Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)
Цель урока:
Учебное оборудование: Презентация темы: "Культура и религия Индии. Буддизм". (Учебное занятие с применением информационных технологий).
Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Модули урока.
I. Организационный. Организация рабочего места. Определение цели учебного занятия и постановка задач.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация опopных знаний учащихся по теме: "Природа и люди Древней Индии".
1) Используя карту, расскажите о местонахождении, природе и занятиях жителей древней Индии. Что сходного было в природных условиях, занятиях и верованиях жителей Индии и жителей Древнего Египта и Междуречья?
Примерный ответ учащегося:
С освоением железа, работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей, сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно "задабривать", оставляли на земле вокруг своих жилищ варёный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно- корове, так как она считалась кормилицей. Также священными животными у индийцев считались зебу (горбатый бык0 и лошадь. Таким образом, занятия и верования древних индийцев во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.
2) Используя рисунки, рассказать как выглядели древнейшие города Индии.
(или составить рассказ от имени путешественника, попавшего в Мохенджо-Даро). Какие выводы можно сделать об уровне культуры древних индийцев?
Но в середине II тысячелетия до н. э. эти города оказались заброшенными. По одной из версий причиной cмepти людей и опустения городов могла стать естественная катастрофа, например землетрясение, сопровождавшееся разливом рек. Учёные-геологи выяснили, что в начале II тысячелетия до н. э. в 140 км от Мохенджо-Даро находился эпицентр гигантского землетрясения, которое могло выбросить могучую реку из русла. Геологи подсчитали, что Инд пять раз заливал город, и каждый раз Мохенджо-Даро возрождался вновь, население строило плотины. Одна из них обнаружена археологами. Только где-то в XVII-XVI в. до н. э. древнейшие городские центры долины Инда погибли окончательно. Очевидно, на население, ослабленное борьбой с неуёмной стихией, обрушились нашествия соседних племён. Это было за 2 столетия до вторжения Ариев. Теперь уже некому было бороться с наводнениями. Города занесло илом, засыпало песком. Благодаря этому сохранились и дома. В них больше никто не жил. Они не подверглись перестройке, не сносились, как это бывает в тех городах, которые существуют тысячелетиями. Они сохранились, как археологический памятник древней культуры великого народа.
3) Карта "Вторжение арийских племён на территорию Индии".
Вопрос к учащимся: "Что вы знаете об этих племенах? Откуда они пришли? Чем занимались?"
Арии принесли с собой новую религию. А во что верили Индийцы до прихода этих племён? Каким богам поклонялись дравиды?
Переход к изучению новой темы.
Сегодня на уроке у нас пойдёт разговор о религиях Древней Индии, о её самобытной культуре и о том огромном вкладе, который внесла эта страна в развитие общемировой культуры и цивилизации.
III. Изучение новых знаний и способов деятельности.
План изучения нового материала:
- Религия ариев.
- Возникновение буддизма.
- Древнеиндийская литература.
- Научные знания.
1. Религия ариев.
Вера в переселение душ. В кого переселится душа, зависит от прежней жизни человека. Бережное отношение ко всему живому. (Работа с текстом учебника и кадрами презентации).
Религия освящала деление людей на варны. Что такое варны? Как религия объясняла происхождение различных варн? (Легенда о боге Брахме.)
Решение теста. (Проверка усвоения материала предыдущего урока).
1. Деление людей на варны - это деление людей по:
а) богатству
б) происхождению
в) их отношению к религии.
2. Все варны имеют общее происхождение из тела:
а) Рамы
б) Будды
в) Брахмы
3. Индийские цари были из варны:
а) земледельцев
б) воинов
в) брахманов
4. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?
а) жрецы
б) воины
в) земледельцы
5. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась из ступней ног бога Брахмы?
а) воины
б) слуги
в) жрецы
6. Древние индийцы:
а) были недовольны делением людей на варны
б) думали, что так было всегда
в) поднимали восстания за равноправие варн.
7.* "Неприкасаемые":
а) имели свою варну
б) не принадлежали ни к одной из варн.
Около 500 г. до н. э. в Индии появилась религия, которая не признаёт нерушимых границ между Варнами и считает, что все люди - братья, даже если они верят в разных богов. Это учение было обращено ко всем простым людям независимо от того, на каком языке они говорили и к какой Варне принадлежали. Основатель этой новой религии, царевич Гаутама по прозвищу Будда ("просветлённый", "пробуждённый"), утверждал, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от того, богат он или беден.
2. Возникновение буддизма.
Работа с текстом учебника (с. 102-103).
Вопросы к учащимся: Какие важные вопросы пытался разрешить Будда?
К каким выводам он пришёл?
