Студенческий форум "История России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Студенческий форум "История России"


    Студенческий форум "История России"

Используемый УМК:

  • [1] – (1 часть) В.И. Буганов, А.Н. Сахаров «История России с других времён до конца XVII века» Москва «Просвещение», 2003 год.
  • [2] – (2 часть) В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России конец XVII - XIX век» Москва «Просвещение», 2003 год.
  • [3] – В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков «История Отечества: с древнейших времён до наших дней». Издательский центр «Академия», 2006 год.

Цели урока:

  1. Образовательная: Повторить знания учащихся и расширить по периоду истории России IX–XIX вв.
  2. Развивающая: развивать внимание, мышление, речь, обобщать исторические факты и анализировать их, развивать элементы творчества у студентов.
  3. Воспитывающая: способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, воспитывать познавательный интерес к истории.

Задачи урока: Раскрытие многомерности исторического процесса в его политических, социальных, культурологических и этнорегиональных аспектах, рассмотренных в единстве общего и особенного.

Оформление: выставка книг «Матушка наша – Русь», декорации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; звуки, сохранившие дух и атмосферу России, колокол-рында, костюмы для актеров, ордена знатоков.

Место проведения: актовый зал техникума

Наглядные средства: презентация (Приложение 1)

Ход урока

Звучит колокольный звон. Слайд 1.

Преподаватель рассказывает цели урока. Слайд 2.

Рассказ преподавателя…

Сегодня необычный урок – урок нетрадиционной формы. Мы узнаем новое и вспомним о тех, кто с давних пор жил на территории России. Это они расчистили землю под посевы, возвели крепостные стены, построили храмы, сложили былины и песни о храбрости русских. В истории России, как и любой другой страны, есть чем дорожить, гордиться и о чём сожалеть, но главное, есть, что любить.

– “История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, вестница старины ” Цицерон. Слайд 3.

– “Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. ”. А.С. Пушкин. Слайд 4.

– “История – фонарь в будущее, который светит нам из прошлого”. В.О. Ключевский Слайд 5.

«Для чего мы изучаем историю?» (Ответы студентов)

Открываем наш форум (колокольный звон). Наш форум необычен – правильные ответы на вопросы будут поощряться орденом знатока (Приложение 2). В итоге мы увидим лучших знатоков истории.

Мини-спектакль «Русь языческая»

Восточные славяне верили во многих богов.

Как по-научному называется такая вера?

(Языческая) Слайд 6.

Свистя выбегает Соловей-разбойник. Он одет в полосатый халат, тюбетейку, на поясе кинжал, сапоги с загнутыми носами.

Соловей-разбойник. А я этого не хочу, не хочу и не допущу!

Из зала. Это что за свистун?

Соловей-разбойник. Я Соловей-разбойник, я здешний властелин. (Свистит.)

Отец мой был нормальный,
А я совсем другой:
Нахальный, криминальный
Безжалостный и злой!

Преподаватель. Это чудище языческих времён. По легендам, Соловей-разбойник ровно тридцать лет сидел на киевской дороге и никого не пропускал: ни конного, ни пешего, ни птицу, ни зверя. А смог победить его только русский богатырь Илья Муромец.

(На сцену выходит Илья Муромец.)

Илья Муромец.

Что случилось, что за крик?
Подсоблю всем добрым вмиг!

Преподаватель. Илья Муромец, помоги Соловья-разбойника в чувство привести.

Не хочет он, чтобы мы с языческими богами знавались,
А хочет, чтобы все только им любовались!

Илья Муромец.

Добре, добре, помогу,
Соловья я прогоню.

(Илья Муромец достаёт меч и прогоняет Соловья-разбойника.)

Преподаватель. На горе в Киеве (открывает панораму Киева) стояли идолы богов. Все они в основном были сделаны из дерева. Но один идол был особенный. На его туловище покоилась отлитая из серебра голова, усы были золотые, а ноги железные. Перед вами бог грома и молнии Перун.

На сцену выходит Перун. У него шапка, золотые усы, в руках серебряный посох.

Перун.

Божество я грозное,
Управляю громом я.
(Ударяет посохом.)
Если провинишься –
Cмepтью накажу.
(Ударяет посохом.)

Преподаватель. Вот такой это был грозный бог-громовержец. Но гром и молнии он метал только до 988 года. Что это за дата?

