Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы
В современной школе наблюдается снижение интереса у учащихся к предмету истории, с помощью приемов формирования исторической эмпатии учитель может активизировать познавательный интерес, показать ребенку, что история – это не только даты и события, но и люди, которые жили, трудились, думали. Тем самым дать возможность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху.
Под исторической эмпатией понимается «способность субъекта «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными» [1, с. 61]. Возможность обучения школьников «вчуствования» в историческую эпоху объясняется тем, что эмпатия рассматривается как составная часть процесса мышления [2]. В зарубежной дидактике важность формирования эмпатии связывается с тем, что она является основой для развития исторического воображения. [3, с. 20]
Одним из приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. [4, с. 62]
Прием персонификация учитель может использовать на уроке при рассмотрении причин, хода, результата какого-либо исторического события, жизни и быта людей в изучаемую эпоху. На таком занятии одни ученики выступают с рассказом от имени исторической личности, задачей остальных ребят является поиск ответов на заранее поставленные учителем вопросы. Для того чтобы провести урок с использованием персонификации, требуется определенная подготовка, которую можно осуществлять в несколько этапов:
- Выбор инициативная группа ребят по подготовке урока (по количеству исторических сюжетов, которые планирует учитель);
- Распределение ролей
- Подготовка текста своего выступления (на основе текста учебника, исторического источника, художественной литературы
- Корректировка текстов выступления учителем
- Подготовка костюмов: на основе учебника и ресурсов Интернет, дополнительной литературы, предложенной учителем и учениками.
Для составления текста выступления учителю необходимо предложить ученику план работы над рассказом.
План:
- Изучи текст учебника (текст параграфа и имеющиеся исторические источники в нем), чтобы представить историческую эпоху, в которой жил герой.
- Выбери имя для своего героя.
- Определи, кем являлся твой герой (его положение в обществе, занятия).
- Попытайся передать настроение, переживания, мысли своего героя, его отношение к описываемым событиям.
Таким образом, использование приема персонификации на уроках истории учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. Кроме того, применяя данный прием на уроках учитель дает возможность ученику самовыразить себя и свои лучшие качества, а значит способствует формированию социально-личностной компетенции.
Рассмотрим использование данного приема на примере урока, проведенного в 6 классе по теме «Причины крестового похода. Первый крестовый поход». Тип данного урока - урок изучения нового материала.
Целью урока являетсяпознакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить причины организации Крестовых походов;
- Рассмотреть ход основных событий первого Крестового похода;
- Определить результат первого крестового похода.
Развивающие:
- Поиск ответов на вопрос путем принятия на себя определенной социальной роли;
- Развитие умения извлекать главное из информационного потока (выделение причин, результатов изучаемого события);
- Применение информационного образовательного ресурса для достижения цели (работа с документом, просмотр фрагмента фильма, работа с учебной и художественной картиной, работа с картой).
Воспитательные: высказывать свое отношение к событиям первого Крестового похода.
Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал (текст исторического источника «Письмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II», «Взятие Иерусалима»), костюмы для персонификации (папы Римского, крупного феодала, рыцаря, 2 костюма крестьянина).
Учебник: Агибалова Е.В. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. – 272 с.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. (4 минуты)
Учитель: Мы выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.
В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. В средневековье этот город играл роль центра, был священным местом. Но еще VI веке эта страна была отобрана у Византии Аpaбами. Участникам похода папа обещал прощение грехов. Походовбудет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых», потому что участники нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Но чтобы массы людей оставили свои дома, семьи, хозяйство и отправились в далекое и опасное путешествие, нужны были веские причины.
Итак, в начале урока нам предстоит выяснить, каковы были причины крестовых походов?
Учитель: Для того чтобы нам определить причины Крестовых походов послушаем участников событий, которые расскажут вам, почему они отправились в поход. Состав участников первого крестового похода был разнообразен: церковь, крупные феодалы, мелкие феодалы (рыцари), крестьяне.
На основе рассказов участников событий, мы будем составлять таблицу: заполним первый столбец, слушая рассказы, вы будете заполнять второй. Затем мы проверим, что у вас получилось
Участники походов |
Их цели |
Церковь |
|
Крупные феодалы |
|
Рыцари |
|
Крестьяне |
|
Учитель: Итак, перенесемся в 1095 год на большой собор в Клермон, где папа Урбан II обратился ко всем собравшимся с речью…
II. Выявление причин Крестовых походов. Выступления учеников. (6 минут)
Речь папы Урбана II в Клермоне. Да побудет души ваши к мужеству деяния ваших предков, доблесть и слава короля Карла Великого и других государей, которые разрушили царство язычников и раздвинули пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, и святые места, которые ими подло оскверняются…Иерусалим – это пуп земли, край плодороднейший…это словно второй рай…Он стремится и жаждет освобождения, не прекращает молиться о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
Выступление крупного феодала: Поход к Иерусалиму – это прекрасный шанс заполучить новые владения и подданных, и обогатиться за счет городов на Востоке.
