Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс
Цели урока:
- продолжить работу над формированием представлений учащихся о государственной власти, ее назначении;
- познакомить с процедурой законодательного процесса в государстве РФ, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
- формировать умение хаpaктеризовать понятия "правотворчество", "правореализация";
- развивать умение работать с источниками права, аргументировать ответ юридическими терминами, анализировать схемы и диаграммы, пользоваться правовой информацией, работать в группах и парах, развивать ораторские способности;
- воспитывать уважительное отношение к праву как к средству, помогающему людям создавать и строить новую жизнь, решать социальные проблемы (школьные проблемы).
После изучения темы учащиеся должны:
- знать определение понятий "правотворчество", "правореализация", их виды и стадии процессов;
- уметь хаpaктеризовать механизм законодательного процесса в России, субъекте РФ, муниципальном и корпоративном уровне;
- анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- излагать и аргументировать собственные суждения о правовых явлениях общественной жизни; работать с источниками права (в том числе "Косультант-плюс");
- понимать отличие хороших законов тот плохих.
Тип урока: изучение нового материала с пpaктическим применением знаний.
Оборудование:
- схемы "Законодательный процесс в РФ", "Законодательный процесс в Челябинской области", "Законодательный процесс в Златоусте";
- тексты (распечатки) с учебными ситуациями 1;
- тексты (распечатки) с учебными ситуациями 2;
- презентация проекта "Добрые Дети Мира";
- Конституция РФ, программа "Консультант-Плюс";
- видеофрагмент "Государственная Дума";
- памятки "Критерии хорошего закона";
- приложение 1;
- приложение 2;
- приложение 3;
- приложение 4;
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя (на доске портрет И.Канта).
Двести лет назад, в небольшом северном немецком городке, в скромной комнате пожилой человек, сняв напудренный парик, растапливал камин. Вот огонь весело охватил поленья и осветил большой стол, заваленный книгами, свитками, мaнycкриптами. Человек сел к столу, взял гусиное перо, занес его над чистым листом бумаги и задумался... "Что такое право? Я перечитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но все философы до сих пор спорят об этом! - и перо заскрипело по желтоватой странице:
Этим человеком был великий немецкий философ Иммануил Кант. И если бы он был жив, он и сейчас мог бы сказать тоже самое. Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. Книжка в которой напечатан закон, это ведь не право. Право прячется где-то за этой книжкой. Настоящее, живое право- это скрытая от наших глаз страна, которую можно лишь вообразить и пережить в глубине своей души.
Я предлагаю окунуться вам в мир живого права.
Объявление целей и задач урока.
1. Актуализация прежних знаний.
Один из учащихся рассказывает по схеме "Государственная власть в РФ".
2. Изучение нового материала.
(запись в тетрадь)
Правотворчество - деятельность по принятию нормативно-правовых актов, а также их изменению и отмене.
Виды правотворчества:
- Непосредственное правотворчество народа, путем участия в референдуме
- Законотворчество - опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти.
- Подзаконное творчество - творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра)
- Локальное правотворчество - правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций.
- Договорное правотворчество - деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров
(объяснение выделенных слов помощью юридического словаря)
Учитель: - Предлагаю на минуту окунуться в атмосферу правотворческого процесса.
(видеофрагмент "Государственная Дума")
Учитель: - Но не только Государственная Дума принимает участие в законотворческом процессе. Представим его целиком.
( работа со схемой 1,электронный вариант на доске, рассказ учителя, учащиеся цитируют Конституцию РФ)
Схема 1. "Законотворческий процесс в Российской Федерации",
Учитель: - Аналогично проходит этот процесс в субъектах Федерации. Возьмем Челябинскую область.
(работа с раздаточным материалом)
схема 2."Законотворческий процесс в Челябинской области",
Учитель: (вопросы)
Реклама.
- Где найти закон и как на него ссылаться?
(Реклама программы "Консультант-Плюс")
Правотворчество - Правореализация
Правореализация - пpaктическое осуществление правовых актов, предписаний, воплощение их в жизнь, в поведение людей и конечный результат этого процесса.
Правореализация:
- Соблюдение - пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом.
- Исполнение - активные действия, связанные с претворением в жизнь.
- Использование - осуществление правомочий лица.
- Применение - властная деятельность по реализации правовых норм (контроль за процессом).
Это интересно!
