Студенческий форум "История России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Студенческий форум "История России"


    Студенческий форум "История России"

Используемый УМК:

  • [1] – (1 часть) В.И. Буганов, А.Н. Сахаров «История России с других времён до конца XVII века» Москва «Просвещение», 2003 год.
  • [2] – (2 часть) В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России конец XVII - XIX век» Москва «Просвещение», 2003 год.
  • [3] – В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков «История Отечества: с древнейших времён до наших дней». Издательский центр «Академия», 2006 год.

Цели урока:

  1. Образовательная: Повторить знания учащихся и расширить по периоду истории России IX–XIX вв.
  2. Развивающая: развивать внимание, мышление, речь, обобщать исторические факты и анализировать их, развивать элементы творчества у студентов.
  3. Воспитывающая: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, воспитывать познавательный интерес к истории.

Задачи урока: Раскрытие многомерности исторического процесса в его политических, социальных, культурологических и этнорегиональных аспектах, рассмотренных в единстве общего и особенного.

Оформление: выставка книг «Матушка наша – Русь», декорации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; звуки, сохранившие дух и атмосферу России, колокол-рында, костюмы для актеров, ордена знатоков.

Место проведения: актовый зал техникума

Наглядные средства: презентация (Приложение 1)

Ход урока

Звучит колокольный звон. Слайд 1.

Преподаватель рассказывает цели урока. Слайд 2.

Рассказ преподавателя…

Сегодня необычный урок – урок нетрадиционной формы. Мы узнаем новое и вспомним о тех, кто с давних пор жил на территории России. Это они расчистили землю под посевы, возвели крепостные стены, построили храмы, сложили былины и песни о храбрости русских. В истории России, как и любой другой страны, есть чем дорожить, гордиться и о чём сожалеть, но главное, есть, что любить.

– “История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, вестница старины ” Цицерон. Слайд 3.

– “Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. ”. А.С. Пушкин. Слайд 4.

– “История – фонарь в будущее, который светит нам из прошлого”. В.О. Ключевский Слайд 5.

«Для чего мы изучаем историю?» (Ответы студентов)

Открываем наш форум (колокольный звон). Наш форум необычен – правильные ответы на вопросы будут поощряться орденом знатока (Приложение 2). В итоге мы увидим лучших знатоков истории.

Мини-спектакль «Русь языческая»

Восточные славяне верили во многих богов.

Как по-научному называется такая вера?

(Языческая) Слайд 6.

Свистя выбегает Соловей-разбойник. Он одет в полосатый халат, тюбетейку, на поясе кинжал, сапоги с загнутыми носами.

Соловей-разбойник. А я этого не хочу, не хочу и не допущу!

Из зала. Это что за свистун?

Соловей-разбойник. Я Соловей-разбойник, я здешний властелин. (Свистит.)

Отец мой был нормальный,
А я совсем другой:
Нахальный, криминальный
Безжалостный и злой!

Преподаватель. Это чудище языческих времён. По легендам, Соловей-разбойник ровно тридцать лет сидел на киевской дороге и никого не пропускал: ни конного, ни пешего, ни птицу, ни зверя. А смог победить его только русский богатырь Илья Муромец.

(На сцену выходит Илья Муромец.)

Илья Муромец.

Что случилось, что за крик?
Подсоблю всем добрым вмиг!

Преподаватель. Илья Муромец, помоги Соловья-разбойника в чувство привести.

Не хочет он, чтобы мы с языческими богами знавались,
А хочет, чтобы все только им любовались!

Илья Муромец.

Добре, добре, помогу,
Соловья я прогоню.

(Илья Муромец достаёт меч и прогоняет Соловья-разбойника.)

Преподаватель. На горе в Киеве (открывает панораму Киева) стояли идолы богов. Все они в основном были сделаны из дерева. Но один идол был особенный. На его туловище покоилась отлитая из серебра голова, усы были золотые, а ноги железные. Перед вами бог грома и молнии Перун.

На сцену выходит Перун. У него шапка, золотые усы, в руках серебряный посох.

Перун.

Божество я грозное,
Управляю громом я.
(Ударяет посохом.)
Если провинишься –
Cмepтью накажу.
(Ударяет посохом.)

Преподаватель. Вот такой это был грозный бог-громовержец. Но гром и молнии он метал только до 988 года. Что это за дата?

(Крещение Руси)

Преподаватель. По приказу князя Владимира Перуна привязали к хвосту коня, поволокли к Днепру, а там и сбросили в реку.

(Под музыку с колосьями в руках выходит, пританцовывая богиня плодородия Мокошь. Одета в длинное платье, на голове ободок.) Слайд 7.

