Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории


    Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;
  • помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти

Развивающие:

  • развивать умения работать с компьютером, добывать знания и применять их на пpaктике, навыки самостоятельной работы; развивать логическое мышление, речь, память; – создать условия для развития творческой и познавательной активности

Воспитывающие:

  • формировать интерес к учению, к предмету, как к науке;
  • воспитывать гражданскую позицию

Педагогические технологии: индивидуально-ориентированное обучение; ИКТ

Тип урока: школьная лекция в рамках технологии индивидуально-ориентированного обучения

Учащиеся должны знать:

  • этапы борьбы за власть после cмepти Сталина;
  • основные политические реформы;
  • причины смещения Хрущёва с постов;
  • термины и понятия: реабилитация, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм

Учащиеся должны уметь:

  • работать в парах, в группах;
  • применять полученные знания в нестандартных ситуациях (решать кроссворд, выполнять тестовые задания в программе Excel, работать с учебным материалом на компьютере в программе Power Point;
  • обобщать учебный материал, делать выводы

Оборудование: Огранизационно-деятельностная схема, портреты И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва (на доске), компьютеры, мультимедийный проектор, “Презентация к уроку”, карточки-задания, задачи, индивидуально-ориентированные планы; тест и кроссворд в формате Excel

Термины и понятия:

  • реабилитация, совнархозы, субъективизм, волюнтаризм
  • Эпиграф к уроку: “Победив Гитлера, страна должна была победить Сталина” (А. Боровик, журналист)

Структура урока представлена в левой части доски в виде организационно-деятельностной схемы с использованием графических значков:

  • Психологический настрой
  • Работа в парах
  • Изучение нового материала.
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Экспресс-контроль
  • Работа в группах
  • Домашнее задание
  • Индивидуальная работа по применению знаний
  • Рефлексия
  • Подведение итогов урока

Ход урока

І. Во время психологического настроя учитель знакомит учащихся с основными целями, формами и способами деятельности на уроке, настраивает на организованную, слаженную и вдумчивую работу, делая акцент на эмоционально-психическое состояние учащихся

ІІ. Работа в парах организуется с целью подведения учащихся к новой теме. Учащимся предлагается задание проанализировать фрагмент из письма инвалида Великой Отечественной войны И.П. Прибрежного и отнестись к нему:

“Говорят, что Сталин был жесток, такой он и должен быть. Гуманность доводит

людей до гибели. До чего мы сейчас докатились?! Один разврат, воровство, пьянство, убийство и вообще – целая анархия. При Сталине шла война, а продукты были дешевле, с каждым днём он делал переоценки товаров, несмотря на все экономические трудности. А сегодня утром встал, а цены на рынке и в магазине за ночь выросли. Нет никакого контроля. Простые люди живут всё хуже и хуже. Вокруг одна болтовня. И негде добиться справедливости. Вот до чего довели нас гуманность и демократия” [2, с.209].

(По окончании обсуждения слушаются выступления учащихся, учитель подводит итог:

сражаясь с гитлеровцами, советские люди мечтали о том времени, когда прекратится война и наступит долгожданное мирное и счастливое время. То, что жизнь на первых порах не будет безбедной, понимали, но то, что будет настолько тяжело – вряд ли. А, в общем, рассчитывали на то, что ничего невозможного нет для тех, кто победил фашизм. В ещё большей мере надеялись на доверие власти к своему народу, что также не оправдывалось)

ІІІ. Изучение нового материала проводится по плану:

  1. Cмepть Сталина и борьба за власть
  2. ХХ съезд КПСС
  3. Реабилитация
  4. Реорганизация государственных органов, политических и общественных организаций
  5. Отстранение Хрущёва от власти

1) Cмepть Сталина и борьба за власть

Учитель: 5 марта 1953 года умер Сталин (Приложение 1). В этот день закончилась целая эпоха в жизни страны – сталинская или сталинизм. И с этого дня началась ожесточённая борьба за власть, растянувшаяся на долгие годы. В ней можно выделить 3 этапа (Приложение 2):

