Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс
Тип: систематизация и обобщение знаний;
Цели:
- образовательные: систематизация и обобщение знаний о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образовании банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах;
- воспитательные: формирование собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентация на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода;
- развивающие: формирование умения самостоятельно делать выводы по предложенному материалу; аргументировать свое мнение; работать с различными источниками исторической информации;
Оборудование:
- карта, таблица, иллюстрации;
- контрольные листы.
Ход урока
План:
- Вступительное слово учителя. Обоснование значения и темы урока.
- Основная часть.
- терминологический диктант;
- угадай пословицу;
- работа с таблицей "Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской";
- блиц-опрос;
- угадай сословие;
- выводы;
- Заключительная часть. Подведение итогов, оценка действий, знаний и умений, задание на дом в случае неполного усвоения знаний или незавершенности работы.
1. Сегодня мы проводим урок обобщения по теме "Европа в начале Нового времени".
В ходе урока мы должны закрепить знания о постепенном складывании в Европе нового капиталистического уклада, вспомнить основные понятия и термины; на основе имеющихся знаний найти ответы на поставленные вопросы, выделить основные черты нового, капиталистического уклада по сравнению со старым, феодальным. Перед вами - Контрольные листы, в которых отражены основные этапы нашей работы.
Приложение.
2. Первый этап нашей проверки - терминологический диктант.
-общественный строй Нового времени (капитализм);
-ценная бумага (акция);
-исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству (монополия);
-хранилище больших сумм денег, предприятие-посредник в платежах (банк);
-место, где осуществляются сделки по купле-продаже товаров и ценных бумаг (биржа);
-предприятие, основанное на ручном труде, где производство поделено на операции и применяется наемный труд (мануфактура);
-большие группы людей с противоположными интересами, имеющие или не имеющие средств производства (классы);
-посредник на бирже при заключении торговых сделок (маклер);
-хозяйство, в котором вещи и предметы изготовляются на продажу (товарное хозяйство);
-документ, предоставляющий право или привилегию на занятие торговлей (патент);
Критерии:
- "5" - 1 ошибка;
- "4" - 3 ошибки;
- "3" - 5 ошибок;
- Остальное "2"
Для тех, кто не смог в этот раз справиться с заданием, мы повторим проверку на следующем уроке. Сейчас, поменяйтесь Контрольными листами и поставьте оценки друг другу.
Одной из хаpaктерных черт нового капиталистического уклада является развитие торговли, и мы с вами совершаем путешествие в один из центров мировой торговли в начале Нового времени - город Лондон.
Обширен Лондон и хорош
В крещеном мире не найдешь
Второго города такого -
Столь модного и столь большого.
Богата тамошняя знать,
Себя умеет показать.В стране английской места нету -
Прекрасней и важней чем это.
Туда по Темзе многоводной
Добро из разных стран везет
Хитер и ловок там народ.
(Легенда о Тристане и Изольде).
Мы - на рыночной площади Лондона, толкаясь среди торговых рядов, мы слышим обрывки фраз, различные высказывания, присказки и пословицы. В Контрольных листах проставьте №№ только тех изречений, которые отражают отношение лондонцев к рынку:
- "Рыцарство было убито пушкой";
- "На бирже можно было купить и продать ветер";
- "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
- "Штыком коли, прикладом бей";
- "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
- "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";
-Как вы понимаете эти выражения?
-Какое место рынок занимал в жизни горожан?
-Какое значение имели биржи для развития торговли?
С развитием мировой торговли увеличился спрос на изделия ремесла, ремесленные мастерские не могли его удовлетворить, нужны были большие, крупные предприятия. В XVI веке появляются мануфактуры. Мы должны выявить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской. Один ученик работает на доске, а остальные - в своих Контрольных листах.
Таблица: "Отличия капиталистической мануфактуры от ремесленной мастерской"
Вопросы для сравнения | Ремесленная мастерская | Капиталистическая мануфактура |
1.Каковы размеры предприятий? | Небольшие, оговоренные цеховыми уставами. | Крупные предприятия. |
2.Кто в них работал? | Мастер, подмастерья, ученики - количество оговаривалось цеховыми уставами. | Наемные рабочие. |
3.Хаpaктер труда. | Ручной труд. | Ручной труд. |
4.Кому принадлежали орудия труда и продукты труда? | Хозяину - мастеру. | Владельцу предприятия. |
5.Существовало ли разделение труда? | Нет. | Производство поделено на операции. |
-Почему мануфактура была шагом вперед по сравнению с цеховым ремеслом?
(Крупные предприятия могли удовлетворить спрос на товары, связанные с развитием мировой торговли, с ростом населения в заокеанских колониях;
На мануфактурах использовался наемный труд, разделение труда давало возможность выпускать больше продукции в единицу времени, увеличилась производительность труда).
Следующий этап нашей работы - блиц-опрос:
1. Назовите хронологические рамки I периода Нового времени. Почему мы называем его Новым?
