Урок истории в 5-м классе. Тема: "В афинских школах и гимнасиях"
Источник:
|
Цели учителя:
- Создать условия для формирования представлений учащихся о системе образования в Афинах.
- Формировать ИКТ-компетенции у детей.
- Приобщать школьников к достижениям мировой культуры.
Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тип знаний: понятия и закономерности.
Оборудование урока: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицская «История Древнего мира», алгоритм работы в группе, компьютеры, презентация «В Афинских школах и гимнасиях» (собственного производства).
Ход урока
Урок начинается с приветствия учителем учащихся.
I этап урока
а) создание проблемной ситуации через подводящий диалог, открытие темы урока.
Учитель обращает внимание детей на доску на которой прикреплены листы на которых напечатаны пословицы: «Ученье свет неученье тьма», «Век живи, век учись», «Чтобы много знать, надо мало спать». Задается вопрос учащимся: « Как вы, думаете, о чем будет наш урок?»
Дети как правило говорят, о учении, о школе, знаниях, а так как изучаются Афины, то они выдвигают предположение что тема урока школы в Афинах.
Учитель пишет тему: «В афинских школах» на доске, но говорит, что сегодня мы «посетим» и афинские школы но, может быть в процессе изучения учебного материала, они что-то захотят добавить в название темы урока.
Учитель просит вспомнить о воспитании и обучении детей, в каком древнегреческом городе мы уже знаем?
Учащиеся говорят о Спарте, о суровом спартанском воспитании: дисциплине, строгости, физической подготовке спартанских мальчиков и незначительном внимании на умственное развитие.
Учитель предлагает ответить на следующий вопрос: В чём различие в образовании в Афинах и Спарте ?
б) поиск решения
Класс делится на 4 группы (по 6-7 человек). Каждой группе даётся алгоритм её работы. (см. Приложение 1 и Презентацию)
Группа 1.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 4
- Прочитать п.1 § 38 (с. 173)
Вопрос: Кого называют педагогами в наши дни? В чем различие между греческим и современным педагогом? Зачем были нужны педагоги в Афинах? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Как правило, дети, объясняют, что сейчас педагог - это учитель, который работает в школе, обучает детей, он хорошо образован. Просмотрев слайды, учащиеся, говорят, что изображен старый босой человек, одной рукой он держит за руку ребенка, в другой руке что-то несет, может быть, письменные принадлежности. Педагогом в Древней Греции называли обычно старого paба, который не годился ни для никакой другой работы и водил ребенка в школу, когда тому исполнялось семь лет.
Группа 2.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 5,6
- Прочитать п.2 § 38 (с.173-174)
Вопрос: Какие предметы изучали в афинских школах, как вы думаете почему? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 §31.
Дети, посмотрев слайды и прочитав текст учебника, делают вывод, что в афинских школах не только учили писать, читать и считать, но и прививали любовь к искусству: учили рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах, так как, по мнению афинян без этого нельзя было стать настоящим образованным человеком. Так же ребята обращают внимание на школьные принадлежности: дощечки натертые воском и острую палочку для письма – стиль, что обучение было платным, и школы посещали только мальчики, а дeвoчки получали знания дома, от своей матери.
Группа 3.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайды № 7,8
- Прочитать п.3 § 38 (с.174-175)
Вопрос: Что такое палестра, какие занятия там проводились? Почему посещение палестры считалось обязательным ? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143-144 § 31.
Учащиеся этой группы, обращают внимание на то, что начиная с двенадцати лет мальчики начинают посещать ещё одну школу – палестру, где они занимаются гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. В Афинах считали, что человек должен быть и образованным и физически сильным, прекрасным телом, учащимся об этом напоминали стоявшие в палестрах статуи атлетов работы великих греческих мастеров, например Мирона «Дискобол», Поликлета «Копьеносец».
Группа 4.
- Посмотреть слайды, обратить внимание на слайд № 9.
- Прочитать п.4 § 38 (с.176)
Вопрос: Кто и чему обучался в афинских гимнасиях? - Подумать над главным заданием урока. Можно обратиться к с.143- 144 § 31.
Учащиеся выясняют, что гимнасии – это «школы» для взрослых, которые до старости их посещали, если желали продолжить занятия гимнастикой, пополнить свои знания или научиться, умению отстаивать своё мнение в Народном собрании. Дети обращают внимание на то, что гимнасии располагались за городом в живописных местах, здесь были бассейны, помещения для отдыха и бесед, спортивные площадки.
II этап урока воспроизведение знаний
Группы занимают места у компьютеров и просматривают слайды (5-7 мин), затем работают с учебниками ещё 5-7 мин. После знакомства с презентацией и текстом учебника группы обсуждают своё задание и выдвигают решение главной проблемы урока.
После обсуждения представитель группы выходит и рассказывает о своём задании и о том, как группа с ним справилась, а также объясняет новые понятия (группа 1 – педагог, группа 2 – стиль, группа 3 – палестра, группа 4 – гимнасий), которые встретились, учитель записывают их на доску. Учащиеся могут задавать вопросы, что-то уточнять. Ребята обращают внимание, на то, что в Афинах были школы не только для детей, но и взрослых. А значит, к теме урока нужно добавить « и гимнасиях».
Тема урока в законченном виде пишется на доске. «В афинских школах и гимнасиях»
Подводится итог урока ответом на проблемный вопрос: Чем образование в Афинах отличалось от образования в Спарте?
Вывод: Отвечая на этот вопрос учащиеся, высказывают следующее мнение: в Спарте больше внимания в обучении уделялось гимнастике, так как каждый спартанец должен быть прежде всего воином, для этого даже разучивали только военные марши и песни аккомпанируя себе на флейте, вся жизнь в Спарте в том числе была подчинена строгому соблюдению дисциплины. В Афинах же считали что, человек должен быть гармонично развит, как умственно, так и физически.
III этап урока. Итог. Рефлексия.
Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что нового узнали?
Учителем выставляются оценки за работу на уроке.
Записывается домашнее задание – вопросы с.176, слова в словаре учить.

