Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"
Цели урока:
- Образовательные:
- дать понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
- уяснить изменение положения СССР в мире в результате победы; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.
- выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений.
- Развивающие:
- работать над развитием устной речи;
- развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
- развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
- работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания.
- Воспитательные:
- продолжить формирование интереса к истории;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;
Оборудование: карта, приложения на каждой парте, плакат с эпиграфом к уроку: «Дайте Миру шанс!» (Джон Леннон), карточки разных цветов
ПЛАН УРОКА
- Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения
- Актуализация знаний.
- Мотивационно-целевой этап.
- Организационно-деятельностный этап.
- Вступительное слово учителя.
- Причины начала «холодной войны».
- Циклы послевоенной мировой политики.
- Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.
- Итоги «холодной войны».
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя | Средства | Деятельность учеников |
I. Оргмомент | ||
Создать благоприятный климат | Речь учителя | Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность |
II. Актуализация знаний | ||
|
Речь учащихся Карта |
Устные ответы Показать умение работать с картой |
III. Мотивационно-целевой этап | ||
Объясните, как вы понимаете название темы урока? Как вы понимаете слова эпиграфа урока? Постановка проблемы. Нам предстоит ознакомиться со сложным и значительным явлением второй половины ХХ века «Холодной войной». Мы попытаемся определить причины ее возникновения, ознакомимся с основными событиями и определим ее результаты. Выясним, почему «холодная война» так и не переросла в «горячую». |
Речь учащихся Приложение 1 Работа в парах Речь учителя |
Учащиеся показывают умение творчески мыслить. Обсуждение задания в парах. Выводы Восприятие и осмысление информации |
IV. Организационно-деятельностный этап. | ||
1. Вступительное слово учителя. | ||
1. С окончанием войны полярность мира резко изменилась – старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись Советский Союз и Соединенные Штаты, лишь незначительно вовлеченные в мировое соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавшийся после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям – в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экономических показателях – чтобы продемонстрировать превосходство своего общественного строя; даже в спорте – как сказал Джон Кеннеди, "международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными paкетами и золотыми олимпийскими медалями". Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, – «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна из сверхдержав – США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. | Речь учителя | Восприятие и осмысление информации |
2. Причины начала «холодной войны» | ||
«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь». Так гласит древняя мудрость. Кто же был виноват в развязывании “холодной войны”? Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить, кто виноват. «Ознакомьтесь с различными точками зрения на разрешение этого вопроса. Определите вашу позицию. Чья точка зрения о происхождении “холодной войны”, на ваш взгляд, является наиболее убедительной?» |
Задание классу. Работа с документами Приложение 2 Речь учащихся Записи в тетрадь |
Учащиеся подводятся к выводу, что соперничествосверхдержав в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие: • Борьба идеологий. Идеологическая пропаганда. • Раздел сфер влияния. • Гонка вооружений. • Образование военно-политических союзов. |
3. Циклы послевоенной мировой политики. | ||
Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции принялись бороться за лидерство в мире. Это и определяло внешнюю политику СССР как в послевоенный период, так и в 50-н.60-х г.г. Взаимоотношения СССР и стран соцлагеря мы рассмотрим на следующем уроке. Не будем мы касаться сегодня и такого аспекта «холодной войны», как экономическое противостояние, а остановимся на «полувоенной конфронтации», едва не приведшей к настоящей «горячей войне». |
Приложение 3 Работа в парах Речь учащихся |
Самостоятельное завершение предлагаемой схемы Зачитываем записи |
4. Последствия «холодной войны» для развития мировой политики | ||
И так, что означает термин «холодная война»? «Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю. Давайте определим последствия «холодной войны» для мировой политики. |
Запись выводов в тетрадь Приложение 4 Коллективная работа (один ученик делает записи в таблице у доски) |
Учащиеся показывают умение делать выводы: «Холодная война» – борьба двух противостоящих социально-экономических и общественно-политических систем за преобладающее влияние в мире. При ответах опираются на изученный материал, на известные факты. |
5. Итоги «холодной войны» | ||
