Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс
Цели:
- формирование у школьников представлений об особенностях образования и науки времён Петра;
- развитие у школьников способности видеть причинно-следственные и хронологические связи, делать умовыводы и умозаключения;
- содействие формированию у учащихся нравственного качеств личности, интереса к процессу познания;
- формирование коммуникативных качеств личности подростка.
Задачи:
- создать условия для осознания учащимися эпохи, отражённой в уроке;
- способствовать усвоению учащимися знаний об образовании и науке времён Петра I;
- развивать умения видеть причинно-следственные и хронологические связи;
- организовать развитие навыков исследовательской деятельности;
- содействовать развитию индивидуальных возможностей и способностей детей.
Средства:
- Учебное пособие “История России. Конец XVI – XVIII век” \ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2005 г.
- Копии указов Петра I
- Карта “Россия в XVII по 60-е гг. XVIII.
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемые ответы |
Звучит музыка. - Здравствуйте, все сидят на своих местах и готовы изучать историю. Сегодня к нам на урок придут гости, встречайте. Учащиеся исполняют сценку “Не хочу учиться…” Благодарим наших гостей и просим занять места в классе. Сегодня вместе со мной вас будет экзаменовать сам царь Пётр Алексеевич. |
- садятся в группы по 3 человека - смотрят сценку. Учащийся, исполняющий роль Петра, остаётся сидеть на троне. |
|
Учитель задаёт вопросы учащимся: - Какая эпоха отражена в сценке? - Это какой век? - Какая основная мысль заложена в сценке? - Какая будет тема урока? - Что такое образование? - Образование – это какая ценность? - В какую сферу входят духовные ценности? - Что такое культура? - О чём мы сегодня узнаем? Учитель открывает тему урока, записанную на доске “Образование и наука в эпоху Петра” Что добавлено к теме урока? - Что такое наука? - Так какая задача на урок? |
Беседа учителя с учащимися. | Эпоха времён Петра I. Начало XVIII в. Образование в эпоху Петра I. Тема урока “Образование в эпоху Петра” Образование – это особая деятельность человека направленная на преобразование сознания. Духовная. Культура. Культура – это способности и возможности человека, выраженные в материальных и духовных ценностях. Об образовании времён Петра I. Наука Наука – это особая деятельность человека направленная на преобразования природы, общества, сознания. Узнать об образовании и науке времён Петра I. |
Учитель обращается к школьникам: - Я предлагаю девиз урока, пословица - “Красна птица перьем, а человек учением”, т.е сегодня вы сможете стать чуть красивее духовно именно благодаря тому, что сегодня узнаете, тому научитесь. Каждый правильный вопрос и ответ будет оценен. 5 получит комaнда, которая будет активной в работе, сможет получить 10 и более баллов. Лучший же получит от его величества особый приз. |
Слушают учителя. | |
Что бы узнать об образовании времён Петра I, я предлагаю вам погрузиться в эпоху того времени через исследование указов царя. На выполнение задания 2 минуты. | Работают с раздаточным
материалом (Приложение) Указ, его величества царя всея Руси Петра Алексеевича “Величайшее повелеваю, открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, а ток мо медицинское училище и школу для толмачей (переводчиков)…” “Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в бpaк тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…” “…Надобно исправить азбуку. Буквы почёркнутые мною не употрeбллять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…” “Во первых и паче всего, должны выпускать газету начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…” “…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. Год 1714…” “Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…” |
Составляют по одному вопросу –
суждения. Почему царь приказал открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, медицинское училище и школу для переводчиков? Почему было запрещено венчать дворян не окончивших школу? Почему Пётр I приказал исправить азбуку? Почему царь приказал выпускать газету? Почему Пётр I приказал открыть музей? Почему царь приказал открыть библиотеку? |
Теперь давайте обсудим то, что
прочитали. Прочитайте вслух и задайте другим
комaндам вопрос. (В ходе обсуждения указов учитель вывешивает на доску основные понятия по теме образование). Мы закончили обсуждение и давайте попробуем сделать вывод об особенностях образования в эпоху Петра I. Довольны ли вы ответами Пётр Алексеевич? |
Идёт обсуждение указов. Делают вывод. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. |
Понятия: профессиональная школа,
библиотека, музей, государственная политика,
азбука, газета, книги, свидетельство об
образовании. Образование было важно для государства, оно являлось государственной политикой так как сам царь был заинтересован в увеличении грамотных людей в России. Образование имело пpaктический смысл, так как школы выпускали узких специалистов… А не пропало ли сейчас моё дело? |
Физическая минутка для учащихся |
||
О чём сейчас нужно поговорить? Сейчас важно будет совместить мыслительную активность и физическую. Проведём эстафету. Откройте параграф 18, 2 часть, стр. 137. Вам необходимо найти и записать на доску научные открытия и достижения времён Петра. Теперь в группах определите в какой научной области были сделаны открытия. |
Отвечают. Находят ответ на вопрос в учебнике и записывают на доску. Работают в группах. |
