Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"


    Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"

Цель игры: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Задачи:

  • развивать интерес учащихся к военной истории;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;
  • создать условия для интеллектуального развития детей.

Игра рассчитана на учащихся 8-11 классов. Комaнда состоит из 6 человек, количество комaнд неограниченно. На стенах зала можно вывесить портреты полководцев, виды оружия, изображения орденов.

Игра сопровождается компьютерной презентацией (Приложение 3).

Этапы викторины:

  1. «Полководцы»
  2. «Оружие»
  3. «И грянул бой!»
  4. «России славные сыны»
  5. «Ордена»
  6. «Остался в памяти народной».

Подведение итогов, определение победителей и награждение участников игр.

Комaнда с наибольшим итоговым баллом объявляется победителем. Соответственно определяются места всех остальных комaнд. Все участники награждаются дипломами. Лучшие игроки могут быть направлены на районные интеллектуальные игры. 

Ход мероприятия

I тур. «Полководцы» 

Слава России ковалась во времена многочисленных войн, в великих победах и в тяжелых поражениях. Безусловно, большая заслуга в этом принадлежит простому русскому народу, но нельзя недооценивать и роль талантливых полководцев, о которых можно сказать – «великие сыны России».

Задача комaнд – узнать о каком полководце идет речь.

  1. Князь-воин, совершивший целый ряд победоносных походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ. Разгромил Хазарское ханство. Но война с Византией не принесла ему удачи. Когда князь возвращался на Русь, его в засаде ждали печенеги. Князь погиб. Его воинская слава побудила печенежского князя изготовить из его черепа чашу: он надеялся, используя её, перенять доблесть и полководческий талант князя. (Князь Святослав)

  2. Русский князь, полководец.

    • Новгородцы пригласили его на свой престол.
    • Шведские военоначальники прислали ему такой вызов: «Если можешь противиться мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с малой дружиной, не дожидаясь полного сбора войска.
    • Он одержал 2 очень крупных победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище. После cмepти своего отца получил ханский ярлык. Умер при невыясненных обстоятельствах, возвращаясь из Орды. Канонизирован церковью.

    (Князь Александр Невский)

  3. Оказался на престоле еще ребенком, ему едва исполнилось 10 лет. В 1380 году повел за собой рать объединенных сил и одержал победу на Куликовом поле. В честь этой победы получил почетное прозвище и славу национального героя. (Кн. Дмитрий Донской)

  4. В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики – глазомер, быстрота, натиск. Граф Рымникский, князь Италийский. (Суворов А. В.)

  5. Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. За всю историю прошедших им войн был дважды серьезно ранен. Первый раз в глаз, второй раз – в голову. Имел почти все русские награды. Дипломат. Умер в 1813 г. (Кутузов М. И.)

  6. Учился в Морском кадетском корпусе. Служил на различных судах. Отличился в сражении с турецким флотом в 1827 г. В сентябре 1854 г., когда к Севастополю подошло более 300 вражеских судов, был назначен начальником обороны города. «Будем драться до последнего,- писал он. – Отступать некуда – позади у нас море». Был cмepтельно ранен во время осмотра укрепления в начале осады Севастополя. (Корнилов В. А.)

  7. Учился блестяще, в 15 лет получил чин мичмана. В 1854-1855 годах – комaндир Севастопольского порта и военный губернатор. Блестяще выиграл Синопское сражение, уничтожив весь турецкий флот. Погиб при обороне Севастополя. В 1944 году был учрежден орден его имени двух степеней. (Нахимов П. С.)

  8. Грузинский князь, генерал пехоты. Ученик и сподвижник Суворова А.В. и Кутузова М.И., герой Отечественной войны 1812 г. В Бородинском сражении генерал комaндовал левым флангом русской армии. Отбивая 8-ю атаку французов, был ранен осколком ядра в ногу. Рана оказалась cмepтельной. (Князь Багратион П. И.)

  9. В Англии в серии «Всемирная история» была издана книга под названием «Маршал, который никогда не знал поражения». Кого из русских полководцев англичане оценили так высоко? (Жуков Г.К.)

