Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

Мы живем, под собою не чуя страны.
Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца —
Душегубца и мужикоборца. (О.Maндельштам).

Цели урока:

  • Образовательные: Способствовать осознанию учащимися необходимости проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности процесса индустриализации, его исторической значимости.
  • Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся объективного подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей страны.
  • Развивающие: Совершенствовать навыки работы с документами, видео- и аудиоинформацией, умение анализировать исторические события, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

План урока

  1. Необходимость индустриализации.
  2. Подходы к проведению индустриализации.
  3. Плановая экономика страны в годы первой и второй пятилеток.
  4. Итоги, последствия индустриализации: плюсы и минусы.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод проблемного изложения.

Материально-техническое оснащение урока:

  • видео-аудиовизуальный комплекс
  • таблицы, схема – опора (MExcel из интегрированного пакета MOffice), исторические документы
  • иллюстрации .карта.
  • компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов. (Презентацию можно взять у автора).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Люция Шайгардановна. Сегодня я проведу у Вас урок истории. Какой будет тема нашего урока?

  1. Просмотр видеосюжета. (Видеосюжет можно взять у автора).

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет.

  1. Вступительное слово учителя.

Так о чем мы будем говорить на уроке? (Об индустриализации.) Сегодня мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной истории – об индустриализации. Эта тема особенно актуальна сегодня для нас, т.к. многочисленные экономические эксперименты последних лет вновь поставили на повестку дня вопрос о том, что необходимо сделать для дальнейшего развития промышленности.

Давайте вместе с вами попытаемся понять, в чем заключалась необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30 годы, каковы были ее цели, средства, достижения этих целей и результаты.

В чем заключалась необходимость проведения индустриализации в СССР?

  1. Причины индустриализации (после просмотра видеосюжета и записях в тетрадях).

(СОСТАВИТЬ КЛАНСТЕР). Что я знаю по данной проблеме? (Выполнить в виде паучка).

  1. Замедленные темпы развития экономики в СССР.
  2. Россия – аграрная страна, с преобладанием мелкого производства.
  3. Опустошения первой мировой и гражданской войн, интервенция.
  4. Отставание от развитых государств в 5 – 10 раз.
  5. Большая доля ручного труда.

К этому можно добавить сложность международной обстановки в то время: разрыв дипломатических отношений с Великобританией, требование отозвать Советского посла из Франции и другие события, которые оценивались руководством страны как “заговор против СССР, конечной целью которого являлось развязывание войны”.

Военная угроза воспринималась как реальность, это подтверждают слова В.Маяковского: “Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц … и потянуло порохом от всех границ”.

  1. Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.

Этот пункт раскрывается в ходе самостоятельной работы учащихся со статистическими данными и документами.

На основании сказанного можно определить основные цели индустриализации. (Приложение – опopный конспект в электронном виде. Приложение можно взять у автора).

Схема – опора. Индустриализация в СССР в 1928 – 1940 годах

  1. Альтернативы экономического развития страны.

(Используя материалы документов и учебника.)

  1. Основываясь на идеях видных деятелей партии подготовить речь (1 -2 мин.) в защиту проведения индустриализации форсированными темпами, любой ценой.
  2. Основываясь на идеях видных деятелей партии - противников форсированной индустриализации - подготовить речь (1-2 мин.) в защиту своего метода преобразований.
  3. Подготовьте выступление от своего лица (1-2 мин.): “Моё отношение к методам индустриализации”.

По окончании пятиминутной работы - выступление групп.

Вопросы:

  • Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
  • Почему победила точка зрения Сталина?
  1. Показ слайда. Источники средств на индустриализацию. (Презентацию можно взять у автора).

Однако, несмотря на явную очевидность необходимости проведения индустриализации, очень остро стоял вопрос о том, где взять средства для ее осуществления. Среди руководства страны не было единства по поводу того, за счет чего или кого осуществлять индустриализацию.

