Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"
«Дней Александровых прекрасное
начало»
(А. С. Пушкин)
Цели урока:
- познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям, объяснить сущность преобразований Александра I, их цели и последствия; охаpaктеризовать главные направления внутренней политики, сформировать представление о реформах Сперанского и «Негласного комитета»;
- развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем, обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся, развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости, учить учащихся формировать свои высказывания, развивать навыки выделять главное и систематизировать материал через метод кластера;
- воспитать чувство гордости и любви к историческому прошлому России, вызвать у учащихся чувство сочувствия к тяжелому положению крестьян, воспитать чувство коллективизма, способствовать проявлению сотрудничества, активности каждого ученика, вызвать интерес учащихся к историческому прошлому.
Новые понятия и даты:
«Негласный комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет – 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1801–1825 – правление Александра I; 1803 – указ о вольных хлебопашцах; 1801–1811– преобразование органов центрального управления.
Оборудование: портреты Александра I, М. М.Сперанского, карта «Россия в начале XIX века», компьютер, презентации, раздаточные материалы: документы № 1, 2, схемы государственного управления.
Предварительная подготовка: сообщение учащегося на тему: «Светило российской бюрократии – М. М.Сперанский», презентации учащихся: «Сельское хозяйство и крестьянство» «Промышленность», «Российская империя в начале XIX в.».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие
II. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся с презентациями:
1. «Российская империя в начале XIX в.».
- «Сельское хозяйство и крестьянство».
- «Промышленность».
Слово учителя:
Обобщение по выступлениям, совместно выполняем таблицу на доске:
– Назовите положительные и отрицательные черты развития?
Плюсы | Минусы |
– районная специализация – отходничество – появление капиталистых крестьян – развитие товарно-денежных отношений |
– крепостное право – экстенсивное землевладение – медленное развитие промышленности – натуральное хозяйство |
– Как вы думаете от кого зависит дальнейшее развитие страны?
Ответ: Император. Поэтому и темой урока будет «Внутренняя политика Александра I». Записываем тему в тетрадях.
III. Объяснение нового материала
План урока:
- Император Александр I.
- «Негласный комитет».
- Начало царствования.
- Реформы М. М.Сперанского.
На экране портреты: Александр I, Екатерины II, Павла I.
1. Император Александр I.
Слово учителя: Александр был любимым внуком Екатерины II .Давайте немного окунемся в ту эпоху, в этом нам помогут сами исторические личности: входят учащиеся и показывают сцену наставления бабушки – внуку.
Продолжает рассказ о наследнике престола
учитель.
– А какие высказывания о нем вы знаете?
Учащиеся читают записанные заранее высказывания
об Александре I. (Приложение 3)
– Как вы думаете, почему такие противоречивые
взгляды о нем? На этот вопрос мы сможем ответить
когда изучим период правления императора.
Если бы вы правили страной в нач. XIX в. то какие
мероприятия провели?
Высказываются мнения.
2. Учитель обобщает, знакомит с деятельностью «Негласного комитета»
На доске портреты его члeнов.
3. Начало царствования
На доске записи:
1) Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству.
2) Восстановление Жалованной грамоты городам. Смотрим на экран, и учащиеся вспоминают содержание этих грамот. (Приложения 1, 2)
Меры по крестьянскому вопросу:
3) 1801 г .– право покупки земли получают купцы,
мещане, государственные и удельные крестьяне.
– О чем свидетельствует эта мера? (Указ не
посягал на основы дворянского землевладения,
сохраняя их монопольное право на владение
населенными землями. Землю, по указу, можно было
получить только без крестьян. Но теперь
собственниками земли могли стать купцы, мещане,
государственные крестьяне, крестьяне,
отпущенные помещиком на волю, все, кроме
помещичьих крестьян.)
4) Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом № 1. Работа в группах.
Обобщение: Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же пpaктика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продается, а «отдается в наймы».
5) Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.
6) Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
- Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.
- Указ о вольных хлебопашцах. Работа в группах. Ответы на вопросы к документу.
Обобщение учителя
По первому вопросу: Желание помещика, наделение
освобождаемых крестьян землей.
По второму вопросу: Освобожденные по указу
крестьяне могли перейти, например в сословие
государственных крестьян, купцов или составить
особое сословие свободных хлебопашцев.
По третьему вопросу: Свободные хлебопашцы
должны были платить подушную подать и отбывать
рекрутскую повинность.
По четвертому вопросу: Реальные результаты
издания указа 1803 г были незначительны: за время
царствования Александра I было заключено 160
сделок, по которым выкупилось на волю 47 тыс. душ
мужского пола крестьян (менее0,5%). Всего же за
время действия указа (до 1885 г.) выкупилось около
1,5%. Причина этого заключалась не только в
нежелании многих помещиков предоставить
крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за
тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа
одной души мужского пола тогда составляла около
400 рублей ассигнациями (100 руб. серебром), т. е.
15–20 годовых оброков.)
Физкультминутка
Взялись за руки, сжали кулачки, подняли, опустили вместе 2 раза, сделали волны, положили на середину стола руки, закрыли глаза, задумались о прекрасном – релаксация
4. Реформы М. М. Сперанского
Вопрос классу: (опережающее задание)
– Какие вы знаете высказывания исторических
личностей об этом государственном деятеле? (Приложение 4)
Разработкой проекта реформы органов власти
занялся М. М. Сперанский.
Сообщение ученика. «Светило российской бюрократии М. М. Сперанский».
Обобщение учителя. По проекту:
население делилось на 3 сословия – дворянство,
среднее состояние (купцы, мещане,
государственные крестьяне), «народ рабочий»
(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)
Все сословия наделялись гражданскими правами
(личная свобода, право занятий, передвижений,
участие в суде от своего имени, заключение
имущественных сделок).
Политическими правами (участие в управлении
государством) наделялись только сословия,
обладавшие достаточным количеством недвижимой
собственности.
Представители сословия «народ рабочий» были
ограничены в правах, но у них была возможность
перейти в среднее состояние, приобретая
собственность.) Недовольство со стороны
дворянства этот проект вызвал потому, что
наделение крепостных крестьян гражданскими
правами – личная свобода, право занятий,
передвижений, заключение имущественных сделок и
т. д. – означало отмену крепостного права.
Обсуждение реформы высших органов власти.
Раздаточный материал «Схемы государственной власти»: до Александра I, проект М. М. Сперанского, принятая Александром I. (Приложения 5 – 7)
Вопросы:
- Вспомните идеи Просвещения VIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского? (Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную; выборность законодательных ветвей власти)
- Сравните структуру власти в России до и после реформ Александра I. Назовите ликвидированные и новые учреждения. Изменились ли функции оставшихся учреждений?
- Чем министерства отличались от коллегий? (Были ликвидированы коллегии, вместо них появилось 8 министерств. В отличие от коллегий, в которых решения принимались коллегиально (т. е. совместно), министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Для совместного обсуждения дел был образован Комитет министерств.)
- Какие положения из проекта Сперанского были претворены в жизнь Александром I, а какие нет? (Появился Государственный Совет, не появилась – Государственная Дума)
5. Закрепление материала
Составление кластера. (Образец – Приложение 8)
6. Итоги урока
7. Домашнее задание: составить синквейн, работа по вопросам, опережающее задание: сообщения о Кутузове, « Подвиги героев Отечественной войны», полководец М. И. Кутузов.
Презентация 1
Презентация 2
Презентация 3
Презентация 4
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
27 05 2023 11:34:26
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
26 05 2023 3:23:34
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
25 05 2023 22:18:32
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
24 05 2023 10:49:49
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
23 05 2023 6:55:57
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
22 05 2023 13:54:45
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
21 05 2023 2:39:57
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
20 05 2023 1:35:56
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
19 05 2023 20:56:15

