Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."
Мы живем, под собою не чуя страны.
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца —
Душегубца и мужикоборца. (О.Maндельштам).
Цели урока:
- Образовательные: Способствовать осознанию учащимися необходимости проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности процесса индустриализации, его исторической значимости.
- Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.
- Развивающие: Совершенствовать навыки работы с документами, видео- и аудиоинформацией, умение анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
План урока
- Необходимость индустриализации.
- Подходы к проведению индустриализации.
- Плановая экономика страны в годы первой и второй пятилеток.
- Итоги, последствия индустриализации: плюсы и минусы.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод проблемного изложения.
Материально-техническое оснащение урока:
- видео-аудиовизуальный комплекс
- таблицы, схема – опора (MExcel из интегрированного пакета MOffice), исторические документы
- иллюстрации .карта.
- компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов. (Презентацию можно взять у автора).
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Люция Шайгардановна. Сегодня я проведу у Вас урок истории. Какой будет тема нашего урока?
- Просмотр видеосюжета.
Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет.
- Вступительное слово учителя.
Так о чем мы будем говорить на уроке? (Об индустриализации.) Сегодня мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной истории – об индустриализации. Эта тема особенно актуальна сегодня для нас, т.к. многочисленные экономические эксперименты последних лет вновь поставили на повестку дня вопрос о том, что необходимо сделать для дальнейшего развития промышленности.
Давайте вместе с вами попытаемся понять, в чем заключалась необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30 годы, каковы были ее цели, средства, достижения этих целей и результаты.
В чем заключалась необходимость проведения индустриализации в СССР?
- Причины индустриализации
(СОСТАВИТЬ КЛАНСТЕР). Что я знаю по данной проблеме? (Выполнить в виде паучка).
- Замедленные темпы развития экономики в СССР.
- Россия – аграрная страна, с преобладанием мелкого производства.
- Опустошения первой мировой и гражданской войн, интервенция.
- Отставание от развитых государств в 5 – 10 раз.
- Большая доля ручного труда.
К этому можно добавить сложность международной обстановки в то время: разрыв дипломатических отношений с Великобританией, требование отозвать Советского посла из Франции и другие события, которые оценивались руководством страны как “заговор против СССР, конечной целью которого являлось развязывание войны”.
Военная угроза воспринималась как реальность, это подтверждают слова В.Маяковского: “Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц … и потянуло порохом от всех границ”.
- Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.
Этот пункт раскрывается в ходе самостоятельной работы учащихся со статистическими данными и документами.
На основании сказанного можно определить основные цели индустриализации. (Приложение – опopный конспект в электронном виде. Приложение можно взять у автора).
Схема – опора. Индустриализация в СССР в 1928 – 1940 годах
- Альтернативы экономического развития страны.
(Используя материалы документов и учебника.)
- Основываясь на идеях видных деятелей партии подготовить речь (1 -2 мин.) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами, любой ценой.
- Основываясь на идеях видных деятелей партии - противников форсированной индустриализации - подготовить речь (1-2 мин.) в защиту своего метода преобразований.
- Подготовьте выступление от своего лица (1-2 мин.): “Моё отношение к методам индустриализации”.
По окончании пятиминутной работы - выступление групп.
Вопросы:
- Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
- Почему победила точка зрения Сталина?
- Показ слайда. Источники средств на индустриализацию.
Однако, несмотря на явную очевидность необходимости проведения индустриализации, очень остро стоял вопрос о том, где взять средства для ее осуществления. Среди руководства страны не было единства по поводу того, за счет чего или кого осуществлять индустриализацию.
- Показ слайдов о стройках и работа по атласам.
Найдите основные стройки первых пятилеток
- Работа со статистическими данными. (Приложение № 3)
Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции
Страны | 1918–1929 г. | 1930–1941 г. |
|
|
|
Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий
Годы | Число предприятий |
|
|
Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей
Фактическая мощность в 1913 г. | Введено мощностей в ходе индустриализации | |
|
|
|
Вопросы к таблицам:
- Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
- Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
- Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
- Какие цели преследовала индустриализация?
