Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс
Цели урока:
- продолжить работу над формированием представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
- познакомить с процедурой законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
- формировать умение хаpaктеризовать понятия "правотворчество", "правореализация";
- развивать умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, работать в группах и парах, развивать ораторские способности;
- воспитывать уважительное отношение к праву как к средству, помогающему людям создавать и строить новую жизнь, решать социальные проблемы (школьные проблемы).
После изучения темы учащиеся должны:
- знать определение понятий "правотворчество", "правореализация", их виды и стадии процессов;
- уметь хаpaктеризовать механизм законодательного процесса в России, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
- анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- излагать и аргументировать собственные суждения о правовых явлениях общественной жизни; работать с источниками права (в том числе "Косультант-плюс");
- понимать отличие хороших законов тот плохих.
Тип урока: изучение нового материала с пpaктическим применением знаний.
Оборудование:
- схемы "Законодательный процесс в РФ", "Законодательный процесс в Челябинской области", "Законодательный процесс в Златоусте";
- тексты (распечатки) с учебными ситуациями 1;
- тексты (распечатки) с учебными ситуациями 2;
- презентация проекта "Добрые Дети Мира";
- Конституция РФ, программа "Консультант-Плюс";
- видеофрагмент "Государственная Дума";
- памятки "Критерии хорошего закона";
- приложение 1;
- приложение 2;
- приложение 3;
- приложение 4;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя (на доске портрет И.Канта).
Двести лет назад, в небольшом северном немецком городке, в скромной комнате пожилой человек, сняв напудренный парик, растапливал камин. Вот огонь весело охватил поленья и осветил большой стол, заваленный книгами, свитками, мaнycкриптами. Человек сел к столу, взял гусиное перо, занес его над чистым листом бумаги и задумался... "Что такое право? Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но все философы до сих пор спорят об этом! - и перо заскрипело по желтоватой странице:
Этим человеком был великий немецкий философ Иммануил Кант. И если бы он был жив, он и сейчас мог бы сказать тоже самое. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Книжка в которой напечатан закон, это ведь не право. Право прячется где-то за этой книжкой. Настоящее, живое право- это скрытая от наших глаз страна, которую можно лишь вообразить и пережить в глубине своей души.
Я предлагаю окунуться вам в мир живого права.
Объявление целей и задач урока.
1. Актуализация прежних знаний.
Один из учащихся рассказывает по схеме "Государственная власть в РФ".
2. Изучение нового материала.
(запись в тетрадь)
Правотворчество - деятельность по принятию нормативно-правовых актов, а также их изменению и отмене.
Виды правотворчества:
- Непосредственное правотворчество народа, путем участия в референдуме
- Законотворчество - опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти.
- Подзаконное творчество - творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра)
- Локальное правотворчество - правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций.
- Договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров
(объяснение выделенных слов помощью юридического словаря)
Учитель: - Предлагаю на минуту окунуться в атмосферу правотворческого процесса.
(видеофрагмент "Государственная Дума")
Учитель: - Но не только Государственная Дума принимает участие в законотворческом процессе. Представим его целиком.
( работа со схемой 1,электронный вариант на доске, рассказ учителя, учащиеся цитируют Конституцию РФ)
Схема 1. "Законотворческий процесс в Российской Федерации",
Учитель: - Аналогично проходит этот процесс в субъектах Федерации. Возьмем Челябинскую область.
(работа с раздаточным материалом)
схема 2."Законотворческий процесс в Челябинской области",
Учитель: (вопросы)
Реклама.
- Где найти закон и как на него ссылаться?
(Реклама программы "Консультант-Плюс")
Правотворчество - Правореализация
Правореализация - пpaктическое осуществление правовых актов, предписаний, воплощение их в жизнь, в поведение людей и конечный результат этого процесса.
Правореализация:
- Соблюдение - пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом.
- Исполнение - активные действия, связанные с претворением в жизнь.
- Использование - осуществление правомочий лица.
- Применение - властная деятельность по реализации правовых норм (контроль за процессом).
Это интересно!
Учитель: В разных штатах США есть такие смешные законы!
- В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребенку скакать по лужам.