(Крещение Руси)

Преподаватель. По приказу князя Владимира Перуна привязали к хвосту коня, поволокли к Днепру, а там и сбросили в реку.

(Под музыку с колосьями в руках выходит, пританцовывая богиня плодородия Мокошь. Одета в длинное платье, на голове ободок.) Слайд 7.

Преподаватель. Богиня плодородия Мокошь (от славянского слова «мокнуть», «мокрый»)

Мокошь.

Я Мокошь всесильная,
Я мать сыра-земля,
Я щедра и обильна,
Я вам пищу даю,
Соберу в небе тучу
И всю землю полью.

Преподаватель.

Помните в сказках? Припадёт богатырь к сырой земле – наполнится его тело новыми силами, вдохнёт в него жизнь земля-матушка. Ну а кто не почитает поилицу- кормилицу, тому не даёт она хлеба (выносится на полотенце каравай) не только досыта, но и впроголодь. А ещё наши предки верили, что кто не захватит с собой в дальний путь горсть родной земли (выносится и отдаётся Мокоши узелок с землёй), никогда не увидит больше своей родины. Вот и брали её с собой в узелках- платочках.

(Под музыку Мокошь уходит, пританцовывая.)

Преподаватель.

Следующее божество появится только после того, как вы «окунётесь» в устное народное творчество – отгадаете загадку.

Ест малину, сладкий мёд,
А зимою спит в берлоге.
Может громко зареветь …
Как зовут его? (медведь)

(В костюме медведя под музыку появляется бог скота Велес.)

Преподаватель.

Вот он, покровитель скота Велес. Сначала он считался звериным богом. Поэтому и изображали его в виде медведя.

Велес.

Я русский бог Велес,
Мне песни, гимны пелись,
Чтоб людям я помог,
Чтоб сохранил их стадо,
Чтобы сберёг приплод…

Преподаватель. На медведя охотились не для добычи, а чтобы поклониться ему как богу. После охоты убитого медведя хоронили с почестями на особом медвежьем кладбище. Немало таковых нашли археологи. Мясо медведя есть было запрещено, это считалось великим преступлением, за это могли даже убить.

И сейчас мы напомним фрагмент русской сказки.

(Под музыку выходят Старуха с чугунком и Старик.)

Старуха. Дед, а дед?

Старик. Чего тебе надобно?

Старуха. Чугунок – то у нас совсем пустой. Ступай в лес, мясо добудь.

Старик. Ладно.

Автор. Взял старик топор, пошёл в лес, а навстречу ему – медведь. Отрубил старик медведю лапу. (Падает рукавичка – лапа, медведь взвывает и убегает.) и принёс её домой старухе. Та стала мясо варить. А помог ей в этом бог огня.

(Бог огня под музыку выбегает в красной накидке с зажженным бенгальским огнём.)

Бог огня.

Кто я? Конечно, бог огня!
И вы не обойдётесь без меня.
Несу я вам и жизнь,
Несу и cмepть,
Могу и сжечь,
Могу и обогреть.

(Бог огня под музыку водит вокруг чугунка бенгальским огнём.)

Старуха. Ох, и вкусное мясо получилось.

Автор. Но недолго радовались старик со старухой. Ночью (под зловещую музыку с клюкой, прихрамывая, выходит медведь) пришёл к ним на липовой ноге, на берёзовой клюке сам медведь, схватил обоих и утащил в берлогу, да там и загрыз наcмepть.

Преподаватель. Такие страхи нарочно придумывали, чтобы научить народ соблюдать старинные обычаи.

Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени. Однако язычество ещё долго уживалось с христианством.Слайд 8.

Опишите как происходило крещение Руси.

Определите лишнее слово

Нужно убрать имя или понятие, выпадающее из смыслового ряда:

Соха, борона, топор, домовой . Слайд 9.

Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Кий, Перун. Слайд 10.

Дом, хоромы, юрта, идол. Слайд11.

Велес, мокощь, Иван Купала. Слайд 12.

Инсценировка «вглубь, в прошлое»

Слайд 13.

На сцене трон, на нем сидит женщина с ребенком на руках. Входят послы. Слайд 14.

Послы: Здравствуй, княгиня!

Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда?

Послы: Послали нас с такими словами: “Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!” Пойдешь замуж за князя нашего, Мала?

Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди.

Послы уходят.

Слуга (приклонив колени): Княгиня, вновь послы стучаться в нашу дверь.

Княгиня: Зови.