Что такое "мировая религия"? Почему, по вашему мнению, именно буддизм стал одной из мировых религий?
Мировая религия - вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах. К мировым религиям относится буддизм, христианство и ислам. (Учебник, с. 103).
Дополнительный материал.* (П. П. Гнедич. "Всемирная история искусств".)
Буддизм оказал большое влияние на индийское искусство, особенно на архитектуру и скульптуру.
"Есть причины полагать, что появление храма в Индии принадлежит к позднейшему времени и что на первых ступенях своего культурного развития индусы проводили служение под открытым небом. Впоследствии священное место, обнесённое крытым помещением, обратилось в храм. Появление первых храмов должно быть отнесено к правлению царя Ашоки, который признал буддизм государственной религией (3 век до н. э.).
Древнейшие памятники, дошедшие до нас - это колонны из красноватого песчаника. Самая знаменитая колонна была поставлена в долине Ганга. Она изготовлена из глыбы песчаника светло-серого цвета; верхняя часть колонны выполнена в виде цветка лотоса, над которым высечены из камня четыре льва. Звери повёрнуты спинами друг к другу, они смотрят во все стороны света, будто оберегая границы Индийского царства. В наши дни это изображение стало гербом Республики Индия. (Сидящий лев - эмблема Будды).*
Самое хаpaктерное детище индийской архитектуры - это ступы. Ступа состоит из цилиндрического основания, на котором покоится куполовидный верх, напоминающий формой до некоторой степени кочевую киргизскую палатку или тот водяной пузырь, которому может быть уподоблена жизнь человеческая, по толкованию Будды. Вокруг памятника всегда была ограда, отделанная под деревянный забор, с четырьмя воротами, ориентированными относительно сторон света. Порталы сплошь покрывались скульптурами, капители колонн разнообразились изваяниями слонов и львов. Вершина купола заканчивалась жертвенником с маленьким навесом наверху в виде зонтика.
Назначение ступ чисто культурное: они служили телохранительницами частиц мощей Будды. Его тело было после cмepти, согласно преданию, разделено на 84 000 частей, которые были заделаны в коробочки из золота, хрусталя, серебра и лазури и разосланы по всему Индостану. Ступы посещались тысячами верующих, которые падали ниц перед святилищем, украшали ступу цветами".
Слайд с различными памятниками Древней Индии.
Задание № 1.
Назовите хаpaктерные черты индийской архитектуры.
Слайд с различными памятниками культуры стран Древнего Востока.
Задание №2.
Назовите номера картинок, на которых, по вашему мнению, изображены памятники индийской культуры. Свой выбор объясните.
Многие сюжеты, персонажи индийской скульптуры пришли из богатейшего народного эпоса, из поэтических литературных произведений.
3. Древнеиндийская литература.
Древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Наиболее значительными среди них являются "Махабхарата" и "Рамаяна". (Слайд из презентации).
Выборочное чтение (с.103-104). Ответы на вопросы и задания:
1. Кратко перескажи основной сюжет поэмы "Махабхарата". Какой момент поэмы изображён на рисунке? (Битва Пандавов с Кауравами). Почему боги поддержали Пандавов, даровав им грозное оружие7
2. Какие исторические события нашли отражение в поэме "Рамаяна"?
Кто такие дравиды? Каким богам они поклонялись?
(Или работа с отрывком из текста "Рамаяны" и ответы на вопросы).
Кроме огромного вклада в искусство, литературу народы Древней Индии сделали много выдающихся научных открытий, многими из которых мы пользуемся до сих пор.
4. Научные знания древних индийцев.
А). Письменность. Алфавит.
В 3 тыс. до н. э. индийцы имели письменность из иероглифов.
Однако прочесть эти надписи пока не удалось, потому что все они очень короткие, а язык на котором они записаны нам почти не известен. Он не родственен тем индоевропейским языкам, на которых говорит население большинства Индии. Только в 6 веке до н. э. в Индии появился алфавит, созданный под влиянием арамейского алфавита. С тех пор пор начала развиваться богатая литература, многие произведения которой сохранились до нашего времени.
Индийцы писали на листьях пальмы. Срезанные листья они сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером в тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через них шнур и связывали листы в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.
(* Язык ариев, которые пришли с северо-запада в 1 половине II тыс. до н.э., родственен языкам хеттов (жителей Малой Азии), древних персов и современным европейским языкам: русскому, английскому, французскому. Поэтому сейчас в индийском языке (хинди) много слов, похожих на русские:
А Г Н И (огонь), В А Д А Р (вода), П А Т Х (путь), Г О (бык), Р А Д Ж А (царь, рекс - нем., руа - фр., король).
Б). Астрономия.
