Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"


    Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"

Цель:

  • образовательная – рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в становлении государства, изучение понятия как формы мышления;
  • развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, формировать навык использования ЭОРов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/) для расширения и углубления знаний учащихся, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
  • воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика) (90 мин)

Оборудование: класс ПК, проектор, экран, карта “Киевская Русь в IX – начале XIIвв”, учебники, рабочие тетради “История России с древнейших времен до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, ЦОР “История государства и народов России. 6-9 кл” Данилов А.А., косулина Л.Г, ЭОРы коллекции , рабочая тетрадь для 6 класса Л. Босова по Информатике.

Основные понятия и термины: государство, князь, полюдье, уроки, погосты, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 мин)

II. Опрос домашнего задания

а) Индивидуальный устный у доски.

Учитель истории:

Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.

– Кто такие варяги? Как они появились на землях восточных славян?

– Кто такие “норманнисты” и “антинорманнисты”? В чем суть норманнской теории?

– Какое событие произошло в 882 году? Охаpaктеризуйте управление Древнерусским государством.

б) “полетный” опрос по понятиям и терминам.

Учитель информатики. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки. Делать открытия, получать новые знания нам поможет учебный предмет “Информатика”. Изучая раздел “Человек и информация”, вы рассматривали вопрос о том, как образуются понятия. Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.

Вспомним основные логические приемы формирования понятий (стр. 38–40 учебника Л.Босовой “Информатика” 6 класс. Дано задание повторить этот материал дома).

Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.

Ответ учащихся.

Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, мы называем информационными процессами (приводим примеры). Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от её научной принадлежности. Это значит, что все эти методы могут быть отнесены нами к общенаучным методам познания. В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный хаpaктер.

Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (работа со слайдом)

  1. Какое из понятий “последовательность” и “множество” аналогично понятию “класс”? Давайте мысленно выделим признаки объектов и ответим на вопрос.
  2. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. [Приложение 1]

Учитель информатики. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части. Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?

Дети: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.

Учитель информатики: Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения.

(Ученики формулируют определения, приводят примеры.).

  • Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
  • Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. “Все познается в сравнении”, – гласит народная мудрость.
  • Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
  • Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
  • Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.

Учитель информатики: Ребята, предлагаю вам открыть рабочие тетради по информатике на странице 50, и выполнить упражнение №21, чтобы еще раз рассмотреть как работают анализ и синтез на пpaктике. [Приложение 1]

Проверка схемы и комментирование полученных результатов. Кто ошибся при выделении общего? А кто при выделении единичного?

Предлагаю продолжить работу и выполнить задание № 25 и 26. [Приложение 2]

Итак, из рассмотренных примеров очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.

Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.

III. Изучение нового материала.

Учитель истории:

План изучения нового материала.

  1. Деятельность князя Олега.
  2. Правление князя Игоря.
  3. Правление княгини Ольги.
  4. Походы князя Святослава

Учитель истории: 1. Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала Степь, где властвовали кочевники.

Ресурс: Восточные славяне. Образование древнерусского государства (N 111821) Вид ЦОР: Карта, Анимация

Работа по карте.

Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в, фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе.

Учащиеся знакомятся с содержанием статьи о Хазарском каганате, предлагаемой в качестве индивидуального опережающего задания одним из учеников.

Хазарский каганат Ресурс: Хазарский каганат (N 112491) Вид ЦОР: Текст [Приложение 3]

Задание: Вспомним произведение А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…

Применив прием абстрагирования (выделив главное от второстепенного), определите, какие строки стихотворения хаpaктеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?

На основе данных, сделайте вывод об основных задачах внешней политики первых киевских князей.

Вывод:

  1. поддерживать торговые отношения с другими странами;
  2. защищать и расчищать торговые пути от кочевников, которые грабили купцов

Учитель истории: Отсюда – основные направления походов первых киевских князей:

  1. образование и расширение границ государства Русь(присоединение восточнославянских племен);
  2. византийское направление;
  3. восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).

Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи руссов и византийцев установились с 860 г. Однако на рубеже IX–X вв. они были прерваны. Летом 907 г. русские дружины во главе с Олегом (Ресурс: ОЛЕГ (N 50177) прибыли по суше и морю в Византию и разорили окрестности Константинополя.

Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 4]

Задание: проанализируйте предложенный документ, ответив на вопросы

Вопросы:

  1. О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
  2. Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
  3. Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что – легендой?

Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г

Учащимся предлагается познакомиться с документом, проанализировать его и ответить на вопросы.

Отрывок из “Повести временных лет”, XII в. Ресурс: Отрывок из "Повести временных лет" (Договор Руси с Византией 911/912 г.) (N 112465) Вид ЦОР: Текст. [Приложение 5]

Вопросы:

  1. Обратите внимание на имена людей входивших в делегацию “от народа русского”. Как вы полагаете, кто они по национальности? Почему Русь в Константинополе представляют именно они?
  2. О чем свидетельствует наличие в договоре пункта о защите потерпевших кораблекрушение?
  3. Какого рода взаимоотношения существовали между Русью и Византией? Подтвердите свои выводы цитатами из текста?

2. После cмepти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Ресурс: Игорь (N 111039) Вид ЦОР: Текст

Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 6]

Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31 учебника) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.

3. Правление княгини Ольги.

