Урок по теме "Я-гражданин"
Технология: информационно – коммуникативная, технология критического мышления
Форма работы: проектная
Уровень образования школьников: учащиеся 9 класса
Образовательные задачи:
- обучающая – используя знания обучающихся, полученные ими на уроках истории и обществознания, продолжить работу над формированием понятий гражданин, гражданство, патриот.
- воспитательная – формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, , воспитание чувства сопричастности к истории своей родины;
- развивающая – развитие абстpaктно-теоретического мышления на основе активизации поисково-исследовательской деятельности.
Вопросы для изучения:
- Кого и почему называют гражданином?
- Гражданские качества личности.
- Права и обязанности гражданина.
- Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю.
Основные понятия: гражданин, патриотизм, Родина, Отечество, права, обязанности
Наглядные пособия:
- изображение государственных символов России и Самарской области, гербы, флаги;
- документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации»
- карта Самарской области.
Ход урока:
Презентация «Я гражданин России»
Введение:
Термин «гражданин» появился еще в период античности и обозначал полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности.
Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. /Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой./
Современное понятие «гражданин» сформировалось в последние десятилетия 18 века, прежде всего в документах Великой Французской и Американской революций.
В России понятие «гражданин» появляется в обиходе примерно в тоже время.
На слайде вопросы:
- Что значит быть гражданином?
- Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства? Что он должен знать и уметь?
Задание 1
Работа с учащимися: 5 минут
- учащиеся составляют ассоциатиативные таблицы по теме :
- Гражданин
- Качества гражданина
Записи делаются на компьютере и отображаются на доске.
Задание 2 (5 мин.)
- Обучающиеся делятся на четыре группы - «литераторы», «историки 1», « историки 2», «правоведы».
литераторы: используя знания содержания различных литературных произведений, должны выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Необходимо привести примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности;
историки 1: обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно хаpaктеризовать как гражданские поступки- период до 20 века.
историки 2: обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно хаpaктеризовать как гражданские поступки- период до 20 века.
правоведы: назовите основные правовые документы, том числе и международные в которых закрепляются права гражданина.
Цель работы: проанализировать предложенные обучающимися во время «мозгового штурма» ( совместного обсуждения когда, каждый выносит свое предложение на обсуждение и оно либо принимается либо отвергается) гражданские качества личности.
Каждая из групп работает в соответствии с заданиями в течение 5- ми минут, выполняя задание. По завершении обсуждения, представители каждой из групп докладывают о результатах своей работы, дополняя список качественных хаpaктеристик гражданина. В итоге должен быть составлен наиболее полный перечень качеств гражданина. В работе используется ПК – папка на рабочем столе.
- Учитель предлагает дать определение понятию «гражданин»
Гражданин-человек, имеющий гражданства определенного государства, обладающий правами и свободами данного государства, имеющий высокие нравственные качества, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
Задание 3. (5 мин.)
Обучающимся предлагается выяснить:
- В чем суть гражданских прав и обязанностей личности?
- Что такое гражданство?
Работа в группах: В каждой группе используются тексты Конституции РФ 1993 г. и Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации». Обучающиеся изучают статьи 20, 21, 22, 23. 24, 25, 26, 27, 28 Конституции РФ 1993 года и называют личные /гражданские права/.
Ознакомившись со ст. 12, 13, 14, 17, 18 , 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», ст. 61 Конституции РФ определяют значение понятия «гражданство».
- Выступление представителей групп. Обучающиеся обсуждают статьи Конституции и Закона о гражданстве, определяют личные права гражданина и суть понятия «гражданство».
- Для ознакомления обучающихся с понятием «гражданская ответственность» предлагается ознакомиться с памяткой «В чем состоит ваша гражданская ответственность?». (Памятка находится в папке на столе ПК).
- Граждане России должны соблюдать законы своего государства.
- Граждане России должны исполнять свои конституционные обязанности.
- Граждане России должны принимать участие в голосовании на выборах и референдумах.
- Граждане России должны доводить до сведения своих депутатов и представителей в органах власти свое мнение о ситуации в обществе и его проблемах.
- Граждане России должны требовать отчета о работе своих депутатов, а также избранных ими представителей власти.
- Граждане России должны уважать права других граждан.
Задание 4. (10 мин.)
- Обучающимся предлагается решить вопрос: где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в Самарской области или за ее пределами.
- Обучающиеся делятся на две группы: «предпочитающие жить в Самарской области», «предпочитающие жить за пределами Самарской области» (можно изготовить таблички – указатели).
- Обучающиеся подбирают по два – три довода в подтверждение своей позиции по принципу «за» и «против».
Работа сопровождается записями на компьютере и отображается на доске
Задание 5 (3 мин.)
Обучающимся предлагается обсудить: в чем сходство и в чем различие понятий «гражданин» и «гражданин Самарского края »?
Составляется памятка «Я – гражданин Самарской области» в форме кластера.
Заключение.
Педагог подчеркивает, что формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом.
Задания на выбор для самостоятельной работы: ( 5 мин.)
Используя знания, полученные на занятиях, составьте синквейн – пятистишье по теме «Гражданин» ( схема находится в папке на рабочем столе ПК) или напишите мини – эссе по теме « Настоящий гражданин это….»
Синквейн (пятистишие):
- Одно существительное (заявляется тема или предмет).
- Два прилагательных или два причастия (описание темы\предмета).
- Три глагола, хаpaктеризующих действия темы\предмета.
- Фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к теме\предмету.
- Существительное- синоним, обобщающее или расширяющее смысл темы\предмета.
Колумб |
Колумб |
Смелый, настойчивый, |
Лживый, бездушный, |
Открывал, торговал, обогащал. |
Комaндовал, торговал, обогащался, |
Воссоединил мир и потряс человечество |
Делал всё для достижения цели, |
Герой. |
Авантюрист. |
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
15 08 2022 13:26:37
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
14 08 2022 19:10:53
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
13 08 2022 20:58:56
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
12 08 2022 18:40:58
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
11 08 2022 10:53:33
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
10 08 2022 0:29:43

Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
09 08 2022 20:43:30
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
08 08 2022 17:11:48
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
07 08 2022 10:15:54
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
06 08 2022 1:47:56
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
05 08 2022 5:49:16
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
04 08 2022 16:54:30
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
03 08 2022 2:24:10
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
02 08 2022 23:24:34
Урок гражданственности и патриотизма, проводившийся в школах Краснодарского края в православный день святой Великомученицы Екатерины, приуроченный к 215-й годовщине основания города Екатеринодара - Краснодара. Работа представляет собой подробную методическую разработку урока, проводившегося автором в МОУ СОШ № 65 г. Краснодара.
...
01 08 2022 11:58:51
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
31 07 2022 9:23:44
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом.
...
30 07 2022 11:32:17
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
29 07 2022 4:39:33
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
28 07 2022 2:26:27
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
27 07 2022 21:30:14
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
26 07 2022 23:39:39
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
25 07 2022 16:15:20
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
24 07 2022 13:32:25
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
23 07 2022 22:41:26
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
22 07 2022 7:44:37
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
21 07 2022 16:41:42
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
20 07 2022 6:12:14
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
19 07 2022 4:23:14

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
18 07 2022 19:39:37
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
17 07 2022 12:21:24
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
16 07 2022 2:12:18
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
15 07 2022 11:10:52
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
14 07 2022 19:40:36
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
13 07 2022 11:40:15
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
12 07 2022 17:48:32
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
11 07 2022 12:34:47
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
10 07 2022 3:47:57
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
09 07 2022 18:45:44
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника".
...
08 07 2022 1:26:52
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
07 07 2022 8:37:50

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
06 07 2022 12:21:47
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
05 07 2022 22:28:32
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
04 07 2022 7:44:26
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
03 07 2022 7:57:21
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
02 07 2022 20:24:42
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
01 07 2022 10:25:37

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
30 06 2022 14:51:38
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
29 06 2022 16:25:35
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
28 06 2022 4:15:51
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы.
...
27 06 2022 11:24:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::