Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"
Цель урока: введение учащихся в сложный круг проблем человековедения.
Задачи урока:
Развивающие:
- продолжать формировать интеллектуальные умения ( развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);
- способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;
- развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;
Образовательные:
- углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;
- формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: интеpaктивная доска, компьютер, проектор, тест, дидактический материал.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы урока. Хаpaктеристика дидактического материала.
II. Изучение нового материала.
- Кто я?
- Зачем я?
- Что останется после меня?
- Человек, индивид, личность.
Мотивационная часть.
Что значит вечные вопросы? – Ответы учащихся.
Это вопросы о смысле жизни, о cмepти, о бесcмepтии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, Кто я? Каков я? Кем и каким быть?
Основная часть.
1. Ответить на первый вопрос Кто я? поможет выполнение следующего задания.
Задание 1. Записать все слова, которые помогут ответить на вопрос: «Кто ты?», т. е. каждый из вас? (см. схему на доске).
Как вы думаете, есть ли здесь правильный ответ? (Нет. Почему?)
Это очень хорошо, что ответы разные и правильного ответа здесь быть не может.
2. Зачем я?
(Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого и давайте попробуем ответить на эти вопросы)
(слайд 2)
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Что хотел сказать и спросить автор стихотворения? Что его волнует?
Ответ (Человеку свойственно «любить и ненавидеть, Растить цветы» и стремится к звездам. Никто не хочет искать и терять, люди обычно находятся в раздумьях. И к сожалению нам приходится в своей жизни терять. Часто люди находятся в раздумьях о смысле жизни. Всех нас интересует вопрос: Зачем мы появились на свет и растём?)
(после ответов на вопросы)
Какие вопросы стали вечными?
(Кто я? Каков я? Кем и каким быть? Зачем родился я и рос? Зачем живые все живут? В чем заключен закон жизни?)
Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворенностью собой, хаpaктером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К.Д. Ушинский).
Скажите как связаны цели жизни человека с потребностями? (разумными и неразумными)
Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?
Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? (Смысл жизни можно отожествлять с тем, что человек добился чего хотел в профессии, либо в какой-либо деятельности). Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?
Смысл жизни и счастье не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь.
3. Что будет после меня?
Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек cмepтен, но cмepтен он и как существо социальное.
– Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».(слайд 3)
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
Пытаясь осмыслить свое предназначение, человек приходит к идее бесcмepтия - бесcмepтия духа, дел и своих поступков. Да, человек cмepтен по своей природе, но он не может смириться с мыслью, что все, связанное с ним, заключено в коротком отрезке времени.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бесcмepтие.
Человеческая память с благодарностью чтит имена тех, кто принес счастье наибольшему количеству людей (слайды 4-9), но она также неимеет права забыть имена и тех, кто принес много горя людям (слайд 10 С деятельностью Усама Бен Ладена и его организации «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев» связано осуществление террористических актов по всему миру ).
Помнить об этом – нравственный долг перед жертвами и предупреждение потомкам о возможности повторения трагедии.
Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.
Иначе рассматривают проблему cмepти и бесcмepтия различные религии. Для них хаpaктерна вера в бесcмepтие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.
Философы разных эпох также задавались вопросом о сущности cмepти. Одни считали ее превращением в иные формы жизни, другие связывали cмepть с гибелью какой-либо части человека, имеющего несколько составляющих, при сохранении бесcмepтия человеческого рода, третьи считали космическим злом, иные считали cмepть абсурдом. Так или иначе, нет однозначного ответа на вопрос: что будет после меня? Человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл cмepти и бесcмepтия.
