Интегрированный урок информатика + история по теме "Использование основных логических приемов формирования понятий при изучении истории и информатики на примере темы "Деятельность первых киевских князей"
Цель:
- образовательная – рассказать о начале складывания государства Русь; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в становлении государства, изучение понятия как формы мышления;
- развивающая – продолжить работу по формированию умения анализировать исторический источник, делать выводы, выделять главное и второстепенное, устанавливать межпредметные связи, формировать навык использования ЭОРов (Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/) для расширения и углубления знаний учащихся, развитие информационной и коммуникационной компетентностей учащихся;
- воспитательная – формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.
Тип урока: комбинированный интегрированный урок (история + информатика) (90 мин)
Оборудование: класс ПК, проектор, экран, карта “Киевская Русь в IX – начале XIIвв”, учебники, рабочие тетради “История России с древнейших времен до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулина, ЦОР “История государства и народов России. 6-9 кл” Данилов А.А., косулина Л.Г, ЭОРы коллекции , рабочая тетрадь для 6 класса Л. Босова по Информатике.
Основные понятия и термины: государство, князь, полюдье, уроки, погосты, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Приложение
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 мин)
II. Опрос домашнего задания
а) Индивидуальный устный у доски.
Учитель истории:
– Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.
– Кто такие варяги? Как они появились на землях восточных славян?
– Кто такие “норманнисты” и “антинорманнисты”? В чем суть норманнской теории?
– Какое событие произошло в 882 году? Охаpaктеризуйте управление Древнерусским государством.
б) “полетный” опрос по понятиям и терминам.
Учитель информатики. Сегодня у нас с вами необычный урок. И сама тема урока представленная на слайде, тоже необычна (озвучивает тему). Вполне понятно, что у многих из вас возникает вопрос “Зачем нужен такой урок?”. Попытаемся ответить на него совместными усилиями и решить, нужны ли нам такие уроки. Делать открытия, получать новые знания нам поможет учебный предмет “Информатика”. Изучая раздел “Человек и информация”, вы рассматривали вопрос о том, как образуются понятия. Сегодня мы продолжим работу по формированию умений и навыков применения универсальных понятий при изучении указанной темы.
Вспомним основные логические приемы формирования понятий (стр. 38–40 учебника Л.Босовой “Информатика” 6 класс. Дано задание повторить этот материал дома).
Учитель информатики. Давайте вспомним определение информатики.
Ответ учащихся.
Учитель информатики. Действия, выполняемые с информацией, мы называем информационными процессами (приводим примеры). Средства, которые используются в информационных процессах, достаточно универсальны по отношению к любой информации, независимо от её научной принадлежности. Это значит, что все эти методы могут быть отнесены нами к общенаучным методам познания. В процессе обучения человек усваивает разнообразную информацию – т.е. знания, которые он получает из различных источников. Эти знания помогают нам лучше понимать и объяснять происходящие события и факты. Многие понятия, которые мы используем при изучении истории, носят универсальный хаpaктер.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (работа со слайдом)
- Какое из понятий “последовательность” и “множество” аналогично понятию “класс”? Давайте мысленно выделим признаки объектов и ответим на вопрос.
- Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке. [Приложение 1]
Учитель информатики. Как будем решать задачу? Для решения поставленной задачи мысленно разделим объект на составные части. Каким логическим приемом мы воспользовались, отвечая на вопросы?
Дети: Для ответов на вопросы мы воспользовались логическим приемом: анализ.
Учитель информатики: Давайте вспомним, какие еще методов вы знаете? Дайте определения.
(Ученики формулируют определения, приводят примеры.).
- Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
- Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа. “Все познается в сравнении”, – гласит народная мудрость.
- Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
- Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
- Обобщение – мысленное объединение однородных объектов.
Учитель информатики: Ребята, предлагаю вам открыть рабочие тетради по информатике на странице 50, и выполнить упражнение №21, чтобы еще раз рассмотреть как работают анализ и синтез на пpaктике. [Приложение 1]
Проверка схемы и комментирование полученных результатов. Кто ошибся при выделении общего? А кто при выделении единичного?
Предлагаю продолжить работу и выполнить задание № 25 и 26. [Приложение 2]
Итак, из рассмотренных примеров очевидно, что анализ, синтез, абстрагирование и обобщение являются логическими приемами формирования понятий. А так же помогают в освоении новых знаний.
Переходим к теме сегодняшнего урока. Передаю слово учителю истории.
III. Изучение нового материала.
Учитель истории:
План изучения нового материала.
- Деятельность князя Олега.
- Правление князя Игоря.
- Правление княгини Ольги.