Кто победит? Для людей, живших в те годы, это был вопрос жизненно важный. Угроза ядерной войны и взаимоуничтожения переживались очень остро, постоянно держали человечество в напряжении. Мир был хрупок. Объективная историческая закономерность – выравнивание технико-гуманитарного баланса – осуществлялась путем извилистым, требовалось признавать и понимать другие ценности, быть готовым к преодолению противоречий – то есть выpaбатывать и проявлять то, что сейчас называется толерантностью. Обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах мира и во всех видах вооружений, накопили их в количестве достаточном для многократного уничтожения всего живого на Земле, но ни разу эту мощь не применили друг против друга. Только субъективная воля людей позволила сохранить мир. | Речь учителя | Восприятие и осмысление информации. |
V. Рефлексивно-оценочный этап | ||
Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке. Перед вами – карточки разного цвета. Каждый цвет обозначает определённый вопрос по уроку. 1. Что вас заинтересовало? (карточка красного цвета) 2. Что вас удивило? (карточка синего цвета) 3. Какую бы проблему вы хотел обсудить в будущем? (карточка жёлтого цвета) Поднимите карточку того цвета, на какой вопрос вы хотите ответить. |
Речь учителя и учащихся Карточки разного цвета на партах |
Дети участвуют в беседе, анализируют свою деятельность на уроке. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создается неформальная обстановка и ребята чувствуют себя комфортно и раскованно. |
VI. Домашнее задание | ||
Предлагаю разделиться на группы и провести работу по созданию и защите проектов об участии СССР в локальных конфликтах. Подготовить проект экспозиции выставки, посвященных одному из этих конфликтов. (Материал подготовить к итоговому уроку по данной теме) К следующему уроку подготовить сообщение на тему «Годы «холодной войны» по воспоминаниям моих близких» |
Запись задания |
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
10 12 2023 18:28:59
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
09 12 2023 3:52:28
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
08 12 2023 22:27:12
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
07 12 2023 4:56:52
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
06 12 2023 13:19:39
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
05 12 2023 17:51:50
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
04 12 2023 14:23:52
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
03 12 2023 12:25:15
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
02 12 2023 18:14:24

Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
01 12 2023 0:14:20
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
30 11 2023 19:38:18
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
29 11 2023 23:40:30
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
28 11 2023 16:11:47
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
27 11 2023 21:51:35
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
26 11 2023 20:55:17
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
25 11 2023 20:26:20
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
24 11 2023 3:53:19
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
23 11 2023 11:24:17
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
22 11 2023 9:51:45
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
21 11 2023 5:13:13
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
20 11 2023 12:33:52
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
19 11 2023 11:25:49
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
18 11 2023 10:19:20
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
17 11 2023 12:47:42
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
16 11 2023 17:13:38
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
15 11 2023 2:20:36
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
14 11 2023 13:36:56
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
13 11 2023 2:16:30
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
12 11 2023 17:32:45
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
11 11 2023 10:56:15
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
10 11 2023 0:23:21
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
09 11 2023 13:48:38
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
08 11 2023 22:19:32
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
07 11 2023 1:33:31
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
06 11 2023 23:14:41
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
05 11 2023 6:40:19
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
04 11 2023 15:35:38
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса.
...
03 11 2023 0:46:28
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
02 11 2023 22:49:51
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
01 11 2023 17:50:51
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
31 10 2023 18:10:30
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
30 10 2023 11:21:30
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
29 10 2023 14:57:26
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
28 10 2023 12:41:43
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
27 10 2023 17:34:43
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
26 10 2023 15:58:54
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения....
25 10 2023 3:54:29
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
24 10 2023 12:38:32
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
23 10 2023 21:39:55
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
22 10 2023 17:39:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::