(слайд 11)
Задание 2. Вам было дано опережающее задание. Вы должны были проанализировать высказывания и выбрать какое из них вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
- «Дела и заботы большинства людей еще более cмepтны, чем их тело». (Фрэнсис Бэкон)
- «Велики людские притязания, а цели ничтожны». (Люк де Вовенарг – французский писатель)
- «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». (Фридрих Ницше – философ)
- «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее». (Альфонс Алле – французский писатель)
- «Когда дом окончен, остается только умирать». (Арабское изречение)
- «Поставь себе конечную цель – и ты забудешь о бесцельности неминуемого конца». (Сардоникус – современный итальянский писатель)
- «Цель жизни – более-менее приемлемая замена ее смысла. Это «куда я» в ответ на «кто я?». (Александр Круглов – российский писатель)
(анализ высказываний)
3. Человек, индивид, личность.
Я предлагаю вам задание в результате выполнения которого вы сможете оценить отдельные свойства своего хаpaктера.
Тест
ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
- Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
а) да – 4; б) нет – 16. - Есть ли у вас хобби?
а) да – 18; б) нет – 5. - Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»?
а) да – 6; б) нет – 12. - Радуетесь ли вы, узнав о том, что кто-то вам завидует?
а) да – 16; б) нет – 2. - Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке?
а) да – 3; б) нет – 12. - Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашим знакомым произошли те же неприятности, что и с вами?
а) да – 18; б)нет – 5. - Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия?
а) да – 2; б) нет – 16. - Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?
а) да – 4; б) нет – 20. - Учащается ли ваш пульс, когда вы узнаете о том, что ваши родственники или друзья сделали дорогую покупку?
а) да – 1; б) нет – 12. - Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?
а) да – 16; б) нет – 3.
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
(слайд 12)
Менее 60. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.
(слайд 13)
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
(слайд 14)
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке.
Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
Как вы думаете почему результаты оказались такими разными?
Отчего это зависит? Я специально не спрашиваю кто набрал сколько баллов, т. к. информация индивидуальная и она касается только лично каждого из вас, но я хочу, чтобы дома вы проанализировали её и сделали определённые выводы. (Это будет ваше домашнее задание)
(Т. к. все мы разные и у всех свои свойства хаpaктера, поэтому и результат не у всех одинаков. Есть и такие свойства хаpaктера над которыми предстоит ещё поработать)
Как вы думаете влияют ли свойства нашего хаpaктера на наше развитие?
Групповая работа.
Задание 1 .
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, хаpaктерные только:
- I группа для человека;
- II группа для личности
- III группа для индивида;
1-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, хаpaктерные только для человека.
- «Человек – это животное, призванное стать Богом». (Иоанн Богослов)
- «Многое станет понятным, если вдруг выяснится, что среди разумных мы простейшие». (Владимир Шойхер)
- «Человек не последнее слово природы». (Герберт Уэллс)
- «Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги». (Жан Поль Рихтер)
- «Среди животных ближе всего к обезьяне человек». (Георг Лихтенберг)
- «Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью». (Поль Гольбах)
- «Способности от Бога, но потребности от обезьяны». (Гелий Аронов)
- «Человек – истинный разгул стихий». (Сардоникус)
2-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, хаpaктерные только для личности.
- «Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». (Иван Тургенев)
- «Личность - это цельность, которую человек обретает, жертвуя своими отдельными обличиями, состояниями, осуществлениями». (Владимир Микушевич)
- «Самим собой сначала становятся, а уж только потом остаются». (Евгений Евтушенко)
- «Личность - это комплекс прочно усвоенных мнений». (Максим Горький)
- «Посредственности неотличимы, личности несравнимы». (Илья Шевелев)
- «Индивидуальность гибнет, личность спасается». (Владимир Микушевич)
- «Индивидуальность - отдельное, личность — неповторимое в человеке». (Владимир Микушевич – российский философ)
3-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, хаpaктерные только для индивида.
- «Индивидуальность – искусство представлять особенным образом человеческую недостаточность». (Ханс Кудзус – немецкий литератор)
- «Индивидуальное, образующее личность, есть отличающее от стандарта, то есть ценное сверх того, что было бы вполне достаточным для существования индивида в качестве идеальной части социального целого». (Александр Круглов)
- «В каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом». (Баал Шем Тов – основатель хасидизма)
- «Люди отличаются друг от друга, как отличаются родственные языки – все почти то же, и все почти неузнаваемо». (Александр Круглов)
- «Каждый индивидуум – это клубок противоречий, тем более личность одаренная». (Теодор Драйзер)
- «Все люди одинаково разные». (Болеслав Вольтер)
- «Конечно, все люди разные, но Боже, как они похожи».
