Урок "Экскурсия по выставке передвижников"
Класс: 11.
Количество часов: 2.
Форма урока: комбинированный.
Цели: знакомство с творчеством передвижников.
Задачи урока:
- Обучающие:
- усвоение понятия передвижники;
- выявление особенностей творчества передвижников;
- знакомство с творчеством представителей Товарищества передвижных выставок;
- повторение и закрепление изученного ранее исторического материала через анализ изображенных на полотнах передвижников событий.
- Воспитательные:
- продолжать содействовать воспитанию гражданственности, уважения к культурному достоянию;
- воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм.
- Развивающие:
- развитие памяти, мышления школьников, эмоциональной сферы обучающихся, познавательного интереса к урокам истории;
- обучение использованию знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оборудование урока: репродукции картин, тетради.
Опережающее домашнее задание: подготовить доклады по творчеству В.Г.Перова, И.Е.Репин, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.
План урока:
- Кто такие передвижники?
- ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882)
- РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930)
- ГЕ Николай Николаевич (1831-1894)
- СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916)
ХОД УРОКА
1 этап. Проверка домашнего задания
– Назовите годы правления Александра II.
– Перечислите реформы Александра II, указав годы
их проведения.
– Обозначьте основные последствия проведенных
реформ.
Объявление темы, цели и плана урока.
2 этап. Изучение нового материала – вводная лекция учителя:
– Художники-передвижники, входившие в
прогрессивное российское демократическое
художественное объединение – Товарищество
передвижных художественных выставок.
Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по
инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге
и В. Г. Перова в процессе борьбы передовых
художественных сил страны за демократические
идеалы и в противовес официальному центру
искусства – петербургской Академии художеств.
Товарищество развивало лучшие традиции Артели
художников, руководитель которой И. Н. Крамской
стал идейным вождём нового объединения.
Передвижники находились под воздействием
общественных и эстетических взглядов В. Г.
Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись
от регламентации и опеки Академии Художеств в
создании, показе и реализации своих производств,
они организовали внутреннюю жизнь Товарищества
на кооперативных началах, развернули
просветительную деятельность. С 1871 Товарищество
устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и
Москве, после чего они показывались в Киеве,
Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах.
Решительно порвав с канонами и идеалистической
эстетикой академизма,
искусство передвижников имело своей основой
творческий метод критического реализма.
Передвижники обратились к правдивому, с
демократических позиций изображению жизни и
истории народа, родной страны, её природы.
Ведущими жанрами в искусстве передвижников
были бытовой жанр и портрет, позволявшие
наиболее полно показывать жизнь народа.
Значительное развитие получили также
исторический жанр и пейзаж; в картинах на
евангельские сюжеты воплощались актуальные
нравственно-философские проблемы.
Заполнение 1 колонки таблицы по материалам докладов учащихся и 2 колонки – по результатам обсуждения.
Таблица №1.
Художник |
Картина |
Историческое событие, термины, хаpaктеристика. |
ПЕРОВ Василий Григорьевич (1834-1882) | «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» | Екатерина II, совершая в мае 1775 года паломничество в Свято-Сергиеву лавру, утолила жажду в одном из многочисленных родников на территории Мытищ и нашла воду необычайно вкусной. Императрица высочайшим указом повелела провести водопровод в Москву от мытищинских источников. Водопровод был пущен осенью 1804 года. С самого начала он приносил много хлопот. Из-за действия кориолисовых сил при течении воды с севера на юг вода в Москву поступала плохо, и водопровод пришел в запущенное состояние. Для исправления ситуации администрация города Мытищи в 1862 году заказала известному русскому художнику В.Г.Перову картину, которую удалось выгодно продать в одну из частных бостонских коллекций живописи, что позволило привлечь к решению проблемы не только российские, но и иностранные благотворительные организации. Водопровод был реставрирован и эксплуатировался вплоть до недавнего времени. |
«Сельский крестный ход на Пасхе» | Крестный ход – торжественное
церковное шествие с большим крестом, иконами и
хоругвями вокруг храма или из одного храма в
другой Пасха – Главный христианский праздник в честь воскресения И. Христа, первоначально был посвящен воспоминанию о cмepти И. Христа, и только с V века название П. стало усвояться исключительно празднику воскресения Христова. |
|
«Тройка». Ученики мастеровые везут воду. | Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов. Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование. | |
РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) | «Бурлаки на Волге» | Бурлаки – наёмные рабочие в России
XVI–XIX вв., передвигавшие речные суда вручную с
помощью бечевы и вёсел. Набирались главным
образом из оброчных крестьян нечернозёмных
губерний. Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками. Продуктовый оброк отменён в результате крестьянской реформы 1861, денежный – сохранился для временнообязанных крестьян до 1883. |
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | В 1675 году турецкий султан Мухамед IV
предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума и,
величая себя «братом солнца и луны, наместником
божиим, владетелем всех царств, царем над царями,
непобедимым рыцарем, надеждой мусульман,
защитником христиан», предлагал казакам
покориться и перейти в турецкое подданство. На
это предложение запорожцы ответили ему по-своему
– без дипломатических околичностей, убедительно
