Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"
Цели учителя:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о системе образования в Афинах.
- Формировать ИКТ-компетенции у детей.
- Приобщать школьников к достижениям мировой культуры.
Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тип знаний: понятия и закономерности.
Оборудование урока: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицская «История Древнего мира», алгоритм работы в группе, компьютеры, презентация «В Афинских школах и гимнасиях» (собственного производства).
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся.
I этап урока
а) создание проблемной ситуации через подводящий диалог, открытие темы урока.
Учитель обращает внимание детей на доску на которой прикреплены листы на которых напечатаны пословицы: «Ученье свет неученье тьма», «Век живи, век учись», «Чтобы много знать, надо мало спать». Задается вопрос учащимся: « Как вы, думаете, о чем будет наш урок?»
Дети как правило говорят, о учении, о школе, знаниях, а так как изучаются Афины, то они выдвигают предположение что тема урока школы в Афинах.
Учитель пишет тему: «В афинских школах» на доске, но говорит, что сегодня мы «посетим» и афинские школы но, может быть в процессе изучения учебного материала, они что-то захотят добавить в название темы урока.
Учитель просит вспомнить о воспитании и обучении детей, в каком древнегреческом городе мы уже знаем?
Учащиеся говорят о Спарте, о суровом спартанском воспитании: дисциплине, строгости, физической подготовке спартанских мальчиков и незначительном внимании на умственное развитие.
Учитель предлагает ответить на следующий вопрос: В чём различие в образовании в Афинах и Спарте ?
б) поиск решения
Класс делится на 4 группы (по 6-7 человек). Каждой группе даётся алгоритм её работы. (см. Приложение 1 и Презентацию)
Группа 1.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 4
- Прочитать п.1 § 38 (с. 173)
Вопрос: Кого называют педагогами в наши дни? В чем различие между греческим и современным педагогом? Зачем были нужны педагоги в Афинах? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Как правило, дети, объясняют, что сейчас педагог - это учитель, который работает в школе, обучает детей, он хорошо образован. Просмотрев слайды, учащиеся, говорят, что изображен старый босой человек, одной рукой он держит за руку ребенка, в другой руке что-то несет, может быть, письменные принадлежности. Педагогом в Древней Греции называли обычно старого paба, который не годился ни для никакой другой работы и водил ребенка в школу, когда тому исполнялось семь лет.
Группа 2.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 5,6
- Прочитать п.2 § 38 (с.173-174)
Вопрос: Какие предметы изучали в афинских школах, как вы думаете почему? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 §31.
Дети, посмотрев слайды и прочитав текст учебника, делают вывод, что в афинских школах не только учили писать, читать и считать, но и прививали любовь к искусству: учили рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, так как, по мнению афинян без этого нельзя было стать настоящим образованным человеком. Так же ребята обращают внимание на школьные принадлежности: дощечки натертые воском и острую палочку для письма – стиль, что обучение было платным, и школы посещали только мальчики, а дeвoчки получали знания дома, от своей матери.
Группа 3.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 7,8
- Прочитать п.3 § 38 (с.174-175)
Вопрос: Что такое палестра, какие занятия там проводились? Почему посещение палестры считалось обязательным ? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Учащиеся этой группы, обращают внимание на то, что начиная с двенадцати лет мальчики начинают посещать ещё одну школу – палестру, где они занимаются гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В Афинах считали, что человек должен быть и образованным и физически сильным, прекрасным телом, учащимся об этом напоминали стоявшие в палестрах статуи атлетов работы великих греческих мастеров, например Мирона «Дискобол», Поликлета «Копьеносец».
Группа 4.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 9.
- Прочитать п.4 § 38 (с.176)
Вопрос: Кто и чему обучался в афинских гимнасиях? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143- 144 § 31.
Учащиеся выясняют, что гимнасии – это «школы» для взрослых, которые до старости их посещали, если желали продолжить занятия гимнастикой, пополнить свои знания или научиться, умению отстаивать своё мнение в Народном собрании. Дети обращают внимание на то, что гимнасии располагались за городом в живописных местах, здесь были бассейны, помещения для отдыха и бесед, спортивные площадки.
II этап урока воспроизведение знаний
Группы занимают места у компьютеров и просматривают слайды (5-7 мин), затем работают с учебниками ещё 5-7 мин. После знакомства с презентацией и текстом учебника группы обсуждают своё задание и выдвигают решение главной проблемы урока.
После обсуждения представитель группы выходит и рассказывает о своём задании и о том, как группа с ним справилась, а также объясняет новые понятия (группа 1 – педагог, группа 2 – стиль, группа 3 – палестра, группа 4 – гимнасий), которые встретились, учитель записывают их на доску. Учащиеся могут задавать вопросы, что-то уточнять. Ребята обращают внимание, на то, что в Афинах были школы не только для детей, но и взрослых. А значит, к теме урока нужно добавить « и гимнасиях».
Тема урока в законченном виде пишется на доске. «В афинских школах и гимнасиях»
Подводится итог урока ответом на проблемный вопрос: Чем образование в Афинах отличалось от образования в Спарте?
Вывод: Отвечая на этот вопрос учащиеся, высказывают следующее мнение: в Спарте больше внимания в обучении уделялось гимнастике, так как каждый спартанец должен быть прежде всего воином, для этого даже разучивали только военные марши и песни аккомпанируя себе на флейте, вся жизнь в Спарте в том числе была подчинена строгому соблюдению дисциплины. В Афинах же считали что, человек должен быть гармонично развит, как умственно, так и физически.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что нового узнали?
Учителем выставляются оценки за работу на уроке.
Записывается домашнее задание – вопросы с.176, слова в словаре учить.
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint.
...
28 01 2023 20:52:19
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
27 01 2023 23:13:28
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
26 01 2023 14:22:39
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
25 01 2023 16:44:47
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
24 01 2023 10:15:13
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
23 01 2023 9:15:55
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
22 01 2023 19:53:28
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
21 01 2023 13:11:49
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
20 01 2023 13:47:56
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
19 01 2023 22:13:33

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
18 01 2023 9:29:43
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
17 01 2023 18:52:52
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
16 01 2023 9:16:56
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
15 01 2023 20:52:42
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
14 01 2023 2:35:51
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
13 01 2023 11:52:23
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
12 01 2023 6:56:25
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
11 01 2023 4:48:40
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
10 01 2023 14:14:44
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
09 01 2023 16:39:13
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
08 01 2023 21:24:49

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
07 01 2023 15:46:17
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
06 01 2023 19:12:33
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
05 01 2023 23:22:13
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
04 01 2023 3:43:26
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
03 01 2023 6:19:21
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
02 01 2023 19:50:13
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
01 01 2023 14:18:15
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
31 12 2022 13:34:28
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
30 12 2022 6:30:56

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
29 12 2022 0:22:10
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
28 12 2022 0:41:48

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
27 12 2022 12:34:56
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
26 12 2022 1:22:22
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
25 12 2022 10:56:17
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
24 12 2022 13:33:15
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
23 12 2022 11:51:51
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
22 12 2022 2:15:23
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
21 12 2022 14:25:16
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
20 12 2022 0:15:25
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
19 12 2022 10:46:34
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
18 12 2022 0:18:27
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
17 12 2022 19:39:20
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
16 12 2022 7:53:56
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
15 12 2022 14:44:28
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
14 12 2022 6:45:47
Обзорно-аналитическая статья по теме с учетом пpaктического опыта автора....
13 12 2022 5:41:18
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
12 12 2022 11:14:55
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
11 12 2022 23:46:55
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
10 12 2022 22:23:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::