(1500 - 1800 гг.; XVI-XVII вв.; Новый - постепенно складывается новый капиталистический уклад, по сравнению со старым, феодальным, средневековым).
2. Что способствовало бурному развитию торговли в XVI-XVII вв.? Какие новые черты появились в торговле по сравнению с XIV-XV вв.?
(ежедневная торговля; торговля вразнос; возникновение монополий; биржи; лавки; образование купеческих компаний; развитие мировой торговли; банки)
3. Каковы предпосылки развития капиталистического производства?
(рост торговли и товарно-денежного хозяйства; города-центры торговли; изменение состава населения, появление новых социальных групп; усиление буржуазии; развитие предпринимательства и наемного труда в сельском хозяйстве)
4. Какие технические изобретения, на ваш взгляд, особенно повлияли на развитие производства? Расскажите о некоторых из них.
(ветряная мельница, усовершенствования в горнорудном деле, усовершенствование огнестрельного оружия, применение винта, использование каменного угля);
5. Согласны ли вы с утверждением ряда историков, что "рыцарство было уничтожено пушкой"? Аргументируйте.
Нашу беседу прерывает посещение гостей, они считают своим долгом представиться, но забыли назвать, к какому слою населения относится каждый из них? Вы должны догадаться сами.
-Главные доходы - повинности крестьян (денежные и натуральные оброки); (дворяне-феодалы, родовое дворянство);
-Жили в деревне, использовали наемный труд, поддерживали тесные отношения с буржуазией; (новое дворянство, деловое дворянство);
-Имели свои банки, занимались государственными финансами, несли королевскую службу; (буржуа-финансисты);
-Брали на откуп сбор налогов, выплачивали в казну определенную сумму; (буржуа-откупщики);
-Жили на результаты своего труда, не имели собственности; (наемные рабочие);
-Составляли 88% населения Европы; (крестьяне).
Наступила самая сложная и ответственная часть нашей работы. В Контрольных листах определите, и запишите основные черты нового капиталистического уклада.
(-развитие торговли;
- развитие мануфактур;
-совершенствование техники;
-изменение положения и занятий различных слоев населения);
3. Заключительная часть.
Список использованной литературы.
1.Юдовская А.Я. Бapaнов П.А. Ванюшкина Л.М. Новая история 1800-1918, 7 класс. М "Просвещение" 2001.
2.Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по Новой истории. М "Просвещение" 2002.
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
03 12 2023 0:11:40
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
02 12 2023 4:19:46
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
01 12 2023 19:48:15
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
30 11 2023 2:33:16
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
29 11 2023 11:59:36
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
28 11 2023 9:20:14
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
27 11 2023 3:49:53
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
26 11 2023 8:15:42
Дидактическая комaндная игра проведена в рамках уроков наследия, посвященных 25-летию включения объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Цель - создать условия для осмысления школьниками уникальности культурного наследия Санкт-Петербурга, важности его сохранения. Игра имеет «кольцевую» структуру: от информации о Петербурге как объекте всемирного наследия через занимательные вопросы к размышлению о судьбах наследия....
25 11 2023 1:18:26
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
24 11 2023 18:54:53
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
23 11 2023 13:44:31
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
22 11 2023 13:15:40
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
21 11 2023 7:48:20
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
20 11 2023 2:57:34
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
19 11 2023 11:57:12
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
18 11 2023 9:44:24
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
17 11 2023 13:49:46
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
16 11 2023 17:11:23
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
15 11 2023 20:58:36
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
14 11 2023 20:42:49
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
13 11 2023 2:47:56
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
12 11 2023 8:57:56
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
11 11 2023 18:44:55
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
10 11 2023 17:49:28
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
09 11 2023 6:51:52
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
08 11 2023 17:35:55
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
07 11 2023 4:51:45
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
06 11 2023 17:13:24
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
05 11 2023 23:34:41
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
04 11 2023 2:32:25
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
03 11 2023 13:44:41
Целями проведения занятия является контроль усвоения студентами знаний об особенностях вероучения и культа наиболее распространенной в России мировой религии - христианства, демонстрация умений применять эти знания, развитие сообразительности, самостоятельного мышления, умения аргументировать свою точку зрения....
02 11 2023 10:51:32
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
01 11 2023 21:37:48
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
31 10 2023 15:57:36
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
30 10 2023 18:44:11
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
29 10 2023 15:18:59
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
28 10 2023 11:18:10
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
27 10 2023 3:18:22
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде.
...
26 10 2023 4:58:43
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
25 10 2023 12:41:55
Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....
24 10 2023 8:26:16
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
23 10 2023 0:16:58
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
22 10 2023 22:45:15
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
21 10 2023 1:34:57
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
20 10 2023 4:22:11

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
19 10 2023 1:38:10
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
18 10 2023 0:10:52
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
17 10 2023 14:46:55
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
16 10 2023 6:33:16
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
15 10 2023 11:21:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::