Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород"

Цель урока:

  • показать особенности развития двух удельных княжеств;
  • охаpaктеризовать своеобразие их политического устройства.

Внутрипредметные связи:

  • 1212-1250 гг. - правление германского императора Фридриха II;
  • 1226-1270 гг. - правление французского короля Людовика IX;
  • 1248-1254 гг. - Седьмой Крестовый поход;
  • 1265 г. - возникновение английского парламента.

План урока

I. Галицко-Волынское княжество.

1. Геополитическое положение Галицко-Волынского княжества, его крупнейшие городские центры.

2. Княжеская смута середины XII в. Борьба Мономахичей и Ростиславичей за престол в Галиче. Ярослав Осмомысл и расцвет Галицкого княжества. Особенности политического устройства.

3. Единое Волынское княжество при Романе Мстиславиче, его объединение с Галицким.

4. Связи с Западной Европой.

II. Господин Великий Новгород.

1. Геополитическое положение Новгородской земли, состав населения и отличия от других земель Древнерусского государства.

2. Особенности устройства и жизни Новгорода. Политический сепаратизм республики, отношения с князьями.

3. Приход к власти городской аристократии.

4. Берестяные грамоты - важнейший источник исторической информации не только о жизни Новгорода, но и о быте и истории Киевской Руси в целом

III. Выводы.

Основные понятия: вече, аристократическая республика, городская аристократия.

Важнейшие даты: 1152 - 1187 гг. - княжение в Галиче Ярослава Осмомысла; 1229 - 1264 гг. - княжение Даниила Галицкого; 1199 г. - объединение Галицкого и Волынского княжеств под властью Романа Мстиславича; 1234 г. - утверждение Даниила на Волыни и в Галиче; 1136-1478 гг. - республиканский период истории Новгорода.

Выдающиеся личности: Ярослав Осмомысл, Даниил Галицкий, Роман Мстиславич.

Оборудование урока: Карта "Русские земли в XII- начале XIV вв."

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Закрепление пройденного материала.

Исторический диктант:

- высший слой общества в России в X - XII вв.; владельцы богатых дворов, вотчин, занимали ведущие место после великого князя в государственном управлении (Бояре);

- слой мелких вассалов, служивших князю за земельное пожалование, которое предоставлялось лишь на время службы;

- право феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции без вмешательства представителей центральной власти.

Фронтальный опрос:

- Назовите хронологические рамки периода феодальной раздробленности.

- Что такое феодальная раздробленности.

- Каковы причины "выравнивания" княжеств.

- Было ли количество княжеств устойчивым? Почему?

- Покажите наиболее крупные княжества на карте.

Учитель сообщает: На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с удельными княжествами.

Цель нашей работы на уроке:

  • Рассмотреть особенности развития Галицко-Волынского княжества и Господина Великого Новгорода.
  • Дать хаpaктеристику их политического устройства.

Наша работа будет осуществляться по плану, при помощи карты и исторических источников.

III. Изучение нового материала.

1). Галицко-Волынское княжество. Геополитическое положение, крупнейшие центры.

- Определите особенности данного княжества. (работа с картой)

- Как такое местоположение могло повлиять на развитие княжества? (Близость дунайского торгового пути; земли плодородны, приносили обильные урожаи; удалены земли княжества от главной опасности юга - кочевников; сильные соседи - Венгрия, Польша, Литва.)

Вывод: Геополитическое положение способствовало тесным контактам и взаимодействиям с народами и государствами Западной Европы, что явилось важным фактором для историко-политического сближения с центрально и восточно-европейским районом. Так Галиция (по-украински Галичина), позже бывшая частью Польши, Австрии и т.д., а в последний век - территория Украины, является преемницей Галицко-Волынского княжества.

- Назовите города. Покажите их на карте. (Владимир-Волынский, Галич, Луцк, Перемышль, Дорогобунс, Червен, Бужеск и др.)