  10. Маршал, дважды Герой Советского Союза. По национальности поляк. Военную службу начал рядовым в I мировую войну. В кон. 30-х гг. был репрессирован. Освобожден перед Великой Отечественной войной. В Сталинградском сражении комaндовал войсками Донского фронта, в Курской битве – войсками Центрального фронта, в Берлинской операции войсками 2-го Белорусского фронта. 24 июня 1945 г. комaндовал Парадом Победы. (Рокоссовский К. К.)

II тур. «Оружие» 

Военную историю нельзя изучать без знакомства с достижениями в военной технике.

  1. Так воины Дмитрия Донского называли то, что мы сегодня зовем арбалетом. (Самострел)

  2. Его Суворов противопоставлял «пуле-дуре». («Штык-молодец»)

  3. Самое первое упоминание о применении в средневековой Москве огнестрельного оружия относится к 1382 году. Обороняя Москву от нашествия ордынского хана Тохтамыша, москвичи стреляли из пушек, стоящих на стенах Кремля. Пушки собирали из кованых железных полос и скрепляли железными обручами. Как их называли? (Тюфяки)

  4. Легкое подвижное спаренное оружие, точнее 2-е легкие шестифунтовые гаубицы на одном лафете, предназначалась для стрельбы картечью и гранатами. Эта система недолгое время находилась на вооружении русской армии в середине XVIII в., была введена в полковой артиллерии графом Шуваловым. Из-за неудобства в обслуживании быстро снята с вооружения. Как называлось орудие? («Близнята») 

  5. Старинное русское артиллерийское орудие. Создано в 1757 году, одно из лучших для своего времени. Получило название по литой фигуре животного на первых образцах, попавшего на стволы из герба графа Шувалова. Поэтому это орудие называют еще и «шуваловскими гаубицами». Использовалось в качестве осадных, полевых, конных и горных орудий. Состояла на вооружении полевой артиллерии до середины XIX века. («Единорог»)

  6. Скорострельное оружие названо по имени американского конструктора. В I Мировой войне применялось почти всеми воюющими странами. Модернизированный в 1941 состоял на вооружении Советской Армии до конца 2-й Мировой войны. (пулемет «Максим»)

  7. Именно так расшифровывается аббревиатура знаменитого пистолета советских офицеров «ТТ». ( «Тульский Токарев» - имя изобретателя и место его производства)

  8. Лучший танк Второй мировой войны? (Т-34)

  9. Он создал самолет по прозвищу «летающий танк». Назовите самолет и фамилию конструктора. (Штурмовик Ил-2, Ил-4, конструктор – Сергeй Ильюшин)

  10. Истребитель Великой Отечественной войны, не уступавший по боевым хаpaктеристикам лучшим немецким самолетам «Мессершмиту-109» и «Фоке-Вульфу-190». В годы войны выпускался в Новосибирске. (Як-3, Як-7, Як-9 и т.д.)

  11. 21 июня 1941 г. за несколько часов до начала войны государственная комиссия приняла решение – развернуть серийное производство этого оружия. А 14 июля в 15 ч. 15 мин под Оршой капитан Флеров первым в истории войны произвел cмepтельный залп по врагу. (Реактивная установка БМ-13 «Катюша»)

III тур. «И грянул бой! » 

Наверное, самым сложным при изучении военной истории является знакомство с ходом битвы, баталии. Здесь важен каждый элемент: даты, специальные термины, тактика и стратегия. Задание комaндам: прослушав описание сражения, определить, о какой битве идет речь.

  1. «…был же тогда день субботний, и на восходе солнце сошлись оба войска. И немцы, и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью…» (Ледовое побоище, 1242 г.)

  2. Перед каким сражением Петр I обратился к армии со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, и вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру порученное, за отечество…не должны Вас смущать слова неприятеля, будто бы непобедимого, которого ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали…» (перед Полтавской битвой, 1709 г.)

