Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- Овладение учащимися знаниями в области развития сельского хозяйства в период с 1954 по 1964 годы.
- Развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и органической принадлежности к единому потоку исторического движения страны.
- Формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.
Оборудование урока: Левандовский А.А. История России XX - XXI века: 11 класс /А.А. Левандовский. - М.: Просвещение, 2003; компьютерная презентация из 8 слайдов с гиперссылками, 4 рабочих листа, одинаковое количество шаров для голосования черного и белого цветов, символическая прозрачная урна для голосования.
Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.
Основные этапы урока:
I. Сообщение темы, целей и задач урока, постановка проблемного задания
II. Изучение нового материала
III. Закрепление, подведение итогов.
IV. Домашнее задание
Ход урока
I. Сообщение темы, целей и задач урока, постановка проблемного задания.
1. Вступительное слово учителя
Вспоминая историю советской России, каждый из нас назовет имя Ленина, Сталина, Хрущева. Кто же кого находит - история личность или личность историю? Я до сих пор не могу ответить на этот вопрос.
Презентация.
Открывается слайд №1 - портрет Н.С. Хрущева
Хрущев и его время. Один из бесспopно важных и, быть может, самых непростых периодов нашей истории. Важных - потому что непосредственно перекликается с идущими в стране преобразованиями. Непростых - потому что касается десятилетия, которое поначалу было названо "славным", а потом было осуждено как период волюнтаризма и субъективизма.
Предлагаю попытаться по ходу урока дать объективную оценку этому периоду и личности Хрущева.
Открывается слайд № 2 - проблемное задание, которое есть и на рабочем листе № 1 "1956. Визит Хрущева в Англию. Он встретился с Черчиллем в советском посольстве. Старый британский лев сказал: "Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать Вам:".
Проблемное задание: Какой же совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к его совету?
II. Изучение нового материала
Фронтальная беседа - сравнение экономических программ Г. Маленкова и Н. Хрущева
Использование слайда № 3
Какой путь развития сельского хозяйства выбрали бы Вы?
Какой курс мог победить? Почему победил план Хрущева?
Ученики делают вывод об экстенсивном развитии сельского хозяйства, используя рабочий лист № 4
2. Компьютерная презентация, сопровождаемая рассказом учителя и самостоятельной работой учащихся на рабочих листах № 2
Открывается слайд № 4 - направления сельскохозяйственной политики Хрущева в 1953-1958 г.г.
Позиция Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Обеспечить подъем сельского хозяйства он предполагал следующим образом:
А) колхозы:
- повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
- увеличение государственных расходов на социальное развитие села;
- внедрение принципа планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий.
Б) целина:
С 1954 года развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель Казахстана и Сибири. Прежнее скотоводческое хозяйство безжалостно разрушили под предлогом неэффективности (Н.С. Хрущев заявил, что в Казахстане курица дает больше дохода, чем лошадь). В целину были вложены огромные средства, освоено 42 млн. га, немалых денег требовало и создание крупных целинных совхозов.
Освоение целины дало возможность повысить количество урожая, в 1956 г. - это половина собранного в стране зерна, но урожайность была ниже общесоюзной.
Открывается гиперссылка - плакаты "Поднимай целину!", "Соберем с целины богатый урожай!"
В) личное подсобное хозяйство
Были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов:
- освобождение от непомерных налогов и поставок;
- разрешение увеличить его размеры в 5 раз.
За период с 1954 по 1958 годы по сравнению с предыдущими пятью годами валовая продукция сельского хозяйства выросла на 34%. Таких темпов село еще не знало.
Открывается гиперссылка - схема "Подъем сельского хозяйства"
3. Фронтальная беседа, подведение итогов первого этапа реформирования сельского хозяйства
1) Что позволило Хрущеву добиться таких результатов?
2) Подъем сельского хозяйства напугал и Хрущева и партийных лидеров. Как вы думаете почему?
Партийно-государственный контроль за развитием сельского хозяйства, безусловно, не был подорван. Успехи вселили в партийных лидеров и в самого Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у них опасение в возможном его "перерождении" в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в партийно-государственном, административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х годов экономические стимулы начинают вытесняться гoлым административным принуждением.