2). Княжеская смута середины XII в. Борьба Мономаховичей и Ростиславичей за престол в Галиче. (работа с генеалогическими ветвями потомков)

Схема

Учитель сообщает: Сложность управления заключалась в том, что здесь сложилось богатое боярство, которое стало соперничать с князем. В Галицко-Волынском княжестве правил Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого и его дети Ростиславичи, которым приходилось бороться с потомками Мономаха.

В середине XII века от Волынского княжества отделилось Галицкое. Богатые верхи имели большую силу. Но все-таки княжеская власть, опираясь на поддержку городского населения, попыталась унять своеволие боярских группировок. Особенно это ярко проявилось при князе Ярославе Осмомысле. Ему удалось усилить авторитет княжеской власти, прекратить внутренние усобицы и начать централизацию княжества. При нем княжество славилось богатством и развитыми международными связями.

В Волынском княжестве во времена княжения потомков Владимира Мономаха идет процесс дробления на мелкие владения - уделы. Но в конце XII века начинает просматриваться стремление к объединению земель, к централизации власти в одних руках. Особенно это ярко проявилось при Романе Мстиславиче. Опираясь на горожан и младшую дружину, он противостоял своеволию боярских группировок, подчинил удельных князьков.

3-4). При нем славилось княжество богатством, единством. Роман Мстиславич стал претендовать на власть во всей Южной Руси. В 1187 году он попытался овладеть Галичем, но в данную ситуацию вмешалась Венгрия захватив Галич в конце XII века после продолжительной борьбы Роман Мстиславич окончательно объединил Галич и Волынь образовалось Галицко-Волынское княжество. В 1205 году после cмepти Романа Мстиславича его политику продолжил сын Даниил. В 1221 году захватил Волынь, а в 1234 году Галич.

Вывод: Власть принадлежала сильному князю, но, тем не менее, ему не удалось до конца подавить боярскую группировку.

II). 1). Господин Великий Новгород. Геополитическое положение Новгородской земли, состав населения и отличия от других земель Древнерусского государства.
- Покажите местоположение Новгородской земли? (работа с картой)

- Определите особенности?

- Как такое местоположение Новгорода могло повлиять на его развитие? (скудность плодородных земель, суровый климат, расположен на знаменитом пути "из варяг в греки", порт 3х морей, огражден от набегов)

- Назовите города. Покажите их на карте.Вывод: Княжество Великий Новгород - крупное государство, и потому имело административное деление на 5 областей. (пятины)

Великий Новгород - крупный центр торговли, ремесла, высокой культуры и быта.Работая с источниками докажите этот вывод.

"Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш... тянулись ...обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились ...боярские дружины из Югры, Печоры ...Двины; везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов ...соль, красную рыбу... Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито ...мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, коноплю, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переславские, тверские, костромские, смоленские - не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные; булгары, хазары... Ехали из Устюга, Белозера, Вологды... Со всей великой Земли Русской собирались гости к водному, пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях: Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары:"

- С какими княжествами вели торговлю?

- С какими странами Новгород поддерживал связи?

- Проанализируйте фрагмент отчета об археологических находках.

Сделайте выводы.

"В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 000 ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так, обнаружено изделий из железа и стали - 152 вида; из дерева - 215 видов; из кожи - 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали: подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII в. (в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII в.)"

Учитель сообщает: Новгород славился не только торговыми рядами, ремеслом, но и внешним обликом города (Сообщение учащегося, работа с визуальными историческими источниками)

