Урок истории в 8-м классе по теме "Социально - экономическое развитие России в 20-30-е годы XIX веке"
Цели урока:
- изучать социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX в.;
- показать неэффективность феодально-крепостнической экономики;
- сравнить российское помещичье землевладение с американским землевладением на Юге страны;
- дать сравнительную хаpaктеристику российского помещика и американского плантатора-рабовладельца;
- учить овладению методами исторического познания, развивать умение работать с различными источниками исторической информации;
- формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями;
- формировать толерантное отношение к представителям других народов и стран;
- воспитывать бережное отношение к историческому наследию;
- воспитывать патриотов России, обладающих высокой нравственностью, национальной терпимостью, уважительным отношением к культуре своего и других народов.
(Образовательные, воспитательные и развивающие цели урока обоснованы и даны с опорой на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории)
Оборудование и материалы к уроку:
- настенная карта «Экономическое развитие России в первой половине XIX века»,
- атласы по истории для учащихся,
- иллюстрации к уроку: «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков»,
- документы к уроку:
- «Из указа Николая I от 2 апреля 1842г. Об «обязанных» крестьянах»;
- «Из работы наемного управляющего помещичьими имениями У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837г.»;
- «Из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847г.»;
- научно-популярный текст «Вишневый сад и Тара» (газета «История» 2006г. № 22);
- ксерокопии текста для учащихся,
- рабочая тетрадь по истории для учащихся;
- контурные карты для учащихся.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (Целевая установка)
– Социально-экономическое развитие России в изучаемый период сложно и противоречиво: имелись позитивные тенденции и много негатива, на уроке мы проведем параллель между Россией и американским Югом на материале научно-популярной статьи, текстов учебника, документов, изучим, почему развитие России шло именно так и могло ли быть иначе.
II. Работа по теме
А) Рассказ учителя: Социально-экономическое развитие России, его позитивные стороны, отставание от передовых стран Европы и США.
Б) Закрепление: чтение учебника стр. 63-67
В) Беседа по вопросам: (Вопросы и задания многоуровневого комплекса)
1. Каково социально-экономическое развитие
России в первой половине XIX века?
2. Какие положительные тенденции в экономическом
развитии вы можете отметить?
3. Назовите ряд особенностей промышленного
переворота в России, начавшегося в 30–40-е гг. XIX
века.
4. Как финансовая политика Е.Ф. Канкрина
способствовала развитию отечественной
промышленности и торговли?
5. Покажите на карте и отметьте на контурных
картах города – центры промышленного
производства и новые города (4-5). Подумайте,
почему города создавались в основном по
периметру страны?
6. В чем вы увидели противоречия хозяйственного
развития России в первой половине XIX века?
7. Что, по-вашему, тормозило развитие страны?
8. Могла ли Россия развиваться иначе? При каких
условиях?
Г) составление кластера «Социально-экономического развития России в 20–50-е гг.»
Социально-экономическое развитие России в 20–50-е годы XIX века. |
1. Развитие промышленности |
А. Особенности промышленного переворота | |
Б. Бурно развивающиеся отрасли | |
В. Железнодорожное строительство | |
Г. Отставание России от передовых стран Европы и США | |
2. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина |
|
А. Политика покровительства развитию отечественной промышленности и торговли | |
Б. Денежная реформа | |
В. Политика Канкрина способствовала росту экономики | |
3. Торговля |
|
А. Слабость внутренней торговли | |
Б. Рост внешней торговли | |
4. Города |
|
А. Города – центры промышленного производства | |
Б. Новые города | |
Вывод: Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а, напротив, – ее упадок. Жизнь настоятельно требовала скорейшей отмены крепостного права, тяжелым камнем лежавшего на экономике России. |
Д) Помещичье и крестьянское хозяйство: 1. слово учителя;
2. Выступление подготовленных учеников (3 чел.): труд и быт крестьян в России в изучаемый период; жизнь помещиков в России; предпринимательская деятельность плантаторов-рабовладельцев на Юге Америки;
3. Выборочное чтение научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара» (ксерокопии статьи у учащихся)
Е) Работа в группах:
Работа с иллюстрациями «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков», обсуждение увиденного, услышанного и прочитанного, поиск ответов на вопросы: (вопросы и задания многоуровневого комплекса)
1. Кто изображен на этих иллюстрациях? Легко ли
определить их социальное положение? Объективны
ли эти изображения, являются ли они
свидетельством эпохи? Как вы думаете, в чем
ценность информации, которую они в себе несут?
2. Как жили и трудились крепостные крестьяне в
России?
3. Как думаете, почему большинство помещиков не
стремились вести хозяйство по-новому?
