Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе


    Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе

Современная школа в очередной раз претерпевает реформирование. Для нас – учителей это очередной вызов, на который мы должны дать достойный ответ. Очень часто приходится задумываться над тем, как не отстать от времени, как научить ребят учиться. Не давать определённый набор знаний, умений и навыков, а научить мыслить, добывать знания, учиться самому делать выводы и так далее. Я учитель с большим педагогическим стажем. Но и сегодня моими настольными книгами являются пособия по информационно-коммуникационным технологиям, по проблемам реализации активных и интеpaктивных методов обучения. За последнее время накоплен мною небольшой опыт организации проектной, научно-исследовательской работы в преподавании истории России, обществознания, в целом гуманитарных и социальных дисциплин. (Приложение 1.Слайд 1).

На одном из педсоветов в школе рассматривался вопрос осуществления личностно ориентированного9геманистического0 подхода в обучении на современном этапе. Считаю. Что этот подход правильно рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое действие, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – стимулирование осмысленного обучения.

Освоение технология проектной работы способствовали Интел-курсы в МГОУ по первому и второму модулям. Хочу отметить, что это время обучения даёт положительные результаты в моей работе .

Проект по своей функциональной специфике- технология. В организации продуктивного и эффективного проектирования учащимися учителю необходимо учитывать:

  • Своеобразие темы, степень изученности;
  • Место и роль данной темы в курсе истории, воспитании гражданских качеств учащихся и их социализации;
  • Уровень способностей учащихся в разных классах, их познавательную активность;
  • Отбор учебного материала и так далее.

Н.И. Шевченко в своей работе “Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания” рассматривает современные образовательные технологии, формы и методы интеpaктивного обучения, которые способны качественно улучшить достижения учащихся и указывает на то, что проект по своей функциональной специфике – технология. Это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Н.И. Шевченко).

Проект -это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. В ходе поиска решения учебно-познавательной проблемы учащиеся самостоятельно приобретают новые знания, общеучебные умения; овладевают основами исследовательской, творческой, а порой и изобретательской деятельности, совершенствуют комплекс собственных компетентностей.

Основа проектирования — это развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельного конструирования своих знаний и ориентирования в информационном прострaнcтве; развивается критическое мышление.

При обучении истории и обществознанию мною была проведена определённая работа над освоением проектной технологии. Учениками созданы проектные работы по теме “Роль личности в истории,”Основные сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная и духовная”., “Святыни Радонежья. Туристический маршрут”, “Золотое кольцо России” и другие.

Используя материала Интел-курсов я предлагаю презентацию (Приложение №1), в которой содержатся теоретические рекомендации и основы организации проектной деятельности в школе. В результате такой деятельности проектные работы учащихся попали на Всероссийский Фестиваль исследовательских работ “Портфолио”.а также на областной конкурс мультимедийных работ учащихся и вышли в полуфинал. На районном уровне проектные работы % учащихся заняли призовые места, а ученица Козеева Мария заняла третье место в историко-краеведческой олимпиаде в района с рефератом “Павел Флоренский — учёный, философ, богослов”.

Одной из форм организации научно-исследовательской деятельности учащихся является подготовка рефератов по школьному курсу истории и обществознания.

У ребят, приступающих к работе над рефератом, как правило, возникает множество вопросов - что такое реферат, зачем он нужен, как его писать, как оформлять, нужно ли защищать реферат и т.п. В своей повседневной работе по организации научно-исследовательской деятельности учащихся я использую пособие А.В. Абрамова “История России. Материалы для докладов и рефератов”. Настоящее пособие для учителя знакомит нас с технологией подготовки рефератов по школьному курсу истории, обществознания.

