Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы
В современной школе наблюдается снижение интереса у учащихся к предмету истории, с помощью приемов формирования исторической эмпатии учитель может активизировать познавательный интерес, показать ребенку, что история – это не только даты и события, но и люди, которые жили, трудились, думали. Тем самым дать возможность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху.
Под исторической эмпатией понимается «способность субъекта «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными» [1, с. 61]. Возможность обучения школьников «вчуствования» в историческую эпоху объясняется тем, что эмпатия рассматривается как составная часть процесса мышления [2]. В зарубежной дидактике важность формирования эмпатии связывается с тем, что она является основой для развития исторического воображения. [3, с. 20]
Одним из приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. [4, с. 62]
Прием персонификация учитель может использовать на уроке при рассмотрении причин, хода, результата какого-либо исторического события, жизни и быта людей в изучаемую эпоху. На таком занятии одни ученики выступают с рассказом от имени исторической личности, задачей остальных ребят является поиск ответов на заранее поставленные учителем вопросы. Для того чтобы провести урок с использованием персонификации, требуется определенная подготовка, которую можно осуществлять в несколько этапов:
- Выбор инициативная группа ребят по подготовке урока (по количеству исторических сюжетов, которые планирует учитель);
- Распределение ролей
- Подготовка текста своего выступления (на основе текста учебника, исторического источника, художественной литературы
- Корректировка текстов выступления учителем
- Подготовка костюмов: на основе учебника и ресурсов Интернет, дополнительной литературы, предложенной учителем и учениками.
Для составления текста выступления учителю необходимо предложить ученику план работы над рассказом.
План:
- Изучи текст учебника (текст параграфа и имеющиеся исторические источники в нем), чтобы представить историческую эпоху, в которой жил герой.
- Выбери имя для своего героя.
- Определи, кем являлся твой герой (его положение в обществе, занятия).
- Попытайся передать настроение, переживания, мысли своего героя, его отношение к описываемым событиям.
Таким образом, использование приема персонификации на уроках истории учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. Кроме того, применяя данный прием на уроках учитель дает возможность ученику самовыразить себя и свои лучшие качества, а значит способствует формированию социально-личностной компетенции.
Рассмотрим использование данного приема на примере урока, проведенного в 6 классе по теме «Причины крестового похода. Первый крестовый поход». Тип данного урока - урок изучения нового материала.
Целью урока являетсяпознакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить причины организации Крестовых походов;
- Рассмотреть ход основных событий первого Крестового похода;
- Определить результат первого крестового похода.
Развивающие:
- Поиск ответов на вопрос путем принятия на себя определенной социальной роли;
- Развитие умения извлекать главное из информационного потока (выделение причин, результатов изучаемого события);
- Применение информационного образовательного ресурса для достижения цели (работа с документом, просмотр фрагмента фильма, работа с учебной и художественной картиной, работа с картой).
Воспитательные: высказывать свое отношение к событиям первого Крестового похода.
Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал (текст исторического источника «Письмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II», «Взятие Иерусалима»), костюмы для персонификации (папы Римского, крупного феодала, рыцаря, 2 костюма крестьянина).
Учебник: Агибалова Е.В. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. – 272 с.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. (4 минуты)
Учитель: Мы выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.
В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. В средневековье этот город играл роль центра, был священным местом. Но еще VI веке эта страна была отобрана у Византии Аpaбами. Участникам похода папа обещал прощение грехов. Походовбудет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых», потому что участники нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Но чтобы массы людей оставили свои дома, семьи, хозяйство и отправились в далекое и опасное путешествие, нужны были веские причины.
Итак, в начале урока нам предстоит выяснить, каковы были причины крестовых походов?
Учитель: Для того чтобы нам определить причины Крестовых походов послушаем участников событий, которые расскажут вам, почему они отправились в поход. Состав участников первого крестового похода был разнообразен: церковь, крупные феодалы, мелкие феодалы (рыцари), крестьяне.
На основе рассказов участников событий, мы будем составлять таблицу: заполним первый столбец, слушая рассказы, вы будете заполнять второй. Затем мы проверим, что у вас получилось
Участники походов |
Их цели |
Церковь |
|
Крупные феодалы |
|
Рыцари |
|
Крестьяне |
|
Учитель: Итак, перенесемся в 1095 год на большой собор в Клермон, где папа Урбан II обратился ко всем собравшимся с речью…
II. Выявление причин Крестовых походов. Выступления учеников. (6 минут)
Речь папы Урбана II в Клермоне. Да побудет души ваши к мужеству деяния ваших предков, доблесть и слава короля Карла Великого и других государей, которые разрушили царство язычников и раздвинули пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, и святые места, которые ими подло оскверняются…Иерусалим – это пуп земли, край плодороднейший…это словно второй рай…Он стремится и жаждет освобождения, не прекращает молиться о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
Выступление крупного феодала: Поход к Иерусалиму – это прекрасный шанс заполучить новые владения и подданных, и обогатиться за счет городов на Востоке.
Выступление рыцаря. У моего отца, рыцаря по происхождению, 10 детей. Я, младший. По нашим законам, мне достался только конь. Поэтому выступить в поход за освобождение Гроба Господня - это очень хороший шанс заполучить поместье и прекратить бродяжническую жизнь.
Выступление крестьянина: Вот уже около 30 лет наше положение очень плохое. Неурожайные годы вызывают голод. В 1086 году голод был очень сильный: приходилось, есть умерших животных, а вместо хлеба виноградные листья. В 1093 году была великая засуха, а в 1094 - пшеница так и не вызрела. И никто не освобождает нас от феодальных повинностей. Мы должны выступить в поход, может на чужбине, мы найдем счастье.
Примерный вариант ответов учащихся:
Участники походов |
Их цели |
Церковь |
Освобождение гроба Господня от неверных |
Крупные феодалы |
Захват новых владений и подданных; |
Рыцари |
Получение земельных владений; |
Крестьяне |
Избавление от тяжелых условий жизни |
Учитель: А теперь возьмите красный и синий карандаш. Красным отметьте личные причины, а синим религиозные.
Проверка задания: главным итогом данного задания должен стать вывод учащихся о том, что каждый участник похода шел по личной инициативе – с целью обогащения. Значит и церковь преследовала такие цели - далее следует в таблице, в графе церковь следует дописать: увеличение доходов, расширение влияния римского папы на Восток
III. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход бедняков. (8 минут)
