Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"
Цели урока:
- Охаpaктеризовать личность Екатерины II, познакомить учащихся с реформами 18 века, показать необходимость развития капиталистических отношений, сравнить политику Екатерины II и предшествующих ей правителей и сделать вывод о роли личности Екатерины II в истории.
- Совершенствовать работу с учебником, документами, умение составлять таблицу, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, развивать логическое мышление, умение общаться, доносить до аудитории информацию, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, устанавливать причины, следствия, связи между историческими явлениями
- Воспитывать на примере Екатерины II – образованнейшей женщины, желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм, гордость за свою Родину.
Оборудование урока: учебник «История России» часть 2, иллюстрации, документы, атлас, карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века», памятки.
Тип урока: изучение нового материала
Форма учебной работы: групповая
Методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- частично – поисковой
- проблемный
Оформление доски
Раздел «Россия во второй половине 18 века»
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
Карта «Экономическое развитие России во второй половине 18 века»
Портрет Екатерины II
Проблемный вопрос по разделу : «Традиционализм или модернизация хаpaктерны для России во второй половине 18 века?»
Проблемный вопрос по теме урока: «Немка на престоле» или Великая государыня?»
Таблица
Модернизация | Традиционализм |
Ход урока
1. Вводное слово учителя
Закончилась эпоха дворцовых переворотов, к власти пришла Екатерина II, которую назовут «Великая», правившая страной с 1762 по 1796г.г. на протяжении 34 лет – целой эпохи, ей будут посвящены несколько уроков
Тема сегодняшнего урока «внутренняя политика Екатерины II»
2. Постановка целей урока учащимися (возможна их запись на доске)
3. Озвучивание проблемных заданий
- на данный конкретный урок (запись на доске)
- на всю тему (запись на доске)
4. Разделение класса на группы, каждой из которой дается пакет документов.
Работа в группах предполагается в течении 8-10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.
На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ на проблемное задание в письменном виде – эссе.
1 группа
Личность Екатерины II
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 61,62
- В.О. Ключевский «Хаpaктер»
- Использовать памятку «Хаpaктеристика исторической личности»
В течение 8-10 минут группа готовит:
- Устное выступление по теме (не более 5 минут)
- На листке ватмана выписывает основные черты хаpaктера Екатерины II
Памятка – алгоритм хаpaктеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
2 группа
Эпоха просвещения
Группа получает задание:
- Прочитать п. 47 стр. 62
- Наказ Екатерины II
- Дополнительные материалы
- Использовать памятку «Умение доказывать»
В течение 8-10 минут группа готовит устное выступление по вопросам
- Идеи, которые свидетельствуют о политике «просвещенного абсолютизма»
- Как вы думаете, что было реальным для пpaктического осуществления, а что утопительно
- На листке ватмана выписывают основные идеи «Наказа»
Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
3 группа
«Золотой век дворянства»
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр.63
- Документ «Жалованная грамота дворянству»
В течение 8-10 минут ответить на вопросы:
- Почему время правления Екатерины II получило название «золотой век дворянства»
- Какую цель Екатерина II преследовала, создавая благоприятные условия жизни для этого слоя населения? (ответ рассчитан на 5 минут)
4 группа
Управление государством
Группа получает задание:
- Прочитать учебник п.47 стр. 62-63
- Познакомиться со схемой «Местное управление во 2 половине 18 века»
В течение 8-10 минут
- Составить схему центральных органов власти при Екатерине II (на ватмане отобразить)
- Ответить на вопрос: какое значение для государства имела реформа управления (ответ рассчитан на 5 минут)
Заключение
- Обсуждение проблемного вопроса и выводы (можно заслушать только одну группу, остальные сдадут письменную работу – эссе.)
- Рефлексия: заполнение таблицы
Знал Узнал Хочу узнать - Оценивание работы учащихся (возможно самими учащимися)
- Комментирование домашнего задания (по выбору)
- п.47
- Подготовка сообщения на тему «Екатерина II как личность»
- Начать заполнение таблицы:
Традиционализм Модернизация
Памятка: как работать в группе
- Предложить учащимся разделиться на группы по способностям.
- Выбрать в группе лидера, который будет координировать работу.
- Группы получают четко сформулированные задания (каждый должен посильно участвовать в решении поставленных задач)
- Стараться включать в задания группам документы. Исторические источники, что позволит выpaбатывать у учащихся навыки работы с ними.
- Представлять различные точки зрения на один и тот же вопрос. Чтобы учить анализировать. Сравнивать и делать выводы.
- Желательно ставить проблемные вопросы, рассчитанные как на отдельный урок, так и на целую тему.
- Для развития коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки предлагается оценивание работы самими учащимися в группе.
Список литературы:
- Буганов В.И., Зырянов П.И. История России конец 17-19 век. Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М.Просвещение.2002
- Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе. М. Владос, 2001
- Ключевский В.О. «О русской истории» М.Просвещение, 1993
- Кочетов Н.С. История России. Конец 17-19 век.10 класс: Поурочные планы по учебнику В.И. Буганова, П.Н. Зырянова. Волгоград: Учитель, 2005
- Мироненко С.В. История Отчества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 – начала 20 века. М. Политиздат, 1991
- Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. К учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец 16-18: 7 класс» (М.: Просвещение) М. Экзамен, 2006.
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
23 09 2023 12:55:12

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
22 09 2023 8:26:22
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
21 09 2023 17:54:15
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
20 09 2023 19:16:17
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
19 09 2023 4:19:23
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
18 09 2023 14:51:41
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
17 09 2023 21:16:19
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
16 09 2023 19:24:39
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
15 09 2023 16:42:40
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов .
...
14 09 2023 5:47:58
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
13 09 2023 0:43:37
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
12 09 2023 23:11:28
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
11 09 2023 23:13:50
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
10 09 2023 13:42:49

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
09 09 2023 12:58:18
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
08 09 2023 3:27:21
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
07 09 2023 16:15:24
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства.
...
06 09 2023 23:14:54
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
05 09 2023 13:34:35
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
04 09 2023 6:48:31
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
03 09 2023 22:46:11
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
02 09 2023 4:33:50
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
01 09 2023 18:36:27
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
31 08 2023 3:50:19
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
30 08 2023 0:17:35
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
29 08 2023 19:45:25
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
28 08 2023 6:59:49
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
27 08 2023 8:31:45
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
26 08 2023 2:57:31
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
25 08 2023 9:49:51
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
24 08 2023 14:15:28
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
23 08 2023 6:29:54
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
22 08 2023 9:15:23

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
21 08 2023 8:50:18
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
20 08 2023 19:33:28
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
19 08 2023 14:44:18
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
18 08 2023 18:49:27
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
17 08 2023 20:46:26
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
16 08 2023 18:31:55
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
15 08 2023 19:24:11
Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое
и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира.
Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point.
Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа.
...
14 08 2023 14:40:32
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
13 08 2023 23:12:43
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
12 08 2023 23:18:25
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
11 08 2023 3:49:10
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
10 08 2023 22:43:18
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
09 08 2023 20:43:23
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
08 08 2023 7:25:23
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
07 08 2023 22:54:24
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
06 08 2023 14:55:12
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
05 08 2023 20:25:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::