Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе.
Пятый класс для системы развивающего обучения – это период завершения формирования основных механизмов учебной деятельности, обеспечивающих учащимся желание и умение учиться. В условиях развивающего обучения учителю V класса предстоит не начинать обучение по программе принципиально нового типа, а продолжить и завершить обучение по той же программе, по которой дети учились четыре первых года (программа развивающего обучения).
Поэтому возникла необходимость познакомиться с технологией развивающего обучения, выстроить преемственные связи в содержании и методах обучения, используя традиционный учебник, узнать специфику форм организации обучения, особенности стиля взаимодействия с такими учащимися.
Разpaбатывая методику формирования понятий на уроках истории древнего мира, необходимо помнить, что технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова направлена на развитие интеллектуальных способностей ребенка через развитие способов учебной деятельности, где основной акцент делается на формирование мышления.
Основное содержание курса истории — описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого — не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как анализировать исторические события, извлекать информацию и т.д.). Хаpaктер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьников может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: анализ исторического события, работа с картой, с историческим документом и т.д.
В то же время с тем или иным действием (например, с показом по карте территории страны) ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок.
Поэтому учителю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического материала школьного курса, а с другой — соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений.
Увеличение понятийной нагрузки курса вызывает необходимость объяснять пятиклассникам в доступной форме прием определения исторических понятий, пpaктически учить абстрагированию определяющих признаков.
Из всего многообразия исторических понятий курса истории древнего мира взято понятие “государство” и понятия, связанные с ним.
Приступая к преподаванию курса истории древнего мира, учителю необходимо выяснить, какими мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение) владеют учащиеся, обучавшиеся в начальной школе по технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
На вводном уроке была проведена беседа и контроль знаний в форме теста. (Приложение № 1). Было выяснено, что учащиеся знакомы с простейшим приемом анализа – мысленным расчлeнением предмета на части, некоторые из них смогли дать определение “Что такое анализ?”, но не все умеют производить логические операции (определение понятий, деление понятий, нахождение отношений между понятиями).
Поэтому возникла необходимость разъяснить содержание терминов “анализ”, “анализировать” на историческом материале. Мы начинаем это делать при изучении первой темы курса “Жизнь первобытных людей” на наглядном материале – изображениях орудий труда в учебнике (§ 1, с.9, 10, 11).
Выделив мысленно составные части каменных орудий труда (ручные рубила, скребки, гарпуны, топоры) и выяснив их свойства: “...сделаны из камня, у них сколоты и заострены края, ими резали, разбивали кости, ударяли, скрeбли шкуры, ловили рыбу и т. п.”, обращаемся далее к анализу более сложного приспособления — древнего ткацкого станка. Впервые при этом употрeбляем термин “анализируем” рядом со словом “рассмотрим”.
Выясняем, что ткацкий станок состоял из следующих частей: деревянной рамы, двух вбитых в землю упоров и уложенной на них перекладины. Ученики обращают внимание на натянутые вертикально нити с грузиками на концах. Учитель объясняет, что это — основа ткани, ее нить женщина переплетала поперечной нитью с помощью челнока — заостренной палочки, на которую эта нить наматывалась.
Учитель подводит итоги работы: “Путем анализа мы устанавливаем, из каких частей состоит предмет, для чего служит каждая, как все они взаимодействуют между собой, каковы основные свойства предмета” и уточняется определение анализа – мысленное расчлeнение предметов на их составные части, мысленное выделение признаков.
Таким образом, школьники осознают свои действия при анализе сначала наглядно воспринимаемых предметов материальной культуры, а затем и более сложных явлений, например, географической среды.
Углубляя работу над понятием “признак”, сформированный в четвертом классе, в V классе вводим термин “существенный признак”, объясняя, что это — такое важное качество, без которого предмет перестает быть самим собой. Например, неотъемлемый признак “плуга” – лемех. Далее работа по выделению существенных признаков продолжается при изучении родовой общины (§2). В качестве закрепления учащимся дается задание: “Какие признаки родовой общины выражает слово “община”?” “Какие признаки – слово “родовая”?”