 

1 этап 2 этап 3 этап
март-июль 1953 г. июль1953 – февраль 1955 г. февраль 1955 – март 1958 г.
Маленков – председатель Совмина;

Берия – глава МВД;

(26 июня – арест, расстрел)

Хрущёв – секретарь ЦК КПСС

Усиление позиций Хрущёва – ослабление Маленкова

(с сентября 1953 г. Хрущёв – Первый секретарь ЦК КПСС)

Снятие Маленкова с поста главы правительства

“Антипартийная группа”:

Маленков, Молотов, Каганович

Март 1958 г.- Хрущёв – председатель Совмина и Первый секретарь ЦК КПСС

2) ХХ съезд КПСС

Учитель: К марту 1953 года в тюрьмах и лагерях находилось 10 миллионов заключённых. После cмepти Сталина в результате проведённой амнистии 27 марта 1953 г. было освобождено 1 миллион 200 тысяч заключённых. Была создана специальная комиссия для реабилитации невинных жертв под председательством И.Н. Поспелова. Именно Берия стал фактическим инициатором процесса десталинизации. В результате прекращения “дела врачей”, “ленинградского дела” и др. были освобождены ещё около 70 тыс. человек, в том числе арестованные уже после войны военачальники. Все они были реабилитированы, т.е. восстановлены в правах, им было возвращено доброе имя.

Через горнило сталинских репрессий прошли и семьи наших односельчан – Отта Александра Генриховича и Бельтепетеровой Эмилии Генриховны. Предлагаю вашему вниманию выступление ученицы, которая работала над проектом “Судьбы односельчан через призму сталинских репрессий” и сейчас она представит нам небольшой фрагмент своего исследования.

(Сообщение ученицы)

(Приложение 3)

Учитель: В феврале 1956 состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущёв выступил с секретным докладом “О культе личности и его последствиях”. В нём Хрущёв развенчал и осудил культ личности Сталина, привёл массу примеров беззаконий, совершённого зла, жертв репрессий сталинского режима, определив главными виновниками не тоталитарную систему в целом, а узкий круг лиц – Сталина, Берию и Ежова. После съезда доклад Хрущёва зачитывался на собраниях партийных организаций.

В тот период доклад не был опубликован, впервые широким массам населения он был представлен в прессе лишь в 1989 году

3. Реабилитация

Учитель: Если в течение первых двух лет после cмepти Сталина было реабилитировано около 70 тыс. человек, то в период 1956-1061 гг. – 700 тыс., т.е. в 10 раз больше (Приложение 4). Были реабилитированы такие видные деятели армии и партии, как

В. Блюхер, М. Тухачевский, И. Якир, П. Постышев, С. Косиор, Я. Рудзутак и др.

Однако процесс реабилитации коснулся не всех:

  • не были реабилитированы репрессированные в 20-30-е годы (А. Рыков, Н. Бухарин, Г. Зиновьев, Л. Каменев, Л. Троцкий);
  • не реабилитировались в последующем те, кто оказался в списках реабилитированных, но продолжал требовать пересмотра своих дел (за это их вновь отправляли в ссылку);
  • не коснулась реабилитация лиц, попавших в горнило репрессий в 50-е годы.

Кроме начавшегося процесса реабилитации в 50-е годы, имел место ещё ряд позитивных изменений:

  • ГУЛАГи были реорганизованы в исправительно-трудовые колонии;
  • в декабре 1958 г. было принято новое уголовное законодательство, по которому:

а) было упразднено понятие “враг народа”;
б) возраст наступления уголовной ответственности был повышен с 14 до 16 лет

4) Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций

(Приложение 5)

В 50–60-х гг. ХХ века были проведены следующие реформы, касающиеся государственного, партийного аппарата и общественных организаций:

