Интегрированный урок истории и литературы. Тема: "Культура Руси XVI века: особенности архитектуры и прославление труда зодчих в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие"
Цель урока: охаpaктеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; ознакомить учащихся с основными произведениями культуры и дать представление о появлении шатрово-каменного зодчества; показать тесную взаимосвязь главных тенденций в архитектуре с созданием единого государства. Помочь учащимся пережить и осознать важные для современности проблемы: творцов и потребителей, вызвать чувства гордости за русского человека, поклонение его таланту и красоте.
Основные понятия: "Домострой", шатровая архитектура.
Важнейшие даты: 1524-1525 гг. - Смоленский собор Новодевичьего монастыря; 1532 г. - строительство храма Вознесения в Коломенском; 1555-1556 гг. - Покровский собор в Москве (Храм Василия Блаженного); 1560-е гг. - "История о Казанском ханстве"; 60-70 гг. XVI вв. - переписка Грозного с Курбским; 1541 гг. - завершение объединенного сборника "Четьих-Миней" митрополита Макария; 1564 гг. - первая печатная книга на славянском языке Ивана Федорова.
Выдающиеся личности: Митрополит Макарий, митрополит Филипп, Иван Федоров, Андрей Курбский.
Оборудование урока: репродукции, фотографии, портретные изображения через проектор, тексты стихотворения Д. Кедрина «Зодчие».
Рекомендуемая организация урока
Общие рекомендации: сложность данного урока, как и предыдущих уроков, посвященных хаpaктеристике культуры, состоит в большом объеме материала. На наш взгляд, целесообразно вместить обилие материала в рамках одного урока. В данном уроке необходимо сделать акцент на анализ, поскольку касаются явлений новых для этого периода истории культуры. Сообщения учащихся о зодчестве XVI века, о шатровом стиле и о храме Василия Блаженного.
Словарь:
Зодчие - строители.
Посконные - рубахи из грубой конопляной ткани.
Смерды - простые люди, крестьяне.
Пагода - храм.
Тороватый - щедрый.
Правеж - расправа, порка.
Лепота - красота.
Ход урока
Учитель истории: Поиск новых архитектурных форм привел к возникновению в XVI в. шатрового стиля. Отныне храмы венчались шатром, который во многом определял композицию постройки. Историки зодчества не пришли к единому мнению, откуда появился в русской архитектуре шатер. Некоторые говорят о влиянии европейском (итальянском); проводятся параллели с северорусской деревянной архитектурой, самой русской природой с ее "шатровыми" елями. Как бы то ни было, в шатровых постройках XVI—XVII вв. ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль отступал от привычного крестово-купольного типа храма, открывал новый простор для творчества русских зодчих. (Приложение 1)
Один из самых выдающихся памятников каменной шатровой архитектуры — храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV. Идея устремленности вверх, воплощенная в храме, оказалась созвучной с атмосферой духовного подъема XVI столетия. «...Бе же церковь та велми чюдна высотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси», — писал в восхищении летописец.
Другой архитектурный памятник, который по праву можно назвать и памятником самой эпохи, — знаменитый Покровский собор на Рву, который многим более знаком под другим названием — собор Василия Блаженного (по имени московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Построен храм был в 1554—1561 гг. и отразил в себе мироощущения современников и участников этого события. Для них оно было символично и воспринималось как завершение векового спора Руси с Ордой. В необычайно богатом и разнообразном архитектурно-декоративном убранстве собора — выражение торжества. Это скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых Постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях Соловецком, Троице- Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в Пределах современного Бульварного кольца. По примеру Московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568 1570 гг.). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в именно Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Tpoицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения - Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов). (Приложение 2)
Сообщение ученика. (Через проектор дается изображение храма Покрова). Этот собор создавался в 1555 -1560 гг. как памятник в честь взятия Казани, исторического события величайшей важности, избавившего \'"\' Русь от постоянной опасности татарских набегов. Заказчиком был сам Иван Грозный. В летописи сказано, что бог даровал царю Ивану двух мастеров, Посника и Барму; летопись недаром называет это дело чудным. Храм должен быть ликующим и прекрасным, воплотить красоту, силу, славу Руси».
Летопись рассказывает, что мастера построили храм "не как поведено было им, но как богом даровался им разум", им было положено возвести 7 приделом вокруг центрального храма (в честь семи святых, которые оказали помощь русским воинам), а они сделали восемь, исходя из законов симметрии, т.е. поступили как истинные художники.
Иностранные гости говорили, что храм получился более для украшения, чем для молитвы. (Приложение 3)
Вопрос учителя истории: Каков этот Храм? Опишите его
Ученик. В центре мы видим шатровую башню, ниже - 4 восьмигранных, а еще ниже - четыре башенки поменьше. Башни вроде бы не похожи друг на друга, но храм составляет единое целое, он строен и прекрасен. Посмотрите: все купола - луковицы, разной величины и разного убранства, затейливые узоры, какая-то причудливость, сказочность.
Учитель истории: В 16 веке храм был из красного кирпича с белыми украшениями, купола из серого свинца, а уже в 17 веке он стал таким разноцветным. Итак, перед вами церковь, где человек должен приносить молитвы, т.е. храм смирения, где в общем - то человек выражает свою готовность отречься от земной жизни.
