоциональных зарисовок от лица современников той эпохи и людей нашего времени;
- Зелёная шляпа - творческое, образное восприятие исторического процесса - художественный отдел редакции, воплощающий исторический момент в художественных образах, иллюстрациях;
- Чёрная шляпа - критическое мышление, осмысливающее негативные стороны данного исторического опыта, его природу,. Истоки и последствия - отдел критического анализа редакции;
- Жёлтая шляпа - позитивное мышление, направленное на выявление положительных, позитивных сторон данного исторического процесса, извлечение из него уроков - философский отдел актуализации опыта истории.
Оборудование урока
- Мобильный комплекс
- Парты расставлены по кругу - для каждого отдела редакции
- Символы, необходимые для подведения итогов
работы ( вырезаны из бумаги)
- Белый лист
- Красное пламя
- Зелёный листочек
- Чёрный треугольник
- Жёлтое солнце.
Символы разрезаны на жетоны: задача отделов - собрать свой символ: каждое продуктивное включение в мыслительный процесс - приносит жетон.
Подготовка урока
За 1,5-2 недели до урока учитель предлагает ребятам провести в интересной форме урок по теме: "Становление Советской власти". Ребятам предлагается разделиться на 6 групп по превалирующему познавательному интересу и преобладающим способностям:
- ИКТ
- ИЗО
- литература, театр
- социология, коммуникации
- философия
- история
Если ребята ещё не знакомы с шестью способами мышления по Эдварду де Боно, учитель рассказывает о них ребятам.
Каждой группе даётся задание по теме урока, которое они выполняют через выбранную познавательную область и используя один способ мышления.
Каждая группа становится определённым отделом редакции газеты
Весь класс - это редакция газеты, перед которой стоит одна общая задача - подготовить спецвыпуск номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. 20 век"
Отдел редакции | Способ мышления | Задание по интересу |
Социологический | Белая шляпа - с "чистого листа" | Провести социологический опрос |
Архивно - документальный | Синяя шляпа - деловое, рациональное, предметное общение | Подготовить презентацию о хронике и документах большевиков |
Художественный отдел | Зелёная шляпа - творческое мышление | Подготовить проекты художественного оформления титульного листа и иллюстраций |
Литературный отдел | Красная шляпа - эмоциональное мышление, выражение чувств, переживаний | Подготовка эссе от имени человека нашего времени (можно, разных поколений) и современников тех событий (причём, разных классов) |
Отдел критического анализа | Чёрная шляпа - критическое, негативное мышление | Формулирование аргументов в поддержку отрицательной оценки действий большевиков |
Философский отдел | Жёлтая шляпа - позитивное мышление | Формулирование аргументов в поддержку положительной оценки действий большевиков, извлечение уроков . |
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (синяя шляпа) - главного редактора о целях, регламенте, последовательности участия отделов, их роли в подготовке спецвыпуска.
Слово социологическому отделу - о результатах социологического опроса.
1) Вопросы социологического исследования:
Ваше отношение к Октябрьской революции?
А) положительное
Б) отрицательное
В) неоднозначное
Г) не могу сказать
2) Как вы относитесь к Праздничному Дню - 7 Ноября?
А) отменить, как праздник
Б) оставить, как праздничный день - День Революции
В) оставить, как праздничный день - День Согласия, Примирения В социологическом опросе участвуют две группы респондентов:
1) родители, бабушки и дедушки учащихся
2) учащиеся старших классов. Социологический отдел представляет диаграммы, анализирует общественное мнение. Другим отделам предлагается включиться в обсуждение, выразить своё мнение.
3. Архивно-документальный отдел представляет презентацию "Хроника и документы Советской власти". (презентация прилагается к уроку).
4. Ассоциативные "перевёртыши": предлагаются для разгадывания всеми отделами:
"Перевёртыш" | Разгадка |
"Промедление cмepти подобно" | Мобильность Советской власти |
"В игру одну мы поиграли От нас поэтому отстали" |
Учредительное собрание |
Красивый уход Победы исход" |
Большевики покинули Учредительное собрание, т.к. оказались в меньшинстве |
"Можно в чём - то уступать Чтобы власть не потерять" |
Политика компромисса: социализация земли, Брестский мир, Учредительное собрание |
"Разделяй и властвуй" | Комитеты бедноты - раскололи деревню |
"Мы за ценой не постоим" | Красный террор, расстрел семьи Романовых |
5. Литературный отдел представляет эссе, выражающие эмоциональное отношение людей нашего времени и современников тех событий к первым мероприятиям Советской власти.
6. Художественный отдел представляет и защищает проект титульного листа выпуска и проект иллюстраций к нему.
Другим отделам предлагается выразить свою интерпретацию увиденных образов, согласиться или отвергнуть предложенные варианты художественного оформления выпуска, предложить свои.
7. Отдел критического анализа обобщает негативные стороны начала правления большевиков, показывает их происхождение и природу.
Другим отделам предлагается подключиться к "чёрной шляпе"
8. Философский отдел извлекает уроки из данного исторического опыта.
Другие отделы подключаются к "жёлтой шляпе".
9. Заключительная часть урока: творческое задание всем группам: предложить свой эпиграф к данному спецвыпуску номера газеты и защитить его.
10. Заключительное слово главного редактора (учителя): подведение итогов заседания редакции - выкладывание из набранных жетонов символа своего отдела.
Презентация.
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
18 03 2024 23:10:42
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
17 03 2024 15:25:24
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
16 03 2024 5:28:17
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
15 03 2024 21:21:52
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология. Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений. ...
14 03 2024 4:25:52
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
13 03 2024 13:30:14
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
12 03 2024 16:58:58
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
11 03 2024 23:59:49
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России. ...
10 03 2024 2:34:17
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
09 03 2024 9:49:52
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
08 03 2024 16:30:11
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест. ...
07 03 2024 13:41:37
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
06 03 2024 21:35:14
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
05 03 2024 21:40:26
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
04 03 2024 16:23:21
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
03 03 2024 15:41:49
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
02 03 2024 13:26:14
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
01 03 2024 1:53:57
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
29 02 2024 8:52:26
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...
28 02 2024 3:56:27
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
27 02 2024 23:43:21
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
26 02 2024 6:41:55
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
25 02 2024 22:28:12
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
24 02 2024 9:37:37
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
23 02 2024 11:47:17
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
22 02 2024 12:19:18
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
21 02 2024 3:53:30
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
20 02 2024 12:36:28
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
19 02 2024 10:56:42
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
18 02 2024 15:33:52
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...
17 02 2024 6:22:57
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
16 02 2024 4:12:10
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
15 02 2024 1:20:49
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
14 02 2024 7:29:11
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
13 02 2024 15:19:28
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий. ...
12 02 2024 13:44:41
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
11 02 2024 21:10:30
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
10 02 2024 2:11:16
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
09 02 2024 23:26:23
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...
08 02 2024 3:38:29
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
07 02 2024 18:53:16
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
06 02 2024 0:20:23
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
05 02 2024 9:45:29
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
04 02 2024 19:46:30
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
03 02 2024 9:52:37
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
02 02 2024 10:55:23
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
01 02 2024 15:41:35
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
31 01 2024 10:56:18
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
30 01 2024 17:49:45
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
29 01 2024 5:46:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::