- Походы князя Святослава
Учитель истории: 1. Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика государства была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории. Важное место занимали отношения с Византией, но на пути из Киева в Константинополь лежала Степь, где властвовали кочевники.
Ресурс: Восточные славяне. Образование древнерусского государства (N 111821) Вид ЦОР: Карта, Анимация
Работа по карте.
Главным противником русичей был Хазарский каганат, сложившийся в VII в, фактически он являлся первым государственным образованием феодального типа в Восточной Европе.
Учащиеся знакомятся с содержанием статьи о Хазарском каганате, предлагаемой в качестве индивидуального опережающего задания одним из учеников.
Хазарский каганат Ресурс: Хазарский каганат (N 112491) Вид ЦОР: Текст [Приложение 3]
Задание: Вспомним произведение А.С.Пушкина “Песнь о вещем Олеге”
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…
Применив прием абстрагирования (выделив главное от второстепенного), определите, какие строки стихотворения хаpaктеризуют взаимоотношения Древнерусского государства и Хазарского каганата?
На основе данных, сделайте вывод об основных задачах внешней политики первых киевских князей.
Вывод:
- поддерживать торговые отношения с другими странами;
- защищать и расчищать торговые пути от кочевников, которые грабили купцов
Учитель истории: Отсюда – основные направления походов первых киевских князей:
- образование и расширение границ государства Русь(присоединение восточнославянских племен);
- византийское направление;
- восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).
Взаимоотношения с Византией складывались непросто. Регулярные торговые связи руссов и византийцев установились с 860 г. Однако на рубеже IX–X вв. они были прерваны. Летом 907 г. русские дружины во главе с Олегом (Ресурс: ОЛЕГ (N 50177) прибыли по суше и морю в Византию и разорили окрестности Константинополя.
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 4]
Задание: проанализируйте предложенный документ, ответив на вопросы
Вопросы:
- О чем может свидетельствовать то, что в поход на Царьград (Константинополь) Олег собрал представителей различных племен?
- Как вы считаете, симпатизирует ли летописец действиям Олега?
- Определите, что в этом отрывке можно считать историческим фактом, а что – легендой?
Византия была вынуждена согласиться на выгодный для русских договор о торговле, подписанный в 911 г
Учащимся предлагается познакомиться с документом, проанализировать его и ответить на вопросы.
Отрывок из “Повести временных лет”, XII в. Ресурс: Отрывок из "Повести временных лет" (Договор Руси с Византией 911/912 г.) (N 112465) Вид ЦОР: Текст. [Приложение 5]
Вопросы:
- Обратите внимание на имена людей входивших в делегацию “от народа русского”. Как вы полагаете, кто они по национальности? Почему Русь в Константинополе представляют именно они?
- О чем свидетельствует наличие в договоре пункта о защите потерпевших кораблекрушение?
- Какого рода взаимоотношения существовали между Русью и Византией? Подтвердите свои выводы цитатами из текста?
2. После cмepти Олега киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Ресурс: Игорь (N 111039) Вид ЦОР: Текст
Индивидуальное сообщение учащегося. [Приложение 6]
Учащиеся самостоятельно знакомятся с внутренней и внешней политикой Игоря (стр. 30-31 учебника) и сравнивают ее с политикой Олега, выделяя общие и отличительные черты.
3. Правление княгини Ольги.
Опережающее задание. На основе материала из статьи “Слабая жена может иногда равняться с великими мужами”. “Наука и жизнь”, 1996, № 10 Ресурс: Слабая жена может иногда равняться с великими мужами" (N 119994) Вид ЦОР: Текст [Приложение 6]
Обратить внимание, что княгиня Ольга – первый реформатор Руси, установивший порядок сбора дани. Знакомство с понятиями “погосты” и “уроки”
Уроки Ресурс: Уроки (N 110967) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.
Погост Ресурс: Погост (N 111837) Вид ЦОР: Текст
По налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Походы князя Святослава. [Приложение 6]
Святослав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внешней торговли.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по учебнику.
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей |
|
Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обороне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968г. киевляне говорили Святославу: “Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми. Святослав же говорил: “Хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь”
Вопросы учащимся:
- Как высказывание киевлян хаpaктеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава?
- С какой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Переяславец?
- Как описанные выше события свидетельствуют о чертах хаpaктера киевского князя?
Далее рассказ о гибели Святослава.
IV. Закрепление
Ресурс: Вопросы и задания к уроку (N 111940)
Вопросы и задания к уроку по теме “Становление Древнерусского государства”:
- Зачем Олег организовал поход на юг славянских земель?
