Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"
Место урока в учебном плане: итоговый по теме: "Киевская Русь в IX - начале XII вв.".
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа.
Оборудование урока:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- интеpaктивная доска " SMART",
- мультимедийная презентация " Древняя Русь. IX - XII вв." с иллюстративным материалом.
Учебный материал:
- индивидуальные рабочие листы учащихся;
- творческие задания для групповой работы;
- задания для повторения (в программе Notebook);
- задания для работы в группах (исторические источники, иллюстрации, информационное сопровождение урока (в программе Power Point);
- видеоматериал из энциклопедии " История России . 862 - 1917 гг.";
- домашние заготовки учащихся по теме урока (рисунки, вырезки из рисунков, исторические картинки по теме).
Литература
- Учебник. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в;
- Назаренко Н.М. Поурочные планы по учебнику А,А.Данилова, Л.Г.Косулиной " История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI века".Часть I;
- Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной " История государства и народов России", 6 класс.
Цели урока:
Обучающие:
- Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Киевская Русь";
- Дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси;
- Пополнить знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
Развивающие:
- закрепить знание основных дат и понятий;
- развитие учащихся способностей учащихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
- развитие умений учащихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
- способствовать развитию:
- излагать грамотно свои мысли;
- развивать монологическую речь;
- прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
- творчески подходить к выполнению заданий;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке;
- логического мышления и образного восприятия;
- навыков анализа исторических источников;
- изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий;
- навыков работы с интеpaктивной доской SMART board.
Воспитательные:
- Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
- Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности, музыки, видеофрагментов на уроке.
Форма урока: путешествие.
Особенности роли учителя: учитель выступает на данном уроке в роли координатора самостоятельной деятельности учащихся и составителя учебного материала для данного урока (три задания для самостоятельной работы для всех учащихся в течение всего урока и учебных материалов при использовании ИКТ на уроке.
Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point, заданиями в программе Notebook (для интеpaктивной доски SMART board).
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.
Опережающие задания: подготовка информационных материалов по теме урока, информационных источников и дополнительной литературы.
План урока:
№ | Этап урока | Приемы и методы | Время (мин.) |
1 этап: Вводно-мотивационный. | |||
1. | Вступительное слово учителя | 1 мин. | |
2. | Организационный момент (формулирование темы, постановка цели и задач урока). |
Слайд - презентация (PowerPoint); Составление кластера. |
2 мин. |
3. | Повторение и закрепление знаний | Задания в программе Notebook (использование
интеpaктивной доски); Работа с индивидуальными рабочими листами (Приложение 2) |
10 мин. |
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/. | |||
4. | Углубление и обобщение знаний, умений и
навыков ( работа в группах). |
Задания в программе Notebook (использование
интеpaктивной доски). Работа с историческими источниками, иллюстрациями. Изготовление картины из домашних заготовок " Преданья старины глубокой". |
12 мин. |
III этап: Контроль и коррекция. | |||
5. | Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе). | Использование интеpaктивной доски. Представление самостоятельной работы учащихся (картина из истории Древнерусского государства). |
10 мин. |
6. | Подведение итогов. | 5 мин. | |
7. | Домашнее задание. |
Ход урока
На доске эпиграф урока:
"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор.
Урок сопровождается презентацией (Приложение 1)
Вступительное слово учителя.
Приветствие учащихся: "Здравствуйте, ребята!" В третьей четверти мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно - Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.
В период изучения данной темы мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока.
Чтение эпиграфа.
Вопрос учащимся: В каком своем великом произведении монах Киево - Печерского монастыря написал эти строки и в каком веке? ("Повесть временных лет". 1113 год).
Выявление психологического настроя учащихся: Учащимся предлагается в задании №1 индивидуального рабочего листа (мордашки, 3 вида) отметить, какому виду мордашки соответствует настроение каждого ученика на начало урока.
Организационный момент (формулирование темы урока, целей и задач):
- Ребята! Я приглашаю Вас в путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте внимательно вопрос и попробуйте определить тему сегодняшнего урока (слайд № 1 - 6 (Презентации).
- О чем идет речь? (Учащиеся высказывают свое мнение по поставленному вопросу: на слайдах презентации мы увидели чередование наглядного исторического материала из истории Киевской Руси.)
На интеpaктивной доске появляется слайд № 2.
