Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"


    Обобщающий урок по истории в 6-м классе по теме "Киевская Русь IX-XII веков"

Место урока в учебном плане: итоговый по теме: "Киевская Русь в IX - начале XII вв.".

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, самостоятельная работа.

Оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • интеpaктивная доска " SMART",
  • мультимедийная презентация " Древняя Русь. IX - XII вв." с иллюстративным материалом.

Учебный материал:

  • индивидуальные рабочие листы учащихся;
  • творческие задания для групповой работы;
  • задания для повторения (в программе Notebook);
  • задания для работы в группах (исторические источники, иллюстрации, информационное сопровождение урока (в программе Power Point);
  • видеоматериал из энциклопедии " История России . 862 - 1917 гг.";
  • домашние заготовки учащихся по теме урока (рисунки, вырезки из рисунков, исторические картинки по теме).

Литература

  1. Учебник. Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в;
  2. Назаренко Н.М. Поурочные планы по учебнику А,А.Данилова, Л.Г.Косулиной " История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI века".Часть I;
  3. Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной " История государства и народов России", 6 класс.

Цели урока:

Обучающие:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Киевская Русь";
  • Дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси;
  • Пополнить знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.

Развивающие:

  • закрепить знание основных дат и понятий;
  • развитие учащихся способностей учащихся устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
  • развитие умений учащихся самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • способствовать развитию:
  • излагать грамотно свои мысли;
  • развивать монологическую речь;
  • прослеживать причинно - следственные связи, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • творчески подходить к выполнению заданий;
  • работать самостоятельно;
  • работать в нестандартной обстановке;
  • логического мышления и образного восприятия;
  • навыков анализа исторических источников;
  • изложение учебного материала при помощи новых информационных технологий;
  • навыков работы с интеpaктивной доской SMART board.

Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа;
  • Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности, музыки, видеофрагментов на уроке.

Форма урока: путешествие.

Особенности роли учителя: учитель выступает на данном уроке в роли координатора самостоятельной деятельности учащихся и составителя учебного материала для данного урока (три задания для самостоятельной работы для всех учащихся в течение всего урока и учебных материалов при использовании ИКТ на уроке.

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point, заданиями в программе Notebook (для интеpaктивной доски SMART board).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.

Опережающие задания: подготовка информационных материалов по теме урока, информационных источников и дополнительной литературы.

План урока:

Этап урока Приемы и методы Время
(мин.)
1 этап: Вводно-мотивационный.
1. Вступительное слово учителя   1 мин.
2. Организационный момент

(формулирование темы, постановка цели и задач урока).

Слайд - презентация (PowerPoint);

Составление кластера.

2 мин.
3. Повторение и закрепление знаний Задания в программе Notebook (использование интеpaктивной доски);

Работа с индивидуальными рабочими листами (Приложение 2)

10 мин.
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.
4. Углубление и обобщение знаний, умений и навыков

( работа в группах).

Задания в программе Notebook (использование интеpaктивной доски).

Работа с историческими источниками, иллюстрациями.

Изготовление картины из домашних заготовок

" Преданья старины глубокой".

12 мин.
III этап: Контроль и коррекция.
5. Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе). Использование интеpaктивной доски.

Представление самостоятельной работы учащихся (картина из истории Древнерусского государства).

10 мин.
6. Подведение итогов.   5 мин.
7. Домашнее задание.    

Ход урока

На доске эпиграф урока:

"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться". Нестор.

Урок сопровождается презентацией (Приложение 1)

Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся: "Здравствуйте, ребята!" В третьей четверти мы с вами познакомились с возникновением на территории Восточно - Европейской равнины Древнерусского государства, с правлением первых киевских князей.

В период изучения данной темы мы должны были ответить на три главных основных вопроса, которые заключены в эпиграфе сегодняшнего урока.

Чтение эпиграфа.

Вопрос учащимся: В каком своем великом произведении монах Киево - Печерского монастыря написал эти строки и в каком веке? ("Повесть временных лет". 1113 год).

Выявление психологического настроя учащихся: Учащимся предлагается в задании №1 индивидуального рабочего листа (мордашки, 3 вида) отметить, какому виду мордашки соответствует настроение каждого ученика на начало урока.

Организационный момент (формулирование темы урока, целей и задач):

- Ребята! Я приглашаю Вас в путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на доску, прочитайте внимательно вопрос и попробуйте определить тему сегодняшнего урока (слайд № 1 - 6 (Презентации).