На высоком берегу стоял кремль. В нем возвышался белокаменный Софийский собор. От этого храма, как от центра Новгорода и Новгородской земли, расходились его концы - районы, где жили ремесленники, торговые люди. Новгородец ощущал себя в центре обширнейшего государства, простиравшегося от Урала на востоке до западной границы. Стоя в Софии и подняв голову, он видел над собой в куполе грозный облик Вседержителя, державшего, согласно легенде, в своей сжатой руке судьбу Новгорода. Стоя в Софии, новгородец видел перед собой могущество своего государства... Сигтунские врата - военный трофей из шведского города Сигтуна:В южной части кремля новгородский былинный герой - богатый купец Садко Сытинич - построил большую Борисоглебскую церковь. Через Волхов был построен Великий мост, игравший важную роль в истории города: здесь сходились на бой враждующие стороны; здесь бесчинствовал другой былинный герой Васька Буслаев; здесь приводились в исполнение cмepтные приговоры - осужденных сбрасывали с моста в волховские глубины. Берега Волхова были поделены на пристани и густо уставлены кораблями и лодками разных стран и городов. Городское благоустройство оставляло позади города Западной Европы. Уже в IX в. в Новгороде мостили дубовые мостовые. Вдоль улиц Новгорода были проложены желоба и трубы для сточных вод. Ярославово дворище имело первый в Северной Европе водопровод, по которому в деревянных трубах бежала чистая ключевая вода. Улицы Новгорода были узкими и прямыми. Дома ставились фасадом, украшались резьбой. Новгородцы гордились своим городом, им восхищались жители других русских земель и иностранцы.

2-3). Особенности устройства и жизни Новгорода. Политический сепаратизм республики, отношения с князьями.

Учитель сообщает: Рассмотрев вопросы плана мы видим большую силу в Новгороде получили бояре-землевладельцы, (Именно их земли давали основную продукцию - мед, пушнину и т.д. Именно они начинают организовывать дальние экспедиции ушкуйников с целью овладения новыми промысловыми землями) купцы и церковь.Именно эти слои играли большую роль в политической жизни Новгорода. Бояре вели за собой ремесленников и прочий люд. Единым фронтом они выступали против давления Киева, Ростова, но во внутренней жизни единства не было. Идет борьба между боярскими, купеческими группировками, людьми верхушки общества которую составляли князь, посадник, тысяцкий, архиепископ.Высшим органом власти в Новгороде было вече.

Вече - орган государственного самоуправления.

Особенность:

1) Выбирало всю администрацию.

2) Решало вопрос о заключении либо о расторжении договора с тем или иным князем, приглашало его возглавить дружину.

3) Главные лица - посадник и тысяцкий т.е. Вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть.

4) Распоряжалось финансовым и земельным фондом.Но при этом нужно сказать, что по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопросов, ни правильного голосования. Решение составлялось на слух, по силе крика, чем по большинству голосов.Вывод: В Новгороде сформировался особый строй - республика (боярская) аристократическая.

4). Учитель сообщает: Признаком высокой культуры горожан служит повсеместная грамотность, которая проявлялась в том, что многие новгородцы владели искусством письма на берестяных грамотах, которые в изобилии археологи находят на раскопках. Это были долговые расписки и просьбы о займах, записки к женам, любовные письма, стихи.

- Докажите это работая с источниками - берестяными грамотами.

Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город...
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых...
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да инородцы.

IV Итог урока.

Галицко-Волынское княжество превратилось в сильное единое европейское государство, но опасные соседи в лице Венгрии, Польши в сговоре с местным боярством стремились ослабить власть князя.Новгородская республика все менее ориентировалась на юг, теснее становились её связи со скандинавскими и немецкими землями, южнобалтийским миром.

Рефлексия: Как расценить период феодальной раздробленности.

Домашнее задание: таблица, параграф 14.


Урок истории по теме "Первобытный мир – первые шаги человечества"


    Урок истории по теме "Первобытный мир – первые шаги человечества"

      На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....

03 12 2023 1:18:56

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе


    Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

      Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

02 12 2023 5:15:45

Первые русские князья


    Первые русские князья

      Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....

01 12 2023 12:12:59

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей


    Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей

      Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...

30 11 2023 6:49:48

Урок обществознания с презентацией


    Урок обществознания с презентацией

      Урок обществознания может быть использован в 10‒11-х классах на уроках правоведения или обществознания. Содержит информационный материал, который закрепляется через дискуссию по вопросам....

29 11 2023 18:18:42

Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)


    Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)

      Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....

28 11 2023 4:30:36

Моделирование исторических событий и процессов


    Моделирование исторических событий и процессов

      Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

27 11 2023 20:13:44

Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восток и Греция после Александра Македонского"

      Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....

