Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и находят все более широкое применение в образовательном процессе. В наш век глобализации и распространения Интернета компьютер на столе учителя уже вышел из разряда экзотики и стал необходимым инструментом для его творческой и эффективной работы.
Недавно в наших школах стало появляться интеpaктивное оборудование. И хотя его использование ещё потребует от учителя огромной работы по овладению определенными знаниями и умениями, тем не менее, даже начинающему пользователю оно в значительной степени облегчает жизнь. Предлагаемый вариант урока можно проводить как с использованием SMART - оборудования, так и без него, используя компьютер, экран и мультимедийный проектор.
Место урока в изучении темы: заключительный урок по теме: “Древний Восток”.
Цели урока: повторить, обобщить и закрепить знания по теме: “Древний Восток”.
Оборудование: интеpaктивная доска (SMART) и оборудование к ней, компьютер, презентация POWER POINT, магнитная доска, оценочные листы комaнд, жетоны для участников игры.
Подготовка к уроку
За две недели класс делится на 4-5 групп, в каждой из них определяется капитан. Каждая группа выбирает страну Древнего Востока, которую будет представлять, придумывает название комaнды, готовит девиз, эмблему и получает домашнее задание: нарисовать газету или создать презентацию POWER POINT (5-7 слайдов) по теме: “Культурные достижения и достопримечательности…”.
Ход урока
Учитель: Сегодня, ребята, у нас пройдет необычный урок, урок-путешествие. Вам предстоит пройти сложный маршрут. Он состоит из нескольких станций, на каждой из которых вам предстоит ответить на вопросы. Капитан или представитель комaнды может выбрать вопрос. За правильный ответ комaнда получает 1 жетон (1 балл). Приветствуются дополнения игроков. Они также оцениваются. В случае неправильного ответа или затруднения право ответа переходит к другой комaнде.
Вы готовы отправиться в путь? Итак, мы начинаем игру!
Презентация комaнд
Каждая комaнда должна представить название, девиз и эмблему. Комaнды по очереди представляются жюри и игрокам других комaнд, после чего занимают свои места.
На интеpaктивной доске запускается презентация, подготовленная учителем к уроку. Это своеобразный маршрут путешествия. С помощью управляющих кнопок и гиперссылок (они создаются по количеству комaнд) ученики выбирают вопрос, который появляется на слайде. Можно подобрать красочные иллюстрации, которые помогут ребятам правильно ответить на вопрос и сделать урок зрелищным и интересным. Отвечать может любой представитель комaнды.
Стация 1. Озеро дат
<Рисунок 1>
Вопросы для комaнд:
Стация 2. Водопад трудных вопросов
<Рисунок 2>
Вопросы для комaнд:
- Полное описание жизни и деятельности этого человека обширно. Самое краткое описание его жизни заключено в его имени. Оно гласит: “Вышедший из воды, перешедший через огонь и пришедший к богу”. Назовите его имя.
- Древние китайцы говорили: “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только … не способна лгать”. Назовите, что имели ввиду китайские мудрецы.
- Чем занимались египетские крестьяне во времена фараона Хеопса в период разлива Нила?
- В рукописных текстах по отношению к этому человеку употрeбляется около 30 эпитетов. О нем написано: “повелитель Вселенной”, “бог богов”, “царь царей”, “вседержитель”, “исцелитель”, “добросозидающий”, “тот, кто появляется и исчезает”, “Просветленный”. Назовите его имя.
- В конце XV века до н.э. фараоном Египта был Аменхотеп IV. На шестом году царствования он отказался от своего имени, которое в переводе означает “Амон доволен”. Фараон стал носить другое имя, которое можно перевести так: “Полезный Атону”. Под каким из своих двух имен этот фараон был более известен?
(Моисей)
(музыка)
(строили пирамиду)
(Гаутама)
(Эхнатон)
Стация 3. Таинственный остров
<Рисунок 3>
Вопросы для комaнд:
1. “Старинный рецепт”:
“ Нарежьте зеленые стeбли…на куски нужной длины, сдерите с них кожуру и расщепите ножом сердцевину на полоски. Расстелите на столе кусок материи, а на нем параллельно друг другу расположите полоски сердцевины. Поверх первого слоя под прямым углом разместите второй, покройте еще одним куском материи и в течение двух часов колотите все это округлым камнем. Затем положите под пресс и оставьте на ночь. К утру все будет готово”.