Выступление рыцаря. У моего отца, рыцаря по происхождению, 10 детей. Я, младший. По нашим законам, мне достался только конь. Поэтому выступить в поход за освобождение Гроба Господня - это очень хороший шанс заполучить поместье и прекратить бродяжническую жизнь.
Выступление крестьянина: Вот уже около 30 лет наше положение очень плохое. Неурожайные годы вызывают голод. В 1086 году голод был очень сильный: приходилось, есть умерших животных, а вместо хлеба виноградные листья. В 1093 году была великая засуха, а в 1094 - пшеница так и не вызрела. И никто не освобождает нас от феодальных повинностей. Мы должны выступить в поход, может на чужбине, мы найдем счастье.
Примерный вариант ответов учащихся:
Участники походов |
Их цели |
Церковь |
Освобождение гроба Господня от неверных |
Крупные феодалы |
Захват новых владений и подданных; |
Рыцари |
Получение земельных владений; |
Крестьяне |
Избавление от тяжелых условий жизни |
Учитель: А теперь возьмите красный и синий карандаш. Красным отметьте личные причины, а синим религиозные.
Проверка задания: главным итогом данного задания должен стать вывод учащихся о том, что каждый участник похода шел по личной инициативе – с целью обогащения. Значит и церковь преследовала такие цели - далее следует в таблице, в графе церковь следует дописать: увеличение доходов, расширение влияния римского папы на Восток
III. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход бедняков. (8 минут)
Учитель: (по ходу рассказа необходимо показывать путь движения крестоносцев по карте, при этом можно использовать прием «оживления карты»). После призыва папы Урбана II освободить гроб Господень к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные ряды бедняков. Они соединялись в 5-6 отрядов, насчитывающих 60-70 тысяч человек.
Записываем в тетрадь: 1096 год – поход бедняков к Иерусалиму.
С каким настроением люди шли в бой? Об этом нам расскажет участник событий…
Выступление бедняка 1: Здесь были люди всех возрастов: старики, юноши и даже мальчики. Во главе каждого отряда был проповедник. Несмотря на то, что мы ничего не понимали в том, как вести бой. Мы подковали быков, запрягли их в тележки и, взяли с собой всю свою семью и отправились в путь…
Ответ на вопрос.
Учитель: Беднякам предстояло преодолеть огромное расстояние. Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"
Давайте, посмотрим на средневековую миниатюру «Беднота следует к Иерусалиму»? Как было вооружено войско?
Работа с миниатюрой «беднота следует к Иерусалиму». Учащиеся делают вывод о плохом вооружении бедняков.
Учитель: Как преодолевали этот путь толпы бедняков? Узнаем из воспоминаний одного из участников данных событий.
Выступление бедняка 2: У нас не было продовольствия, мы питались за счет населения, которое грабили. Я слышал, что в Венгерском королевстве, был уничтожен целый отряд. Но мы должны были идти… И вот мы добрались до Константинополя голодные и уставшие. Таких богатств мы еще не видели, поэтому многие принялись грабить и поджигать дома. Затем нас поспешили переправить через пролив и там…в первом же бою, мы были разбиты турками. Погибло очень много человек, если бы сложить в одну кучу, все тела погибших, то образовалась нечто вроде высокой горы.
Обсуждение: ответ на поставленные вопросы
Учитель: Итак, поход бедноты закончился неудачей. Лишь немногим удалось спасти. Почему поход бедняков имел такой результат? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на миниатюру «Разгром бедноты турками в Малой Азии»? Что изображено на данной миниатюре? Сравните вооружение.
Учащиеся делают вывод не только о плохом вооружении отрядов бедняков, но и отсутствии навыков и знаний ведения боя.
Вспоминая цели, которые ставили перед собой бедняки, определите, достигли ли они их?
Обсуждение. Запись в тетради: поход бедняков закончился неудачно.
IV. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход феодалов. (20 минут)
Учитель: Осенью 1095 года вслед за бедняками отправляются феодалы.
Задание: Определите по карте на странице 136-137 учебника, из каких стран отправляются отряды крестоносцев?
Ответ учащихся.
Посмотрим, как выглядели участники похода? Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
Работа с учебной картиной: Анализ вооружения рыцарей и феодалов.
- Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
- Какой вид оружия имеется у крестоносцев?
Учитель: По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. В конце мая 1097 года крестоносцы достигли Антиохии. В октябре 1097 года крестоносцы осадили ее, но взять Антиохию удалось лишь в июне. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изображению города.
Работа с иллюстрацией. Вывод учеников: Антиохия - хорошо укрепленный город.
Познакомимся с событиями лета 1098 года, прочитав документ.
Работа с документом: Приложение 1
Обсуждение вопросов.
Учитель: Итак, Антиохия была взята, но главная цель не достигнута. Пересекая Азию в разгар лета, воины шли к Иерусалиму…
Запись в тетради: лето 1098 год – взятие Антиохии
Выступление рыцаря: Изнемогая от усталости, жары и жажды мы шли…к своей цели – к городу Иерусалиму. На нас постоянно нападали турки не щадя никого: ни женщин, ни детей, которых мы взяли с собой. Но все же главным нашим врагом стал недостаток воды. В один день умерли в муках жажды около 500 человек обоего пола. Погибали животные… Мужчины, ослабевшие от жажды, бродили с открытым ртом, чтобы вдыхать воздух… Но мы дошли до Иерусалима, был вторник 12 июля 1098 года…
Учитель: Какие трудности во время похода испытывали крестоносцы?