и колоритно, не стесняясь в выборе выражений: «Не годен ты будешь сынов христианских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землею и водою будем биться с тобой», – ответили султану запорожцы, присовокупив к своему ответу изощренные оскорбительные прозвища, пародирующие высокопарный титул султана. Письмо заканчивалось такой припиской: «Числа не знаем, бо календарей не маем, мисяць у неби, год у книзи, а день такий у нас як и у вас, поцилуй за те ось куды нас, тай убирайся вид нас, бо будемо лупити вас!» |
|
«Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» | Новодевичий монастырь входил в полукольцо расположенных тогда за пределами города монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский, Андроников), защищавших Москву с юга. В XVI – XVIII вв. это был один из самых богатых и почитаемых женских монастырей. Он был связан с царским домом и многими боярскими родами. Патриарх Никон, показывая обитель Антиохийскому патриарху Макарию и его сыну диакону Павлу, сказал, что нет в Московской земле монастыря богаче. Павел записал: «Мы дивились и изумлялись... Даже в царских церквах мы не находили таких украшений, как в этой церкви... Все монахини, которые в него поступают, – княгини, жены государственных сановников, вдовы и дочери их – являются со всем богатством своим и всем имуществом: драгоценностями, золотом и камнями и жертвуют их на монастырь». | |
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» | Сюжетом послужил подлинный исторический факт – убийство царем Иваном IV (1530-84) своего старшего сына Ивана. Об этом говорит и точная дата в названии картины. Причина убийства Грозным царем своего сына долгое время оставалась невыясненной. Некоторые современники считали причиной царского гнева чисто семейную сцену; другие полагали, что между царем и царевичем возник спор по вопросу о помощи осажденному поляками Пскову. Возможно, что большую роль сыграла и провокация бояр, желавших поссорить Ивана Грозного с сыном. | |
«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» | Заказ был сделан министерством двора по
случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета.
Репину не хотелось брать этот заказ, но власти
настаивали. Тогда он потребовал разрешения
присутствовать на торжественном заседании, для
того чтобы ознакомиться с происходившим в
натуре. Государственный Совет – высший законосовещательный орган Российской империи с 1810; с 1906 верховная законодательная палата. |
|
«Арест пропагандиста» | И.Е. Репин был первым художником, который обратился к теме революционно-народнического движения, пытаясь показать взрывоопасное нутро империи. Революционеры периода «Народной воли» предстают на репинских полотнах непреклонными борцами с самодержавием, но в то же время очевидно их отчуждение от российского общества. «Арест пропагандиста» был задуман под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х». Перед судом предстали люди, участвовавшие в «хождении в народ» с целью поднять крестьянство на социалистическую революцию. Но русские мужики были абсолютно равнодушны к их пропаганде. Зачастую таких смутьянов они связывали и отправляли к сотскому. | |
«Не ждали» | Растущий социальный разлад, волна народовольческого террора, жертвой которого пал государь император Александр II, заставляют художника, как и все общество, задуматься над ростом революционного движения в России. В картине нашла свое отражение грозящая стране опасность, но художник относился к революционерам сочувственно – в духе общих интеллигентских настроений. | |
ГЕ Николай Николаевич (1831-1894) | «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871 | Из бурной истории царя Петра художник на своей картине изображает тот момент, когда Петру I пришлось переживать тяжелую драму между сознанием государственного долга и отцовскими чувствами. Многие обстоятельства сыграли в судьбе Алексея роковую роль. Прежде всего, среда, в которой воспитывался молодой царевич, – это были отпрыски старинных боярских родов, ненавидевшие Петра I за преобразования. Хаpaктер самого царевича Алексея был прямой противоположностью отцовскому. Наследник Петра I становился не продолжателем отцовских дел, а их врагом. Впоследствии ему пришлось бежать из родной страны, но возвращенный в Россию, он был объявлен преступником и вот предстает пред грозными очами отца. Но здесь была не только великая личная трагедия Петра-отца, потерявшего в лице сына наследника-реформатора. Конфликт, положенный Н. Ге в основу сюжета картины, перерастает из чисто семейного и отражает уже историческую трагедию. Эта трагедия была хаpaктерна для всей России, когда Петр I, ломая старину, на крови строил новое государство. |
СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916) | «Боярыня Морозова» | Поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности. Раскол получил распространение среди крепостного крестьянства и посадского люда, потому что им были мало понятны богословские споры, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие – чуждым и навязанным сверху. Царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова, которая тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума. Ее дом походил на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Осенью 1671 года гнев Тишайшего царя Алексея обрушился на непокорную боярыню. Ни уговоры, ни угрозы, ни мучительные пытки не могли сломить дух Морозовой. Но боярыню Морозову не казнили, Алексей Михайлович побоялся слишком громкой огласки и решил избавиться от непокорной без шума. По его повелению Морозова и ее сестра были лишены прав состояния и заточены в монастырское подземелье в Боровском. Там они и умерли от голода и холода. Старообрядцы – общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ. |
«Утро стрелецкой казни» | Эта работа была первым большим полотном
Сурикова на тему русской истории, в этом
произведении он обратился к переломной эпохе