- О чем идет речь? (Учащиеся высказывают свое мнение по поставленному вопросу: на слайдах презентации мы увидели чередование наглядного исторического материала из истории Киевской Руси.)

На интеpaктивной доске появляется слайд № 2.

Учитель предлагает учащимся, используя вопрос, сформулировать тему урока.

(Учащиеся: тема нашего урока: "Путешествие в Киевскую Русь".)

На интеpaктивной доске появляется слайд №3.

Учитель: Ребята, а какие ключевые слова вы можете соотнести с понятием Киевская Русь?

(Учащимся предлагается выполнение задания № 2 в индивидуальных рабочих листов, на которых они составляют кластер слова "Киевская Русь":

Учитель, используя функцию интеpaктивной доски "Вставить пустую страницу", пишет на доске "Путешествие").

(Составляется кластер с помощью ответов учащихся - см .слайд № 4

Повторение и закрепление знаний. (Работа с интеpaктивной доской).

Задания в программе Notebook для интеpaктивной доски SMART board).

 

Задание 1. Определите понятия и определения, связанные с событиями истории Древнерусского государства" Киевская Русь".

(Учащиеся называют понятия и определения, учитель убирает на экране закрытые слова для проверки правильности ответов учащихся).

 

Задание 2. Определите имена первых киевских князей и годы их правления.

Учитель: - Ребята! Следующее задание необходимо выполнить в индивидуальных рабочих листах. При ответах необходимо вспомнить и прокомментировать у доски (а остальные ученики в рабочих листах) заслуги перед своим государством каждого из князей).

(Свои ответы учащиеся аргументируют фактами и доказательствами о значении правления каждого указанного киевского князя).

Учащиеся работают у доски по очереди (соотносят имена первых киевских князей с датами их правления).

Действия учащихся, работающих у доски, обсуждаются в классе.

Таким образом учащиеся повторяют события истории Древнерусского государства, а также развивают прострaнcтвенное воображение.

Задание 3. Соотнесите понятия и определения с религией Древнерусского государства.

Учащиеся должны соотнести понятия и названия из истории язычества и христианства, расположив их в соответствующей колонке. В выполнении задания могут участвовать несколько учащихся.

Задание 4. Соотнесите понятия и определения с областью культуры и искусства Киевской Руси.

После выполнения учитель выводит на экран проверку задания с оценками самопроверки. Учащиеся проверяют выполненную работу и выставляют себе оценки в индивидуальные рабочие листы.

 

 Задание 5. По окончанию выполнения задания, учитель обращает внимание учащихся на Цифровую цепочку дат (историческая задача).

8628829119459809881072106810191054972109711131125

Учитель: Ребята, в задании №3 индивидуальных рабочих листов вам необходимо подумать и решить данную историческую задачу при помощи использования ваших знаний по теме. (учащиеся выполняют решение исторической задачи: необходимо разделить цифровую цепочку на исторические даты и дать определение каждой из дат:

Учитель: Ребята, а теперь поменяйтесь рабочими листами и проверьте правильность выполнения работы с данными, которые вы увидите на экране.

(Слайд, на котором помещена информация правильного решения исторической задачи и условия оценивания данного задания:

  • 862 год - призвание варягов восточно - славянскими и финно - угорскими племенами;
  • 882 год - образование Древнерусского государства " Киевская Русь";
  • 911 год -
  • 945 год -
  • 980 год -
  • 988 год -
  • 1072 год -
  • 1068 год -
  • 1019 год -
  • 1054 год -
  • 972 год -
  • 1097 год -
  • 1113 год -
  • 1125 год -

Задание 6. Выполнение логической цепочки правления первых киевских князей.

(Слайд, на котором помещена логическая цепочка с пропусками имен первых киевских князей.)

Учитель: Ребята, в задании № 4 индивидуальных рабочих листов вам предлагается выполнить задание по заполнению пробелов логической цепочки, которая указывает на очередность правления первых киевских князей. После выполнения данного задания, обменявшись рабочими листами, проверите правильность выполнения задания по данным на экране (Слайд с правильными вариантами ответов).

Учитель: Ребята, предлагаю оценить выполнение задания согласно данных на экране слайда.

Минутка здоровьесбережения.

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

 Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах).

Класс разделен на 4 группы. В каждой группе по 5 человек.