Опережающее задание. На основе материала из статьи “Слабая жена может иногда равняться с великими мужами”. “Наука и жизнь”, 1996, № 10 Ресурс: Слабая жена может иногда равняться с великими мужами" (N 119994) Вид ЦОР: Текст [Приложение 6]

Обратить внимание, что княгиня Ольга – первый реформатор Руси, установивший порядок сбора дани. Знакомство с понятиями “погосты” и “уроки”

Уроки Ресурс: Уроки (N 110967) Вид ЦОР: Текст

По налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Погост Ресурс: Погост (N 111837) Вид ЦОР: Текст

По налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Походы князя Святослава. [Приложение 6]

Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по учебнику.

Внутренняя политика Внешняя политика
Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей
  • Активная внешняя политика Киевской Руси.
  • Стремление расширить территорию Руси и обеспечить безопасность восточных торговых путей для русских купцов.
  • Разгром Волжской Болгарии и Хазарского каганата.
  • Война и разгром Дунайской Болгарии, переход к Руси земель, расположенных по нижнему течению Дуная.
  • 970-971 гг. – русско-византийская война; поражение Руси.
  • Подписание мирного договора – Русь обязывалась не нападать на Византию и Болгарию.
  • Византия признавала за Русью ее завоевания в Поволжье и Причерноморье .
  • Расширение и укрепление границ Киевской Руси

Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968г. киевляне говорили Святославу: “Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми. Святослав же говорил: “Хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь”

Вопросы учащимся:

  1. Как высказывание киевлян хаpaктеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава?
  2. С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец?
  3. Как описанные выше события свидетельствуют о чертах хаpaктера киевского князя?

Далее рассказ о гибели Святослава.

IV. Закрепление

Ресурс: Вопросы и задания к уроку (N 111940)

Вопросы и задания к уроку по теме “Становление Древнерусского государства”:

  1. Зачем Олег организовал поход на юг славянских земель?
  2. Почему столицей единого Древнерусского государства стал Киев, а не Новгород?
  3. Каким образом было организовано управление Древнерусским государством. Свой ответ оформите в виде схемы (в тетради).
  4. Какие пережитки родового строя можно проследить на раннем этапе существования Древнерусского государства?
  5. В чем отличие полюдья от налогов?
  6. Что позволяет говорить, что объединение славянских племен вокруг Киева не было прочным?
  7. Назовите причины налоговой реформы княгини Ольги.
  8. Почему княгиня Ольга одной из первых приняла христианство? Какое это имело значение?
  9. Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?

Учитель информатики: Предлагаю обратиться к рабочей тетради на страницах 59- 60, к заданиям № 27 и №28

Вместе рассматриваем иерархию отношений и взаимосвязей.

27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.

Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.

Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения следующих понятий: древляне, славяне, развитые, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы, волыняне, дикие.

28. Составьте пирамиду понятий по образцу.

Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина

Самостоятельно разработайте пирамиду деятельности первых русских князей. В вашей пирамиде должно быть не менее 4-х уровней.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия:

Учитель истории: Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.

Примеры высказываний учащихся:

  • Считаю, что цель достигнута, Думаю, что навыки основных логических приемов формирования понятий можно применить на уроках истории, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля или событие.
  • Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ, синтез, обобщение, сравнение являются универсальными понятиями для любого предмета.
  • Думаю, что цель достигнута. Я понял важность такой формы работы.

Учитель информатики. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Какие знания по информатике помогли вам справиться с изучением сегодняшней темы? Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?

Примеры высказываний учащихся:

  • Интересно, но необычно. Пролетел быстро, но, столько новых знаний.
  • Я даже не думала, что способна столько воспринять и переварить информации.
  • Я не ожидал что, все науки так тесно связаны, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в информатики поможет так глубоко познакомится с историческим событием.
  • Такие уроки – это здорово!

Какое настроение у вас после урока?

VI. Домашнее задание

По истории
$ 4, задания 1,3 в рабочей тетради.

По информатике
Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и используя информационные источники или ресурсы подготовить презентации о деятельности наиболее понравившегося вам исторического персонажа. 

Приложение, Приложение 7


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

28 04 2024 17:30:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

27 04 2024 17:45:41

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

26 04 2024 19:35:11

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

25 04 2024 4:25:45

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

24 04 2024 12:55:18

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

23 04 2024 5:11:52

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

22 04 2024 13:34:52

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

21 04 2024 8:11:53

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

20 04 2024 10:38:36

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

19 04 2024 21:34:32

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

18 04 2024 4:56:29

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

17 04 2024 12:26:25

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

16 04 2024 22:18:20

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

15 04 2024 5:18:50

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

14 04 2024 5:41:41

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

13 04 2024 8:43:52

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

12 04 2024 12:53:50

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

11 04 2024 17:51:55

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

10 04 2024 15:15:54

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

09 04 2024 21:38:50

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

08 04 2024 21:33:39

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

07 04 2024 14:48:57

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

06 04 2024 14:54:22

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

05 04 2024 18:52:32

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

04 04 2024 2:18:26

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

03 04 2024 4:17:58

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

02 04 2024 16:28:38

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

01 04 2024 15:41:57

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

31 03 2024 2:28:36

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 03 2024 21:46:14

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 03 2024 20:57:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 03 2024 21:29:29

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 03 2024 19:15:49

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 03 2024 0:33:12

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 03 2024 9:54:48

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 03 2024 15:19:10

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 03 2024 10:17:39

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 03 2024 21:34:28

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 03 2024 2:42:29

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 03 2024 9:59:10

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 03 2024 16:56:54

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 03 2024 5:20:13

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 03 2024 0:19:44

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 03 2024 2:58:11

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 03 2024 11:59:46

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 03 2024 5:34:13

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 03 2024 17:19:33

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 03 2024 23:25:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 03 2024 18:35:11

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 03 2024 8:57:34

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::