Учитель: (по ходу рассказа необходимо показывать путь движения крестоносцев по карте, при этом можно использовать прием «оживления карты»). После призыва папы Урбана II освободить гроб Господень к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные ряды бедняков. Они соединялись в 5-6 отрядов, насчитывающих 60-70 тысяч человек.
Записываем в тетрадь: 1096 год – поход бедняков к Иерусалиму.
С каким настроением люди шли в бой? Об этом нам расскажет участник событий…
Выступление бедняка 1: Здесь были люди всех возрастов: старики, юноши и даже мальчики. Во главе каждого отряда был проповедник. Несмотря на то, что мы ничего не понимали в том, как вести бой. Мы подковали быков, запрягли их в тележки и, взяли с собой всю свою семью и отправились в путь…
Ответ на вопрос.
Учитель: Беднякам предстояло преодолеть огромное расстояние. Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"
Давайте, посмотрим на средневековую миниатюру «Беднота следует к Иерусалиму»? Как было вооружено войско?
Работа с миниатюрой «беднота следует к Иерусалиму». Учащиеся делают вывод о плохом вооружении бедняков.
Учитель: Как преодолевали этот путь толпы бедняков? Узнаем из воспоминаний одного из участников данных событий.
Выступление бедняка 2: У нас не было продовольствия, мы питались за счет населения, которое грабили. Я слышал, что в Венгерском королевстве, был уничтожен целый отряд. Но мы должны были идти… И вот мы добрались до Константинополя голодные и уставшие. Таких богатств мы еще не видели, поэтому многие принялись грабить и поджигать дома. Затем нас поспешили переправить через пролив и там…в первом же бою, мы были разбиты турками. Погибло очень много человек, если бы сложить в одну кучу, все тела погибших, то образовалась нечто вроде высокой горы.
Обсуждение: ответ на поставленные вопросы
Учитель: Итак, поход бедноты закончился неудачей. Лишь немногим удалось спасти. Почему поход бедняков имел такой результат? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на миниатюру «Разгром бедноты турками в Малой Азии»? Что изображено на данной миниатюре? Сравните вооружение.
Учащиеся делают вывод не только о плохом вооружении отрядов бедняков, но и отсутствии навыков и знаний ведения боя.
Вспоминая цели, которые ставили перед собой бедняки, определите, достигли ли они их?
Обсуждение. Запись в тетради: поход бедняков закончился неудачно.
IV. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход феодалов. (20 минут)
Учитель: Осенью 1095 года вслед за бедняками отправляются феодалы.
Задание: Определите по карте на странице 136-137 учебника, из каких стран отправляются отряды крестоносцев?
Ответ учащихся.
Посмотрим, как выглядели участники похода? Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
Работа с учебной картиной: Анализ вооружения рыцарей и феодалов.
- Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
- Какой вид оружия имеется у крестоносцев?
Учитель: По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. В конце мая 1097 года крестоносцы достигли Антиохии. В октябре 1097 года крестоносцы осадили ее, но взять Антиохию удалось лишь в июне. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изображению города.
Работа с иллюстрацией. Вывод учеников: Антиохия - хорошо укрепленный город.
Познакомимся с событиями лета 1098 года, прочитав документ.
Работа с документом: Приложение 1
Обсуждение вопросов.
Учитель: Итак, Антиохия была взята, но главная цель не достигнута. Пересекая Азию в разгар лета, воины шли к Иерусалиму…
Запись в тетради: лето 1098 год – взятие Антиохии
Выступление рыцаря: Изнемогая от усталости, жары и жажды мы шли…к своей цели – к городу Иерусалиму. На нас постоянно нападали турки не щадя никого: ни женщин, ни детей, которых мы взяли с собой. Но все же главным нашим врагом стал недостаток воды. В один день умерли в муках жажды около 500 человек обоего пола. Погибали животные… Мужчины, ослабевшие от жажды, бродили с открытым ртом, чтобы вдыхать воздух… Но мы дошли до Иерусалима, был вторник 12 июля 1098 года…
Учитель: Какие трудности во время похода испытывали крестоносцы?
Перед нами картина «Страдание от жажды». В каких красках передает нам автор картины события 1098 года? Какие чувства вызывает у вас данная картина?
Работа с художественной картиной: описание картины «Страдание от жажды».
Учитель: Итак, в июне 1098 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима, который находился во власти египетского халифа. Город был снабжен всем необходимым, чтобы выдержать осаду, его охрана была поручена сильному гарнизону.
I вариант: Как же дальше развивались события, узнаем, посмотрев фильм.
Просмотр отрывка из фильма BBC «Крестоносцы. Часть 2».
Обсуждение событий, происходивших в Иерусалиме:
Вопросы:
- С какими трудностями пришлось столкнуться крестоносцам, подойдя к стенам Иерусалима?
- Каким образом крестоносцем удалось взять Иерусалим?
- Как вели себя крестоносцы в захваченном городе?
II вариант: работа с документом «Взятие Иерусалима». Приложение 2
Учитель: Крестоносцы не пощадили ни женщин, ни малюток. Разбредаясь по домам горожан, захватывали все, что в них находилось, подчинили Иерусалим.
V. Поведение итогов урока (6 минут)
Учитель: Итогом первого крестового похода стало то, что на узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. По карте на странице 136-137 учебника, определите, какие это были государства. Работа с картой. Обмен мнениями. Запись в тетради итогов первого крестового похода:
- Лето 1099 год – взятие Иерусалима
- Образование государств крестоносцев.
Учитель: Была ли выполнена цель, которую ставила перед людьми церковь?
Какими средствами они действовали на Востоке? Как первый крестовый поход отразился на положении местного населения?
VI. Выставление оценок за работу на уроке: Организация домашнего задания (1 минута): параграф 16;
- На оценку «три»: ответить письменно на вопрос «Чем были вызваны Крестовые походы? На что рассчитывали при этом церковь, феодалы, купцы, крестьяне?»
- На оценку «четыре»: ответить письменно на вопрос «Почему не короли, а именно католическая церковь стала организатором этих походов?»
- На оценку «пять» - ответить письменно на вопрос «Крестоносцы, испытывавшие религиозный подъем, проявили при этом страшную жадность и жестокость. Как вы можете это объяснить?
Список сносок.
- Ерохина М.С. Формирование эмпатии на школьных уроках // Преподавание истории школе. - 2004. №5. С.61-64.
- Cooper H. History thinking and cognitive development // Teaching History /edited by Hilary Bourdillon. - London, 2003.
- Никол Дж. Ремесло учителя истории. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2001.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.
При подготовке урока использованы материалы:
- Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся 6 класса. М.: Просвещение, 1999. – 240 с.
- Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V – XV века). Часть I. М., 1980.
- http://school-collection.edu.ru
- Видео: BBC. Крестовые походы. Часть 2.
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
03 10 2023 21:36:33
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
02 10 2023 15:17:45
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
01 10 2023 11:53:40
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
30 09 2023 8:13:45
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
29 09 2023 7:12:44
Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....
28 09 2023 20:48:14
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
27 09 2023 1:44:48
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
26 09 2023 18:52:39