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
18 05 2023 5:50:12
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
17 05 2023 1:50:16
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала.
...
16 05 2023 16:13:49
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
15 05 2023 10:26:46
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
14 05 2023 8:17:57

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
13 05 2023 20:10:54
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
12 05 2023 9:12:45

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
11 05 2023 23:28:13
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
10 05 2023 10:40:37
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею".
...
09 05 2023 0:33:42
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
08 05 2023 3:23:20

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
07 05 2023 20:37:16
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
06 05 2023 20:49:31

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
05 05 2023 12:38:30
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
04 05 2023 14:17:38
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
03 05 2023 5:53:44
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
02 05 2023 23:21:26

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
01 05 2023 1:27:39
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
30 04 2023 23:49:21
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
29 04 2023 16:45:26
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
28 04 2023 15:12:59
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
27 04 2023 9:43:53
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
26 04 2023 12:47:14
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
25 04 2023 15:42:20
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
24 04 2023 5:52:26
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
23 04 2023 6:46:42
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
22 04 2023 10:17:47
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
21 04 2023 6:27:59
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
20 04 2023 17:24:36
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
19 04 2023 11:47:34
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
18 04 2023 8:15:32
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
17 04 2023 13:50:30
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
16 04 2023 0:29:57
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
15 04 2023 11:42:36
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
14 04 2023 1:56:47
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
13 04 2023 1:25:46
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
12 04 2023 23:48:44
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
11 04 2023 4:44:28
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
10 04 2023 17:33:36
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
09 04 2023 1:13:27
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
08 04 2023 22:27:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::