Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"
Цели:
Оборудование: схема изображения древнеегипетского общества, папирусы, иллюстрации, связанные с древнеегипетской тематикой, книги, "золотой трон", карта, карточки- задания, лист формата А4 (на каждого ученика).
Ход урока
Учитель предлагает выполнить задание (карточка-задание) следующего содержания: Вставь пропущенное слово в каждом предложении, используя при этом слова из предлагаемого списка.
Одна из самых больших рек в мире - ___________. По берегам реки рос высокий _____________. На дне реки встречаются каменистые преграды- ____________. Вдали от Нила среди песков пустыни изредка встречаются зеленые островки - ____________. В июле месяце начинался разлив Нила. После разлива на полях оставалась вода и плодородный ____________. Поэтому почва в долине Нила мягкая и жирная, что позволяло выращивать большие урожаи. Сами египтяне называли свою страну __________, а древнегреческий историк Геродот называл Египет ______. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря, называлась __________. Столицей стал город- _________. Правителей Древнего Египта называли ____________.
Предлагаемый список
Мемфис
оазис
Нил
папирус
пороги
"дар Нила"
Египет
ил
"черная земля"
фараон
На выполнение задания дается 10 минут.
Учитель говорит о том, что в главе государства стоял царь, он олицетворял мощь государства и обладал всей полнотой власти. Его слово было законом для всего населения страны. Даже высшие чиновники не смели ему перечить. Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком. Никто не мог произносить его священное имя, так как по египетским верованиям, это могло нанести вред царю, поэтому царя называли иносказательно- "пер-о", что означало большой дом, а древним грекам почудилось "фараон", так и возник этот термин "фараон".
Сам фараон говорил: "Без меня бы не было разлива Нила, не росли деревья., не цвели сады, не ловилась бы рыба" и т.д.
Был разработан торжественный ритуал, его почитания: подданные, появляясь перед лицом царя обязаны были падать "на свой живот и целовать землю под его ногами".
Для управления страной, фараон назначал главного визиря, министров. Министрам подчинялись множественные чиновники (обсуждается понятие "чиновник"), которые управляли городами, поселками, строительными работами. Они собирали подати и налоги с подданных: ремесленников, купцов, земледельцев художников. Для выполнения своих обязанностей чиновники должны были уметь писать и читать.
Основную массу египетского общества составляли земледельцы и ремесленники.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации на страницах 36, 37, 38, 41 7,8 учебника и ответить на вопрос "Какие работы выполняли простые жители Древнего Египта?".
После ответов учеников учитель рассказывает о тяжелом положении рабов, которые были невольниками, являлись имуществом рабовладельцев и использовались на самых тяжелейших работах.
На службе у Фараона находилось хорошо обученное войско - армия, которое олицетворяло могущество государства.
Далее учитель предлагает сделать вывод по схеме и рассказу учителя о жителях древнеегипетского общества. Затем обобщаются высказывания учащихся и вводится понятие "эксплуатация".
После обобщающего вывода в кабинет входит фараон с посохом и цепой в сопровождении трех вельмож. Усаживается на "золотой трон".
Изображается сценка
Учитель: Приветствую тебя, всемогущий владыка. "Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости"
Фараон: Вижу, вижу, интересуетесь моей страной, кругом папирусы с изображением моих родственников, любимых богов, книги, иллюстрации: Учитесь, мне нужны грамотные люди. Быть может, кто-то из вас скоро будет моим вельможей
Фараон прощается с учениками. Ученики низко кланяются фараону.
Далее используется прием "вживание в эпоху"
Учитель предлагает ученикам представить себя жителями Древнего Египта и написать письмо - обращение своим будущим потомкам.
Объясняется выполнение задания: в письме обязательно должна быть следующая информация (вопросы заранее были написаны на доске):
Кратко рассказать о себе (имя, группа общества, семейное положение)
Чем занимались?
Где жили?
Что кушали?
Во что одевались?
Вывод о своей жизни.
В конце письма указывается подпись и число.
Оформление письма индивидуальное.
I вариант представляет жизнь простых людей
__ вариант жизнь знатных людей
Работа выполняется на листе формата А4.
Используется учебник Вигасина А.А., Годер Г.И., Свеницкой И.С. "История Древнего мира" 7,8, а так же дополнительный материал, имеющийся в кабинете и принесенный учащимися.
На выполнение задания дается 25 минут.
После выполнения задания предлагается ученикам перевоплотиться в будущих потомков- современных египтян .
Ученики по желанию зачитывают перед классом свои письма. Одноклассники и учитель анализируют и оценивают их, учитывая при этом соответствие выполненных работ предлагаемым требованиям при написании.
В конце урока письма вывешиваются на стенде.
Домашнее задание: параграфы 7, 8, рабочая тетрадь, задание №27.
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
03 12 2023 9:59:21
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
02 12 2023 13:37:16
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
01 12 2023 12:37:50

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
30 11 2023 3:38:35
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
29 11 2023 2:22:53
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
28 11 2023 8:30:41
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
27 11 2023 16:38:46
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
26 11 2023 17:19:51
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
25 11 2023 1:51:20
Урок обобщения и систематизации знаний в 7-м классе по истории Отечества в форме ролевой игры, в которой участвуют четыре комaнды (семьи), ведущие Петр I и Меншиков. Проводятся семь конкурсов, отражающих эпоху. Мероприятие способствует воспитанию чувства ответственности перед своей комaндой, сплоченности, дружелюбия по отношению к соперникам; создает образное представление об эпохе Петра I, показывая положительные и отрицательные стороны. Возможно проведение игры как внеклассного мероприятия....
24 11 2023 16:42:13
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
23 11 2023 6:25:21
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
22 11 2023 16:22:58
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
21 11 2023 4:44:35
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
20 11 2023 0:44:44
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
19 11 2023 20:19:45
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
18 11 2023 10:43:59
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
17 11 2023 5:17:24
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
16 11 2023 3:25:29
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
15 11 2023 16:25:25
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
14 11 2023 2:19:39
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
13 11 2023 10:45:47
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
12 11 2023 2:58:59
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
11 11 2023 0:31:40
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
10 11 2023 9:18:30
Обобщающий урок в цикле «История Средних веков» проводится в форме викторины «Своя игра». Все вопросы и задания представлены в форме презентации и могут быть использованы любым педагогом....
09 11 2023 1:50:21
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам.
...
08 11 2023 17:13:45
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
07 11 2023 20:13:28
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития".
...
06 11 2023 10:53:33
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
05 11 2023 18:34:53
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
04 11 2023 7:25:10
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
03 11 2023 13:11:53
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
02 11 2023 8:31:27
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
01 11 2023 20:51:23
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
31 10 2023 5:28:59
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
30 10 2023 22:47:59
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
29 10 2023 17:30:21

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
28 10 2023 19:37:48
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
27 10 2023 1:56:22
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению.
...
26 10 2023 7:23:34
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
25 10 2023 0:17:33
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
24 10 2023 15:19:52
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
23 10 2023 9:39:21
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
22 10 2023 9:13:22

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
21 10 2023 11:28:21

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
20 10 2023 22:38:17

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
19 10 2023 16:52:32
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
18 10 2023 16:46:17
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
17 10 2023 17:22:18
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
16 10 2023 23:54:45
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
15 10 2023 14:36:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::