  3. Сражение началось 26 августа. Враг хотел обойти русские позиции, но русская армия перегородила обе дороги. Битва, в которой были использованы различные инженерные сооружения: флеши, редуты, батареи. Сражение, о котором до сих пор спорят историки, выясняя, что это было: победа или поражение русской армии. (Бородинское сражение)

  4. В ходе этой войны в России сменился император, в армии сменился комaндующий: был удален Меньшиков и назначен Горчаков. В течение 349 дней врагам не удавалось преодолеть оборону одного-единственного города. Защитникам города помощи ждать было неоткуда. При обороне города погибли три адмирала. (Крымская война)

  5. События, связанные с этой войной, проходили на территории Болгарии. Бои шли не только за боевые крепости, но и за горный перевал Шипку. Русским приходилось отбивать в день 14 атак противника. Летом испытывали нестерпимую жару, а зимой – холод, метель. Шипка, Пловдив, Плевна – эти географические названия связаны с одной войной. (Русско-турецкая война, 1877-1878 гг.)

  6. Самое большое и упopное сражение первых месяцев Великой Отечественной войны. 30 июля 1941 года немцы впервые во II Мировой войне перешли к обороне. В этом сражении 4 дивизии первыми стали гвардейскими, впервые СССР применил новое оружие. Немцы окрестили его «адской трубой». (Смоленское сражение)

  7. Эта битва одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны, включает оборонительные и наступательные операции советских войск с 25 июля 1942 г. – 9 октября 1943 г. Против советских войск гитлеровцы использовали специальные горнострелковые части. Тем не менее, широко разрекламированный Геббельсом «план Эдельвейс» потерпел крах. (Битва за Кавказ)

  8. В октябре 1942 года Сталин принял на своей подмосковной даче группу советских ученых и обсудил с ними вопросы, связанные с созданием атомного оружия. Вскоре был утвержден план операции «Уран». А какой котел появился в результате осуществления этого плана? (Сталинградский котел)

  9. В ходе, какой битвы Великой Отечественной войны состоялось крупнейшее танковое сражение? (Курская битва, д. Прохоровка, 12 июля 1943 г.)

  10. «Еще до рассвета 16 апреля авиация и артиллерия 1-го Белорусского фронта обрушили свои удары на оборону врага. Вслед за последним залпом реактивной артиллерии в наступление перешли сразу 5 общевойсковых армий. 143 мощных прожектора направили свои лучи на противника, освещая путь советским войскам и ослепляя врага». В ходе, какой операции были использованы прожектора. Кто автор операции? (Берлинская операция, Г. К. Жуков)

IV тур. «России славные сыны»

Мы уже отметили значительную роль талантливых полководцев в ходе военных операций. Но ни один полководец, какими бы талантами он ни обладал, ничего не сможет сделать против вражеской силы без поддержки простых солдат и матросов, многие из которых, отдав свою жизнь за интересы Родины, так и остались безымянными героями. Но имена некоторых из них история нам все-таки сохранила.

Задание комaндам – соотнести номер, под которым расположен герой, и те действия, которые он или она проявляли во время того или иного сражения. (Карточки приготовить заранее)

Герои

  1. Надежда Дурова
  2. Петр Кошка
  3. Денис Давыдов
  4. Дарья Севастопольская
  5. Лев Толстой
  6. Д. И. Пожарский
  7. Василий Зайцев
  8. Николай Гастелло
  9. Василий Клочков
  10. Петр Гаврилов
  11. Виктор Талалихин
  12. Д.М. Карбышев
  1. Возглавил первый партизанский отряд в составе 50 гусар и 80 казаков.
  2. Летчик, направивший свой горящий самолет на колонну немецких танков.
  3. Автор книги «Кавалерист-дeвица».
  4. Комaндовал артиллерийской батареей.
  5. Генерал, доктор военных наук. Замучен гитлеровцами в Маутхаузене в феврале 1945 г.
  6. Первая в мире сестра милосердия.
  7. Снайпер, старшина 284 стрелковой дивизии, участник Сталинградской битвы. Автор слов: «За Волгой для нас земли нет!»
  8. Участвовал в 18 вылазках во время обороны Севастополя, взял в плен и привел в город 6 неприятельских языков.
  9. Майор, один из организаторов обороны Брестской крепости.
  10. Один из руководителей и комaндующих Второго ополчения 1612 года.
  11. Совершил первый ночной таран в небе Москвы.
  12. Политрук из 316 дивизии ген. Панфилова, оборонявшей Москву. Автор слов: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!» 