- Почему столицей единого Древнерусского государства стал Киев, а не Новгород?
- Каким образом было организовано управление Древнерусским государством. Свой ответ оформите в виде схемы (в тетради).
- Какие пережитки родового строя можно проследить на раннем этапе существования Древнерусского государства?
- В чем отличие полюдья от налогов?
- Что позволяет говорить, что объединение славянских племен вокруг Киева не было прочным?
- Назовите причины налоговой реформы княгини Ольги.
- Почему княгиня Ольга одной из первых приняла христианство? Какое это имело значение?
- Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?
Учитель информатики: Предлагаю обратиться к рабочей тетради на страницах 59- 60, к заданиям № 27 и №28
Вместе рассматриваем иерархию отношений и взаимосвязей.
27. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения по образцу.
Понятия: конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль.
Предлагаю самостоятельно определить такой же схемой отношения следующих понятий: древляне, славяне, развитые, поляне, кривичи, радимичи, тиверцы, волыняне, дикие.
28. Составьте пирамиду понятий по образцу.
Понятия: дуб, растение, ясень, дерево, кустарник, малина, смородина
Самостоятельно разработайте пирамиду деятельности первых русских князей. В вашей пирамиде должно быть не менее 4-х уровней.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Учитель истории: Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.
Примеры высказываний учащихся:
- Считаю, что цель достигнута, Думаю, что навыки основных логических приемов формирования понятий можно применить на уроках истории, когда, например, анализируется деятельность какого-нибудь государственного деятеля или событие.
- Мне тоже кажется, что цель достигнута. Раньше я даже не задумывалась, что анализ, синтез, обобщение, сравнение являются универсальными понятиями для любого предмета.
- Думаю, что цель достигнута. Я понял важность такой формы работы.
Учитель информатики. Вот и подошел к концу наш необычный, но, на мой взгляд, очень насыщенный и интересный урок. Какие знания по информатике помогли вам справиться с изучением сегодняшней темы? Чем необычен был сегодня урок? Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном уроке?
Примеры высказываний учащихся:
- Интересно, но необычно. Пролетел быстро, но, столько новых знаний.
- Я даже не думала, что способна столько воспринять и переварить информации.
- Я не ожидал что, все науки так тесно связаны, что анализ, синтез, сравнение, абстрагирование в информатики поможет так глубоко познакомится с историческим событием.
- Такие уроки – это здорово!
Какое настроение у вас после урока?
VI. Домашнее задание
По истории
$ 4, задания 1,3 в рабочей тетради.
По информатике
Пользуясь знаниями, полученными в ходе урока и
используя информационные источники или ресурсы
подготовить презентации о деятельности наиболее
понравившегося вам исторического персонажа.
Приложение, Приложение 7
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
08 12 2023 8:26:45
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
07 12 2023 12:51:59

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
06 12 2023 4:55:57
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
05 12 2023 21:31:43
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
04 12 2023 3:20:21
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
03 12 2023 16:40:14
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
02 12 2023 19:21:59
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
01 12 2023 1:17:38
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
30 11 2023 8:43:59
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
29 11 2023 9:50:18
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
28 11 2023 4:59:28
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
27 11 2023 10:35:45
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
26 11 2023 0:32:26
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
25 11 2023 23:45:41
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
24 11 2023 9:41:46
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
23 11 2023 1:26:21
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
22 11 2023 15:58:14
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
21 11 2023 15:36:42
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
20 11 2023 18:46:56
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
19 11 2023 12:17:35
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
18 11 2023 10:54:43
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
17 11 2023 13:10:50

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
16 11 2023 13:46:43
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
15 11 2023 8:19:56
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
14 11 2023 8:33:53
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
13 11 2023 21:51:58
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
12 11 2023 11:59:22
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
11 11 2023 1:59:43
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
10 11 2023 18:36:20
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
09 11 2023 20:56:55
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
08 11 2023 13:14:56
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
07 11 2023 22:26:28
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
06 11 2023 9:19:56
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
05 11 2023 11:48:45
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
04 11 2023 13:16:18
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?".
...
03 11 2023 7:46:55
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
02 11 2023 13:36:34
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
01 11 2023 23:46:57
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
31 10 2023 0:11:36
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
30 10 2023 11:10:34
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
29 10 2023 15:16:19
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
28 10 2023 9:13:43
Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....
27 10 2023 4:35:47
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
26 10 2023 2:26:42
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
25 10 2023 20:50:39
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
24 10 2023 14:52:47
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
23 10 2023 2:45:47
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
22 10 2023 15:59:40
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
21 10 2023 2:49:45
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
20 10 2023 20:36:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::