26 11 2023 18:24:20

Внеклассные мероприятия по истории


    Внеклассные мероприятия по истории

      Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....

25 11 2023 22:19:39

Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"


    Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

      Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...

24 11 2023 4:48:10

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

23 11 2023 12:42:55

Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс


    Урок истории с применением ИКТ по теме: "Как одевались на Руси". 3-й класс

      Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...

22 11 2023 7:34:13

Внешняя политика России в 1801–1812 гг.


    Внешняя политика России в 1801–1812 гг.

      В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...

21 11 2023 14:42:40

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

20 11 2023 14:53:10

Урок "Петр I", 10-й класс


    Урок "Петр I", 10-й класс

      Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

19 11 2023 0:28:53

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом


    Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

      Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

18 11 2023 3:48:31

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

17 11 2023 15:20:54

Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)


    Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)

      Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....

16 11 2023 13:49:24

Что англичане считают началом своих свобод. 6-й класс


    Что англичане считают началом своих свобод. 6-й класс

      Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....

15 11 2023 15:44:11

Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс


    Интегрированный урок истории и экономики по теме "Чем знамениты районы Белгородской области". 11-й класс

      Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...

14 11 2023 3:49:54

Урок по истории России


    Урок по истории России

      Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...

13 11 2023 4:56:41

Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"


    Классный час "Путешествие по необыкновенным музеям мира"

      Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...

12 11 2023 20:16:42

Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы

      Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....

11 11 2023 1:38:44

"Русь. Россия. Родина моя"


    "Русь. Россия. Родина моя"

      Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине. Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира. ...

10 11 2023 19:26:32

Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс


    Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс

      Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....

09 11 2023 8:24:58

Урок истории в 11-м классе (базовый уровень). Организация исследования


    Урок истории в 11-м классе (базовый уровень). Организация исследования

      Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....

08 11 2023 2:44:56

Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс

      Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....

07 11 2023 20:44:39

Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"


    Урок истории в 5-м классе "Рабство в Древнем Риме"

      Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...

06 11 2023 20:37:10

Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг.


    Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг.

      Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...

05 11 2023 18:44:50

Классный час "Традиции и обычаи русского народа"


    Классный час "Традиции и обычаи русского народа"

      Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...

04 11 2023 0:24:54

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

03 11 2023 11:28:12

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

02 11 2023 23:51:46

Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"


    Интегрированный урок (технология + обществознание) по теме "Имидж и политическая карьера"

      Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....

01 11 2023 8:35:27

Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс


    Урок контроля, оценки и коррекции знаний по теме "Культура Древней Греции", 5-й класс

      Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся. ...

31 10 2023 2:45:54

Творческий проект "Как рождается коллекция"


    Творческий проект "Как рождается коллекция"

      В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

30 10 2023 20:23:19

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

      Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

29 10 2023 5:58:31

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

28 10 2023 23:52:23

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....

27 10 2023 3:16:35

Интеграция во внеклассной работе как средство развития коммуникативной компетентности учащихся


    Интеграция во внеклассной работе как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

      В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....

26 10 2023 3:15:27

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

25 10 2023 1:50:39

Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"


    Конспект внеклассного мероприятия: "Политические партии РФ"

      Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....

24 10 2023 12:59:26

Проектная форма обучения как прострaнcтво успешного развития личности


    Проектная форма обучения как прострaнcтво успешного развития личности

      Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....

23 10 2023 14:22:14

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

22 10 2023 9:29:59

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)


    Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

      Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

21 10 2023 5:51:53

Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"


    Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом"

      В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......

20 10 2023 6:47:15

Урок обществознания "Закон и права"


    Урок обществознания "Закон и права"

      Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

19 10 2023 9:35:11

Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"


    Конкурс литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

      Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....

18 10 2023 1:21:24

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

      Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

17 10 2023 8:31:18

Урок мужества "Афганская война"


    Урок мужества "Афганская война"

      Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....

16 10 2023 4:49:53

Содержание и формы духовной деятельности


    Содержание и формы духовной деятельности

      На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....

15 10 2023 10:23:24

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::