Учащиеся убеждаются на примерах, что путем анализа в историческом событии, процессе (длительные изменения в жизни общества) можно выделить составляющие его факты, эпизоды, этапы, при этом часто выявляются причинные связи, а также существенные черты, признаки.
Наряду с анализом, сравнение – важнейшее средство познания исторической действительности: с его помощью устанавливается общее и специфическое, сходное и различное в общественных явлениях.
Сравнение теснейшим образом связано с анализом, синтезом, обобщением. Так при сравнении школьники выделяют существенные признаки, абстрагируя их от несущественных, подводят их под понятия.
Существует известная зависимость между пониманием цели и приемов сравнения и более глубоким и полным проникновением в сущность сопоставляемых фактов, а также полнотой и четкостью полученных выводов.
Формирование умений сравнивать исторические явления начинается с разъяснения цели этой логической операции. По мере накопления знаний о различных по своему хаpaктеру исторических объектах понимание цели сравнения постепенно углубляется.
В IV классе учащимся объясняли, что сравнивая, они узнают, в чем сходны и в чем различаются друг от друга предметы (орудия труда, оружие), события (войны).
Ученики пятого класса, знакомясь с процессами развития общества и сопоставляя разные стадии в развитии одного исторического явления, начинают понимать, что важнейшая задача сравнения – устанавливать изменения, происходящие в жизни общества и оценивать их.
На протяжении пятого класса ученикам надлежит усвоить следующие действия, лежащие в основе сравнения:
- Выделение в однородных явлениях сопоставимых существенных признаков.
- Расположение этих признаков в определенной последовательности (план сравнения) и, если возможно, по степени важности и зависимости от ведущего признака.
- Последовательное сравнение обоих объектов, т.е. высказывание суждений о них по каждому из выделенных признаков.
- В качестве выводов – установление сходства и различия, изменений в развитии явления от одного этапа к другому, оценка.
Например, при изучении первобытного общества на определенных этапах его развития учащимися были выделены основные линии сравнения: организация жизни, орудия труда, занятия. Вычлeнение основных признаков происходило в групповой деятельности учащихся по работе с текстом учебника. Полученные данные были оформлены в таблицу. По этим данным учащиеся легко сравнивают племя с родовой общиной, а родовую общину – с соседской, делают правильные выводы. Данная таблица послужила опорой для постановки учебной задачи на уроке по теме “Появление неравенства”.
На этом же уроке ребятам необходимо было проанализировать содержание рисунков и сравнить обе общины, объясняя связь этих операций: можно анализировать без сравнения, но нельзя сравнивать без анализа. Рассмотрев обе иллюстрации, пятиклассники обращают внимание, что на одной изображен один дом — жилище целого рода, а на другой — несколько хижин, и в каждой жила семья.
При рассмотрении пашни и работающих на ней людей, делается обобщение: “На первом рисунке люди работают мотыгами, все вместе. У них общая пашня. А на втором рисунке видно, что пашню уже поделили на части. На каждой работает по два человека. Уточняем, что каждый участок обpaбатывала отдельная семья, притом уже не мотыгой, а плугом”. “Существует ли между этим связь?” — спрашивает учитель и получает удовлетворительный ответ: “Улучшились орудия труда, и стало легче работать, участок могла теперь обработать семья”.
Аналогичным образом сопоставляются другие угодья общин, а также пасущийся скот (каждый вывод обосновывается).
Указав на эти изменения, пятиклассники перечисляют и то, что осталось без изменения. А далее учитель обобщает их ответы, создавая целостную картину жизни соседской общины. В этой беседе учащиеся анализируют, синтезируют, сравнивают, доказывают (выполняют ряд логических операций).
