Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"
Какой социальный заказ выполняет современная школа? Какие требования предъявляются к её выпускнику?
Убеждена, что это должен быть человек, который, столкнувшись с проблемой, решает её, а не жалуется на жизнь, не обвиняет государство, своих руководителей, соседей в неприятностях. Этот человек мотивирован и умеет учиться; он стремится быть успешным в жизни.
Поэтому актуальным сегодня является компетентностно-ориентированный подход в образовании, который акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Этот подход предполагает формирование у школьников ключевых компетентностей.
Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в “Стратегии модернизации содержания общего образования” (2001 г.) и директивно зафиксировано в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года”.
Получение любого результата образования требует адекватных педагогических технологий.
Метод проектов – это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения.
Поэтому я предлагаю на конкурс урок, где использован метод учебного проекта. Мультимедийная презентация учителя используется по ходу урока, каждая группа учащихся представляет свой продукт проекта также в форме презентации (см. гиперссылки).
"Всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке". Ю.А. Конаржевский
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами технологии проектного обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
- образовательная:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.
Средства обучения:
- Данилов А.А., Косулика Л.Г. “История России, XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
- Павленко Н.И., Андреев И.Л. Россия XVIII-XIX веков: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
- История России: учебный словарь – справочник /Под общей редакцией Блохина В.Ф. – Брянск: “Курсив”, 1996.
- Кузьменко А.Ф. Тематические схемы по истории России: XIX века: 10-11 кл.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Винокурова М.М., Чепелкин М.А. Эпоха реформ 60-х годов в России: Пакет-комплект документального материала.- М.: “Бюдо дэндл”, 1993.
- Бурдей Г.Д. История России XIX века: Учебное пособие – Саратов: “Лицей”, 1999.
Ход учебного занятия (2 часа)
Презентация
Этапы занятия | Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Оргмомент | Запуск проекта | Определяет готовность учащихся к работе, сосредоточивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы и найти партнеров. | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров. | ||||
2. Целеполагание и мотивация | Планирование работы | Определяет проблему: почему реформы 60-70 годов XIX
века либеральные? Необходимо проанализировать земскую и городскую
реформы, судебную, военную, финансовую, цензурную реформы и реформы
в области просвещения. Мотивирует познавательную деятельность учащихся. |
Анализируют проблему, обсуждают главную идею будущего проекта, в ходе дискуссии определяют конечную цель – продукт деятельности – коллективная презентация с использованием Microsoft Power Point, распределяют обязанности участников совместного проекта. | ||||
3. Актуализация знаний и умений. | Определение уровня готовности к поисковой работе. | Подготавливает учащихся к решению проблемы. | Выясняют пути достижения цели:
|
||||
4. Первичное усвоение знаний. | Сбор информации. | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации. | Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное. | ||||
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Структурирование информации. | Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся. | Решают проблему:
|
||||
6.Закрепление учебного материала. | Обмен информацией | Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников. | Знакомят партнера по проблеме со своим вариантом ее решения, заслушивают партнера, уточняют результаты, обмениваются вопросами, разpaбатывают форму проекта. | ||||
7. Применение знаний и умений в новой учебной ситуации. | Оформление результатов работы. Защита проектов. | Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите. | В соответствии с конечной целью оформляют проект, защищают творческую работу. | ||||
8. Проверка и оценка результатов. | Экспертиза проекта. | Предлагает в ходе защиты проектов заполнить таблицу
в тетради
и сделать вывод о решении проблемы в целом по теме учебного занятия. |
Заполняют таблицу в тетради по ходу защиты проектов; определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта. | ||||
9. Подведение итогов учебного занятия. | Рефлексия. | Предлагает определить уровень достижения целей, высказывает собственное суждение о достижении целей учебного занятия. | Самооценка результатов деятельности. | ||||
10. Д.з. | Учитель предлагает написать эссе на тему “Почему Александр II, приступая к разработке реформ, фактически стал выполнять программу либералов?” | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его содержанию. |
Вывод: Реформы 60-70-х годов – крупное явление в истории России. Новые современные органы самоуправления и суда способствовали росту производительных сил страны, развитию гражданского самосознания населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключилась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Основным итогов развития России в 60-70-х годы XIX в. явилось коренное обновление общественно-политической и культурной жизни на либеральных началах. Но это были только первые шаги. (П.Н. Зырянов)
Презентация
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
05 12 2023 6:38:33
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
...
04 12 2023 15:23:31
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
03 12 2023 8:44:56
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
02 12 2023 16:27:38
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
01 12 2023 7:58:17
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
30 11 2023 3:11:37
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
29 11 2023 14:54:25
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
28 11 2023 9:12:56
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
27 11 2023 5:57:14
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
26 11 2023 14:57:58
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
25 11 2023 2:11:16
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
24 11 2023 4:25:22

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
23 11 2023 19:21:31
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
22 11 2023 10:35:46
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
21 11 2023 20:42:48
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
20 11 2023 14:59:51
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
19 11 2023 21:55:26
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
18 11 2023 14:49:37
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
17 11 2023 20:31:36

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
16 11 2023 8:28:33
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
15 11 2023 15:29:35
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
14 11 2023 23:58:30
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
13 11 2023 7:19:36
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
12 11 2023 5:12:23
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
11 11 2023 17:36:56
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
10 11 2023 0:41:54
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
09 11 2023 0:16:39
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
08 11 2023 6:15:27
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
07 11 2023 14:25:43

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
06 11 2023 17:11:24
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
05 11 2023 2:51:36
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
04 11 2023 8:38:59
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
03 11 2023 21:11:57
Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....
02 11 2023 19:13:27
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
01 11 2023 1:41:21
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
31 10 2023 21:35:56
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
30 10 2023 14:13:11
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
29 10 2023 22:26:17
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
28 10 2023 21:18:16
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
27 10 2023 2:17:51
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
26 10 2023 17:50:27
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
25 10 2023 13:14:46
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
24 10 2023 1:10:12
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
23 10 2023 17:42:49
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
22 10 2023 16:44:43
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
21 10 2023 0:27:34
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
20 10 2023 0:16:19
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
19 10 2023 11:48:41
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
18 10 2023 11:22:59
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений.
В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий.
...
17 10 2023 11:20:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::