Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс
Цели:
- формирование у школьников представлений об особенностях образования и науки времён Петра;
- развитие у школьников способности видеть причинно-следственные и хронологические связи, делать умовыводы и умозаключения;
- содействие формированию у учащихся нравственного качеств личности, интереса к процессу познания;
- формирование коммуникативных качеств личности подростка.
Задачи:
- создать условия для осознания учащимися эпохи, отражённой в уроке;
- способствовать усвоению учащимися знаний об образовании и науке времён Петра I;
- развивать умения видеть причинно-следственные и хронологические связи;
- организовать развитие навыков исследовательской деятельности;
- содействовать развитию индивидуальных возможностей и способностей детей.
Средства:
- Учебное пособие “История России. Конец XVI – XVIII век” \ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2005 г.
- Копии указов Петра I
- Карта “Россия в XVII по 60-е гг. XVIII.
Сценарий урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предполагаемые ответы |
Звучит музыка. - Здравствуйте, все сидят на своих местах и готовы изучать историю. Сегодня к нам на урок придут гости, встречайте. Учащиеся исполняют сценку “Не хочу учиться…” Благодарим наших гостей и просим занять места в классе. Сегодня вместе со мной вас будет экзаменовать сам царь Пётр Алексеевич. |
- садятся в группы по 3 человека - смотрят сценку. Учащийся, исполняющий роль Петра, остаётся сидеть на троне. |
|
Учитель задаёт вопросы учащимся: - Какая эпоха отражена в сценке? - Это какой век? - Какая основная мысль заложена в сценке? - Какая будет тема урока? - Что такое образование? - Образование – это какая ценность? - В какую сферу входят духовные ценности? - Что такое культура? - О чём мы сегодня узнаем? Учитель открывает тему урока, записанную на доске “Образование и наука в эпоху Петра” Что добавлено к теме урока? - Что такое наука? - Так какая задача на урок? |
Беседа учителя с учащимися. | Эпоха времён Петра I. Начало XVIII в. Образование в эпоху Петра I. Тема урока “Образование в эпоху Петра” Образование – это особая деятельность человека направленная на преобразование сознания. Духовная. Культура. Культура – это способности и возможности человека, выраженные в материальных и духовных ценностях. Об образовании времён Петра I. Наука Наука – это особая деятельность человека направленная на преобразования природы, общества, сознания. Узнать об образовании и науке времён Петра I. |
Учитель обращается к школьникам: - Я предлагаю девиз урока, пословица - “Красна птица перьем, а человек учением”, т.е сегодня вы сможете стать чуть красивее духовно именно благодаря тому, что сегодня узнаете, тому научитесь. Каждый правильный вопрос и ответ будет оценен. 5 получит комaнда, которая будет активной в работе, сможет получить 10 и более баллов. Лучший же получит от его величества особый приз. |
Слушают учителя. | |
Что бы узнать об образовании времён Петра I, я предлагаю вам погрузиться в эпоху того времени через исследование указов царя. На выполнение задания 2 минуты. | Работают с раздаточным
материалом (Приложение) Указ, его величества царя всея Руси Петра Алексеевича “Величайшее повелеваю, открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, а ток мо медицинское училище и школу для толмачей (переводчиков)…” “Величайшее повелеваю, запретить священникам давать разрешение вступать в бpaк тем дворянам, которые не имеют свидетельства об образовании, яке грамоте не обучены…” “…Надобно исправить азбуку. Буквы почёркнутые мною не употрeбллять. Семи литерами печатать художественные и мануфактурные книги…” “Во первых и паче всего, должны выпускать газету начиная с 1703 года. Надобно что бы газета занятною была…” “…Ток мо требую найти помещение для редкостей и различных коллекций. Назвать Кунсткамерой. Год 1714…” “Повелеваю открыть хранилище книг – библиотеку в Петербурге. Всякий со своим интересом может её посещать…” |
Составляют по одному вопросу –
суждения. Почему царь приказал открыть навигационную, артиллерийскую, инженерные школы, медицинское училище и школу для переводчиков? Почему было запрещено венчать дворян не окончивших школу? Почему Пётр I приказал исправить азбуку? Почему царь приказал выпускать газету? Почему Пётр I приказал открыть музей? Почему царь приказал открыть библиотеку? |
Теперь давайте обсудим то, что
прочитали. Прочитайте вслух и задайте другим
комaндам вопрос. (В ходе обсуждения указов учитель вывешивает на доску основные понятия по теме образование). Мы закончили обсуждение и давайте попробуем сделать вывод об особенностях образования в эпоху Петра I. Довольны ли вы ответами Пётр Алексеевич? |
Идёт обсуждение указов. Делают вывод. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. |
Понятия: профессиональная школа,
библиотека, музей, государственная политика,
азбука, газета, книги, свидетельство об
образовании. Образование было важно для государства, оно являлось государственной политикой так как сам царь был заинтересован в увеличении грамотных людей в России. Образование имело пpaктический смысл, так как школы выпускали узких специалистов… А не пропало ли сейчас моё дело? |
Физическая минутка для учащихся |
||
О чём сейчас нужно поговорить? Сейчас важно будет совместить мыслительную активность и физическую. Проведём эстафету. Откройте параграф 18, 2 часть, стр. 137. Вам необходимо найти и записать на доску научные открытия и достижения времён Петра. Теперь в группах определите в какой научной области были сделаны открытия. |
Отвечают. Находят ответ на вопрос в учебнике и записывают на доску. Работают в группах. |