- В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут.
- В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению.
- Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.
- Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать?
(работа в группах, игра "Дело о неясном законе" - "Петропавловская крепость", учащимся розданы памятки "Критерии хорошего закона")
(краткие примеры ответов учащихся)
Правотворческий процесс в школе
Учитель: Мы сегодня на уроке представляем проект социально-правового класса по решению задачи формирования в нашей школе правового прострaнcтва. В результате работы над проектом учащиеся осуществляли правотворческую и правореализационную деятельность.
Инициаторы законопроекта обязательно готовят пояснительную записку. Для этого они продумывают аргументы "за" и "против" принятия этого закона, отвечая на следующие вопросы:
- Для чего нужно принятие этого закона?
- Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
- Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
- Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
- Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
- Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Презентация проекта "Добрые Дети Мира"
Паспорт проекта
- Название проекта
- Руководитель проекта
- Консультанты проекта
- Рамки прострaнcтва проектной деятельности (учебные предметы, воспитательная работа)
- Возраст учащихся, на которых рассчитан проект
- Состав проектной группы
- Тип проекта
- Заказчик проекта
- Цель проекта (пpaктическая и педагогическая)
- Задачи проекта
- Вопросы проекта (проблемы по теме проекта, которые необходимо решить)
- Материальная база
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект)
- Содержание (кратко)
- Этапы работы (выход)
- Распределение ролей в проектной группе
3. Подведение итогов.
Учитель: Мир права предстает перед нами в виде различных прав и обязанностей, правил и законов, мыслей и переживаний о том, что справедливо. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о нем не затихают до сих пор и вряд ли когда - нибудь прекратятся.
Наш урок начался со слов великого немецкого философа Э.Канта, а закончить хотелось бы словами великого русского писателя Льва Толстого, который не принимал право и считал, что преобразовать обществом можно только мopaльно-религиозным самоусовершенствованием каждого человека, отказом от насилия, "непротивлением злу насилием".
- С кем из великих титанов в наше время можно согласиться?
Схема анализа урока.
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
10 12 2023 18:44:31
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
09 12 2023 20:55:19
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
08 12 2023 2:41:54
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
07 12 2023 6:28:58
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
06 12 2023 4:38:30
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
05 12 2023 12:14:16
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
04 12 2023 22:25:20
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
03 12 2023 18:28:47
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
02 12 2023 8:43:11
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
01 12 2023 15:28:49
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
30 11 2023 0:25:43

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
29 11 2023 22:24:53
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
28 11 2023 14:54:58
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
27 11 2023 8:16:53
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
26 11 2023 16:13:19

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
25 11 2023 16:12:54
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
24 11 2023 22:28:32
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
23 11 2023 3:24:17
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
22 11 2023 6:48:10
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
21 11 2023 11:38:42
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
20 11 2023 13:16:41
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
19 11 2023 16:22:19
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
18 11 2023 17:17:21
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
17 11 2023 19:29:54
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
16 11 2023 21:53:30
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
15 11 2023 16:33:12
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
14 11 2023 9:51:47
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
13 11 2023 18:44:40
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
12 11 2023 23:18:11
Игра-дискуссия, соревнование двух комaнд, в процессе которой учащиеся применяют знания, полученные по культуре России, учатся отстаивать комaндную точку зрения. Игра проводилась в 10-м гуманитарном классе.
...
11 11 2023 19:35:18
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
10 11 2023 5:26:46
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
09 11 2023 2:45:25
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
08 11 2023 16:27:56
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
07 11 2023 10:34:11
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
06 11 2023 13:55:40
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
05 11 2023 15:21:43
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
04 11 2023 1:10:13
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
03 11 2023 6:35:36
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
02 11 2023 10:24:42
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
01 11 2023 19:43:28
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
31 10 2023 8:50:54
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
30 10 2023 1:47:45
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
29 10 2023 2:58:42
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
28 10 2023 15:48:37
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
27 10 2023 3:41:43
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
26 10 2023 0:57:37
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
25 10 2023 18:40:44
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
24 10 2023 15:28:38
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
23 10 2023 9:58:51
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
22 10 2023 23:51:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::