Урок-игра "Русь Древняя"
Цели и задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- продолжить воспитание уважительного отношения к истории России.
Класс делится на три комaнды, они рассаживаются
группами. Учитель знакомит учеников с правилами
игры.
Игровое поле представляет собой квадрат,
поделенный на 25 клеток. (Он чертится на доске.)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:
А – «События»
Б – «Личности»
В – «Историческая география»
Г – «Культура»
Д – «Термины»
Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается комaнде, правильно на него ответившей. Первый ход разыгрывается.
Задание для розыгрыша первого хода:
Найдите значение выражения, составленного из
исторических дат. Какое событие отечественной
истории произошло в год Х?
(Начало правления княгини Ольги в Киеве +
Крещение Руси + Начало правления князя Ярослава
Мудрого – 12): 3 = Х
(945 + 988 + 1019 – 12): 3 = 980
В этом году началось княжение Владимира
Святославича в Киеве.
После розыгрыша первого хода комaнды по очереди выбирают вопрос, называя букву и цифру, например, «Б-2». Комaнда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает комaнда, первой поднявшая руку. За правильный ответ комaнда получает то количество баллов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает комaнда, набравшая большее количество очков.
А. «События»
1. «Сперва он взял город Смоленск и
Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к
Киеву; потом собрал большое войско из всех
подвластных ему народов и поплыл к Киеву на
лодках. Только большую часть лодок позади
оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к
Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что
приехали варяжские купцы, да понездоровилось им,
потому они и просят князей прийти к ним на суда.
Князья поверили, взяли с собой немного людей,
пришли на суда…, а он вышел к ним с малолетним
Игорем на руках и сказал: «Вы не князья, а вот сын
Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли
из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и
убили их».
Назовите событие, о котором идет речь. Когда оно
произошло?
(Объединение Руси под властью князя Олега, 882 г.)
2. В память, о какой победе в Киеве
был построен Софийский собор?
(На том месте, где стоит киевский храм Святой
Софии, в 1036 г. русские войска во главе с князем
Ярославом наголову разбили печенегов, после чего
степняки перестали совершать набеги на Русь.)
3. «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать
тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь
ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного:
дайте мне от каждого двора по три гoлyбя и по три
воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую
дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало
…»
О каком событии рассказывается в отрывке из
«Повести временных лет»?
(В отрывке рассказывается о том, как княгиня
Ольга отомстила древлянам за убийство мужа князя
Игоря.)
Какие изменения внесла в управление
Древнерусским государством княгиня Ольга?
(Она установила точный размер дани – уроки и
места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не
сами князья, а специально назначенные ими люди.)
4. «Владимир повелел опрокинуть идолы.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
его неверные… Затем послал [oн] по всему
городу сказать: « Если не придет кто завтра на
реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или
раб – будет мне врагом».
О каком событии идет речь?
(О крещении киевлян в 990 г.)
Каково значение принятия Русью христианства?
(Принятие христианства вело к
значительному смягчению царивших на Руси нравов.
Церковь категорически запрещала кровную вражду,
человеческие жертвоприношения, ритуальные
убийства жен и рабов на тризнах, упopно боролись
против работорговли. Христианство
способствовало укреплению княжеской власти.
Духовенство внушало населению и самим князьям,
что на престол их сажает сам Бог. Божественное
происхождение княжеской власти, по учению
церкви, требовало от подданных беспрекословного
повиновения, а от князя – осознания своей
высокой ответственности. Вместе с христианством
на Русь пришли письменность, образование,
церковное искусство.
Существенно изменилось и международное
положение Древнерусского государства. Оно
встало в общий ряд христианских государств
Европы. Наиболее тесные связи установились с
Византией. Именно она оказывала в то время на
Русь особенно сильное влияние.
Вне христианства невозможно представить себе
и объединение различных восточнославянских
племен в единый русский народ. До принятия
христианства человек осознавал себя
древлянином, тиверцем, кривичем. Став
христианином православным, он ощутил себя
русским.)
5. О каком событии говорится в
приведенном отрывке летописи: «Земля наша велика
и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да
пойдите (приходите) княжить и володети нами».
(О призвании варягов в 862 г.)
Как вы считаете, является ли призвание варягов
началом существования Древнерусского
государства?
(Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв.
примерно на одном уровне социального развития. В
этих условиях варяги, разумеется, не могли
принести славянам ни более высокой культуры, ни
государственности. Государственность есть итог
самостоятельного длительного развития общества.
Государство возникает как сила, способная
сохранить порядок и погасить внутренние,
социальные конфликты. Да и сам летописец отметил,
что варягов призвали на княжение, ? значит, эта
форма власти уже была известна. Варяги, по
летописи, осели в уже существующих городах. Само
их существование – показатель высокого развития
восточнославянского общества. Именно города
выступают основой формирования нового
государственного деления славян взамен
древнего, племенного. Толчком для славянского
объединения и на севере, и на юге стала внешняя
опасность, экономической основой – торговый
путь «из варяг в греки».)
Б. «Личности»
1. Он стал княжить в Новгороде после
cмepти Рюрика. Сумел объединить Русь под своей
властью. Киев объявил «матерью городов русских»,
столицей своих земель. Первым из киевских князей
принял титул князя всех князей (великого князя).
Успешно воевал с Византией, добился права
беспошлинной русской торговли в этой стране.