V тур. «Ордена»

С древних времен государство старалось отмечать отличительными знаками людей, проявивших отвагу, героизм во время боевых действий.

  1. Самый первый и высший из всех российских орденов. (Орден Святого Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г., восстановлен в 1998 г. Указом Президента РФ)

  2. Этот орден учрежден в память избавления Петра I и его армии от опасности. Единственный в мире орден с девизом: «За любовь…» По статусу им награждали только женщин за оказанные государству услуги либо за принадлежность к императорской фамилии. (Орден Святой Екатерины)

  3. Девиз этого ордена: «За службу и храбрость». В статуте сообщалось, что предназначается он для награждения воинских чинов «за храбрость, ревность, усердие в военной службе». Орден мог получить тот, например, кто возглавит крепость, одержит полную победу над превосходящим в силе неприятелем, захватит неприятельское знамя, возьмет в плен главнокомaндующего… Русские офицеры считали этот орден самой почетной из всех наград. Полными его кавалерами стали всего 4 человека: М.И. Голенищев-Кутузов, Барклай-де-Толли, Паскевич-Эриванский, Дибич-Забалканский. (Военный орден Святого великомученика и Победоносца Ге opгия)

  4. Самая известная награда за мужество для солдат. Полными кавалерами были С.М. Буденный, В.И. Чапаев. Когда после Октябрьской революции русские ордена и медали были упразднены, для этой награды сделали исключение – его ношение не запрещалось. (Знак отличия военного ордена Св. Ге opгия или солдатский Ге opгий, учрежд. в 1804 г.)

  5. Петр I задумал этот орден как чисто военную награду. Но Северная война закончилась, и ордену не было суждено стать воинским. Учредила же его Екатерина I в мае 1825 г. Орден занимал высокое место среди российских наград. Будучи ликвидирован вместе с прочими царскими орденами в 1917 г., этот орден возродился 29 июля 1942 г. Потеряв приставку «святой» орден вручался за заслуги на поле боя и стал «офицерским» орденом. (Орден Александра Невского)

  6. Если армия была обеспечена наградами, то чиновничество чувствовало себя обойденным. Этот недостаток Екатерина II исправила в 1782 г. Этот орден, пожалуй, самый красивый из русских орденов. Крест с прямыми расширяющимися лучами, залитый темно-красной эмалью. В центре на черном фоне горностаевая мантия и на ней первые буквы названия ордена. Девиз «Польза, честь и слава» находится на ободке (по окружности). Когда в 1992 г. решалась проблема, какими будут ордена в РФ, этот орден был избран как прототип высшего ордена нашей страны «За заслуги перед Отечеством». (Орден «Святой Равноапостольный князь Владимир»)

  7. Этот орден учрежден Указом Президента РФ в 1994 году. Предназначен в основном для военнослужащих, проявивших себя в боевых действиях. Этим орденом награждены многие военнослужащие за исполнение воинского долга в Северо-Кавказком регионе. (Орден Мужества)

  8. Самая яркая среди медалей. Знак особого отличия. Занимает особое высокое место среди всех наград, располагается при ношении над орденами и медалями. Учреждена 20 марта 1992 года. На оборотной стороне в центре медали расположена надпись: «Герой России». (Медаль «Золотая Звезда» Героя России)

VI тур. «Остался в памяти народной» 

Мы сегодня много говорили о подвигах, о славе русского народа, о гениальности русских полководцев. Пришло время поговорить о тех мастерах, которые, обладая талантом и мастерством, оставили нам зрительные и художественные образы защитников Отечества, яркие события героических баталий. Задание комaндам: по данным вопросам разгадать и заполнить кроссворд. (Приложение 1)

Варианты вопросов к кроссворду могут быть другие. (Приложение 2)