Преподаватель. Богиня плодородия Мокошь (от славянского слова «мокнуть», «мокрый»)

Мокошь.

Я Мокошь всесильная,
Я мать сыра-земля,
Я щедра и обильна,
Я вам пищу даю,
Соберу в небе тучу
И всю землю полью.

Преподаватель.

Помните в сказках? Припадёт богатырь к сырой земле – наполнится его тело новыми силами, вдохнёт в него жизнь земля-матушка. Ну а кто не почитает поилицу- кормилицу, тому не даёт она хлеба (выносится на полотенце каравай) не только досыта, но и впроголодь. А ещё наши предки верили, что кто не захватит с собой в дальний путь горсть родной земли (выносится и отдаётся Мокоши узелок с землёй), никогда не увидит больше своей родины. Вот и брали её с собой в узелках- платочках.

(Под музыку Мокошь уходит, пританцовывая.)

Преподаватель.

Следующее божество появится только после того, как вы «окунётесь» в устное народное творчество – отгадаете загадку.

Ест малину, сладкий мёд,
А зимою спит в берлоге.
Может громко зареветь …
Как зовут его? (медведь)

(В костюме медведя под музыку появляется бог скота Велес.)

Преподаватель.

Вот он, покровитель скота Велес. Сначала он считался звериным богом. Поэтому и изображали его в виде медведя.

Велес.

Я русский бог Велес,
Мне песни, гимны пелись,
Чтоб людям я помог,
Чтоб сохранил их стадо,
Чтобы сберёг приплод…

Преподаватель. На медведя охотились не для добычи, а чтобы поклониться ему как богу. После охоты убитого медведя хоронили с почестями на особом медвежьем кладбище. Немало таковых нашли археологи. Мясо медведя есть было запрещено, это считалось великим преступлением, за это могли даже убить.

И сейчас мы напомним фрагмент русской сказки.

(Под музыку выходят Старуха с чугунком и Старик.)

Старуха. Дед, а дед?

Старик. Чего тебе надобно?

Старуха. Чугунок – то у нас совсем пустой. Ступай в лес, мясо добудь.

Старик. Ладно.

Автор. Взял старик топор, пошёл в лес, а навстречу ему – медведь. Отрубил старик медведю лапу. (Падает рукавичка – лапа, медведь взвывает и убегает.) и принёс её домой старухе. Та стала мясо варить. А помог ей в этом бог огня.

(Бог огня под музыку выбегает в красной накидке с зажженным бенгальским огнём.)

Бог огня.

Кто я? Конечно, бог огня!
И вы не обойдётесь без меня.
Несу я вам и жизнь,
Несу и cмepть,
Могу и сжечь,
Могу и обогреть.

(Бог огня под музыку водит вокруг чугунка бенгальским огнём.)

Старуха. Ох, и вкусное мясо получилось.

Автор. Но недолго радовались старик со старухой. Ночью (под зловещую музыку с клюкой, прихрамывая, выходит медведь) пришёл к ним на липовой ноге, на берёзовой клюке сам медведь, схватил обоих и утащил в берлогу, да там и загрыз наcмepть.

Преподаватель. Такие страхи нарочно придумывали, чтобы научить народ соблюдать старинные обычаи.

Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени. Однако язычество ещё долго уживалось с христианством.Слайд 8.

Опишите как происходило крещение Руси.

Определите лишнее слово

Нужно убрать имя или понятие, выпадающее из смыслового ряда:

Соха, борона, топор, домовой . Слайд 9.

Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Кий, Перун. Слайд 10.

Дом, хоромы, юрта, идол. Слайд11.

Велес, мокощь, Иван Купала. Слайд 12.

Инсценировка «вглубь, в прошлое»

Слайд 13.

На сцене трон, на нем сидит женщина с ребенком на руках. Входят послы. Слайд 14.

Послы: Здравствуй, княгиня!

Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?

Послы: Послали нас с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!” Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?

Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.

Послы уходят.

Слуга (приклонив колени): Княгиня, вновь послы стучаться в нашу дверь.

Княгиня: Зови.

Послы: Пришли мы, княгиня, просить тебя выйти замуж за князя нашего, Мала!

Княгиня (обращаясь к слуге):

Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед люди моими.

Послы уходят.

Княгиня (слуге): Заприте баню и подожгите ее!

Из-за кулис доносятся крики послов.

Княгиня (подойдя к кулисам): Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!

Внимание, задание: Назовите имена княгини и ее мужа. (Княгиня Ольга и князь Игорь.)

Викторина «Кто?»