Перед нами картина «Страдание от жажды». В каких красках передает нам автор картины события 1098 года? Какие чувства вызывает у вас данная картина?
Работа с художественной картиной: описание картины «Страдание от жажды».
Учитель: Итак, в июне 1098 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима, который находился во власти египетского халифа. Город был снабжен всем необходимым, чтобы выдержать осаду, его охрана была поручена сильному гарнизону.
I вариант: Как же дальше развивались события, узнаем, посмотрев фильм.
Просмотр отрывка из фильма BBC «Крестоносцы. Часть 2».
Обсуждение событий, происходивших в Иерусалиме:
Вопросы:
- С какими трудностями пришлось столкнуться крестоносцам, подойдя к стенам Иерусалима?
- Каким образом крестоносцем удалось взять Иерусалим?
- Как вели себя крестоносцы в захваченном городе?
II вариант: работа с документом «Взятие Иерусалима». Приложение 2
Учитель: Крестоносцы не пощадили ни женщин, ни малюток. Разбредаясь по домам горожан, захватывали все, что в них находилось, подчинили Иерусалим.
V. Поведение итогов урока (6 минут)
Учитель: Итогом первого крестового похода стало то, что на узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. По карте на странице 136-137 учебника, определите, какие это были государства. Работа с картой. Обмен мнениями. Запись в тетради итогов первого крестового похода:
- Лето 1099 год – взятие Иерусалима
- Образование государств крестоносцев.
Учитель: Была ли выполнена цель, которую ставила перед людьми церковь?
Какими средствами они действовали на Востоке? Как первый крестовый поход отразился на положении местного населения?
VI. Выставление оценок за работу на уроке: Организация домашнего задания (1 минута): параграф 16;
- На оценку «три»: ответить письменно на вопрос «Чем были вызваны Крестовые походы? На что рассчитывали при этом церковь, феодалы, купцы, крестьяне?»
- На оценку «четыре»: ответить письменно на вопрос «Почему не короли, а именно католическая церковь стала организатором этих походов?»
- На оценку «пять» - ответить письменно на вопрос «Крестоносцы, испытывавшие религиозный подъем, проявили при этом страшную жадность и жестокость. Как вы можете это объяснить?
Список сносок.
- Ерохина М.С. Формирование эмпатии на школьных уроках // Преподавание истории школе. - 2004. №5. С.61-64.
- Cooper H. History thinking and cognitive development // Teaching History /edited by Hilary Bourdillon. - London, 2003.
- Никол Дж. Ремесло учителя истории. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2001.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.
При подготовке урока использованы материалы:
- Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся 6 класса. М.: Просвещение, 1999. – 240 с.
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V – XV века). Часть I. М., 1980.
- http://school-collection.edu.ru
- Видео: BBC. Крестовые походы. Часть 2.
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
18 03 2024 8:12:32
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
17 03 2024 3:46:13
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
16 03 2024 0:13:48
Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
15 03 2024 10:29:20
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
14 03 2024 13:12:33
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
13 03 2024 18:18:43
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
12 03 2024 2:28:33
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
11 03 2024 21:15:37
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
10 03 2024 8:58:59
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
09 03 2024 18:35:10
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
08 03 2024 10:53:16
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
07 03 2024 0:31:13
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
06 03 2024 7:56:46
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
05 03 2024 3:22:44
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
04 03 2024 8:28:38
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...
03 03 2024 19:53:38
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
02 03 2024 22:44:17
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
01 03 2024 13:49:30
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
29 02 2024 9:17:59
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
28 02 2024 21:56:42
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
27 02 2024 3:49:20
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
26 02 2024 14:36:47
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
25 02 2024 10:46:13
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе. ...
24 02 2024 4:28:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
23 02 2024 9:23:41
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...
22 02 2024 13:42:12
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
21 02 2024 2:17:53
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
20 02 2024 10:13:21
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
19 02 2024 20:39:38
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
18 02 2024 23:48:45
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
17 02 2024 19:45:19
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
16 02 2024 12:24:25
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
15 02 2024 5:36:18
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
14 02 2024 3:40:45
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
13 02 2024 14:12:52
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
12 02 2024 2:49:20
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
11 02 2024 6:22:49
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
10 02 2024 15:25:40
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
09 02 2024 13:42:23
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
08 02 2024 8:29:36
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
07 02 2024 4:13:57
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
06 02 2024 19:44:10
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
05 02 2024 16:45:52
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
04 02 2024 2:27:23
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
03 02 2024 8:41:57
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
02 02 2024 16:24:40
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
01 02 2024 7:16:24
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
31 01 2024 4:58:18
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...
30 01 2024 8:34:43
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
29 01 2024 21:41:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::