Организуя в течение нескольких лет работу учащихся над рефератами по истории и обществознанию, я убедилась в том, что это способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности, учит ребят самостоятельно работать с историческими источниками, научно-популярной и научной литературой, систематизировать и анализировать большой объём данных. Работа над рефератами позволяет готовить учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ (работа с источниками), излагать результаты проделанной работы в письменной форме, а теперь и в форме презентаций к реферату, что позволяет проявить и развить свои творческие способности. Умения отделять главное от второстепенного и навык работы с литературой. Сформированные в ходе работы над рефератом , обязательно будут востребованы в любой дальнейшей учёбе по приобретению профессии.

Что же такое реферат? Латинское слово refero буквально означает докладываю, сообщаю. Первоначально рефератами называли письменные тексты докладов или выступлений римских политиков и ораторов. Но с течением времени смысл этого слова изменился. Сейчас рефератом (по мнению Абрамова А.В.) называют небольшую письменную работу по определённой теме, выполненную самостоятельно на основе анализа небольшого числа источников и литературы.

В начале учебного года я предлагаю учащимся выбрать определённую тему. Возможна ситуация, когда ученик самостоятельно выбирает интересную для него тему из предложенного учителем списка. В самом начале работы над рефератом рекомендую учащимся завести отдельную тетрадь, в которой они ведут записи, выписки, указывая книги, статьи (авторов, точное название, место издания, издательство и год выпуска) и текст, разбитый либо на разделы, либо по рубрикам, необходимым для написания рефератов. Учащимся необходимо объяснить что существуют два вида выписок:

  1. цитата –дословно выписанный отрывок из текста;
  2. пересказ исторических фактов и идей автора работы .Цитируют обычно исторические источники и наиболее важные положения. Ярко хаpaктеризующие проблему. Каждая цитата должна быть заключена в кавычки. В случае сокращения цитируемого текста вместо пропущенных слов или предложений ставится многоточие. На консультациях ребятам указываю на то, что при цитировании и пересказе важно записывать номера страниц, на которых расположены приведённые автором цитаты, статистические данные или факты. Это потом позволит им быстро в случае необходимости найти нужное место в любом источнике информации. Если информация взята из Интернета, следует обозначить электронный адрес, сайт.

Как правило, ребятам сразу после выбора темы реферата, а выбор делается с учётом конкретных склонностей, интересов, способностей учащихся или имеющихся пробелов в знаниях по той или иной теме, предлагаю список литературы, определяется встреча с библиотекарями школы и сельского поселения. Библиотекари Наумова Н.Н. и Медведева В.В. помогают учащимся подобрать исторические источники, научную литературу(документы, отрывки, фрагменты или извлечения из них) воспоминания современников по определённой теме. Вместе находят справочные статьи, энциклопедический материал, а также научные и научно-популярные работы (книги, статьи из журналов и газет и т.д.). В нашей школьной библиотеке начата работа по созданию компьютерной системы хранения и поиска информации.

При подборе информации, исторических источников и необходимой литературы важное место и роль играет тесный контакт с библиотекой школы и сельского поселения. Налаженные связи с Наумовой Натальей Николаевной — школьным опытным библиотекарем и заведующей сельской библиотекой Медведевой Верой Васильевной во много раз облегчают работу учащихся по подбору необходимой литературой.

Вот уже более двух лет в школе имеется возможность использования сети Интернет для сбора и анализа необходимой информации. Глобальная сеть Интернет позволяет найти нужный исторический источник, книгу. Статью с помощью любой поисковой системы. Совместно с учителем информатики Сёмкиной Е.М. обучаю ребят навыкам поиска информации по имени автора исторического источника, ключевому словосочетанию или разделу в целом. Интернетресурсы способствуют более полному раскрытию темы рефератов или проектных работ, учат самостоятельной работе с историческими источниками, позволяют выяснить различные точки зрения, взгляды на одну и ту же проблему или разные хаpaктеристики исторических деятелей на основе анализа различных мнений, взглядов, оценок.

