Урок истории в 11-м классе "Поездка в прошлое. Исследование тоталитарного режима"
Оборудование:
- плакаты и репродукции картин из старых журналов "Огонек", "Работница"
- записи песен и тексты песен 30-х годов
- документы
Ход мастерской
(звучит песня "Широка страна моя родная")
Презентация.
Учитель: Мы оказались на время в 30-х годах, когда
:кажется мне сегодня,
Что у нас с тобою было
Две страны в одной стране.
Первая страна вставала
На виду у всей земли
Радостно рапортавала!
А вторую в даль везли.
Вмиг перерубались корни,
Поезд мчался по полям.
И у всех, кто есть в вагоне,
"116 пополам":
(P. Рождественский)
- О каких двух странах идёт речь в стихотворении? Почему?
Чаадаев писал: "Сами факты, сколько бы их ни собирать, ещё никогда не создадут достоверности, которую может дать лишь способ их понимания". Нам предстоит на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров, литературных произведений понять, почему это было возможно и каковы последствия этого периода для нашей страны.
Ребята! Вспомните:
- что такое политический режим?
- виды политических режимов;
- черты тоталитаризма.
30-е годы - время, когда в СССР прочно установился тоталитаризм.
Индуктор: просмотрите слайды. Что вы увидели на репродукциях и фотографиях?
Социализация: обсуждение в группах и ответы учащихся.
Индуктор: перед вами тексты песен тех лет. Попытайтесь охаpaктеризовать строчками из песен страну того времени.
Тексты песен:
1)
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей.
Припев:
Кипучая, могучая, никем не победимая,
Страна моя, Москва моя, ты - самая любимая!
2)
Лейся, песня, на просторе,
Не скучай, не плачь, жена!
Штурмовать далёко море
Посылает нас страна.
3)
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть прострaнcтво и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.
Припев: Все выше, и выше, и выше
Стремим мы в полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
4)
В буднях великих строек,
В весёлом грохоте, в огне и звонах,
Здравствуй, страна героев,
Страна мечтателей, страна ученых!
Ты по степи, ты по лесу,
Ты к тропикам, ты к полюсу
Легла, родимая, необозримая,
Несокрушимая моя!
Припев:
Нам нет преград ни в море, ни на суше,
Нам не страшны ни льды, ни облака,
Пламя души своей, знамя страны своей
Мы пронесем через миры и века!
Социализация: учащиеся в группах готовятся и отвечают.
Индуктор: обратимся к следующему документу. Можно ли на основе данного документа говорить о прогрессе в советском обществе? Почему?
Документ:
В 1927 году советские ученые-экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны. Сталин И.В. в декабре 1929 года на съезде ударников выдвинул лозунг "Пятилетку в 4 года". Он говорил, что "мы отстали от развитых стран на 50-100 лет и должны преодолеть это расстояние в 10 лет." должен быть совершен поистине гигантский рывок. С 1927 года велось строительство железной дороги, связывающей Туркестан с Сибирью, протяженностью 1500км. В 1926 году состоялась закладка завода в Сталинграде. Началось строительство Днепрогэса. Это были стройки-гиганты. С 1929 года страна напоминала огромную стройплощадку. Срок пуска Магнитогорского завода правительство сократило на год стем, чтобы первые две домны выдали металл 1 октября 1931 года, вместо рабочего посёлка было решено строить город. По объемам промышленного производства СССР вышел на 2 место в мире.
Социализация: ответы учащихся, обмен мнениями.
Учитель: один из историков начала 20 века А.В.Антонов-Овсиенко считал, что в 1917-1924 годах людьми руководили убеждения, в 1924-1934 годах - убеждения и страх, с 1935 года - только страх. Почему? Мы попадаем с вами во "вторую страну" (так назвал её Р.Рождественский), страну, где главенствует политика репрессий. Обратимся к следующему документу:
Из Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий": "Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы. Помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами."
Какое слово в понятии "политические репрессии", на ваш взгляд, будет являться ключевым? Какие меры принуждения применялись?
Писатель Александр Солженицын, сам прошедший через систему сталинизма, в своем произведении "Архипелаг ГУЛАГ" описывает, как проходит районная партийная конференция (зачитывается отрывок). В стране существовала целая система лагерей - Вятлаг, Норильград, Соловецкий монастырь.
(Сообщения учащихся )
Социализация: сообщения учащихся о событиях на Урале, о поэтах и писателях - жертвах политических репрессий.
Ребята! Посмотрите, пожалуйста, слайды (№ 18-25) Почему это стало возможным?
(Сообщения учащихся о Сталине И.В. - детство политика и его революционная деятельность)
В заключительной серии российско-американского фильма "Монстр" звучат такие слова: "Сталин - это не человек, которого можно похоронить. Сталин - это явление, это болезнь". А как вы считаете, кто Сталин - реформатор или диктатор? ("живой микрофон")
Какие последствия имел сталинизм для общества?
(Ослабление обороноспособности страны, страх людей, деформированы понятия о добре и зле, чести и бесчестии, порядочности и непорядочности, долге и верности).
А как нам относится к этим событиям?
Обратите внимание на слова академика Сахарова - слайд 27. Сохранить человеческое мы сможем, если будем помнить свою историю, чтобы не повторять её ошибок. 30 октября - наверно, самая незаметная из памятных дат. - День памяти жертв политических репрессий. (минута молчания )
Рефлексия:
- Что вы сегодня открыли в процессе "путешествия в прошлое"?
- В каком эмоциональном состоянии находились на каждом этапе мастерской?
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
10 06 2023 1:13:37

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
09 06 2023 7:59:57
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
08 06 2023 17:15:58
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
07 06 2023 17:52:27
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
06 06 2023 21:32:11
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
05 06 2023 20:42:50
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
04 06 2023 22:36:24
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
03 06 2023 2:23:25
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
02 06 2023 10:35:39
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
01 06 2023 7:57:32
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
31 05 2023 4:35:49
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
30 05 2023 17:37:24
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани.
...
29 05 2023 19:28:34
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
28 05 2023 21:48:14
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
27 05 2023 11:45:15
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
26 05 2023 4:25:42
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
25 05 2023 22:41:13
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
24 05 2023 17:21:28
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
23 05 2023 2:43:16
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
22 05 2023 13:30:46
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
21 05 2023 3:20:37
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
20 05 2023 17:45:55
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
19 05 2023 11:37:34
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
18 05 2023 9:42:21
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
16 05 2023 4:15:52
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
15 05 2023 20:22:57
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
14 05 2023 21:26:54
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
13 05 2023 13:44:33
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
12 05 2023 20:49:22
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
11 05 2023 8:42:40
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
10 05 2023 2:16:41
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
09 05 2023 16:35:42
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
08 05 2023 8:18:55
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
07 05 2023 10:51:22
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
06 05 2023 6:11:38
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
05 05 2023 15:37:47
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
04 05 2023 1:19:12
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
03 05 2023 7:33:12
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
02 05 2023 12:19:56
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
01 05 2023 13:23:22
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
30 04 2023 19:43:44

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
29 04 2023 23:14:46
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
28 04 2023 5:33:50
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
27 04 2023 7:58:29
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
26 04 2023 22:21:15
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
25 04 2023 9:36:29
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
24 04 2023 3:56:54
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
23 04 2023 22:45:39
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
22 04 2023 23:51:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::