  1. Произведение древнерусской литературы, посвященное Куликовской битве. («Задонщина»)
  2. Архитектор, создатель Храма Христа Спасителя, посвященного героям Отечественной войны 1812 г. (Тон)
  3. Поэт, автор многочисленных од, посвященных успехам русской армии во времена Екатерины II. (Державин)
  4. Скульптор, автор Монумента Славы в Новосибирске. (Чернобровцев)
  5. Художник-баталист, создавший целую серию картин в честь Отечественной войны 1812 г. и Балканской войны. Погиб на броненосце «Петропавловск» в марте 1904 г. (Верещагин)
  6. Автор полотна «Переход Суворова через Альпы». (Суриков)
  7. Композитор, автор «Ленинградской симфонии». (Д. Шостакович)
  8. Кинорежиссер эпопеи «Освобождение». (Озеров)
  9. Автор оперы «Война и мир», созданной по одноименному роману Л. Н. Толстого. (Прокопьев)

Список литературы: 

  1. Г. Смирнов «Рассказы об оружии», Новосибирск 1989. Стр. 10, 55, 66, 118, 157 Оружие СССР в годы ВОВ
  2. Государственная символика России. История и современность», Москва 2003. стр. 73-100, стр. 141 -169
  3. В. С. Пуронен «Оружие. Мундиры. Знамена. Ордена», Санкт-Петербург 2003. Стр. 53, 70-71, 80-87
  4. «Имя твое бесcмepтно» под редакцией Плотникова Ю. В, Москва 1975 (тема: сражения и герои ВОВ) или Данилов, Косулина «История России. ХХ в.» 9кл. (раздел IV «Советский Союз во II мировой войне»)
  5. «История России. 10 класс»
    Сахаров, Булганов – 1часть «С древних времен до конца XVII века», §7, §20, §22
    Буганов, Зырянов – 2 часть «С начала XVIIIв. до конца XIX в.» §41-42, §47-48, §56-57, §62, §75
  6. И. О. Сурмина «Самые знаменитые герои России», Москва – 2003.
  7. Школьная энциклопедия, том «История России ХХ век», Москва – 2003.
  8. «Внеклассные мероприятия по истории. 10-11 класс», издательство «Учитель – АСТ», Волгоград – 2005.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

21 05 2024 5:58:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

20 05 2024 20:21:23

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

19 05 2024 4:42:14

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

18 05 2024 20:20:35

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

17 05 2024 21:29:48

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

16 05 2024 8:39:12

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

15 05 2024 8:59:56

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

14 05 2024 0:33:38

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

13 05 2024 19:32:52

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

12 05 2024 11:42:13

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

11 05 2024 13:34:35

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

10 05 2024 22:59:38

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

09 05 2024 4:40:13

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

08 05 2024 4:50:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

07 05 2024 21:44:16

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

06 05 2024 8:36:58

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

05 05 2024 10:29:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

04 05 2024 18:33:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

03 05 2024 12:52:13

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

02 05 2024 6:35:28

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

01 05 2024 6:15:21

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

30 04 2024 7:21:43

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

29 04 2024 6:24:55

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

28 04 2024 15:17:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

27 04 2024 16:33:55

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

26 04 2024 10:26:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

25 04 2024 5:33:53

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

24 04 2024 7:36:40

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

23 04 2024 3:47:27

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

22 04 2024 15:38:16

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

21 04 2024 14:41:47

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

20 04 2024 1:18:44

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

19 04 2024 22:36:46

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

18 04 2024 0:36:20

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

17 04 2024 18:32:52

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

16 04 2024 22:51:10

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

15 04 2024 21:58:37

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

14 04 2024 10:17:39

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

13 04 2024 20:32:11

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

12 04 2024 0:16:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

11 04 2024 1:38:40

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

10 04 2024 8:54:10

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

09 04 2024 20:42:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

08 04 2024 7:16:54

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

07 04 2024 10:13:58

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

06 04 2024 13:36:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

05 04 2024 5:46:44

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

04 04 2024 20:40:20

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

03 04 2024 0:13:12

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

02 04 2024 17:42:34

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::