Ребята в ходе работы над рефератом подбирают, выискивают необходимую информацию. Используют её и для создания презентаций реферата. Но одновременно. Попадая в Интернет, они испытывают ещё и великий coблaзн использовать в качестве реферата чужую работу, написанную кем-то по заказу, взятую из сборника и размещённую в Интернете. Судя по собственному опыту, учитель сразу может определить подлог с помощью дополнительных вопросов по теме, направить действия учащихся в нужное русло и напомнить о соблюдении авторского права при пользовании информацией.

Одним из сложных для учащихся этапов в работе над рефератом, как показывает пpaктика. Является составление плана работы, определение целей и задач . необходимо понимание того, что они хотят рассмотреть. Изучить, исследовать в ходе написания исследовательской работы. Основные задачи делят цель на мелкие вопросы , ответы на которые затем будут способствовать решению проблемы в целом. Напоминаю, что цель у работы одна, а задач -несколько. Задачи обычно формулируются в виде списка предложений, которые начинаются с глаголов:

  • изучить…
  • описать…
  • установить…
  • выяснить…
  • исследовать…

Учителю истории и обществознания в процессе работы над рефератами следует 1 раз в две недели проводить индивидуальные консультации с целью проверки и промежуточного контроля, а также дальнейшей координации действий учащихся в нужном направлении. В школе создано и функционирует научное общество учащихся “Отечество”, создано оно на базе клуба любителей истории КЛИО. Призываю учителей России организовать в своих школах такие клубы, общества. Тем более .что сейчас научно-исследовательская работа учителя оплачивается по положениям Министерства образования и науки.

Любая творческая, исследовательская или проектная работа учащихся должна быть защищена. У нас в школе этому посвящаются заседания Круглых столов, научно-пpaктические конференции, защита рефератов как одна из форм итоговой аттестации учащихся по истории или обществознанию К защите ученики готовят презентации и выступления на 5-7 минут. Где указана тема, цель и задачи работы, кратко. Чётко и логично излагаются основные положения работы. Делаются выводы. К защите реферата ученики заранее составляют тексты выступлений, делают акценты на наиболее интересных и ярких фактах. Выступления перед аудиторией предшествуют несколько репетиций дома. В ходе самой защиты мы слушаем пересказ работы, а не чтение отрывков из неё. (Приложение 1. Слайды 2,3). После выступления автору творческой, научной работы, реферата задают вопросы, они же должны давать чёткие и ясные ответы. Очень интересно в этом году прошло обсуждение рефератов на тему “Роль личности в истории” за Круглым столом. Здесь встретились представители истории России разных эпох. А в заключении учащиеся получили благодарственные письма и грамоты. (Приложение 1. Слайды 4,5).

Правильно кто-то из мудрецов сказал: “Чтобы быть хорошим учителем, нужно всю жизнь оставаться хорошим учеником. Это самое важное в работе учителя.” В этом я полностью убедилась, основываясь на мой многолетний опыт работы с учащимися. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым обществом, учителю следует постоянно работать над совершенствованием своего мастерства, овладевать современными педагогическими технологиями и методиками обучения.

Использованная литература:

  1. Абрамов А.А., Абрамова Ю.А. История России. Материалы для докладов и рефератов. М, Дрофа, 2008г.стр.3-10.
  2. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., Русское слово,.2008 год, стр.64.
  3. Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М., Русское слово, 2088 год, стр.69-74.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

 


Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."


    Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

      Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

10 12 2023 14:24:42

Методическая разработка проведения урока истории в 6-м классе по истории раннего Средневековья. Рыцарский турнир


    Методическая разработка проведения урока истории в 6-м классе по истории раннего Средневековья. Рыцарский турнир

      Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...

09 12 2023 15:35:16

Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"


    Интегрированный урок по литературе и истории "Уездный город"

      Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....

08 12 2023 7:23:22

"Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"


    "Круглый стол" по дисциплине "История России" на тему "Кавказская война 1817-1864-х годов. Итоги и уроки"

      В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...

07 12 2023 4:22:28

Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"


    Интегрированный урок "Комедия "Горе от ума" – зеркало эпохи – картина русского общества"

      Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....

