Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"
Цель:
- образовательная – рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в становлении государства, изучение понятия как формы мышления;
- развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, формировать навык использования ЭОРов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/) для расширения и углубления знаний учащихся, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
- воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика) (90 мин)
Оборудование: класс ПК, проектор, экран, карта “Киевская Русь в IX – начале XIIвв”, учебники, рабочие тетради “История России с древнейших времен до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, ЦОР “История государства и народов России. 6-9 кл” Данилов А.А., косулина Л.Г, ЭОРы коллекции , рабочая тетрадь для 6 класса Л. Босова по Информатике.
Основные понятия и термины: государство, князь, полюдье, уроки, погосты, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Приложение
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин)
II. Опрос домашнего задания
а) Индивидуальный устный у доски.
Учитель истории:
– Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.
– Кто такие варяги? Как они появились на землях восточных славян?
– Кто такие “норманнисты” и “антинорманнисты”? В чем суть норманнской теории?
– Какое событие произошло в 882 году? Охаpaктеризуйте управление Древнерусским государством.
б) “полетный” опрос по понятиям и терминам.
Учитель информатики. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки. Делать открытия, получать новые знания нам поможет учебный предмет “Информатика”. Изучая раздел “Человек и информация”, вы рассматривали вопрос о том, как образуются понятия. Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.
Вспомним основные логические приемы формирования понятий (стр. 38–40 учебника Л.Босовой “Информатика” 6 класс. Дано задание повторить этот материал дома).
Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.
Ответ учащихся.
Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, мы называем информационными процессами (приводим примеры). Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от её научной принадлежности. Это значит, что все эти методы могут быть отнесены нами к общенаучным методам познания. В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный хаpaктер.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (работа со слайдом)
- Какое из понятий “последовательность” и “множество” аналогично понятию “класс”? Давайте мысленно выделим признаки объектов и ответим на вопрос.
- Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. [Приложение 1]
Учитель информатики. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части. Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?
Дети: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.
Учитель информатики: Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения.
(Ученики формулируют определения, приводят примеры.).
- Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
- Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. “Все познается в сравнении”, – гласит народная мудрость.
- Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
- Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.
Учитель информатики: Ребята, предлагаю вам открыть рабочие тетради по информатике на странице 50, и выполнить упражнение №21, чтобы еще раз рассмотреть как работают анализ и синтез на пpaктике. [Приложение 1]
Проверка схемы и комментирование полученных результатов. Кто ошибся при выделении общего? А кто при выделении единичного?
Предлагаю продолжить работу и выполнить задание № 25 и 26. [Приложение 2]
Итак, из рассмотренных примеров очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.
Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.
III. Изучение нового материала.
Учитель истории:
План изучения нового материала.
- Деятельность князя Олега.
- Правление князя Игоря.
- Правление княгини Ольги.
- Походы князя Святослава
Учитель истории: 1. Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала Степь, где властвовали кочевники.
Ресурс: Восточные славяне. Образование древнерусского государства (N 111821) Вид ЦОР: Карта, Анимация
Работа по карте.
Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в, фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе.
Учащиеся знакомятся с содержанием статьи о Хазарском каганате, предлагаемой в качестве индивидуального опережающего задания одним из учеников.
Хазарский каганат Ресурс: Хазарский каганат (N 112491) Вид ЦОР: Текст [Приложение 3]
Задание: Вспомним произведение А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Применив прием абстрагирования (выделив главное от второстепенного), определите, какие строки стихотворения хаpaктеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?
На основе данных, сделайте вывод об основных задачах внешней политики первых киевских князей.
Вывод:
- поддерживать торговые отношения с другими странами;
- защищать и расчищать торговые пути от кочевников, которые грабили купцов
Учитель истории: Отсюда – основные направления походов первых киевских князей:
- образование и расширение границ государства Русь(присоединение восточнославянских племен);
- византийское направление;
- восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи руссов и византийцев установились с 860 г. Однако на рубеже IX–X вв. они были прерваны. Летом 907 г. русские дружины во главе с Олегом (Ресурс: ОЛЕГ (N 50177) прибыли по суше и морю в Византию и разорили окрестности Константинополя.
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 4]
Задание: проанализируйте предложенный документ, ответив на вопросы
Вопросы:
- О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
- Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
- Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что – легендой?
Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г
Учащимся предлагается познакомиться с документом, проанализировать его и ответить на вопросы.
Отрывок из “Повести временных лет”, XII в. Ресурс: Отрывок из "Повести временных лет" (Договор Руси с Византией 911/912 г.) (N 112465) Вид ЦОР: Текст. [Приложение 5]
Вопросы:
- Обратите внимание на имена людей входивших в делегацию “от народа русского”. Как вы полагаете, кто они по национальности? Почему Русь в Константинополе представляют именно они?
- О чем свидетельствует наличие в договоре пункта о защите потерпевших кораблекрушение?
- Какого рода взаимоотношения существовали между Русью и Византией? Подтвердите свои выводы цитатами из текста?
2. После cмepти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Ресурс: Игорь (N 111039) Вид ЦОР: Текст
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 6]
Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31 учебника) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.
3. Правление княгини Ольги.
Опережающее задание. На основе материала из статьи “Слабая жена может иногда равняться с великими мужами”. “Наука и жизнь”, 1996, № 10 Ресурс: Слабая жена может иногда равняться с великими мужами" (N 119994) Вид ЦОР: Текст [Приложение 6]
Обратить внимание, что княгиня Ольга – первый реформатор Руси, установивший порядок сбора дани. Знакомство с понятиями “погосты” и “уроки”
Уроки Ресурс: Уроки (N 110967) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Погост Ресурс: Погост (N 111837) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Походы князя Святослава. [Приложение 6]
Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по учебнику.
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей |
|
Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968г. киевляне говорили Святославу: “Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми. Святослав же говорил: “Хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь”
Вопросы учащимся:
- Как высказывание киевлян хаpaктеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава?
- С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец?
- Как описанные выше события свидетельствуют о чертах хаpaктера киевского князя?
Далее рассказ о гибели Святослава.
IV. Закрепление
Ресурс: Вопросы и задания к уроку (N 111940)
Вопросы и задания к уроку по теме “Становление Древнерусского государства”:
- Зачем Олег организовал поход на юг славянских земель?
- Почему столицей единого Древнерусского государства стал Киев, а не Новгород?
- Каким образом было организовано управление Древнерусским государством. Свой ответ оформите в виде схемы (в тетради).
- Какие пережитки родового строя можно проследить на раннем этапе существования Древнерусского государства?
- В чем отличие полюдья от налогов?
- Что позволяет говорить, что объединение славянских племен вокруг Киева не было прочным?
- Назовите причины налоговой реформы княгини Ольги.
- Почему княгиня Ольга одной из первых приняла христианство? Какое это имело значение?
- Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?
Учитель информатики: Предлагаю обратиться к рабочей тетради на страницах 59- 60, к заданиям № 27 и №28
Вместе рассматриваем иерархию отношений и взаимосвязей.
27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.
Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.
Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения следующих понятий: древляне, славяне, развитые, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы, волыняне, дикие.
28. Составьте пирамиду понятий по образцу.
Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина
Самостоятельно разработайте пирамиду деятельности первых русских князей. В вашей пирамиде должно быть не менее 4-х уровней.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Учитель истории: Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.
Примеры высказываний учащихся:
- Считаю, что цель достигнута, Думаю, что навыки основных логических приемов формирования понятий можно применить на уроках истории, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля или событие.
- Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ, синтез, обобщение, сравнение являются универсальными понятиями для любого предмета.
- Думаю, что цель достигнута. Я понял важность такой формы работы.
Учитель информатики. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Какие знания по информатике помогли вам справиться с изучением сегодняшней темы? Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?
Примеры высказываний учащихся:
- Интересно, но необычно. Пролетел быстро, но, столько новых знаний.
- Я даже не думала, что способна столько воспринять и переварить информации.
- Я не ожидал что, все науки так тесно связаны, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в информатики поможет так глубоко познакомится с историческим событием.
- Такие уроки – это здорово!
Какое настроение у вас после урока?
VI. Домашнее задание
По истории
$ 4, задания 1,3 в рабочей тетради.
По информатике
Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и
используя информационные источники или ресурсы
подготовить презентации о деятельности наиболее
понравившегося вам исторического персонажа.
Приложение, Приложение 7
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
27 05 2023 18:48:33
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
26 05 2023 5:20:55
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
25 05 2023 18:39:54
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
24 05 2023 20:25:37
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
23 05 2023 20:29:12
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
22 05 2023 20:52:38
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
21 05 2023 22:28:50
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
20 05 2023 3:56:17
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
19 05 2023 19:42:54
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
18 05 2023 12:37:29
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
17 05 2023 8:49:34
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
16 05 2023 20:35:34
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
15 05 2023 21:54:21
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
14 05 2023 10:36:30
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
13 05 2023 20:32:32
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения.
...
12 05 2023 4:31:32
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
11 05 2023 5:16:58

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
10 05 2023 18:55:58
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
09 05 2023 11:49:55
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
08 05 2023 14:43:17
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
07 05 2023 4:26:58
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
06 05 2023 1:29:48
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
05 05 2023 0:27:15
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
04 05 2023 17:20:18
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
03 05 2023 14:25:32
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
02 05 2023 20:25:56
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
01 05 2023 9:37:54
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
30 04 2023 16:44:33

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
29 04 2023 12:36:19
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
28 04 2023 23:47:34
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
27 04 2023 2:42:47

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
26 04 2023 1:47:30
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
25 04 2023 6:12:26
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
24 04 2023 16:59:53

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
23 04 2023 20:23:57
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
22 04 2023 5:30:25
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
21 04 2023 8:27:32
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
20 04 2023 9:55:25
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
19 04 2023 15:34:18
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
18 04 2023 22:30:47
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
17 04 2023 16:10:22

Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
16 04 2023 3:11:26
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
15 04 2023 4:30:53
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
14 04 2023 12:34:14
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
13 04 2023 17:47:49
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
12 04 2023 16:16:25
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
11 04 2023 20:28:24
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
10 04 2023 5:56:48
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
09 04 2023 11:26:56
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
08 04 2023 20:55:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::