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
25 09 2023 16:10:19
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
24 09 2023 12:28:53
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
23 09 2023 9:33:44

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
22 09 2023 11:10:47
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
21 09 2023 23:23:23
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
20 09 2023 2:37:58
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
19 09 2023 19:27:45
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
18 09 2023 12:22:22
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
17 09 2023 8:47:56
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
16 09 2023 13:38:42
Урок с использованием мультимедиа-технологий позволяет учащимся приобщиться к культурным ценностям страны: не только совершить экскурсию по залам Третьяковской галереи, но и попробовать себя в роли искусствоведов, погрузиться в мир театра XIX века....
15 09 2023 4:27:11
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
14 09 2023 8:29:40
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 09 2023 22:50:54
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
12 09 2023 13:43:39
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
11 09 2023 14:44:45
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
10 09 2023 11:10:23
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
09 09 2023 5:37:53
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
08 09 2023 17:45:33
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
07 09 2023 7:26:51

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
06 09 2023 15:43:37
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
05 09 2023 12:56:12
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
04 09 2023 20:57:58
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
03 09 2023 2:38:39
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
02 09 2023 17:18:10
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
01 09 2023 18:29:30

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
31 08 2023 14:18:26
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
30 08 2023 9:56:15
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
29 08 2023 1:40:15
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
28 08 2023 7:51:24
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
27 08 2023 7:26:31
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
26 08 2023 13:44:53
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
25 08 2023 14:42:58
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
24 08 2023 2:22:28

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
23 08 2023 14:20:54
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
22 08 2023 23:53:20
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
21 08 2023 8:27:27
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
20 08 2023 4:32:38
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
19 08 2023 6:47:44
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
18 08 2023 19:28:36
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
17 08 2023 22:11:22
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
16 08 2023 21:12:39
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
15 08 2023 0:17:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::