русской истории – эпохе Петра I. Исторически прогрессивные преобразования Петра достигались дорогой ценой – страданиями и кровью людей, социальным гнетом, который вызывал протест. Вполне естественно, что прогрессивные реформы Петра вызывали решительное противодействие прежде всего со стороны исторически обреченных общественных групп. Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр I заменил регулярной армией), ущемленные в своих интересах, неоднократно восставали. В 1698 году последний стрелецкий бунт был жестоко подавлен. |
|
«Меншиков в Березове» | Судьба Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра I, одного из его ближайших помощников во всех сложных государственных преобразованиях, послужила темой исторической картины Сурикова «Меншиков в Березове». Ссылка не сломила душевных сил Меншикова. Напротив, страдания только возвысили его дух, мелкое и личное отпало, осталось одно высокое трагическое раздумье о большом и значительном. | |
«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» | Швейцарский поход (1799) – переход русских войск под комaндованием фельдмаршала А. В. Суворова 10 (21) сентября – 27 сентября (8 октября) из Италии через Альпы в Швейцарию во время войны 2-й коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилий и др.) против Франции. |
3 этап. Закрепление пройденного материала
– Дайте определение термину
передвижник.
– Какая картина произвела наибольшее
впечатление, почему?
– Перечислите известные вам картины
Перова В.Г.; Репина И.Е.; Ге Н.Н.; Суриков В.И.
4 этап. Домашнее задание: подготовиться к самостоятельной работе «Правление Александра II».
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
10 12 2023 5:21:15
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
09 12 2023 10:44:44
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
08 12 2023 12:31:59
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
07 12 2023 12:33:15
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
06 12 2023 11:31:44
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
05 12 2023 9:41:32
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
04 12 2023 11:56:23
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
03 12 2023 9:55:22
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
02 12 2023 5:34:52

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
01 12 2023 6:53:17
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
30 11 2023 5:17:49
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
29 11 2023 6:40:44
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
28 11 2023 20:28:12
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
27 11 2023 11:43:55
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
26 11 2023 2:18:56
В статье рассматривается роль пpaктикума на уроках обществознания при подготовке к экзаменам в классах, работающих по программе базового уровня. В качестве приложения (аргументации) к основной статье прилагаются примеры разработанных авторских пpaктикумов. Основная цель – поиск эффективных форм занятий деятельностного типа через обсуждение в педагогическом сообществе....
25 11 2023 6:17:15
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
24 11 2023 10:52:15
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
23 11 2023 21:26:26
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
22 11 2023 2:25:14
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
21 11 2023 16:19:53
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
20 11 2023 12:19:40

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
19 11 2023 13:53:18
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
18 11 2023 6:57:46
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 11 2023 15:56:37
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
16 11 2023 10:30:36
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
15 11 2023 22:20:54
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
14 11 2023 18:33:35
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
13 11 2023 1:54:32
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
12 11 2023 18:49:23
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
11 11 2023 22:57:40

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
10 11 2023 15:44:51
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
09 11 2023 19:37:31
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
08 11 2023 5:12:28
Урок обществознания в 5-м классе является 16-м и 17-м уроками по рабочей программе, знакомящими с процессом самообразования, его формами и результатами. На уроке дается представление о том, как занимались самообразованием в прошлом; объясняются значения понятий "самообразование", "самоорганизация"....
07 11 2023 7:11:46
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
06 11 2023 6:20:18
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
05 11 2023 11:27:38
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
04 11 2023 7:10:38
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
03 11 2023 19:53:51
Урок изучения нового материала (теория и применение на пpaктике). Учащиеся на уроке знакомятся с отчаянной, мужественной борьбой за свой город его жителей и военнослужащих – солдат, матросов, офицеров. Одна из важнейших целей урока: уточнить некоторые события и факты, связанные с Крымской войной, вызвать интерес к истории Крыма. На уроке учащиеся представляют проект: «Город – достойный уважения»....
02 11 2023 1:49:36
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве.
...
01 11 2023 20:38:54
Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....
31 10 2023 0:10:38
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап.
...
30 10 2023 0:48:52
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
29 10 2023 7:57:28
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
28 10 2023 4:15:26
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
27 10 2023 1:11:17
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
26 10 2023 22:53:54
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
25 10 2023 7:22:41

В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
24 10 2023 4:34:21
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
23 10 2023 0:34:46
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
22 10 2023 14:36:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::