  1. Показ слайдов о стройках и работа по атласам. (Презентацию можно взять у автора).

Найдите основные стройки первых пятилеток

  1. Работа со статистическими данными. (Приложение № 3)

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в СССР, США, Англии и Франции

Страны 1918–1929 г. 1930–1941 г.
  1. СССР
  • Вся промышленность
  • Крупная промышленность
  1. США
  2. Англия
  3. Франция
  1.  
  • 6,9
  • 9,7
  1. 3,1
  2. 1,2
  3. 7,9
  1.  
  • 16,5
  • 18,0
  1. 1,2
  2. 2,1
  3. –2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие крупных государственных промышленных предприятий

Годы Число предприятий
  • 1918–1929
  • 1-я пятилетка (1928–1932)
  • 2-я пятилетка (1933–1937)
  • 2200
  • 1500
  • 4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

  Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в ходе индустриализации
  • Уголь, млн. т. в год
  • Железная руда, млн. т. в год
  • Чугун, млн. т. в год
  • Сталь, млн. т. в год
  • Автомобили тыс. шт.
  • Тpaкторы, тыс. шт.
  • Комбайны, тыс. шт.
  • 29
  • 9
  • 4,2
  • 4,3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 189
  • 29
  • 14,6
  • 13,9
  • 200
  • 100
  • 45

Вопросы к таблицам:

  • Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
  • Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе индустриализации?
  • Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и почему?
  • Какие цели преследовала индустриализация?

  1. Вывод учителя

В результате продолжительных дискуссий победили точки зрения И.Сталина. Проведение индустриализации предполагалось в первую очередь за счет крестьянства Приоритетное направление – тяжелая промышленность (диаграмма “промышленное производство в годы первой пятилетки)

  1. Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей страны. (Приложение № 4 можно взять у автора).
  • “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”. И.Эренбург.
  • “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в баpaках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа

Вопросы к заданию:

  • Выделите то общее, что, по мнению писателей, хаpaктеризует атмосферу жизни общества 30-х г.г.
  • Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации?
  • Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и противоречивом периоде в истории СССР?
  1. Самостоятельная работа.

Вопрос о результатах и последствиях индустриализации изучается учащимися путём соотношения их с целями. Результаты и последствия даются учащимся в готовом варианте (Приложение 2). Задача школьников – правильно их соотнести с целями и объяснить свой выбор. В ходе проверки задания ответ можно зафиксировать на доске.

  1. Делается вывод.

Предполагаемые результаты.

  1. СССР – индустриально – аграрная страна (второе место в мире по объёму производства)
  2. Достигнута экономическая независимость страны.
  3. Создан мощный военно-промышленный комплекс.
  4. Ликвидирована безработица.

Но можно назвать и отрицательные явления.

  1. Неравномерное развитие экономики.
  2. Политика коллективизации и раскулачивания и её последствия.
  3. Труд заключённых.
  1. Рефлексия.

На доске: Составление синквейна – стихотворение написанное по определенным правилам об индустриализации или о Сталине И. В.:

  • строка – одно существительное,
  • строка два прилагательных,
  • строка три глагола,
  • строка крылатая фраза,
  • строка одно существительное, которое выражает суть.
  1. Домашнее задание может быть альтернативным:
  1. §25
  2. Подготовить сообщения:
  • “Крупные стройки первых пятилеток”
  • “Наш край в 30-е годы”.
  • “Стахановское движение”.

Список литературы:

  1. Неизвестная Россия:
  2. П. А. Гордон, Э. В. Клоков “Что это было?” М. 1989 год.
  3. А. С. Орлов “Хрестоматия по истории России ” М. 1989 год.
  4. Газета “ История ” №14 – апрель 1999 год. “Трагедия большого скачка”


План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

      Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

29 09 2022 5:53:46

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

28 09 2022 0:49:14

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

27 09 2022 15:34:52

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.


    Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

      Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

26 09 2022 7:23:25

Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

25 09 2022 4:27:50

Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"

      Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....

24 09 2022 17:28:51

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

23 09 2022 1:13:44

Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое"


    Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое"

      История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...

22 09 2022 0:43:17

Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"


    Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"

      Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....

21 09 2022 16:35:10

Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России". 7-й класс


    Урок истории России "Окончание Смутного времени. Второе ополчение и освобождение России". 7-й класс

      Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....

20 09 2022 16:36:46

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"


    Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

      Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

19 09 2022 10:22:41

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

      Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

18 09 2022 12:56:24

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"


    Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

      Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

17 09 2022 7:14:47

12 апреля 1944 года


    12 апреля 1944 года

      В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

16 09 2022 2:19:43

Кавказская война 1817–1864 годов


    Кавказская война 1817–1864 годов

      В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....

15 09 2022 4:48:35

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"


    Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

      Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

14 09 2022 7:24:18

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс


    Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства". 10-й класс

      В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....

13 09 2022 9:27:44

Урок философии "Как жить? Мopaльный выбор человека: добро или зло?"


    Урок философии "Как жить? Мopaльный выбор человека: добро или зло?"

      Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло. ...

12 09 2022 7:58:43

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

11 09 2022 22:58:12

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

10 09 2022 19:19:41

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания


    Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

      Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....

09 09 2022 16:51:25

Предания в курсе "История России VI–XVIII в."


    Предания в курсе "История России VI–XVIII в."

      Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....

08 09 2022 12:40:20

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"


    Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

      Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

07 09 2022 16:15:25

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности


    Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

      Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...

06 09 2022 3:39:24

Урок истории по теме "Смутное время"


    Урок истории по теме "Смутное время"

      Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...

05 09 2022 5:52:17

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"


    Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

      Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

04 09 2022 4:40:23

Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса


    Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса

      Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....

03 09 2022 3:56:55

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"


    Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

      Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

02 09 2022 8:35:32

Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных


    Социальное неравенство и ее отражение в изолированных сообществах осужденных

      В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...

01 09 2022 21:14:29

Особенности использования индивидуально ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания


    Особенности использования индивидуально ориентированного подхода к обучению через активизацию познавательной деятельности на уроках истории и обществознания

      На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....

31 08 2022 17:35:33

"Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ


    "Уроки первого периода Великой Отечественной войны" — занятие с использованием ИКТ

      При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....

30 08 2022 3:53:40

Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса


    Интегрированный урок истории и математики "Отечественная война 1812 г. в числах и цифрах" для учеников 8-го класса

      Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского. ...

29 08 2022 10:24:29

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"


    Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

      Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

28 08 2022 18:46:58

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

27 08 2022 21:35:30

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"


    Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

      На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

26 08 2022 21:36:30

Смутное время в России


    Смутное время в России

      Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

25 08 2022 4:35:14

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"


    Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

      Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

24 08 2022 8:45:46

Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"


    Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка"

      Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....

23 08 2022 17:47:15

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

22 08 2022 11:56:15

Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс


    Урок истории по теме: "Удельный период русской истории". 6-й класс

      На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...

21 08 2022 9:48:15

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"


    Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

      Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

20 08 2022 21:56:24

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)


    Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

      В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

19 08 2022 7:21:35

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»


    План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

      Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

18 08 2022 5:52:20

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права


    Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

      Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

17 08 2022 20:11:54

Тема урока "Библейские сказания". 5-й класс


    Тема урока "Библейские сказания". 5-й класс

      Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....

16 08 2022 14:25:22

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории


    Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

      Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

15 08 2022 20:40:13

"Столетняя война".10-й класс


    "Столетняя война".10-й класс

      Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....

14 08 2022 1:15:32

Урок по методу проектов


    Урок по методу проектов

      Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...

13 08 2022 10:40:10

Величественный Петербург


    Величественный Петербург

      Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....

12 08 2022 7:14:43

Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»


    Открытый урок по истории на тему «Власть и церковь. Церковный раскол»

      Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....

11 08 2022 3:49:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::