  1. вместо отраслевых министерств были созданы территориальные местные советы народного хозяйства – совнархозы (была благая мысль: расширить права местного самоуправления, передав им большую часть центральных полномочий, но оставить их всё-таки под опекой местных партийных органов);
  2. были расширены права первичных профсоюзных организаций (часть полномочий передана им от центрального органа ВЦСПС), комсомольских организаций; повсеместно шло сокращение их центральных и местных штатных аппаратов;
  3. в 1959 г. состоявшийся ХХI съезд КПСС сделал вывод о полной и окончательной победе социализма;
  4. ХХII съезд партии, состоявшийся в 1961 г. (Приложение 6):
  • принял новую программу партии (построение коммунизма за 20 лет);
  • новый Устав КПСС;
  1. в 1962–1964 гг. началась работа над новой конституцией страны

5) Отстранение Хрущёва от власти

В октябре 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущёв был отстранён от власти. Он был обвинен в волюнтаризме (субъективистских, произвольных решениях, игнорирующих объективно существующие условия и закономерности) и субъективизме (отсутствии объективности во взглядах, отношении к чему-либо на основе личных вкусов и симпатий). Для населения страны отстранение Хрущёва от должности прозвучало как “в связи с уходом на пенсию…”.

После этого произошло разделение 2-х государственных должностей:

– Первым секретарём ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев;
– Председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин

ІV. Самостоятельная работа по частичному изучению нового материала

1) задание классу:

прочитайте отрывок текста учебника [1] на с.280 (абзац, начинающийся словами “Против реформ активно выступал…”) и ответьте на вопрос:

кто (представители каких слоёв населения и партийных группировок) был недоволен политикой Хрущёва и почему?

(ответы учащихся, подведение итога учителем)

2) индивидуальная работа по повторению содержания нового материала и его обобщению с использованием “Презентации к уроку” (Приложение 7)

V. Экспресс-контроль (фронтальные вопросы учителя с целью проверки усвоения учебного материала):

1) Какие этапы прошла борьба за власть после cмepти Сталина?

2) Кто принимал участие в этой борьбе?

3) Что такое реабилитация?

4) Когда состоялся ХХ съезд КПСС? В чём его историческое значение?

5) Когда и почему Хрущёв был отстранен от власти?

VІ. Работа в группах по обобщению нового материала по предложенному учителем заданию.

Задание:

Учитель: “Звёздный час той или иной личности…” Что вы понимаете под этим выражением? (Приложение 8) Согласны ли вы, что “звёздным часом” для Н.С. Хрущёва был ХХ съезд КПСС? Обратите внимание на следующие мысли публициста Ф.М. Бурлацкого (Приложение 9):

“Как решился Хрущёв выступить с докладом, зная, что подавляющее число делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такую уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Хрущёв, и только Хрущёв, на мой взгляд, мог сделать это – так смело, так эмоционально, а во многих отношениях и так необдуманно. Надо было обладать натурой Хрущёва – отчаянностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг” [2, с.214]

(После обсуждения вопроса в группах заслушиваются выступления учащихся, учитель подводит итог.)

Учитель: Вы правы. С одной стороны, Хрущёв как харизматичный лидер тоталитарной системы смог несколько ослабить эту систему, что проявилось в проведении более или менее последовательных реформ, уничтожении ряда элементов этой системы, в определённой степени демократизации общества и потеплении международных отношений, а с другой – как борец с этой системой он оказался пpaктически в единственном лице)

VІІ.. Домашнее задание (Приложение 10):

1) § 39 (учебник авторов А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. ХХ – начало ХХ? века)

2) Индивидуально-ориентированные учебные планы

3) Ознакомиться с фрагментами доклада Н.С. Хрущёва “О культе личности и его последствиях” [3].

