Урок-лаборатория по всеобщей истории в 10-м классе по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья"
Тема: "Два взгляда на человека в эпоху средневековья".
Цели урока:
- Обобщение знаний по теме "Два взгляда на человека в эпоху Средневековья".
- Развитие умений: сравнивать, обобщать, выделять главное, выбирать необходимую информацию в работе с историческими документами.
- Усвоение принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох.
Работа с классом. Повторение основных вопросов темы
- Определите хронологические рамки и дайте общую хаpaктеристику Средневековья.
- Дайте определение эпохи.
- Почему Возрождение выделяют в особую эпоху\'? На фоне каких исторических событий формировалась эта эпоха?
- Определите основные параметры сравнения Средневековья и Возрождения.
- Опережающий вопрос. Выделите по ходу работы основной параметр, который является основополагающим для остальных.
Работа на доске
- Тема урока.
- Лента времени.
- Основные параметры сравнения.
Стенд (наглядные материалы к уроку)
Репродукции величайших достижений искусства и архитектуры Средневековья и Возрождения.
Работа с "лентой времени"
Показать непрерывность исторического процесса, эволюционность развития, связь эпох (прошлого, настоящего и будущего).
Два взгляда на человека в эпоху Средневековья
Вопросы для сравнения |
Церковное учение |
Гуманистическая философия |
1. Представители. |
Августин Блаженный, Франциск Ассизский, Фома Аквинский. |
Ф.Петрарка, Н.Макиавелли, Э.Роттердамский |
2. Природа человека. |
Греховное, низменное. "Темница души", "сосуд греха". |
Гармоничное единство божественного и природного, духовного и материального. |
3. Отношение к Богу. |
Бог определяет все. |
Бог - творческое начало. |
4. Цель человеческого существования. |
Восхождение человеческой души к Богу через таинства Церкви. |
Восхождение человеческой души к Богу через творческую деятельность, исследование своей природы и природы вообще. |
5. Отношение к человеческому разуму и знаниям. |
Скептическое. |
Вера в силу человеческого разума. |
6. Требования добродетели (основной параметр). |
Преодоление своей природы, презрение к миру, к жизненным потребностям, к телу, богатству, славе, собственности => аскетизм. |
Следование своей природе, принятие мира и радости земного существования, культ наслаждения и пользы, возрождение уважения к славе => антиаскетизм. |
В процессе сравнения опора делается на высказывания философов эпохи Средневековья и Возрождения. Учащимся предлагается атрибутировать высказывания — определить их принадлежность историко-культурной эпохе.
Подборка высказываний
Средневековье
- "Без перста Божьего ни один волос не упадет с головы человека".
- "Человек — темница души, сосуд греха".
- "Мы умираем, пока живем, лишь тогда перестаем умирать, когда перестаем жить" (Папа Иннокентий III).
- Откажитесь от плотских наслаждений... Любовь к Богу удаляет человека от мира, а любовь к миру от Бога".
- "Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог" (Августин Блаженный).
- \'\'Земное царство в своей основе — разбойничий стан, держится лишь войной и насилием. Высшее выражение небесного царства—Церковь. Но земная церковь — только приготовление к небесной" (Августин Блаженный).
- "Светская власть должна быть подчинена высшей, духовной власти. Во главе ее на небе — Христос, а на земле — римский папа" (Фома Аквинский).
Возрождение
- "Благие души, доблести подруги, заселяют мир, он станет золотым, античными творениями полный\'\' (Ф.Петрарка).
- "То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения\'\' (П.Браччолини).
- "Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом, этим он может, во-первых, угодить Богу и почитать его, и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье" (Л.Альберти).
- \'\'Истинно благородный человек не рождается с великой кровью, но сам делает себя таковым великолепными делами своими".
- "Прочь от меня... всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность. Возьми фортуну за волосы, ускоряй, если нужно, бег ее колеса" (Дж.Бруно).
- "Счастлив лишь тот, кто и в том, и в другом вполне совершенен,
Ловок, проворен, силен и здоров, а также при этом
Мудр и учен, добродетелен, благоразумен,
Кто в совершенстве в себе сочетает чувства и разум"
(Из философской поэмы Пьер-Анджелло Maндзолли).
Лента времени
Древний мир |
Средневековье |
Возрождение |
Новое время |
||
Античность: 1 . Человек. 2. Разума процесс познания мира и человекам философия — наука всех наук, предмет осмысления мира и человека.
|
1. Бог 2. Процесс познания божественного начала основная наука — богословие. |
1. Человек, Просвещение как лучшее творение Бога. 2. Разум => познание мира и человека => появляются основы наук и научная специализация. МИР ПОЗНАЕТСЯ |
|
||
вширь |
вееру |
внутрь |
|||
(великие географические открытия) |
(небесные светила — астрономия) |
(душа и тело — основы медицины) |
Лента времени доказывает неразрывность взаимосвязи эпох, возрождение ценностей прошлых эпох в настоящем.
Домашнее задание (опережающее)
- Подумайте, в чем проявился кризис эпохи Возрождения?
- В чем закономерность в переходе к эпохе Нового времени?

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
04 06 2023 4:16:42
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
03 06 2023 13:41:41
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
02 06 2023 8:16:53
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
01 06 2023 0:13:32

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
31 05 2023 15:51:31
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
30 05 2023 3:13:16
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
29 05 2023 10:12:22
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
28 05 2023 21:26:27
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
27 05 2023 1:55:54
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
26 05 2023 0:11:44
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
25 05 2023 14:31:44
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
24 05 2023 1:28:48
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
23 05 2023 18:32:37
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
22 05 2023 21:39:29
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
21 05 2023 18:26:29
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
20 05 2023 8:39:11
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
19 05 2023 19:44:18
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
18 05 2023 1:28:54

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
17 05 2023 12:23:19
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
16 05 2023 5:24:48
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
15 05 2023 2:33:36

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
14 05 2023 2:19:39
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
13 05 2023 22:32:53

урок обществознания составлен в соответствии с программой курсов обществознания, автор А.И. Кравченко. Расширяет, обобщает и систематизирует знания учащихся об отраслях права, значении трудового права в жизни человека, формирует понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов человека и способа самореализации....
12 05 2023 5:59:23
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
11 05 2023 20:47:34
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
10 05 2023 2:36:42
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
09 05 2023 20:41:54
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
08 05 2023 0:59:28
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
07 05 2023 23:35:47
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
06 05 2023 7:29:15
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
05 05 2023 0:11:13
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
04 05 2023 7:35:54
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
03 05 2023 19:28:50
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
02 05 2023 9:48:54
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
01 05 2023 12:24:11
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
30 04 2023 6:17:57
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
29 04 2023 1:13:32
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
28 04 2023 11:24:20
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
27 04 2023 6:29:22
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
26 04 2023 10:40:50
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
25 04 2023 19:48:54
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
24 04 2023 11:11:13
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
23 04 2023 20:15:59
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
22 04 2023 13:13:47
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности.
...
21 04 2023 4:32:44
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
20 04 2023 10:55:46
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
19 04 2023 13:15:48
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
18 04 2023 3:28:51
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
17 04 2023 22:51:33
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
16 04 2023 14:38:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::