Слайд 15.

…написал «Повесть временных лет» (монах Нестор, начало XII века)

– …вторгся на Русь в 1237

(в 1237-1240 гг. Нашествие Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига)

…победил Ливонский орден на Чудском озере (Александр Невский, весна 1242 г.) Слайд 16.

Миниатюра «Венчание на царство»

На сцену выходят 2 студента, одетых в русскую одежду. Как бы заглядывают в окна церкви.

Что там? Что?

– Свечи горят. Лампады мерцают.

– Смотри, смотри. Главный священник благословляет князя.

– Надевает «шапку Мономаха»

– Венчают на царство.

– Как же это понять?

– Государева власть крепчает.

– Царь он теперь. Царь.

Вопрос. Кого венчали на царство? (Иоанна IV, Иван IV – царь и великий князь всея Руси, его правление – 1533-1584 гг.) Слайд 17.

О ком, о каких событиях идёт речь?

Слайд 18.

Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (ПЁТР I, о его делах)

Своим маршалам один полководец говорил: «Если я возьму Киев – я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург – я возьму Россию за голову, если я займу Москву – я поражу Россию в самое сердце»

Чётко в соответствии с вышесказанным русский царь Александр I разделил войска на три армии.

Итак, кто тот полководец, который стремился занять Россию?

(1812 г. Наполеон. Слайд 19. У русских – 1 армия – под руководством Барклая-де–-Толли, 2 – Багратион, 3 – Тормасов)

Что имел в виду купец?

Слайд 20.

Один иностранный купец, побывав в России XVIII века, рассказывал: «Какие странности я видел там. У одних кафтаны с длинными рукавами, а у других рукава, будто кто-то откусил. Одни носят бороды длинные, а другие с бородой боятся показаться на улицу. А ещё видел людей в камзолах, башмаках совсем не русского пошива»

(преобразования и реформы Петра I…)

К вашему вниманию – видео на экране.

Не отосланные депеши

Слайд 21.

Кто, когда, в связи с чем, мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в своё время:

  1. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят. Слайд 22. (Пётр I в 1696 г.)
  2. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Слайд 23.(Наполеон осенью 1812 г. Из пылающей Москвы)
  3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой? (Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием избранного ими руководителя) Слайд 24.

О чём свидетельствуют эти объявления?

Слайд 25.

«Продаётся малосоленая осетрина, 7 сивых меринов и муж с женою»

«За объездом продаётся малый 17 лет, да сверх того 4 кровати, перины и прочий домашний скарб»

(При Екатерине II ещё больше укрепилось крепостное право.)

А когда был оглашён манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 г.)

Неожиданное задание.

исторический монтаж портретов

Ребята получают конверты, в которых находятся задания

Портрет исторического деятеля – изобразить мимикой и пантомимой. Оценивается наиболее удачный «портрет» Ребята выбирают любой конверт, в котором задание. (Приложение 3)

1конверт … Иван Грозный

2 конверт… Пётр I

3 конверт… Николай II

Вот и подошёл к концу студенческий форум. В заключении подведём итоги: у кого больше орденов знатоков. Их ждёт приз – брошюра об истории города Ейска.

В читальном зале, в библиотеке техникума, Вас ждут интереснейшие книги по истории России. Слайд 26.

Источники информации

  1. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин «Внеклассная работа по истории» - Саратов: Лицей, 2003. (Библиотечка учителя)
  2. Диск «Энциклопедия истории России 862-1917г.г.», «Коминфо», 2004.
  3. Диск «Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей.», ООО «КОРДИС&МЕДИА», 2005, «АВАНТА», 2005.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 20:53:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 12:21:52

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 7:28:20

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 23:53:13

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 19:27:25

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 10:36:50

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 12:54:41

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 16:45:18

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 1:23:25

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 7:36:52

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 7:31:27

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 21:15:41

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 1:41:10

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 21:13:14

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 4:33:42

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 1:11:12

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 4:18:15

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 22:31:23

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 12:25:53

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 7:11:33

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 3:32:59

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 7:18:43

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 15:13:50

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 15:20:44

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 8:42:53

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 1:34:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 19:29:37

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 23:32:20

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 0:33:47

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 2:56:18

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 20:12:28

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 14:47:51

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 2:22:40

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 19:53:19

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 15:27:28

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 13:37:18

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 3:13:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 5:34:59

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 23:45:14

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 19:55:38

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 13:42:25

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 16:54:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 21:51:46

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 2:43:21

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 18:18:56

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 1:22:36

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 14:32:29

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 16:54:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 15:54:14

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 2:45:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::