Учитель предлагает учащимся, используя вопрос, сформулировать тему урока.
(Учащиеся: тема нашего урока: "Путешествие в Киевскую Русь".)
На интеpaктивной доске появляется слайд №3.
Учитель: Ребята, а какие ключевые слова вы можете соотнести с понятием Киевская Русь?
(Учащимся предлагается выполнение задания № 2 в индивидуальных рабочих листов, на которых они составляют кластер слова "Киевская Русь":
Учитель, используя функцию интеpaктивной доски "Вставить пустую страницу", пишет на доске "Путешествие").
(Составляется кластер с помощью ответов учащихся - см .слайд № 4
Повторение и закрепление знаний. (Работа с интеpaктивной доской).
Задания в программе Notebook для интеpaктивной доски SMART board).
Задание 1. Определите понятия и определения, связанные с событиями истории Древнерусского государства" Киевская Русь".
(Учащиеся называют понятия и определения, учитель убирает на экране закрытые слова для проверки правильности ответов учащихся).
Задание 2. Определите имена первых киевских князей и годы их правления.
Учитель: - Ребята! Следующее задание необходимо выполнить в индивидуальных рабочих листах. При ответах необходимо вспомнить и прокомментировать у доски (а остальные ученики в рабочих листах) заслуги перед своим государством каждого из князей).
(Свои ответы учащиеся аргументируют фактами и доказательствами о значении правления каждого указанного киевского князя).
Учащиеся работают у доски по очереди (соотносят имена первых киевских князей с датами их правления).
Действия учащихся, работающих у доски, обсуждаются в классе.
Таким образом учащиеся повторяют события истории Древнерусского государства, а также развивают прострaнcтвенное воображение.
Задание 3. Соотнесите понятия и определения с религией Древнерусского государства.
Учащиеся должны соотнести понятия и названия из истории язычества и христианства, расположив их в соответствующей колонке. В выполнении задания могут участвовать несколько учащихся.
Задание 4. Соотнесите понятия и определения с областью культуры и искусства Киевской Руси.
После выполнения учитель выводит на экран проверку задания с оценками самопроверки. Учащиеся проверяют выполненную работу и выставляют себе оценки в индивидуальные рабочие листы.
Задание 5. По окончанию выполнения задания, учитель обращает внимание учащихся на Цифровую цепочку дат (историческая задача).
8628829119459809881072106810191054972109711131125
Учитель: Ребята, в задании №3 индивидуальных рабочих листов вам необходимо подумать и решить данную историческую задачу при помощи использования ваших знаний по теме. (учащиеся выполняют решение исторической задачи: необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и дать определение каждой из дат:
Учитель: Ребята, а теперь поменяйтесь рабочими листами и проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране.
(Слайд, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи и условия оценивания данного задания:
- 862 год - призвание варягов восточно - славянскими и финно - угорскими племенами;
- 882 год - образование Древнерусского государства " Киевская Русь";
- 911 год -
- 945 год -
- 980 год -
- 988 год -
- 1072 год -
- 1068 год -
- 1019 год -
- 1054 год -
- 972 год -
- 1097 год -
- 1113 год -
- 1125 год -
Задание 6. Выполнение логической цепочки правления первых киевских князей.
(Слайд, на котором помещена логическая цепочка с пропусками имен первых киевских князей.)
Учитель: Ребята, в задании № 4 индивидуальных рабочих листов вам предлагается выполнить задание по заполнению пробелов логической цепочки, которая указывает на очередность правления первых киевских князей. После выполнения данного задания, обменявшись рабочими листами, проверите правильность выполнения задания по данным на экране (Слайд с правильными вариантами ответов).
Учитель: Ребята, предлагаю оценить выполнение задания согласно данных на экране слайда.
Минутка здоровьесбережения.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах).
Класс разделен на 4 группы. В каждой группе по 5 человек.
Учитель: - Ребята, в результате повторения мы выяснили, что вы знаете об истории Древнерусского государства. Но время идет, и очень много фактов остаются неизвестными. Вам предстоит восстановить эти факты. Для этого мы создадим научно - исследовательскую лабораторию, где каждая группа будет заниматься исследованием неизвестных страницами истории Древнерусского государства
Для этой цели вы получите секретные свитки с документом, который необходимо будет исследовать, и разгадать тайну истории. Для выполнения задания вам предложен алгоритм работы с историческими источниками, в которых вы и найдете ответ на вашу историческую загадку.