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
08 12 2023 21:37:45
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
07 12 2023 13:31:29
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
06 12 2023 7:27:12
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
04 12 2023 1:30:26
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
03 12 2023 4:58:30
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
02 12 2023 19:36:49
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
01 12 2023 6:16:26
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
30 11 2023 16:50:47
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
29 11 2023 9:58:37
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства.
...
28 11 2023 11:17:33
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
27 11 2023 10:23:26
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
26 11 2023 8:50:25
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
25 11 2023 6:31:42
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
24 11 2023 14:21:57
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
23 11 2023 8:18:24
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
22 11 2023 4:42:11
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
21 11 2023 0:13:17

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 11 2023 22:22:51
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
19 11 2023 7:13:30
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
18 11 2023 11:14:23
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
17 11 2023 7:44:16
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
16 11 2023 19:43:32
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
15 11 2023 17:42:50
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
14 11 2023 17:47:43
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
13 11 2023 18:41:18
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
12 11 2023 6:35:36
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
11 11 2023 10:57:26

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
10 11 2023 13:31:42
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
09 11 2023 3:18:55
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
08 11 2023 0:42:14
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
07 11 2023 13:21:48
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
06 11 2023 4:58:52
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
05 11 2023 14:29:23
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
04 11 2023 18:37:51
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
03 11 2023 20:28:58
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
02 11 2023 22:55:28
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
01 11 2023 21:24:24
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
31 10 2023 5:29:56
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
...
30 10 2023 0:38:51
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
29 10 2023 1:27:40
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
28 10 2023 4:18:56
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
27 10 2023 5:12:14
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
26 10 2023 19:11:56
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
25 10 2023 8:59:27
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
24 10 2023 9:33:18

«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
23 10 2023 0:30:42

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
22 10 2023 13:39:46
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
21 10 2023 15:24:38
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
20 10 2023 23:30:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::