Разработка урока обществознания в 8-м классе по теме "Вечные вопросы"
Тема: «Вечные вопросы».
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
образовательная: создать условия для формирования у учащихся необходимости осознания связи целей жизни человека и его потребностей;
развивающая: продолжить развитие исследовательских умений, получать информацию из различных источников, проводить опрос и анкетирование, систематизировать информацию в виде логической схемы;
воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру.
Средства обучения:
1) Учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 8-9-й класс, М., «Просвещение», 2007 г.
2) Электронная презентация «Вечные вопросы». (Приложение 1)
3) Мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
4) Исследовательские мини-проекты учащихся «В чем видят смысл жизни учащиеся гимназии», «Уровень удовлетворенности жизнью учащихся класса», «Как продлить жизнь?» (Приложение 1, папка «Приложение к презентации»)
Ожидаемый результат:
1) Учащиеся должны знать, что:
- человеку свойственно проектировать свою жизнь, осознавать ее нужной, оправданной;
- каждый отрезок жизни имеет смысл, который дает человеку ощущение счастья;
- сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни и наполнять смыслом каждое мгновение;
- человек в обществе является индивидом и личностью, обладает индивидуальностью.
2) Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- комментировать высказывания;
- систематизировать результаты анкетирования, опроса;
- представлять результаты исследования в электронном виде, пользуясь компьютером самостоятельно
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Оргмомент |
Осуществляет психологический настрой на урок |
Готовят рабочее место, настраиваются на урок |
Мотивация и целеполагание |
Демонстрирует на экране стихотворение Н.Заболоцкого, просит ответить на вопросы, заданные поэтом. (Приложение 1, Слайд № 1) |
Один из учеников читает вслух стихотворение, затем пытаются ответить на вопрос «Зачем родился я и рос?» |
Выслушав возможные варианты, спрашивает: «Чей ответ верный? Кто прав? Почему нет единственно верного ответа?» |
Должны выйти на понимание темы урока о Вечных вопросах. |
|
Корректирует сформулированную учениками тему урока и цели. (Слайд №2) |
Записывают тему в тетрадь. |
|
Изучение нового материала Блок 1 Кто я? (индивид, индивидуальность, личность) |
Демонстрирует незаполненную схему (Слайд №3) и просит ответить на вопрос «Кто я?» Организует обсуждение полученных ответов, подводит учащихся к осмыслению понятий индивид, индивидуальность, личность. (Гиперссылки к слайду 3) |
Отвечают на вопрос «Кто я?», систематизируют полученные хаpaктеристики по принадлежности к индивиду, индивидуальности, личности. |
Блок 2 Зачем я? |
Задает вопрос: А зачем каждый человек стремится стать личностью, проявить свою индивидуальность? |
Отвечают на вопрос (например, чтобы добиться успеха в жизни, проявить себя и т.п.) |
Подводит учащихся к пониманию связи смысла жизни с потребностями, просит объяснить высказывания о смысле жизни. (Гиперссылка 1 к слайду №4) |
Каждая группа объясняет высказывание известных людей. (Материал в Приложении 2) |
|
Вопрос о смысле жизни встает перед многими людьми, а что думают об этом ваши сверстники? (Гиперссылка 2 к слайду № 4) |
Представляют результаты мини-исследования «В чем видят смысл жизни учащиеся гимназии?» (Материал в Приложении 2) |
|
Формулирует вывод по вопросу «Зачем я?» (Слайд №4) |
||
|
Многие смысл жизни видят в счастье, и наоборот, когда жизнь теряет всякий смысл, человек глубоко несчастен. А что такое счастье? (Слайд №5, определения из словарей) |
|
А каково ваше мнение о том, что значит быть счастливым? |
Высказывают свою точку зрения о понимании счастья. |
|
Если следовать приведенным определениям, то счастье – это полное удовлетворение своей жизнью. А насколько удовлетворены жизнью ученики вашего класса? (Гиперссылка к слайду №5) |
Представляют результаты анкетирования «Довольны ли вы жизнью». (Материал в Приложении 2) |
|
Делает вывод о человеке как творце собственной жизни, а, значит, и счастья. |
|
|
Блок 3 Что будет после меня? (общественная и индивидуальная сторона проблемы cмepти) |
Проблема смысла жизни находится в центре вечных вопросов еще и потому, что жизнь имеет временные рамки. (Слайд №6) |
|
Организует обсуждение двух сторон проблемы cмepти. |
Уясняют, что бесcмepтие человека в памяти потомков, в его делах, творениях и поступках. |
|
Можно ли продлить жизнь человека? Ответ на этот вопрос попытались найти ученики нашего класса. (Гиперссылка к слайду № 6) |
Представляют мини-проект «Как продлить жизнь?» (Приложение 1) |
|
Освоение и первичное закрепление |
Делает вывод о том, что вопросы смысла жизни, счастья, продолжительности жизни не имеют четких ответов и инструкций, они во многом завися от самого человека. (Слайд №7) |
Должны понять, что человеку свойственно проектировать свою жизнь, осознавать ее нужной, оправданной. |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. 1) Стр. учебника 37-42. |
Записывают задание в дневники. |
Список литературы
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.
- А.И.Чернов Работа над презентацией, Преподавание истории в школе №8 2001 г.
- А.Б.Драхлер К вопросу о необходимости систематизации Интернет-ресурсов учебно-методического назначении по истории, Вопросы Интернет-образования, №6.
- Родосская Н.Б. Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования информационных технологий при обучении, Вопросы Интернет-образования.
- С.Н.Степнько Обществознание 8-й класс, поурочное планирование (анкета на стр.59). Волгоград, 2007 г.
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
04 06 2023 15:18:44
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
03 06 2023 1:49:28
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
02 06 2023 18:48:47
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
01 06 2023 9:49:46
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
31 05 2023 11:15:15
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
30 05 2023 2:33:51
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
29 05 2023 16:30:28
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
28 05 2023 19:54:12
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
27 05 2023 17:38:38
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
26 05 2023 12:46:31
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
25 05 2023 22:38:47
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода
...
24 05 2023 3:18:57
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ.
...
23 05 2023 8:18:45
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
22 05 2023 9:10:20
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
21 05 2023 11:14:47
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
20 05 2023 5:25:39
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
19 05 2023 21:13:23
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
18 05 2023 16:46:46
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
17 05 2023 23:53:27
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
16 05 2023 9:33:17
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
15 05 2023 17:31:17
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
14 05 2023 13:18:19
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
13 05 2023 12:17:19
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
12 05 2023 18:13:16
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
11 05 2023 20:24:42
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
10 05 2023 6:28:55
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
09 05 2023 19:42:20
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
08 05 2023 15:28:17
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
07 05 2023 21:27:18
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
06 05 2023 10:37:17
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
05 05 2023 9:21:24
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
04 05 2023 23:54:50
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
03 05 2023 18:38:47
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
02 05 2023 15:17:57
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
01 05 2023 0:54:16
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
30 04 2023 3:13:35

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
29 04 2023 19:35:44
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
28 04 2023 12:59:46
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
27 04 2023 17:17:22
26 04 2023 0:54:13
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
25 04 2023 22:13:36
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
24 04 2023 23:53:39
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
23 04 2023 18:33:58
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
22 04 2023 9:10:37
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
21 04 2023 0:38:50
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
20 04 2023 0:57:17
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
19 04 2023 0:48:43
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
18 04 2023 8:40:38
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
...
17 04 2023 11:19:30
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме.
...
16 04 2023 18:23:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::