- Вывод учителя
В результате продолжительных дискуссий победили точки зрения И.Сталина. Проведение индустриализации предполагалось в первую очередь за счет крестьянства Приоритетное направление – тяжелая промышленность (диаграмма “промышленное производство в годы первой пятилетки)
- Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей страны.
- “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург.
- “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в баpaках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа
Вопросы к заданию:
- Выделите то общее, что, по мнению писателей, хаpaктеризует атмосферу жизни общества 30-х г.г.
- Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации?
- Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?
- Самостоятельная работа.
Вопрос о результатах и последствиях индустриализации изучается учащимися путём соотношения их с целями. Результаты и последствия даются учащимся в готовом варианте (Приложение 2). Задача школьников – правильно их соотнести с целями и объяснить свой выбор. В ходе проверки задания ответ можно зафиксировать на доске.
- Делается вывод.
Предполагаемые результаты.
- СССР – индустриально – аграрная страна (второе место в мире по объёму производства)
- Достигнута экономическая независимость страны.
- Создан мощный военно-промышленный комплекс.
- Ликвидирована безработица.
Но можно назвать и отрицательные явления.
- Неравномерное развитие экономики.
- Политика коллективизации и раскулачивания и её последствия.
- Труд заключённых.
- Рефлексия.
На доске: Составление синквейна – стихотворение написанное по определенным правилам об индустриализации или о Сталине И. В.:
- строка – одно существительное,
- строка два прилагательных,
- строка три глагола,
- строка крылатая фраза,
- строка одно существительное, которое выражает суть.
- Домашнее задание
- §25
- Подготовить сообщения:
- “Крупные стройки первых пятилеток”
- “Наш край в 30-е годы”.
- “Стахановское движение”.
Список литературы:
- Неизвестная Россия:
- П. А. Гордон, Э. В. Клоков “Что это было?” М. 1989 год.
- А. С. Орлов “Хрестоматия по истории России ” М. 1989 год.
- Газета “ История ” №14 – апрель 1999 год. “Трагедия большого скачка”
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
27 03 2024 22:31:33
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
26 03 2024 9:41:58
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
25 03 2024 1:23:19
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
24 03 2024 12:22:33
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
23 03 2024 12:44:42
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
22 03 2024 15:44:14
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...
21 03 2024 11:52:37
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
20 03 2024 16:54:41
Урок призван дать представление о предках славян, показать районы расселения восточных славян, ознакомить с основными занятиями, бытом, верованиями, общественным устройством восточных славян, продолжить формирование умения формулировать аргументированный ответ на вопрос с обобщением или выводом (обобщение полученных данных, фиксирование результатов работы в виде различной текстовой информации – развёрнутого суждения, схемы и т.д.)....
19 03 2024 4:35:23
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
18 03 2024 15:59:36
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
17 03 2024 6:16:29
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...
16 03 2024 15:48:43
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...
15 03 2024 23:11:46
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
14 03 2024 2:39:22
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
13 03 2024 21:37:10
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя. ...
12 03 2024 7:19:14
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
11 03 2024 13:10:30
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
10 03 2024 11:18:50
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
09 03 2024 11:25:34
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
08 03 2024 16:29:17
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
07 03 2024 1:32:22
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
06 03 2024 21:32:54
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
05 03 2024 17:16:43
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
04 03 2024 13:30:24
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
03 03 2024 16:23:12
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
02 03 2024 14:15:31
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
01 03 2024 10:55:41
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
29 02 2024 14:47:19
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
28 02 2024 19:45:31
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
27 02 2024 0:19:49
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
26 02 2024 13:16:32
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
25 02 2024 20:41:29
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
24 02 2024 20:40:55
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
23 02 2024 3:55:40
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
22 02 2024 19:42:40
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
21 02 2024 0:33:16
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
20 02 2024 17:47:12
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
19 02 2024 16:42:12
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
18 02 2024 5:50:33
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
17 02 2024 19:48:21
Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
16 02 2024 2:44:28
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
15 02 2024 12:56:28
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
14 02 2024 14:57:10
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
13 02 2024 3:59:48
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
12 02 2024 21:56:38
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
11 02 2024 8:46:48
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
10 02 2024 5:35:34
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
09 02 2024 10:51:11
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
08 02 2024 17:46:57
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
07 02 2024 12:44:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::