Государственная итоговая аттестация выпускников 10-х классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по истории России
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной полготовки по истории России выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы, её содержание:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по истории
Необходимо отметить, что ГИА в новой форме по истории России в ряде регионов РФ применяется уже с 2005 года. В 2008 году 70 регионов Российской Федерации проводили итоговую аттестацию девятиклассников по новой форме по 7 предметам, всего более 500 тысяч школьников
В Чувашской республике, Хабаровском крае, Агинском Бурятском АО, Челябинской, Белгородской и Самарской областях 100 % школьников сдают экзамены по выбору, в форме, аналогичной ЕГЭ.
Впервые созданы сборники заданий в форме контрольных измерительных материалов по всем предметам - сдаваемым по выбору и обязательным.
Структура заданий сборников аналогична структуре контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Школьник получает полное представление о том, что такое Единый государственный экзамен. Это позволяет обеспечить преемственность и поступательность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе.
Хаpaктеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Работа охватывает содержание курса истории России с VII в. до современности. Общее число заданий в работе 33. работа состоит из 3 частей.
- Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа, за выполнение каждого из которых выставляется 1 балл.
- Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.
- Часть 3 включает 6 заданий высокого уровня сложности Задания этой части требуют развернутых ответов. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Уровень сложности | Тип заданий |
1 | 20 | 20 | Базовый | С выбором ответа |
2 | 7 | 11 | Повышенный | С кратким ответом |
3 | 6 | 7 | высокий | С развернутым ответом |
Итого | 33 | 38 |
Число и хаpaктер заданий по отдельным разделам курса истории определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6-7 классах, т.е. за 2-3 года до экзамена. Соответственно по этим периодам проверяются опopные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX - начала XXI вв.
Распределение заданий по основным разделам курса истории России
Разделы курса истории | Число заданий | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
VIII-XVIII вв. | 5 | 2 | |
XIX в. | 5 | 1 | |
1900-1945 гг. | 5 | 2 | |
1945-1991гг., 1992-2009 гг. | 5 | 2 | |
Комплекс заданий анализа источника (относятся к разным разделам курса) | 4 | ||
Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса) | 2 | ||
Итого: | 20 | 7 | 6 |
В соответствии с нормативными документами в экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения.
В таблице приводятся те элементы подготовки по истории учащихся основной школы, которые проверяются в ходе выполнения работы.
Распределение заданий по умениям и видам познавательной деятельности (демонстрационный вариант-2009)
Элементы подготовки | Число заданий | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
1.0. Знание дат, работа с хронологией | 4 | 1 | |
2.0. Знание фактов, работа с фактами | 4 | ||
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь | 3 | 2 | |
3.2. Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории) | 4 | ||
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов | 3 | ||
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий | 1 | ||
4.3. Указание хаpaктерных, существенных признаков событий, явлений | 1 | ||
4.4. Объяснение причин и следствий событий | 4 | ||
4.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку | 4 | 2 | |
Итого: | 20 | 7 | 6 |
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами) осуществляют специалисты-предметники.
Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в "Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях". Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.edu.ru) в разделе "Документы министерства".
Предмет "История России" выносится на итоговую аттестацию за курс основной школы как экзамен по выбору, а изучение истории России с 6 класса усложняет процесс подготовки. В своей пpaктике я выбрала следующие направления работы:
- использование как минимум 2-3 учебников при подготовке к экзамену;
- организация индивидуальной работы с учащимися 9-х, выбравшими экзамен по истории (организация консультаций, задания сверх учебника и т.д.);
- составление заданий по материалам, начиная с 6 класса;
- недостаток материалов для заданий части С в учебниках компенсировать дополнительными распечатками и ксерокопиями;
- использование различных универсальных памяток при работе с заданиями части С;
- после изучения темы проводится контрольная работа в формате, приближенном к ЕГЭ;
- организация мониторинга успеваемости по результатам контрольных работ по каждому ученику. Ученик (а зачастую и его родители) могут взвесить свои возможности.
Презентация.
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
27 05 2023 3:13:33
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
26 05 2023 4:42:41
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
25 05 2023 5:53:12
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
24 05 2023 19:23:45
Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика.
...
23 05 2023 21:19:44
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.).
...
22 05 2023 18:42:18
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
21 05 2023 17:34:29
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
20 05 2023 17:22:20
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
19 05 2023 21:51:39
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
18 05 2023 7:59:46
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
17 05 2023 14:52:24
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
16 05 2023 23:44:49
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
15 05 2023 11:32:10
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
14 05 2023 20:26:32
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
13 05 2023 6:57:16
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
12 05 2023 23:27:37
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
11 05 2023 16:28:14
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
10 05 2023 20:19:33
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
09 05 2023 19:27:31
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
08 05 2023 4:13:34
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
07 05 2023 5:19:20
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
06 05 2023 20:55:40
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
05 05 2023 5:46:24
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
04 05 2023 6:59:16
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
03 05 2023 10:25:43
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
02 05 2023 8:53:12
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
01 05 2023 9:27:49
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
30 04 2023 16:29:31
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
29 04 2023 11:30:58
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
28 04 2023 18:37:51
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
27 04 2023 14:58:54
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
26 04 2023 7:49:39
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
25 04 2023 20:52:26
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
24 04 2023 18:44:30
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
23 04 2023 4:46:15
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
22 04 2023 3:27:39
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
21 04 2023 20:12:53
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
20 04 2023 4:31:23
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
19 04 2023 0:11:41
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
18 04 2023 19:56:48
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
17 04 2023 18:14:56
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
16 04 2023 14:34:29
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
15 04 2023 5:36:41
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
14 04 2023 17:39:11
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
13 04 2023 12:53:20
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
12 04 2023 6:28:37
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
11 04 2023 13:29:41
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
10 04 2023 7:41:43
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
09 04 2023 18:13:41
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
08 04 2023 11:32:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::