4. Почему в России было мало помещиков, похожих на
А.А. Фета?
5. Какие ценности ставились во главу угла среди
американских плантаторов?
6. Российские помещики-крепостники и
плантаторы-рабовладельцы американского Юга, в
чем их сходство и различие?
7. Что нового помогла узнать вам
научно-популярная статья «Вишневый сад и Тара» о
различиях между помещиками и плантаторами?
Ж) Ответы и свободные высказывания учащихся по вопросам.
З) Работа с документами (работа в группах) чтение, ответы на вопросы:
1. Каково было положение «обязанных» крестьян?
2. Чем вы можете объяснить рекомендованную У.
Карповичем необходимость «чаще смотреть» за
работниками?
3. В чем вы видите принципиальные отличительные
черты крепостного и наемного труда по примерам,
приведенным в статье А.И.Кошелева?
4. Что нового вы узнали из документов о жизни
крестьян в России?
5. Что, по-вашему, могло изменить жизнь крестьян к
лучшему?
И) Индивидуальная работа (решение тестов в рабочей тетради)
1. Выберите неправильный ответ:
Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы стали:
А) неэффективность феодальной экономики;
Б) быстрое развитие капиталистического уклада
хозяйства
В) стремление помещиков к отмене крепостнической
системы;
Г) тормозящее воздействие на развитие хозяйства
существующей экономической и политической
системы.
2. Укажите неверный ответ.
Стремясь решить крестьянский вопрос, Николай I предпринял следующие шаги:
А) запретил продавать крепостных за долги;
Б) принял указ об «обязанных» крестьянах;
В) разрешил помещикам освобождать крестьян с
землей;
Г) разрешил помещикам освобождать крестьян без
земли.
К) Проверка.
III. Подведение итогов. Обобщающая беседа
1. Можно ли однозначно определить
социально-экономическое развитие России в 20–50-е
годы XIX века?
2. Какие позитивные стороны в хозяйственном
развитии вы могли бы назвать?
3. Опираясь на материалы учебника и документов,
объясните, произошли ли изменения в жизни
крестьян?
4. Используя материал научно-популярной статьи
«Вишневый сад и Тара», расскажите, чем российский
помещик отличался от американского
плантатора-рабовладельца?
5. В чем неэффективность
феодально-крепостнической экономики в 20–50-е
годы XIX века? В чем вы видите выход из
создавшегося кризиса?
IV. Домашнее задание
1. Проработать материал учебника на стр. 63-68,
ответить на вопросы.
2. Составить кластер на тему
«Помещики-крепостники и
плантаторы-рабовладельцы» по материалам
научно-популярной статьи «Вишневый сад и Тара»
3. По желанию: прочитать произведения, которые
использовались на уроке.
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
03 12 2023 9:16:23
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа.
...
02 12 2023 1:21:39
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
01 12 2023 3:11:13
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
30 11 2023 10:58:50
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
29 11 2023 0:24:45
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
28 11 2023 8:51:12
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
27 11 2023 7:31:33
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
26 11 2023 4:50:32
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
25 11 2023 12:32:40
Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умение ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Важнейшая цель исторического образования - обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современного общества....
24 11 2023 2:41:42
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
23 11 2023 10:41:32
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
22 11 2023 4:41:23
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
21 11 2023 23:34:29
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
20 11 2023 6:58:11
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
19 11 2023 16:22:12
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
18 11 2023 18:10:32
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
17 11 2023 21:44:59
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
16 11 2023 2:22:17
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
15 11 2023 8:39:35
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
14 11 2023 12:30:57
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
13 11 2023 9:37:15
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
12 11 2023 0:54:25
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
11 11 2023 1:27:32
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
10 11 2023 11:58:17
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
09 11 2023 6:12:49
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
08 11 2023 14:35:22
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
07 11 2023 11:57:48
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
06 11 2023 22:47:20
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
05 11 2023 1:30:33
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
04 11 2023 16:53:38
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
03 11 2023 3:19:37
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
02 11 2023 17:24:49

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
01 11 2023 21:44:25

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
31 10 2023 3:22:21
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
30 10 2023 21:19:50
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
29 10 2023 15:12:50
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
28 10 2023 8:33:42
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
27 10 2023 21:40:17
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
26 10 2023 3:55:31
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
25 10 2023 15:28:20
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
24 10 2023 4:21:20
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
23 10 2023 8:53:30
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
22 10 2023 2:14:12
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
21 10 2023 22:36:22
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
20 10 2023 15:40:37
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
19 10 2023 11:29:55
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
18 10 2023 0:13:59
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
17 10 2023 17:11:15
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
16 10 2023 8:51:59
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
15 10 2023 23:17:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::