Учитель истории: А каково отношение создателей этого храма к земной жизни, к человеку? Чувствуют ли они себя смиренными?
Учащиеся: Зодчие славят красоту земли, воспевают творческие способности человека, богатство его фантазии. Человек влюблен в жизнь, земную жизнь.
Учитель литературы: читает стихотворение Д. Кедрина "Зодчие" (Это чтение должно произвести сильное глубокое впечатление на учащихся. А читается стихотворение нелегко. В конце чтения возможно включение колокольного звона).
Беседа по вопросам
Устно нарисуйте этот храм таким, каким его увидел поэт, с окружающей торговой площадью. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Зачем храм противопоставлен тому, что его окружает?
Примерный ответ: Поэт не описывает храм, он показывает процесс действия, а также впечатления, которое производит храм на зрителей "Лепота одно слово!" Собор возвышается над обычной будничной суетой торговой площади. Измученный, засеченный, простой народ, нищий видит в нем свою мечту, надежду, воплощение собственных скрытых сил.
Вопрос. Как бы определили основной конфликт стихотворения? Что воплотил поэт в образе зодчих, а выразителем каких идей предстает царь?
Сравниваем 2 диалога, две встречи. Читаем вторую встречу. Что ждут, на что надеются художники, отвечая: "Можем! Прикажи, государь!"
Примерные ответы: Видя восхищение храмом самого царя, художники гордятся своей работой и простодушно говорят, что могут сделать еще прекраснее. Это сцена таит в себе страшную развязку. Раньше царь говорил о церкви, которая была бы пригожей заморских церквей, он жаждал обладать чудом. А теперь он собственник, коварный, хитрый. Жизненные позиции две: творцов и потребителей; бескорыстие и щедрость таланта - и собственничество хозяина; простодушие, открытость мастеров - и зависть, жестокость, коварство, нeблагодарность царя).
Вопрос. Следующая строфа - "расправа с мастерами". Какие чувства вызывает она? Почему поэт подробно рисует казнь? Какие художественные средства использует?
Ответ. Это строфа - эмоциональная кульминация, плач, использованы: аллитерация (ли), повторы (их), инверсии, народно-песенные выражения.
Вопрос. Как вы понимаете смысл эпилога? Чем отличается образ церкви здесь от того образа, который нарисован раньше? Найдите антитезы, помогающие понять мысли и чувства поэта. На какие размышления о собственной жизни наводят последние строки стихотворения?
Ответ. Эпилог не успокаивает. Он построен на антитезах: мрачный быт, нищета, доносы, казни - и мастера, их церковь, мастера, просящие подаяния
Вот она, страшная реальность, а церковь - "Словно приснилась", и звон её звучит погрeбaльным плачем. Но она жива, и жива память народная, и гусляры в песне произнесли свой суд над царем. Творческая сила народа вечна. Поэт убежден в бесcмepтии народа, неисчерпаемость его творческих сил, в способности противостоять любым враждебным силам.
Дома: Подготовиться к выразительному чтению, ответить на вопросы: Каков жанр стихотворения? Чем похоже, чем отличается от других известных вам произведений этого жанра? Какие слова, выражения помогают почувствовать колорит старины? Какого отношение поэта к прошлому? А наше каким должно быть? (По литературе)
Сообщение учащихся об архитектурных сооружениях шатрового стиля XVI века. (По истории)
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
07 12 2023 14:10:48
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
06 12 2023 7:33:32
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
05 12 2023 4:39:39
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
04 12 2023 13:50:46
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
03 12 2023 14:28:40
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
02 12 2023 3:22:40
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
01 12 2023 6:25:19
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
30 11 2023 23:31:52
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
29 11 2023 7:51:38
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
28 11 2023 0:16:49
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
27 11 2023 21:14:16
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
26 11 2023 1:17:30
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
25 11 2023 22:17:14
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
24 11 2023 4:28:50
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
23 11 2023 2:29:20
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
22 11 2023 9:17:27
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
21 11 2023 18:57:52
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
20 11 2023 20:39:48
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
19 11 2023 5:18:15
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
18 11 2023 15:27:31
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
17 11 2023 2:41:47
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
16 11 2023 10:13:57

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
15 11 2023 23:27:25
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
14 11 2023 5:45:23
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
13 11 2023 2:22:21
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
12 11 2023 16:31:41
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
11 11 2023 10:25:24
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
10 11 2023 5:52:30
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
09 11 2023 6:12:50
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
08 11 2023 3:15:50
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
07 11 2023 18:45:11
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
06 11 2023 17:14:49
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
05 11 2023 11:12:51
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
04 11 2023 15:35:31
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
03 11 2023 23:49:55
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
02 11 2023 20:42:22
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
01 11 2023 10:27:48
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
31 10 2023 10:33:33
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
30 10 2023 2:35:40
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
29 10 2023 10:53:32
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
28 10 2023 20:25:31
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
27 10 2023 12:21:56
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
26 10 2023 13:59:38
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
25 10 2023 10:15:57
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
24 10 2023 0:45:58
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
23 10 2023 1:37:49
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
22 10 2023 8:29:29
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
21 10 2023 4:37:19
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
20 10 2023 9:24:18
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
19 10 2023 15:54:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::