- «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны». (Конфуций)
Проанализировав высказывания учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
III. Первичное закрепление знаний.
Задание группам: Сформулируйте определения
Iгруппа: ЧЕЛОВЕК
II группа: ЛИЧНОСТЬ
III группа: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо; принадлежность к одному из народов; к человечеству. (слайд 15)
ЛИЧНОСТЬ – (от лат. persona – маска актёра) – социально и духовно развитый человек. Это слово подчёркивает особые, свойственные только данному человеку общественные качества. (слайд 16)
ИНДИВИД – (от лат. individuum- неделимое, особь) – отдельно взятый представитель всего человеческого рода. (слайд 17)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. (слайд 18)
Если останется время, то работа с учебником с. 41.
В конце урока проводится рефлексия.
IV. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы
- Сегодня на уроке я узнал, что ...
- Меня удивило ...
- Я не совсем понял ...
- Я постараюсь ...
(слайд 19)
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 37-42, задание 1, с. 42, проанализировать результаты теста.
Список использованной литературы:
- Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учрежд. Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова, А. И. Матвеев; М.: Просвещение, 2008. – 400 с.
- Степанько С. Н. Обществознание. 8 кл. поурочные планы по учеб. Боголюбова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.
Презентация
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
06 07 2022 9:57:42
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
05 07 2022 1:41:56
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
04 07 2022 8:15:58
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
03 07 2022 19:14:29
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
02 07 2022 6:15:25
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
01 07 2022 19:33:18
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
30 06 2022 20:57:42
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
29 06 2022 7:20:28
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
28 06 2022 17:14:32
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
27 06 2022 13:42:46
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
26 06 2022 2:34:50
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
25 06 2022 4:35:10
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
24 06 2022 2:51:53
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
23 06 2022 20:19:36
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
22 06 2022 9:52:43
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
21 06 2022 15:24:55
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
20 06 2022 12:27:21
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
19 06 2022 0:26:20
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
18 06 2022 12:17:56
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
17 06 2022 20:30:24
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
16 06 2022 10:20:42
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
15 06 2022 10:19:44
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
14 06 2022 22:43:45
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
13 06 2022 14:58:20

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
12 06 2022 11:23:10
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
11 06 2022 15:45:47
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
10 06 2022 11:44:39
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
09 06 2022 14:24:12
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
08 06 2022 10:36:18
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
07 06 2022 3:40:54
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
06 06 2022 10:23:28
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
05 06 2022 3:20:59
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
04 06 2022 14:42:12
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
03 06 2022 18:30:19
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
02 06 2022 1:42:13
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
01 06 2022 12:48:55
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
31 05 2022 22:58:20
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
30 05 2022 8:13:58
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
29 05 2022 16:18:32
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
28 05 2022 10:32:31
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
27 05 2022 13:43:41
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
26 05 2022 22:53:24
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
25 05 2022 12:38:33
Урок по данной теме рассчитан на 2 часа и проводится после изучения темы «Предпосылки петровских преобразований». Цель урока: показать приход к власти Петра I. Учить анализировать ответ и оценивать ответы других учащихся. Данный урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с ДЦП (с нарушением опopно-двигательного аппарата). Предлагаемая опора «Эксперт» «Ответчик», дает возможность ученику самому выбрать объем домашнего задания и заранее оценить свои возможности....
24 05 2022 7:52:54
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
23 05 2022 13:19:12
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
22 05 2022 11:22:18
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
21 05 2022 4:42:42
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
20 05 2022 16:49:34
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
19 05 2022 17:24:14
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
18 05 2022 20:14:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::