Послы: Пришли мы, княгиня, просить тебя выйти замуж за князя нашего, Мала!

Княгиня (обращаясь к слуге):

Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям). Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед люди моими.

Послы уходят.

Княгиня (слуге): Заприте баню и подожгите ее!

Из-за кулис доносятся крики послов.

Княгиня (подойдя к кулисам): Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли!

Внимание, задание: Назовите имена княгини и ее мужа. (Княгиня Ольга и князь Игорь.)

Викторина «Кто?»

Слайд 15.

…написал «Повесть временных лет» (монах Нестор, начало XII века)

– …вторгся на Русь в 1237

(в 1237-1240 гг. Нашествие Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига)

…победил Ливонский орден на Чудском озере (Александр Невский, весна 1242 г.) Слайд 16.

Миниатюра «Венчание на царство»

На сцену выходят 2 студента, одетых в русскую одежду. Как бы заглядывают в окна церкви.

Что там? Что?

– Свечи горят. Лампады мерцают.

– Смотри, смотри. Главный священник благословляет князя.

– Надевает «шапку Мономаха»

– Венчают на царство.

– Как же это понять?

– Государева власть крепчает.

– Царь он теперь. Царь.

Вопрос. Кого венчали на царство? (Иоанна IV, Иван IV – царь и великий князь всея Руси, его правление – 1533-1584 гг.) Слайд 17.

О ком, о каких событиях идёт речь?

Слайд 18.

Отсель грозить мы будем шведу;
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно. (ПЁТР I, о его делах)

Своим маршалам один полководец говорил: «Если я возьму Киев – я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург – я возьму Россию за голову, если я займу Москву – я поражу Россию в самое сердце»

Чётко в соответствии с вышесказанным русский царь Александр I разделил войска на три армии.

Итак, кто тот полководец, который стремился занять Россию?

(1812 г. Наполеон. Слайд 19. У русских – 1 армия – под руководством Барклая-де–-Толли, 2 – Багратион, 3 – Тормасов)

Что имел в виду купец?

Слайд 20.

Один иностранный купец, побывав в России XVIII века, рассказывал: «Какие странности я видел там. У одних кафтаны с длинными рукавами, а у других рукава, будто кто-то откусил. Одни носят бороды длинные, а другие с бородой боятся показаться на улицу. А ещё видел людей в камзолах, башмаках совсем не русского пошива»

(преобразования и реформы Петра I…)

К вашему вниманию – видео на экране.

Не отосланные депеши

Слайд 21.

Кто, когда, в связи с чем, мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в своё время:

  1. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят. Слайд 22. (Пётр I в 1696 г.)
  2. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Слайд 23.(Наполеон осенью 1812 г. Из пылающей Москвы)
  3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой? (Декабристы 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге, озабоченные отсутствием избранного ими руководителя) Слайд 24.

О чём свидетельствуют эти объявления?

Слайд 25.

«Продаётся малосоленая осетрина, 7 сивых меринов и муж с женою»

«За объездом продаётся малый 17 лет, да сверх того 4 кровати, перины и прочий домашний скарб»

(При Екатерине II ещё больше укрепилось крепостное право.)

А когда был оглашён манифест об отмене крепостного права? (19 февраля 1861 г.)

Неожиданное задание.

исторический монтаж портретов

Ребята получают конверты, в которых находятся задания

Портрет исторического деятеля – изобразить мимикой и пантомимой. Оценивается наиболее удачный «портрет» Ребята выбирают любой конверт, в котором задание. (Приложение 3)

1конверт … Иван Грозный

2 конверт… Пётр I

3 конверт… Николай II

Вот и подошёл к концу студенческий форум. В заключении подведём итоги: у кого больше орденов знатоков. Их ждёт приз – брошюра об истории города Ейска.

В читальном зале, в библиотеке техникума, Вас ждут интереснейшие книги по истории России. Слайд 26.

Источники информации

  1. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин «Внеклассная работа по истории» - Саратов: Лицей, 2003. (Библиотечка учителя)
  2. Диск «Энциклопедия истории России 862-1917г.г.», «Коминфо», 2004.
  3. Диск «Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей.», ООО «КОРДИС&МЕДИА», 2005, «АВАНТА», 2005.


Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"


    Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

      Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

02 02 2023 8:20:20

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

      Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

01 02 2023 0:46:11

Урок обществознания по теме "Право на образование"


    Урок обществознания по теме "Право на образование"

      На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

31 01 2023 18:51:21

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева


    Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

      На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....