(Каждая группа получает свиток с документом, выдержки из исторических источников, алгоритм работы и историческим источником. Если учащиеся нуждаются в помощи, то учитель может е оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего товарища по группе (если он в ней нуждается). После того, как большинство учащихся справятся с заданием, решение каждой группы выводится на доску и комментируется учащимися данной рабочей группы).
7. Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе).
Группа, выполнившая работу, выходит к доске и восстанавливает свою страницу, отчитывается о проделанной работе и получении новой информации по истории Киевской Руси.
Группа 1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т.д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.
Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут - в святые!
Выступление учащихся группы № 1: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
Ольга киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древлян, в отместку за cмepть мужа сожгла их главный город Искоростень, присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей cмepти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.
Группа 2. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых "было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове:"
Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован. Почему?
Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд , с правильным ответом на вопрос:
Владимир - Великий, князь Киевский (980-1015); В русских былинах Владимир назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью при Иване Грозном. Традиционная история княжения Владимира такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После cмepти Святослава произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хазарские евреи, "немцы" от папы и грек -"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства.. Владимир разрушил идолов и крестил киевлян).
Группа 3. Описание Святослава:
"Голова у него была совсем гoлая, но только на одной ее стороне висел локон волос".
Что означал висевший локон волос?
Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
По словам византийского хрониста Льва Дьякона, Святослав был "среднего роста и весьма строен, имел широкую гpyдь, плоский нос, гoлyбые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась
Группа 4. Как вы знаете, восточные славяне долгое время были язычниками:
":В случае беды в старину говорили: "Чур, меня защити!".
Что могли означать эти слова?
Выступление учащихся группы № 2: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:
Подведение итогов:
Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.
Задание учащимся: Оценить свое настроение в конце урока, отметить мордашку одну из трех видов.
Выставление оценок. (Руководителей каждой группы с оценкой работы участников группы)
Домашнее задание (по выбору): Картина, сочинение, поделка, историческая находка в школьный музей истории.
Большое спасибо за работу на уроке.
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
18 03 2024 18:21:15
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
17 03 2024 8:41:12
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
16 03 2024 8:19:56
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
15 03 2024 4:38:54
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
14 03 2024 19:45:58
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
13 03 2024 23:14:17
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
12 03 2024 5:12:46
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
11 03 2024 1:57:18
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
10 03 2024 3:39:10
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски. ...
09 03 2024 19:41:52
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
08 03 2024 13:58:48
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
07 03 2024 16:53:42
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе. ...
06 03 2024 4:27:57
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
05 03 2024 5:51:31
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
04 03 2024 7:38:30
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
03 03 2024 5:11:11
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
02 03 2024 19:18:12
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
01 03 2024 16:46:18
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
29 02 2024 12:42:36
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
28 02 2024 3:47:41
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
27 02 2024 7:18:43
Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....
26 02 2024 0:38:19
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
25 02 2024 22:25:39
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
24 02 2024 11:15:57
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
23 02 2024 0:12:19
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
22 02 2024 18:22:34
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
21 02 2024 16:26:32
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
20 02 2024 23:47:34
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
19 02 2024 9:41:45
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
18 02 2024 19:30:36
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
17 02 2024 18:13:38
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
16 02 2024 9:15:39
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
15 02 2024 1:55:59
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
14 02 2024 8:19:11
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
13 02 2024 16:22:44
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
12 02 2024 14:11:55
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
11 02 2024 11:23:26
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
10 02 2024 16:18:37
Урок истории в 5-м классе по теме «Первый властелин единого Китая». Урок усвоения и первичного закрепления знаний. Цель урока: познакомить с историей возникновения Китая. На уроке используются приемы синквейн и кластер....
09 02 2024 22:39:35
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
08 02 2024 14:24:16
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
07 02 2024 0:32:22
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
06 02 2024 14:25:23
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
05 02 2024 22:10:55
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
04 02 2024 18:52:55
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...
03 02 2024 18:14:29
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
02 02 2024 14:52:50
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
01 02 2024 11:55:48
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту. ...
31 01 2024 10:42:25
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
30 01 2024 21:22:54
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
29 01 2024 9:22:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::