Учитель: - Ребята, в результате повторения мы выяснили, что вы знаете об истории Древнерусского государства. Но время идет, и очень много фактов остаются неизвестными. Вам предстоит восстановить эти факты. Для этого мы создадим научно - исследовательскую лабораторию, где каждая группа будет заниматься исследованием неизвестных страницами истории Древнерусского государства

Для этой цели вы получите секретные свитки с документом, который необходимо будет исследовать, и разгадать тайну истории. Для выполнения задания вам предложен алгоритм работы с историческими источниками, в которых вы и найдете ответ на вашу историческую загадку.

(Каждая группа получает свиток с документом, выдержки из исторических источников, алгоритм работы и историческим источником. Если учащиеся нуждаются в помощи, то учитель может е оказать. Так как учитель освобождается от значительной доли фронтальной работы с классом, то это позволяет ему увеличить время для индивидуальной помощи учащимся. Выполняя задание, каждый учащийся может теперь получить помощь от своего товарища по группе (если он в ней нуждается). После того, как большинство учащихся справятся с заданием, решение каждой группы выводится на доску и комментируется учащимися данной рабочей группы).

7. Пpaктический выход (отчет групп о проделанной работе).

Группа, выполнившая работу, выходит к доске и восстанавливает свою страницу, отчитывается о проделанной работе и получении новой информации по истории Киевской Руси.

Группа 1. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т.д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут - в святые!

Выступление учащихся группы № 1: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:

Ольга киевская княгиня, жена Игоря, мать Святослава. Подавила восстание древлян, в отместку за cмepть мужа сожгла их главный город Искоростень, присоединила потерянные Игорем земли уличей и тиверцев, учредила первые нормы налогового права на Руси. Совершив в 955 или в 957 дипломатический визит в Константинополь, приняла христианство под именем Елена. С 957 и до своей cмepти правила за своего сына Святослава. Завершить строительство единого государства княгиня Ольга стремилась путем создания христианской епископии. Ольга скончалась в 969, передав власть Святославу. Погребена по христианскому обряду.

Группа 2. Неоднозначен был князь Владимир. Он убил будущего тестя Рогволода и его двух сыновей. По его приказу был убит Ярополк, жену которого он заставил быть своей наложницей. Он отличался большим любвеобилием: летопись говорит о пяти законных женах и невероятном количестве наложниц, которых "было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове:"

Его грехи еще долго можно перечислять. Но вот что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью был канонизирован. Почему?

Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд , с правильным ответом на вопрос:

Владимир - Великий, князь Киевский (980-1015); В русских былинах Владимир назывался Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью при Иване Грозном. Традиционная история княжения Владимира такова: Святослав, окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде (970). После cмepти Святослава произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980). В 986 г. явились к Владимиру послы-миссионеры: болгаре-магометане, хазарские евреи, "немцы" от папы и грек -"философ". Только последний заронил в душу Владимира семена христианства.. Владимир разрушил идолов и крестил киевлян).  

Группа 3. Описание Святослава:

"Голова у него была совсем гoлая, но только на одной ее стороне висел локон волос".

Что означал висевший локон волос?

Выступление учащихся группы № 2: ( на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:

По словам византийского хрониста Льва Дьякона, Святослав был "среднего роста и весьма строен, имел широкую гpyдь, плоский нос, гoлyбые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона - знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась

Группа 4. Как вы знаете, восточные славяне долгое время были язычниками:

":В случае беды в старину говорили: "Чур, меня защити!".

Что могли означать эти слова?

Выступление учащихся группы № 2: (на экране Слайд, с правильным ответом на вопрос:

Подведение итогов:

Учитель: - Ребята, вы успешно справились с задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Древней Руси. Это позволит вам по новому взглянуть на события, которые произошли более тысячи лет тому назад.

Задание учащимся: Оценить свое настроение в конце урока, отметить мордашку одну из трех видов.

Выставление оценок. (Руководителей каждой группы с оценкой работы участников группы)

Домашнее задание (по выбору): Картина, сочинение, поделка, историческая находка в школьный музей истории.

Большое спасибо за работу на уроке.


Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

29 11 2022 3:25:10

Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом


    Историческая олимпиада, посвященная разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом

      Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....

28 11 2022 9:55:23

Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Тема урока "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....