06 12 2023 4:53:12

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"


    Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

      Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

05 12 2023 5:52:56

Современные подходы в обучении и воспитании


    Современные подходы в обучении и воспитании

      Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

04 12 2023 23:50:24

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

03 12 2023 3:31:38

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества. ...

02 12 2023 7:15:16

Целесообразность применения интеpaктивных технологий на уроках истории


    Целесообразность применения интеpaктивных технологий на уроках истории

      Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....

01 12 2023 1:45:45

Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс


    Урок истории по теме "Век Просвещения в России", 7-й класс

      Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. ...

30 11 2023 14:57:46

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

29 11 2023 21:10:32

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания


    Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

      Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...

28 11 2023 20:10:44

Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)


    Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)

      Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....

27 11 2023 1:39:25

Мой край в истории Гражданской войны

В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....

26 11 2023 3:22:57

Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"


    Элективный курс по теме: "За страницами учебника истории России ХХ века"

      Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....

25 11 2023 4:57:48

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"


    Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

      Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

24 11 2023 15:42:54

Модульный урок по теме "Россия в Первой мировой войне"


    Модульный урок по теме "Россия в Первой мировой войне"

      Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...

23 11 2023 12:25:14

Бесценный дружеский союз


    Бесценный дружеский союз

      Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

22 11 2023 0:56:57

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

21 11 2023 13:55:31

Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.


    Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

      Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...

20 11 2023 10:41:29

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"


    Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

      Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

19 11 2023 2:21:24

Обобщающий урок биологии в 6-м классе по теме "Цветик-семицветик"


    Обобщающий урок биологии в 6-м классе по теме "Цветик-семицветик"

      Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....

18 11 2023 12:42:45

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

17 11 2023 13:33:51

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря


    Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного моря

      На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....

16 11 2023 15:52:21

Купцы-меценаты города Воскресенска


    Купцы-меценаты города Воскресенска

      Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....

15 11 2023 11:28:35

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

14 11 2023 4:47:40

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс


    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

      Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

13 11 2023 12:59:39

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

12 11 2023 20:42:26

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

11 11 2023 5:17:19

Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"


    Открытый урок-игра по теме "Внешняя политика Александра II"

      Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....

10 11 2023 12:17:43

Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов


    Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов

      Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....

09 11 2023 7:49:57

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

      Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

08 11 2023 13:53:49

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс


    Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

      Конспект урока обществознания в 9-м классе, в ходе которого учащиеся знакомятся с понятием «правонарушение», с видами правонарушений, определяют к каким видам правонарушений относятся предложенные ситуации....

07 11 2023 8:12:19

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

06 11 2023 15:23:15

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Развитие культуры в 20–30-е годы XX века"

      Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....

05 11 2023 15:46:52

"Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию


    "Социальная сфера общества". Урок обобщения и систематизации знаний по обществознанию

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....

04 11 2023 0:23:58

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"


    Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

      Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....

03 11 2023 16:14:40

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

02 11 2023 0:20:54

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

01 11 2023 5:27:31

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....

31 10 2023 21:31:43

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"


    Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

      Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

30 10 2023 17:41:19

Крестовые походы (6-й класс)


    Крестовые походы (6-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

29 10 2023 5:18:35

Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь под ордынским игом. Борьба с иноземными захватчиками" в игровой форме

      Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....

28 10 2023 22:37:54

Роль государства в экономике


    Роль государства в экономике

      Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

27 10 2023 21:35:48

Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля"

      Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....

26 10 2023 18:41:13

Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс


    Сибирское купечество: вклад в развитие экономики и культуры региона. 9-й класс

      Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....

25 10 2023 12:39:42

Русская Православная Церковь в борьбе с врагом


    Русская Православная Церковь в борьбе с врагом

      В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....

24 10 2023 8:26:33

Схемно-графическая наглядность для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории в учреждениях НиСПО


    Схемно-графическая наглядность для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории в учреждениях НиСПО

      Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....

23 10 2023 11:41:14

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

22 10 2023 15:31:19

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::