О чем идет речь? Какое слово пропущено? (папирус)
2. “Таинственные письмена”:
На глиняных табличках, найденных в Двуречье, археологи обнаружили надписи, которые после расшифровки оказались пословицами:
- “Хорошо одетому всегда рады”;
- “Он ещё не поймал лисицу, а уже делает для неё колодку”;
- “Увернулся от дикого быка, натолкнулся на дикую корову”.
Есть ли в русском языке близкие по значению пословицы? Приведите свои примеры.
3. “Таинственное растение”
Древнегреческий историк и географ Страбон писал: “В Индии на некоторых деревьях появляется шерсть”. Сохранились даже рисунки, на которых изображено дерево с “произрастающей” на нем овцой.
О каком растении греки имели такое странное представление? (хлопок)
4. “Таинственный город”
Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
<Рисунок 4>
Какой город разрушили с помощью труб? Где это произошло? Какое крылатое выражение связано с этим событием? (Иерихон)
5. “Таинственные животные”
В XIV в. до н. э. правивший Вавилоном царь Бурна-Буриаш II написал в Египет фараону Эхнатону письмо, в котором просил прислать ему чучела египетских “животных, которые живут и на земле и в реке”.
Подумайте, каких странных животных хотел выставить в своем дворце царь Вавилона.
Станция 4. Бухта загадок
<Рисунок 5>
Конкурс капитанов
На интеpaктивной доске размещены изображения предметов: папирус, лист бумаги, шахматы, сахар, алфавит и т.д. Каждый капитан должен выбрать (выделить маркером) предмет, являющийся символом той страны Древнего Востока, которую представляет его комaнда. Ответ следует обосновать.
Домашнее задание
Комaнды по очереди представляют газеты (размещены на магнитной доске) или презентации
Все баллы, полученные комaндами, заносятся в оценочные листы.
Капитаны комaнд могут отметить учащихся, “заработавших” для комaнды наибольшее количество баллов или высказавших наиболее интересные версии ответов.
P.S. Не забудьте в конце урока лучших “путешественников” поощрить отличными оценками!
Литература
- Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1988.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М.: “Просвещение”, 1996.
- Нянковский М. Клуб эрудитов. 525 вопросов для интеллектуальных игр. – Ярославль, “Академия развития”, 2004.
- Нянковский М. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, “Академия развития”, 1997.
- Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории древнего мира. 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003.
Приложения 1, 2
Приложение 3 (вопросы к аукциону)
Презентация
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
10 12 2023 18:53:43
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
09 12 2023 23:29:12
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
08 12 2023 15:15:23
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
07 12 2023 4:35:26
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
06 12 2023 8:20:38
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
05 12 2023 7:27:33
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
04 12 2023 21:46:16
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
03 12 2023 10:12:15
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
02 12 2023 23:22:30
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
01 12 2023 23:11:53
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
30 11 2023 7:56:56
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них.
...
29 11 2023 19:43:40

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
28 11 2023 4:33:19
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
27 11 2023 5:47:27
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
26 11 2023 5:45:32
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
25 11 2023 12:37:56
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
24 11 2023 8:22:56
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
23 11 2023 17:30:24
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
22 11 2023 11:15:12
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
21 11 2023 12:30:21
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
20 11 2023 17:21:19
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
19 11 2023 14:29:41
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
18 11 2023 22:32:24
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
17 11 2023 7:12:39

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
16 11 2023 9:22:52
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
15 11 2023 6:47:28
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
...
14 11 2023 13:12:44
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
13 11 2023 0:55:16
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
12 11 2023 13:15:29
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
11 11 2023 10:42:38
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
10 11 2023 1:13:44
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
09 11 2023 5:29:44
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
08 11 2023 3:17:24
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
07 11 2023 16:49:37
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
06 11 2023 0:34:14
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
05 11 2023 6:59:45
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
04 11 2023 9:50:14
Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности....
03 11 2023 21:39:51
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
02 11 2023 10:22:43
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье".
...
01 11 2023 13:52:59
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
31 10 2023 10:31:59
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
30 10 2023 0:10:52
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
29 10 2023 20:22:46
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
28 10 2023 23:25:35
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
27 10 2023 11:40:17
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
26 10 2023 18:40:19
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
25 10 2023 3:46:32
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
24 10 2023 7:48:44
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
23 10 2023 19:53:10
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
22 10 2023 20:22:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::