27 11 2022 20:37:23

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

26 11 2022 15:49:32

Урок мужества «К 100-летию начала Первой Мировой войны»


    Урок мужества «К 100-летию начала Первой Мировой войны»

      На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....

25 11 2022 8:55:39

"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)


    "Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)

      В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...

24 11 2022 22:13:46

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

23 11 2022 19:55:56

Познание как процесс отображения мира в сознании человека


    Познание как процесс отображения мира в сознании человека

      Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....

22 11 2022 14:30:25

Вклад республики в достижение Великой Победы


    Вклад республики в достижение Великой Победы

      Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....

21 11 2022 3:51:25

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

      Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

20 11 2022 5:58:21

"Древняя Индия"


    "Древняя Индия"

      Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История». ...

19 11 2022 10:39:14

Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…"


    Занятие-реквием, посвященное памяти жертв политических репрессий, "Этапом шли навстречу злой судьбе…"

      30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....

18 11 2022 3:13:19

"Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс


    "Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…". 11-й класс

      Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....

17 11 2022 19:10:49

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

16 11 2022 18:54:36

Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"


    Историко-познавательный турнир "Государственная символика России. Герб: история и современность"

      Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности. ...

15 11 2022 0:11:48

Наши предки древние славяне


    Наши предки древние славяне

      Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....

14 11 2022 4:30:36

Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"


    Урок истории по теме "Художники эпохи Возрождения"

      Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства. ...

13 11 2022 2:11:50

Бесценный дружеский союз


    Бесценный дружеский союз

      Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

12 11 2022 3:30:49

Программа по истории. 8-й класс


    Программа по истории. 8-й класс

      Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....

11 11 2022 18:37:10

Декада гуманитарных наук в школе


    Декада гуманитарных наук в школе

      Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей. ...

10 11 2022 10:43:55

Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"


    Урок обществознания в 8-м классе по теме "Конфликт"

      Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...

09 11 2022 5:43:43

Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"


    Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних"

      Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....

08 11 2022 16:10:40

Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье"


    Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье"

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....

07 11 2022 6:15:32

Форма и структура права


    Форма и структура права

      Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

06 11 2022 23:21:59

Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"


    Урок "Раменский район в годы Великой отечественной войны 1941—1945 годов"

      Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися. ...

05 11 2022 20:28:13

Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс


    Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

      Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....

04 11 2022 17:17:26

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

03 11 2022 13:10:15

Столетняя война (1337–1453)


    Столетняя война (1337–1453)

      Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....

02 11 2022 8:54:14

Песня "В солдатской шинели"


    Песня "В солдатской шинели"

      Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....

01 11 2022 18:36:39

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

31 10 2022 21:32:14

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"


    Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

      Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

30 10 2022 11:45:59

Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс


    Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

      Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....

29 10 2022 18:23:11

Иван Грозный: личность и эпоха (урок с использованием инновационных технологий)

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....

28 10 2022 7:37:34

Деятельностный подход в изучении истории


    Деятельностный подход в изучении истории

      Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...

27 10 2022 2:58:10

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"


    Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

      Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....

26 10 2022 10:37:53

Педагогическая мастерская на уроках истории


    Педагогическая мастерская на уроках истории

      Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...

25 10 2022 3:58:39

Психологический климат в семье


    Психологический климат в семье

      Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....

24 10 2022 12:57:10

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.


    Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

      Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....

23 10 2022 10:44:26

Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»


    Урок по истории Древнего мира по теме «Персидская держава "царя царей"»

      Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....

22 10 2022 2:32:47

Антикоррупционное воспитание в школе (урок по теме "Черви, которые мешают жить")


    Антикоррупционное воспитание в школе (урок по теме "Черви, которые мешают жить")

      Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....

21 10 2022 2:45:40

Профсоюзное движение. История возникновения


    Профсоюзное движение. История возникновения

      Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....

20 10 2022 22:18:59

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей


    Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей

      Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...

19 10 2022 7:48:44

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

18 10 2022 7:55:21

Россия в XVI – XVII веках


    Россия в XVI – XVII веках

      Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....

17 10 2022 20:14:59

Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)


    Самопознание (урок обществознания в 10-м классе)

      Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....

16 10 2022 22:24:47

Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"


    Внеклассное мероприятие по избирательному праву "Ты гражданином быть обязан"

      Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....

15 10 2022 18:42:45

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

      Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

14 10 2022 20:45:48

Урок по методу проектов


    Урок по методу проектов

      Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...

13 10 2022 11:16:20

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

12 10 2022 2:28:45

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

11 10 2022 22:57:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.