О науке. Ботанический сад, хирургические инструменты, месторождение медных руд, минеральные лечебные воды, месторождение каменного и бурого угля, карта Каспийского моря, Навигацкая школа, обсерватория, карта звёздного неба, математические знания, токарный станок, подводная лодка. |
Учитель задаёт вопросы: Обоснуйте, почему именно эти науки нужно было развивать? Довольны ли вы ответами отроков, царь батюшка? |
Отвечают на вопрос. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. |
Имели пpaктическое значение, выводили Россию на мировой уровень, способствовали развитию научного потенциала, нужны были свои специалисты… |
Заключение: - Что бы вы хотели спросить у отроков? Кто же вам сегодня особо приглянулся? Спасибо большое, царь батюшка Пётр Алексеевич. Так верна ли пословица “Красна птица перьем, а человек учением”. А вам по великому повелению, необходимо сделать то, что он повелевает. |
Царь обращается к классу. Ответы учащихся, делают умозаключение об образовании и науке в эпоху Петра. Царь обращается к классу. Подводятся итоги по количеству балов. Царь вручает грамоту особо отличившемуся школьнику. Обсуждают. |
А важное ли дело я делал? Смотрю я на вас, молодцы, продолжаете дело царя батюшки. А давайте ка посмотрим, кто у нас сегодня самый лучший. Не забывайте, что мастера мне нужны, а ток мо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться. |
Выставляются оценки,
записывается домашнее задание. Продолжить исследование эпохи Петра дома, на документах параграфа страница 144-145, ответить на вопросы 1 и3. приготовиться к обобщающему брей – рингу. |
Записывают домашнее задание. |
Использованная литература
1. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России XV–XVIII в. ” М., “Просвещение”, 2004 г.
2. И.Я. Лернер “Задания для самостоятельной работы по истории” М., “Просвещение”, 1988 г.
3. М.Н. Назаренко “Истрия России 7-й кл. Поурочные планы” в 2-х частях. Волгоград, “Учитель”, 2003 г.
4. Юности честное зерцало. Репринтное издание 1985 г.
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
10 12 2023 8:25:31
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
09 12 2023 23:35:33
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 12 2023 0:36:52
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
07 12 2023 16:28:50
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
06 12 2023 9:47:16
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения....
05 12 2023 21:41:24
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
04 12 2023 14:13:34
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
03 12 2023 17:10:55
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
02 12 2023 15:51:32
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
01 12 2023 1:56:10
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
30 11 2023 12:19:34
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
29 11 2023 20:56:36
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
28 11 2023 11:14:41
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
27 11 2023 9:15:27
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
26 11 2023 21:18:30
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
25 11 2023 3:23:48
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
24 11 2023 8:56:12
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
23 11 2023 19:54:12
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
22 11 2023 23:48:49

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
21 11 2023 7:48:26
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
20 11 2023 23:42:53
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
19 11 2023 4:41:22
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
18 11 2023 10:25:35
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
17 11 2023 16:43:38
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
16 11 2023 22:40:39
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
15 11 2023 15:12:34
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
14 11 2023 20:31:57
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
13 11 2023 23:17:20
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
12 11 2023 6:52:26
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
11 11 2023 19:28:53

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
10 11 2023 5:46:22
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
09 11 2023 0:39:40
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
08 11 2023 7:17:10
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
07 11 2023 13:22:37
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
06 11 2023 2:50:47
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
05 11 2023 6:40:48
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
04 11 2023 9:47:51
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
03 11 2023 7:54:59

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
02 11 2023 22:27:31
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
01 11 2023 6:55:27
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
31 10 2023 20:45:39
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
30 10 2023 11:27:17
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
29 10 2023 13:41:51
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
28 10 2023 2:48:29
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
27 10 2023 7:39:15

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
26 10 2023 13:39:25
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
25 10 2023 12:51:24
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
24 10 2023 17:24:47
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
23 10 2023 14:57:42
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
22 10 2023 9:28:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::