30 01 2023 4:34:38

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания


    Проблемы организации учебно-воспитательного процесса учащихся-спортсменов старших классов на уроках обществознания

      В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....

29 01 2023 16:14:20

Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"


    Интегрированный урок (история + английский язык) "Введение в эпоху викингов"

      Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....

28 01 2023 20:55:23

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс


    Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс

      В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....

27 01 2023 7:49:55

Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества


    Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества

      Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....

26 01 2023 21:24:26

"Древнейшие государства Европы. Критское царство"


    "Древнейшие государства Европы. Критское царство"

      Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...

25 01 2023 8:47:32

Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»


    Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»

      Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....

24 01 2023 19:35:48

Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"


    Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии"

      На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....

23 01 2023 13:29:23

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

      Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

22 01 2023 16:38:46

Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт


    Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт

      Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....

21 01 2023 5:34:57

По страницам истории древних цивилизаций Востока


    По страницам истории древних цивилизаций Востока

      Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...

20 01 2023 1:25:18

Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"


    Интеллектуально-познавательная викторина "Любимый город"

      Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....

19 01 2023 8:27:13

Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)


    Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)

      Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....

18 01 2023 13:57:56

Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"


    Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"

      Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....

17 01 2023 4:49:45

Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс


    Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс

      Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....

16 01 2023 8:54:27

Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток"


    Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток"

      Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....

15 01 2023 14:16:52

Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне


    Программа по подготовке празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне

      Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...

14 01 2023 22:19:40

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"


    Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

      Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

13 01 2023 7:27:19

"Смутное время – утраченные возможности"


    "Смутное время – утраченные возможности"

      В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....

12 01 2023 3:32:24

"Государственная символика, Урок в 6-м классе


    "Государственная символика, Урок в 6-м классе

      В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. ...

11 01 2023 13:21:47

Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»


    Технологическая карта урока по истории «Политическое развитие России в XVII веке»

      Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....

10 01 2023 2:47:24

Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

      Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....

09 01 2023 2:41:13

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)


    Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

      После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....

08 01 2023 4:19:34

Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс


    Урок истории "Накануне грозных испытаний". 11-й класс

      Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....

07 01 2023 3:30:37

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века


    Жители Российского государства второй половины XV – начала  XVI века

      Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

06 01 2023 15:56:54

Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"


    Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"

      Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....

05 01 2023 23:48:59

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории


    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории

      Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....

04 01 2023 6:36:48

Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"


    Интегрированный урок истории и русского языка на тему "О, светло украшена Земля русская!"

      Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....

03 01 2023 0:23:52

Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс


    Урок на тему "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации". 7-й класс

      Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....

02 01 2023 16:11:20

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

01 01 2023 5:57:11

Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"


    Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира "Путешествие в Гомерию"

      В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах. ...

31 12 2022 12:28:35

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"


    "О блокадном детстве в стихах и прозе…"

      Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....

30 12 2022 18:51:22

Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"


    Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"

      Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....

29 12 2022 17:42:21

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

      Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

28 12 2022 18:51:35

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

27 12 2022 8:58:38

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве


    Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

      Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....

26 12 2022 20:38:21

Функции образования


    Функции образования

      В работе определены функции гражданского политического образования....

25 12 2022 13:23:51

Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры


    Создание Книги Памяти «Я помню и горжусь…» учащимися 5–7-х классов. Технология поиска информации об участнике военной поры

      В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....

24 12 2022 5:10:58

Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс


    Урок-путешествие по теме: "Культура Древней Греции", 5-й класс

      Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...

23 12 2022 14:38:24

Интеллектуальная игра "Морской бой"


    Интеллектуальная игра "Морской бой"

      Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....

22 12 2022 9:30:29

Письменность и знания в Древнем Египте. Урок истории в 5-м классе специального коррекционного обучения 7-го вида


    Письменность и знания в Древнем Египте. Урок истории в 5-м классе специального коррекционного обучения 7-го вида

      Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...

21 12 2022 10:57:49

Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии


    Урок-путешествие по Древнему Востоку с использованием SMART-технологии

      Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач. ...

20 12 2022 14:39:28

Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс


    Урок-презентация "Возвышение Москвы". 10-й класс

      Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель. ...

19 12 2022 8:17:54

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

18 12 2022 6:38:59

Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания


    Избирательный процесс в преподавании истории и обществознания

      Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....

17 12 2022 17:19:25

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"


    Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

      На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

16 12 2022 17:44:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::