Индийцам было известно, что Земля - это шар, вращающийся вокруг своей оси. Они также разработали один из самых точных календарей в древнем мире.
В). Математика. Крупнейшим научным достижением Древней Индии было создание цифр и системы счёта, которыми сейчас пользуются в большинстве стран мира. (Объяснение на примере преимуществ индийской позиционной системы счёта). В индийской системе счёта значение цифры зависит от того места, которое она занимает в числе. Также индийцы ввели обозначение "пустоты" - цифру нуль.
Г) Развитие математического мышления жителей Древней Индии нашло отражение и в создании ими популярнейших игр. Догадайтесь, о какой игре идёт речь в следующем сюжете. (Решение исторической задачи).
"Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мной сражений!- хвастается один.- Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понёс невосполнимые потери1
-Всё было так,- отвечает другой, но в тот момент, когда успех вскружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся:
- Совсем не надолго, возражает первый. Притворным наступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся: это случайное везение: Берегись, мы встретимся ещё раз, и уж тогда победа останется за мной!
О каких сражениях говорили индийцы? Чем из созданного индийским народом мы пользуемся и сейчас?
IV. Применение знаний и способов деятельности.
Задание № 1.
Из предложенного перечня выберите достижения жителей Древней Индии.
- Изобретение компаса.
- Создание десятичной системы счёта.
- Изобретение современных цифр.
- Изобретение бумаги.
- Изготовление шёлка.
- Изобретение шахмат.
- Игра в бильярд.
- Мороженное.
Дополните список. (Что первыми в мире научились выращивать и выpaбатывать индийцы?)
- Рис, чай, сахарный тростник (сахар), хлопок.
V. Подведение итогов учебного занятия.
Задание № 2.
Решение исторического кроссворда.
- Священное животное у древних индийцев (Корова).
- Непроходимые заросли деревьев и кустарников. (Джунгли).
- Вера в сверхестественные силы. (Религия).
- Дерево, листья которого древние индийцы использовали как материал для письма. (Пальма).
- Игра, изобретённая в Древней Индии. (Шахматы).
- Одна из мировых религий. (Буддизм).
- Изобретение индийцев в математике. (Цифры).
- Древнеиндийская эпическая поэма. ("Рамаяна).
Какое слово получилось в клетках по вертикали? (К У Л Ь Т У Р А ).
Что такое культура? Как это понятие связано с теми вопросами, которые мы с вами разбирали во время урока?
VI. Рефлексия. Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия:
-Какую личностно важную цель выполнял?
- Что делал?
- Достиг ли цели?
- Что было наиболее трудным?
- Что удалось лучше всего?
- Что мешало?
- Что могло бы улучшить работу?
VII. Информация о домашнем задании. Параграф № 19, вопросы и задания стр. 106.
Приложение 1, приложение 2.
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
10 12 2023 17:30:31
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
09 12 2023 16:46:46
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
08 12 2023 9:23:28
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам.
...
07 12 2023 22:47:32
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
06 12 2023 5:25:26
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
05 12 2023 17:38:38
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
04 12 2023 11:41:28
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
03 12 2023 2:46:54
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
02 12 2023 18:23:34
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
01 12 2023 3:59:59
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
30 11 2023 3:21:39
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
29 11 2023 10:10:12
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
28 11 2023 12:57:58
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
27 11 2023 14:55:13
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
26 11 2023 20:11:56
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
25 11 2023 0:20:14
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
24 11 2023 10:31:55
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
23 11 2023 2:49:43
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
22 11 2023 20:44:31
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны.
...
21 11 2023 21:20:21
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
20 11 2023 1:40:35

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
19 11 2023 23:35:52
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
18 11 2023 19:54:29
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
17 11 2023 16:49:24
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
16 11 2023 12:53:20
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
15 11 2023 19:47:57
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
14 11 2023 22:42:15
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
13 11 2023 15:15:48
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
12 11 2023 4:27:11
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
11 11 2023 5:33:45
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
10 11 2023 21:55:43
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
09 11 2023 6:31:11
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
08 11 2023 3:45:43
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
07 11 2023 19:52:43

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
06 11 2023 0:12:23
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
05 11 2023 21:53:12
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом.
...
04 11 2023 11:44:15
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
03 11 2023 5:31:24
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
02 11 2023 18:50:15
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
01 11 2023 14:16:26
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
31 10 2023 23:27:48
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
30 10 2023 6:43:56
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
29 10 2023 5:58:29
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
28 10 2023 10:41:23
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
27 10 2023 12:45:15
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
26 10 2023 17:14:20
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
25 10 2023 20:43:17
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
24 10 2023 15:57:58
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
23 10 2023 21:32:18
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
22 10 2023 2:39:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::