VІІІ.. Индивидуальная самостоятельная работа по применению знаний по выбранному учеником учебно-образовательному уровню (на “3”, “4” или “5”), а также в соответствии с индивидуальным темпом работы (последовательность выполнения заданий и их количество также зависят от индивидуального темпа работы ученика и выбранного им учебно-образовательного уровня):

а) работа по индивидуально-ориентированному учебному плану (Приложение 11);

б) выполнение теста на компьютере (Приложение 12);

в) решение кроссворда на компьютере (Приложение 13);

г) работа с уровневыми карточками-заданиями (Приложение 14);

д) работа на компьютере с ЦОР – интеpaктивные тестовые задания [4]

ІХ. Рефлексия (Приложение 15)

Учитель: Сегодня на уроке я увидела организованную и чёткую работу в парах, группах, а также на этапе самостоятельной работы. Вы продемонстрировали умения слушать и слышать оппонентов, выстраивать диалог и полилог, высказывать и отстаивать свою точку зрения, вести себя корректно в ходе дискуссии, работать в различных программах на компьютере, пользоваться ЦОР, делать выводы. Вы выполнили довольно большой объём работы и, объективно рассчитав силы, работали каждый на своём учебно-образовательном уровне и в индивидуальном темпе. При этом, на мой взгляд, вы чувствовали себя достаточно свободно, комфортно, не было никакой нервозности и зажатости. Благодарю вас за урок!

Х. Подведение итогов урока (в том числе оценивание работы учащихся, рекомендации по чтению дополнительной литературы)

Учитель: Прошло более 40 лет после окончания хрущёвской эпохи, однако споры об этом отрезке времени не умолкают до сих пор. Я согласна с А. Боровиком в том, что хрущёвская демократизация была в определённой мере вызвана нежеланием страны-победительницы, испытавшей неимоверные тяготы и трагедии войны 1941-1945 гг., и дальше терпеть всё то гнусное и бесчеловечное, что продолжал нести в себе сталинизм. Победив Гитлера, страна должна была победить Сталина!

Список использованной литературы

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России.ХХ – начало ХХ1 века. – М., “Просвещение”, 2007.
  2. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. – М., “Просвещение”, 1996.
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История государства и народов России. 6-9 кл. Изменения в политической системе. “О культе личности и его последствиях” (фрагменты доклада Н.С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС). – М., ЗАО “1С”, 2007.
  4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История государства и народов России. 6-9 кл. Изменения в политической системе. Интеpaктивные тестовые задания. – М., ЗАО “1С”, 2007.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 06 2024 16:44:59

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 06 2024 23:41:12

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 06 2024 23:23:55

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 06 2024 17:27:45

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 06 2024 19:18:10

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 06 2024 11:40:25

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 06 2024 3:40:50

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 06 2024 8:29:20

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 06 2024 23:56:46

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 06 2024 0:15:49

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 06 2024 14:33:54

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 06 2024 5:12:39

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 06 2024 19:31:16

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 06 2024 23:16:20

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 06 2024 0:45:37

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 06 2024 20:42:33

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 06 2024 3:44:35

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 06 2024 1:38:36

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 06 2024 1:14:20

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 06 2024 19:55:50

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 06 2024 16:40:15

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 06 2024 16:27:11

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 06 2024 0:14:36

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 06 2024 2:39:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 05 2024 1:59:10

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 05 2024 0:29:11

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 05 2024 5:34:50

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 05 2024 9:43:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 05 2024 18:34:17

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 05 2024 5:19:42

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 05 2024 3:15:53

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 05 2024 16:32:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 05 2024 5:18:51

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 05 2024 19:59:41

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 05 2024 2:49:59

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 05 2024 3:54:16

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 05 2024 13:18:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 05 2024 7:11:15

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 05 2024 19:54:58

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 05 2024 5:17:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 05 2024 11:30:59

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 05 2024 2:22:31

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 05 2024 23:14:44

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 05 2024 0:53:34

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 05 2024 15:38:36

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 05 2024 23:35:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 05 2024 11:48:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 05 2024 3:28:31

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 05 2024 15:52:11

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 05 2024 11:24:42

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::