4. Компьютерная презентация, сопровождаемая рассказом учителя и самостоятельной работой учащихся на рабочих листах № 2
Открывается слайд № 5 - направления сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева в 1959-1961 г.г.
А) колхозы:
гиперссылка - плакат "1960 год"
В 1959 г. началась реорганизация МТС, в ходе которой колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены ее выкупать в течение лишь одного года, причем за высокую цену. Государство, с одной стороны, преследовало благую цель: обеспечить колхозы техникой, сделать их самостоятельными хозяевами на земле; но, с другой стороны, таким путем сумело за один год компенсировать все свои расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства:
- касса колхозов оказалась опустошенной на много лет вперед и их долги казне резко возросли;
- колхозы не имели квалифицированных кадров механизаторов и условий для нормальной эксплуатации сложной техники.
Б) личное подсобное хозяйство
Мощная волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства сельских жителей, признанные несовместимыми с "коммунистической перспективой".
На декабрьском 1959 года Пленуме ЦК КПСС по предложению Л.И. Брежнева было дано поручение госорганам за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам принять аналогичные меры.
В 1959 году от колхозников потребовали увеличить сдачу мяса на треть. Писатель Анатолий Стреляный рассказывал о событиях в деревне тех лет: "Хватали и гнали на бойни все, что могло передвигаться на четырех ногах: стельных коров и супоросных свиней, телят и поросят, которым бы еще расти и расти. У колхозников скупалось на столь памятных народу добровольно-принудительных началах все, что имело кости, независимо от того, что на костях" .
Евгений Носов вспоминал: "Упрямо изыскивая способы посрамления Америки, Никита Хрущев распорядился скупить у колхозников без всяких уклонений всю их рогатую живность. Но с наступлением холодов выяснилось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, их пришлось частично забить. С той поры в деревне не стало ни коров, ни телят".
Резко возросли налоги на личные приусадебные участки. Хрущев надеялся, что это побудит крестьян работать в колхозе, а не на своем участке.
В том же году колхозникам начали давать паспорта, их переезд в город приобрел массовый хаpaктер. Из деревни бежала молодежь. На селе оставались только пожилые люди и те, кому бежать было некуда.
В) целина
В 1960 году целина не смогла решить зерновую проблему в стране. Отсутствие научно разработанной системы земледелия влекло за собой эрозию почв и опустошительные пыльные бури. Эффективность возделывания почвы упала на 65% .
Открывается гиперссылка "Целина"
Результатом этих мер стало обострение продовольственной ситуации в стране.
Открывается слайд № 6 - пути выхода из продовольственного кризиса
А) "кукурузная эпопея"
Попытки решить ее с помощью кукурузной эпопеи успеха тоже не принесли. С 1955 по 1966 годы площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн. га), порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи .
Гиперссылка "Рост посевных площадей под кукурузу", плакат "Кукуруза - источник изобилия"
Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых.
закупки американского зерна за границей
Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей (первая партия составила 12 млн. т), ставшими затем традиционными и еще более значительными.
3) повышение цен на основные продукты питания
Когда возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом, правительство попыталось поправить дела в экономике за счет трудящихся:
- на треть были снижены тарифные расценки на производстве;
- розничные цены на продовольствие настолько же возросли, причем на часть продуктов, чуть ли не в два раза.
5. Самостоятельная работа учащихся с документами, которые находятся на рабочих листах № 3. Обсуждение и анализ документов.
Как власть объясняла повышение цен? Согласны ли Вы с данной позицией?
6. Подведение итогов самостоятельной работы.
7. Слово учителя - подведение итогов сельскохозяйственной политики
Повышение цен вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки. Было убито 24 человека, 30 ранено, 7 - приговорены к расстрелу, 105 - получили разные сроки заключения.
Авторитет Хрущева сильно упал. Семилетний план развития сельского хозяйства провален.