То есть, при использовании технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учитель целенаправленно работает над формированием умений анализировать и сравнивать, показывая связь этих операций и называя их соответствующими терминами
Необходимо научить пятиклассников определять исторические понятия. Объясняем цель этой логической операции: раскрыть существенное содержание понятия. “У каждого предмета, события, явления много признаков, – говорит учитель, – Из них необходимо отобрать наиболее существенные, отбрасывая несущественные”. (Показывается на примере признаков родовой общины). Существенные признаки родовой общины и составляют содержание понятия. Выделить их помогает прием сравнения с человеческим стадом. Предлагаем учащимся ответить на вопрос: “Что называется родовой общиной?” Ребята перечисляют признаки родовой общины и не дают определения. Тогда учитель ставит наводящий вопрос: “Каким общим словом можно назвать стадо и родовую общину?” (Это коллективы людей). Итак, определение понятия начинается с обобщающего слова. Родовая община – это коллектив людей. Стадо – это коллектив людей. Но между ними есть отличия. У этих понятий разные существенные признаки. Поэтому процеДypa определения понятий такова: называется термин (родовая община), указывается обобщенное слово (коллектив людей), потом перечисляются существенные признаки.
Итак, при изучении темы “Жизнь первобытных людей” мы уточнили, что такое анализ и сравнение, как мыслительные операции; существенные и несущественные признаки; показали процедуру определения исторических понятий. Мы подготовили учащихся к формированию понятия “государство” по технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Учебник по истории древнего мира авторов Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. термин “государство” вводит во введении к теме “Древний Египет”. Мы сочли более целесообразным провести эту работу в теме “Появление неравенства и знати”. Суть технологии на данном уроке заключается в следующем: была четко организована мотивационно – ориентировочная часть, операционно-исполнительный и рефлексивно – оценочный этапы.
На уроке “Государство на берегах Нила” начинается знакомство учащихся с конкретными государствами. Изучение материала происходит в ходе разрешения учебной задачи: где на земном шаре возникли первые государства?
Ребята работают в группах по тексту, взятому из энциклопедии, но задания предлагаются разные. Выполнение заданий требует от учащихся применить ранее полученные знания о государстве, т.е. работа над понятием идет от общего к частному.
Один учащийся от группы представляет результаты работы, которые учитель фиксирует на доске. Сделанные записи анализируются учащимися под руководством учителя. Школьники самостоятельно приходят к выводу, что государство у египтян появляется тогда, когда земледелие становится главным занятием, а природные условия способствуют этому.
Чтобы у учащихся не сложилось представление, что государство возникло только на берегах Нила, им дается задание определить по карте учебника (с.31), где еще могли появиться государства, аргументировать свой ответ. Если ответ правилен (по берегам рек Тигр и Евфрат), то цель урока считается достигнутой.
В теме “Военные походы фараонов” мы расширяем понятие “войско” и продолжаем рассматривать функции государства.
Учащимся сообщается, что у фараонов была сильная, хорошо вооруженная, дисциплинированная армия. Основу ее составляли пехотинцы, которых набирали из крестьян по одному человеку от сотни дворов. Их обучали обращаться с оружием, маршировать строем.
Учащимся предлагается вопрос: зачем фараону необходимо было большое и сильное войско? (завоевание, охрана своей территории, охрана фараона).
Войско делилось на большие отряды, которые в свою очередь делились на подразделения помельче. Вооружение разных отрядов было различным. Предлагается задание: на основе иллюстраций учебника выяснить, как были вооружены египетские воины.
О направлениях походов учащиеся знакомятся самостоятельно по учебнику, работают по карте и отвечают на 4-й вопрос после параграфа: каковы были результаты походов для фараона, военачальников, колесничих и рядовых воинов? На данном уроке мы начинаем работать и над понятием “наемное войско”.