О науке. Ботанический сад, хирургические инструменты, месторождение медных руд, минеральные лечебные воды, месторождение каменного и бурого угля, карта Каспийского моря, Навигацкая школа, обсерватория, карта звёздного неба, математические знания, токарный станок, подводная лодка. |
Учитель задаёт вопросы: Обоснуйте, почему именно эти науки нужно было развивать? Довольны ли вы ответами отроков, царь батюшка? |
Отвечают на вопрос. Подключается царь. Делает умозаключение об ответах учащихся. |
Имели пpaктическое значение, выводили Россию на мировой уровень, способствовали развитию научного потенциала, нужны были свои специалисты… |
Заключение: - Что бы вы хотели спросить у отроков? Кто же вам сегодня особо приглянулся? Спасибо большое, царь батюшка Пётр Алексеевич. Так верна ли пословица “Красна птица перьем, а человек учением”. А вам по великому повелению, необходимо сделать то, что он повелевает. |
Царь обращается к классу. Ответы учащихся, делают умозаключение об образовании и науке в эпоху Петра. Царь обращается к классу. Подводятся итоги по количеству балов. Царь вручает грамоту особо отличившемуся школьнику. Обсуждают. |
А важное ли дело я делал? Смотрю я на вас, молодцы, продолжаете дело царя батюшки. А давайте ка посмотрим, кто у нас сегодня самый лучший. Не забывайте, что мастера мне нужны, а ток мо дальше нужно продолжать учиться и не лениться, раньше времени не жениться. |
Выставляются оценки,
записывается домашнее задание. Продолжить исследование эпохи Петра дома, на документах параграфа страница 144-145, ответить на вопросы 1 и3. приготовиться к обобщающему брей – рингу. |
Записывают домашнее задание. |
Использованная литература
1. Учебник. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России XV–XVIII в. ” М., “Просвещение”, 2004 г.
2. И.Я. Лернер “Задания для самостоятельной работы по истории” М., “Просвещение”, 1988 г.
3. М.Н. Назаренко “Истрия России 7-й кл. Поурочные планы” в 2-х частях. Волгоград, “Учитель”, 2003 г.
4. Юности честное зерцало. Репринтное издание 1985 г.
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
19 05 2022 15:13:44
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
18 05 2022 10:21:18
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
17 05 2022 22:24:20
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга.
...
16 05 2022 0:13:17
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
15 05 2022 11:23:12
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя.
...
14 05 2022 9:57:35
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
13 05 2022 18:40:52
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
12 05 2022 13:55:11
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
11 05 2022 0:11:55
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
10 05 2022 11:58:20
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
09 05 2022 21:13:13
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
08 05 2022 21:46:12
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
07 05 2022 11:40:42
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
06 05 2022 11:47:14
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
05 05 2022 3:42:40
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
04 05 2022 13:45:50
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
03 05 2022 13:23:35
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
02 05 2022 19:10:34
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
01 05 2022 20:13:41
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
30 04 2022 5:28:50
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
29 04 2022 3:12:25
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
28 04 2022 4:19:14
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
27 04 2022 10:17:41
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
26 04 2022 3:49:48
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
25 04 2022 22:23:58
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства.
...
24 04 2022 22:47:36
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
23 04 2022 21:38:30
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
22 04 2022 21:30:54
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
21 04 2022 11:44:57
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
20 04 2022 21:53:55
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
19 04 2022 3:21:41
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
18 04 2022 17:59:30
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
17 04 2022 21:49:32
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
16 04 2022 19:33:15
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
15 04 2022 1:12:25
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
14 04 2022 5:58:50
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
13 04 2022 12:28:51
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
12 04 2022 13:44:56
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
11 04 2022 6:12:19
В работе рассмотрены этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказано, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны....
10 04 2022 10:36:29
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
09 04 2022 2:14:49
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
08 04 2022 12:55:28
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
07 04 2022 9:49:44
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
06 04 2022 19:17:41
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
05 04 2022 2:58:47
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
04 04 2022 23:56:50
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
03 04 2022 7:55:46
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
02 04 2022 1:37:13
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
01 04 2022 12:53:35
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
31 03 2022 17:27:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::