Учитель: В разных штатах США есть такие смешные законы!
- В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребенку скакать по лужам.
- В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут.
- В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению.
- Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.
- Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать?
(работа в группах, игра "Дело о неясном законе" - "Петропавловская крепость", учащимся розданы памятки "Критерии хорошего закона")
(краткие примеры ответов учащихся)
Правотворческий процесс в школе
Учитель: Мы сегодня на уроке представляем проект социально-правового класса по решению задачи формирования в нашей школе правового прострaнcтва. В результате работы над проектом учащиеся осуществляли правотворческую и правореализационную деятельность.
Инициаторы законопроекта обязательно готовят пояснительную записку. Для этого они продумывают аргументы "за" и "против" принятия этого закона, отвечая на следующие вопросы:
- Для чего нужно принятие этого закона?
- Какие положительные и негативные последствия повлечет принятие закона?
- Кому нужен этот закон? Какие группы населения могут возражать против принятия и почему?
- Что нужно, чтобы закон работал? Какие препятствия могут возникнуть?
- Какие средства необходимы для исполнения закона, и откуда их можно взять?
- Как можно изменить закон, чтобы он был принят и исполнялся?
Презентация проекта "Добрые Дети Мира"
Паспорт проекта
- Название проекта
- Руководитель проекта
- Консультанты проекта
- Рамки прострaнcтва проектной деятельности (учебные предметы, воспитательная работа)
- Возраст учащихся, на которых рассчитан проект
- Состав проектной группы
- Тип проекта
- Заказчик проекта
- Цель проекта (пpaктическая и педагогическая)
- Задачи проекта
- Вопросы проекта (проблемы по теме проекта, которые необходимо решить)
- Материальная база
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект)
- Содержание (кратко)
- Этапы работы (выход)
- Распределение ролей в проектной группе
3. Подведение итогов.
Учитель: Мир права предстает перед нами в виде различных прав и обязанностей, правил и законов, мыслей и переживаний о том, что справедливо. Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему. Поэтому споры о нем не затихают до сих пор и вряд ли когда - нибудь прекратятся.
Наш урок начался со слов великого немецкого философа Э.Канта, а закончить хотелось бы словами великого русского писателя Льва Толстого, который не принимал право и считал, что преобразовать обществом можно только мopaльно-религиозным самоусовершенствованием каждого человека, отказом от насилия, "непротивлением злу насилием".
- С кем из великих титанов в наше время можно согласиться?
Схема анализа урока.
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
03 12 2023 20:48:14
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
02 12 2023 5:27:16
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
01 12 2023 9:18:37
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
30 11 2023 22:18:32
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
29 11 2023 12:33:51
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
28 11 2023 11:59:57
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
27 11 2023 6:41:16
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
26 11 2023 2:39:57
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
25 11 2023 4:26:26
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
24 11 2023 12:42:38
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
23 11 2023 14:45:44
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
22 11 2023 12:34:28
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
21 11 2023 15:33:57
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
20 11 2023 16:44:25
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
19 11 2023 11:56:35
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
18 11 2023 7:52:59
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
17 11 2023 2:53:38
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
16 11 2023 4:17:13
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
15 11 2023 0:39:44
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
14 11 2023 14:10:14
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
13 11 2023 10:19:59
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
12 11 2023 8:11:16
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
11 11 2023 11:52:22

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
10 11 2023 10:32:17
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
09 11 2023 16:55:35
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
08 11 2023 13:25:12
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
07 11 2023 17:14:10
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
06 11 2023 5:25:49
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
05 11 2023 15:39:47
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
04 11 2023 1:34:28
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
03 11 2023 1:47:24
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
02 11 2023 23:29:58
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
01 11 2023 20:51:25
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
31 10 2023 23:35:58

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
30 10 2023 21:50:12
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла.
...
29 10 2023 19:47:17
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
28 10 2023 14:26:15
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
27 10 2023 12:42:21
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
26 10 2023 2:58:31
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
25 10 2023 8:26:38
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
24 10 2023 14:42:31
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
23 10 2023 23:42:16
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
22 10 2023 1:32:36
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
21 10 2023 4:30:45
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
20 10 2023 21:10:40
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
19 10 2023 12:34:12
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
18 10 2023 18:50:29
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
17 10 2023 17:23:51
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
16 10 2023 23:27:38
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
15 10 2023 9:39:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::