На этом уроке учащиеся уже смогли сделать вывод, что государство выступало в роли организаторов налогов, обязательных для земледельцев и ремесленников работ по рытью каналов, строительству дворцов и т.п., вело завоевательные войны, которые обогащали, прежде всего, фараонов и его приближенных.
Государства Южного Междуречья обладали органами управления (цари, чиновники, войско), знакомыми учащимся по истории Египта. Условия земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена, играющего в Междуречье значительную роль, требовали прочного объединения страны. Учащиеся знакомятся с одним из государственных объединений Междуречья – Вавилонским царством времен Хаммурапи. При изучении этой темы выделяется такой признак государства, как наличие права. При раскрытии названного признака главную роль играют понятия судьи (суд, судить), законы. Под законом понимаются правила, установленные государством и обязательные для населения находящегося под его властью.
В главе 8 раздела “Древняя Греция” учащиеся впервые знакомятся с небольшими самостоятельными государствами – полисами и новыми формами управления. При всем разнообразии устройств государств каждое являлось по своей форме либо республикой, либо монархией.
Формирование понятия (первоначально без употрeбления термина “монархия”) начинается при изучении истории Египта. Монархическая форма правления восходит своими корнями к первобытному обществу: власть военного предводителя племени (вождя) постепенно становится наследственной, превращается в царскую (§ 8, п. 1; § 14, п. 2; § 42, п. 3).
Основное внимание в курсе уделяется древневосточным монархиям — деспотиям (последний термин в курсе не применяется): египетской, вавилонской, персидской.
Под республикой понимается государство, которым управляют люди, избираемые на определенный срок (§ 45, п.1). Формирование понятия “республика” – первоначально без употрeбления этого термина — начинается при изучении истории Афин (§ 36,37, 40) и продолжается на материале история Рима (§ 45, 46). Таким образом, у школьников складывается представление о двух главных республиках древности — демократической Афинской и аристократической Римской.
По итогам изучения курса истории древнего мира у учащихся должно быть сформировано представление о формах правления в античных государствах.
Сложность усвоения учащимися форм правления государством заключается в том, что в учебнике дается только словесное описание без опоры на наглядность. Технология развивающего обучения позволяет возместить данный пробел путем метода моделирования (схемы, таблицы, логические цепочки).
При изучении Египта учащимися составляется первая схема (См. приложение 2, схема 1), далее работа продолжается на материале тем “Древняя Греция” и “Древний Рим”. Ими составляются схемы управления в Афинском полисе и Спарте (схемы 2, 3, 4), в Риме (схема 5). Все схемы заносятся в накопительную папку ученика, что позволяет в течение всего курса обращаться к ним.
Таким образом, формирование понятий проходит несколько этапов. На первом этапе ученики овладевают частноисторическими понятиями: в Египте правил фараон, в Древней Вавилонии – царь, в Афинах, Спарте – демос, в Риме – аристократы (знать).
Затем происходит соотнесение этих единичных понятий (на основании сравнительных таблиц): общие черты правления в Египте и Древней Вавилонии дают возможность объединить их в понятие “деспотия”, а формы правления в Афинах и Риме подвести под более общее понятие “республика”.
На следующем этапе ученики осознают, что республика и деспотия являются формами правления древнего государства. От единичных признаков идет восхождение к особенным и общим, общее конкретизируется особенным и единичным. Так формируется система понятий.
Обобщающе-повторительный урок по курсу “История Древнего мира” позволил выявить объем реальных знаний учащихся по всему курсу, уровень развития логического мышления, умений анализировать исторические явления, делать обобщения и выводы.
Сравнительный анализ, проведенный по результатам обобщающей беседы в классах, занимающихся по технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (5 “А”) и традиционной технологии (5 “Б”), показал преимущественные успехи учеников 5 “А” класса в логике рассуждений, приведении аргументированных доказательств, умении делать выводы. Они более активны, быстро включаются в работу, умеют договариваться, проводить самооценку.