В октябре 1964 года, без особых усилий и противодействия кого бы то ни было, вполне демократическим путем Хрущев был обвинен в "волюнтаризме и субъективизме", отстранен от руководства партией и страной и отправлен на пенсию.
7. Фронтальная беседа - решение проблемного задания
После ответов учеников показывает слайд № 7 с оригиналом ответа Черчилля: "Господин Хрущев! Вы затеваете большие реформы. И это хорошо! Хотел бы только посоветовать вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее"
А может быть главное то, что пытался, хотя и знал, что под ним пропасть?
III. Закрепление, подведение итогов
1. Слово учителя
Так как же оценить Н.С. Хрущева? Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия.
В странах Запада его ставили на одну ступеньку с Джоном Кеннеди и папой Иоанном XXIII.
Открывается слайд № 8 - памятник Хрущеву работы Э. Неизвестного
Э. Неизвестный, который так остро, жестко и несправедливо критиковался Хрущевым, на его могиле на Новодевичьем кладбище сделал такой памятник - бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой - белая, другая - черная. Черный и белый мрамор символизируют борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева.
2. Оценка личности Хрущева в свете его реформ учениками Учитель предлагает ученикам еще раз посмотреть на свой рабочий лист № 2 и каждого просит дать оценку личности Хрущева в свете его реформ, выразив личное отношение к нему.
У каждого из ребят на столах лежат шары: белого - положительная оценка Хрущева и его реформ и черного цветов - отрицательная оценка. Необходимо взять шар нужного цвета и проголосовать в импровизированную прозрачную урну. Ученики выполняют задание. Получился свой памятник Хрущеву на фоне памятника Э. Неизвестного.
После голосования можно предложить аргументировать свой выбор нескольким ученикам.
3. Слово учителя
Правление Хрущева достойно эпитафии, которую заслужили очень немногие политики: как в глазах своего народа , так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем ее застал. И это главное.
Домашнее задание
Работа со схемами, материалами рабочих листов, изучение соответствующего параграфа учебника, индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему: "Жить стало лучше!?" ("Наша семья в 1953-1964 гг.")
Приложение.
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
18 03 2024 4:48:14
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
17 03 2024 20:10:29
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...
16 03 2024 7:23:30
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы....
15 03 2024 16:25:33
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
14 03 2024 4:59:38
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
13 03 2024 11:56:33
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
12 03 2024 21:55:10
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
11 03 2024 2:49:38
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
10 03 2024 14:24:51
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
09 03 2024 10:38:37
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
08 03 2024 20:13:19
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
07 03 2024 6:54:51
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
06 03 2024 20:24:36
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
05 03 2024 1:27:34
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
04 03 2024 18:52:52
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
03 03 2024 18:26:55
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
02 03 2024 12:35:15
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
01 03 2024 1:40:54
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
29 02 2024 13:37:42
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
28 02 2024 6:48:51
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
27 02 2024 0:51:23
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории. ...
26 02 2024 18:42:20
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
25 02 2024 0:18:55
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
24 02 2024 1:29:59
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
23 02 2024 19:43:15
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ. ...
22 02 2024 21:52:30
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
21 02 2024 21:32:47
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
20 02 2024 9:34:15
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
19 02 2024 9:42:31
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
18 02 2024 8:22:24
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
17 02 2024 0:17:50
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
16 02 2024 17:48:34
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях. ...
15 02 2024 12:25:43
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
14 02 2024 16:13:54
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
13 02 2024 13:51:52
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
12 02 2024 2:25:28
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
11 02 2024 9:59:28
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь. ...
10 02 2024 3:29:55
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
09 02 2024 17:30:46
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
08 02 2024 21:20:44
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
07 02 2024 17:19:25
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
06 02 2024 16:58:40
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
05 02 2024 8:13:19
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
04 02 2024 18:39:48
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
03 02 2024 22:23:12
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
02 02 2024 5:13:25
Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
01 02 2024 1:17:35
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
31 01 2024 17:40:33
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
30 01 2024 12:54:14
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
29 01 2024 5:19:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::