Результаты беседы показали, что у большинства учащихся сформировано понятие “государство” и связанные с ним понятия. Ошибки и недочеты, которые были допущены учениками, вызваны не формальным заучиванием неосознанных фактов, а излишним полетом фантазии, попытками представить, что, по их мнению, должно было бы быть.
Понятие “государство” одно из самых сложных в курсе истории, работа над его формированием будет продолжаться и в других классах.
Использованная литература
- Антохина В.А. Развивающее обучении в современной школьной пpaктике: тенденции, противоречия, перспективы. // Психологическая наука и образование. – 2003, № 3
- Воронцов А.Б. Подходы к преемственности на разных ступенях образования в рамках системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. //Начальная школа: плюс – минус. – 1994, № 4.
- Вяземский Е.Е., О.Ю. Стрелова. Теория и методика преподавания истории: – М, 2003.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира: 5 кл.– М., 2003.
- Головкина Е.Ф. Вопросы преемственности при формировании понятий на уроках истории в IV – VIII классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М., 1985.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
- Давыдов В.В. Психологические возможности младших школьников в усвоении понятий. – М., 1969.
- Давыдов В.В., Репкин В.В.. // Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Организация развивающего обучения в V – IX классах средней школы. // http//www.centr-ro.ru
- Ефимов А.В., Редько А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории М. 1958.
- Кабанова-Меллер Е.Н.. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М. 1968.
- Клокова Г.В. Основные методические условия формирования понятий. // Преподавание истории в школе, 1964, №3.
- Кругляк М.И. О развитии мышления учеников V класса на уроках истории. / Сборник: Психология усвоения истории учащимися./ Под ред. Редько А.З. – М., 1961.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М., 1974.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. – М., 1982.
- Репкин В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. – Рига, 1992.
- Редько А.З. Усвоение учащимися исторических понятий. // Преподавание истории в школе, 1949, № 2.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
- Янко-Триницкая А.А. Работа над историческими понятиями в V – VI классах.// Преподавание истории в школе , № 1, 1952.
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
18 03 2024 6:44:42
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
17 03 2024 8:16:36
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
16 03 2024 19:16:25
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
15 03 2024 23:18:41
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
14 03 2024 21:25:58
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
13 03 2024 5:37:45
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
12 03 2024 4:53:30
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
11 03 2024 5:58:34
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
10 03 2024 19:34:21
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
09 03 2024 9:35:17
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
08 03 2024 7:37:18
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
07 03 2024 19:15:50
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
06 03 2024 23:19:18
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
05 03 2024 13:15:47
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
04 03 2024 2:29:34
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
03 03 2024 0:25:45
Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....
02 03 2024 10:37:10
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
01 03 2024 8:48:30
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
29 02 2024 3:37:22
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
28 02 2024 5:53:56
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
27 02 2024 6:32:51
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
26 02 2024 18:57:32
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
25 02 2024 23:43:21
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
24 02 2024 1:10:20
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию. ...
23 02 2024 11:28:24
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
22 02 2024 7:26:57
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
21 02 2024 0:33:39
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
20 02 2024 20:23:44
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
19 02 2024 5:24:10
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
18 02 2024 12:59:28
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
17 02 2024 16:27:54
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
16 02 2024 22:44:45
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
15 02 2024 4:28:12
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
14 02 2024 20:41:31
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
13 02 2024 11:57:27
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
12 02 2024 0:38:46
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
11 02 2024 3:14:38
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
10 02 2024 12:48:33
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...
09 02 2024 15:11:16
На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер; определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
08 02 2024 19:30:13
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
07 02 2024 9:56:49
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
06 02 2024 15:39:23
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
05 02 2024 18:16:55
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
04 02 2024 15:40:10
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
03 02 2024 8:55:42
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
02 02 2024 7:23:32
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
01 02 2024 12:41:31
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
31 01 2024 4:18:56
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
30 01 2024 7:18:48
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
29 01 2024 5:49:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::