(Олег Вещий)
2. Он поднял мятеж против собственного
отца, будучи князем, в Новгороде. С его именем
связано создание первого письменного свода
законов Руси. Он затратил огромные средства на
украшение Киева, взяв за образец
Константинополь. Стремился укрепить положение
Руси с помощью династических бpaков.
(Ярослав Мудрый)
3. В историю он вошел не столько как
князь, а, сколько как воин. Он сам вел в бой свои
дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да
не посрамим земли русской, но ляжем костьми,
мертвые срама не имут», и всегда предупреждал
врагов о своем появлении. Простые люди обвиняли
его в том, что он не заботился об охране своей
столицы. Погиб в неравном бою, из его головы
печенежский хан сделал себе чашу.
(Святослав Игоревич)
4. О ком были сказаны следующие
слова: «Повадится волк к овцам, перетаскает все
стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем
его, всех нас разорит».
(Об Игоре Старом, когда он вознамерился с
древлян собрать дани сверх меры.)
5. Крупный литератор Древней Руси,
первый киевский митрополит из русских. Он
создал целый ряд произведений в жанре слова –
торжественного и поучающего обращения. Наиболее
известным является его «Слово о Законе и
Благодати». Через все произведение красной нитью
проходит идея величия Руси, ее особой роли в
христианском мире.
(Илларион)
В. «Историческая география»
1. «Рассказывали, что греки не посмели
встретить русских в поле, а загородили пристань
цепями, заперлись в [городе], но войско Олега
выжгло всю окрестность, и князь велел ещё
перетащить по земле лодки в пристань. … Олег
велел поставить лодки на колёса и распускать
паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки
испугались и стали просить мира …». Об осаде
какого города рассказывается в отрывке?
(Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)
2. Этот город Святослав объявил своей
новой столицей. Он говорил: «…Там середина земли
моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от
греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от
чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мед,
воск и рабов».
Назовите город и реку, на берегу которой он
находился.
(Переяславец на Дунае.)
3. Чтобы заставить Византийскую
империю соблюдать договор, Владимиру пришлось
овладеть этим городом, который он затем вернул
императорам в качестве выкупа за невесту. О каком
городе идет речь?
(О Херсонесе (Корсуни))
4. Через какие водные объекты проходил
торговый путь «из варяг в греки»?
(Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве
караваны купцов попадали в Ладожское озеро,
оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по
реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на
Днепр в районе Смоленска и на днепровских
порогах переходили «волоковыми путями».
Западным берегом Черного моря доходили до
Константинополя (Царьграда)).
5. Где изначально жили славяне?
(От среднего течения реки Днепр до реки Одер и
от северного склона Карпатских гор до реки
Припять. «Повесть временных лет» говорит о
прародине славян на Дунае, «где теперь земля
Венгерская и Болгарская».)
Г. «Культура»
1. Какой тип храмов получил
распространение на Руси?
(Крестово-купольные храмы.)
2. Кому приписывают авторство «Повести
временных лет»? Кроме летописания, в каком еще
литературном жанре работал этот древнерусский
писатель?
(Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был
одним из первых создателей житий – литературных
описаний жизни людей, причисленных православной
церковью к лику святых. Он написал одно из первых
житий Бориса и Глеба.)
3. Что называли в средние века «Библией
для неграмотных»?
(Так называли храмовую живопись.)
4. Почему собор Успения Богородицы,
ставший главным храмом крещеной Руси, называли
также Десятинной церковью? Что вам известно о
судьбе этого храма?
(Название Десятинная церковь связано с тем,
что на ее содержание князь Владимир пожаловал
десятую часть своих доходов. От этого сооружения
до нас дошел лишь фундамент. Во время
монголо-татарского нашествия захватчики
подожгли храм и под его развалинами были
погребены последние защитники Киева.)
5. Назовите первое известное нам
портретное изображение в истории русской
живописи. Где его можно увидеть?
(В Киеве в Софийском соборе написан групповой
портрет семьи строителя храма Ярослава Мудрого.
На одной стене – князь со своими сыновьями (к
сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на
другой – княгиня Ирина с дочерями.)
Д. «Термины»
1. Объясните, что такое
подсечно-огневое земледелие, переложное
земледелие?
(Подсечно-огневая система земледелия – это
когда вырубается участок леса, затем выжигаются
пни и корни. Землю обpaбатывали два-три года, а
когда она переставала давать хороший урожай, ее
забрасывали и готовили новый участок.
Переложная система земледелия – когда
участки земли использовались в течение
нескольких лет до полного истощения, затем
переходили на новые участки. Истощенная земля
примерно 20 лет не обpaбатывалась до
восстановления ее плодородия.)
2. По какому принципу образован ряд:
смерды, рядовичи, закупы, холопы. Дайте
определение этим терминам.
(Это категории феодально-зависимого населения
Древнерусского государства. Смерды –
крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу
князя и платившие ему дань. Рядовичи – люди,
которые заключили договор (ряд), согласившись
жить и работать у господина на определенных
условиях. Закупы – разорившиеся общинники,
пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу),
проценты с которой они отpaбатывали на поле у
человека, ссудившего их деньгами. Закуп
продолжал вести свое собственное хозяйство, а,
вернув долг, становился свободным человеком. Холопы
– зависимое население Древней Руси, близкое по
положению к paбам.)
3. Что является лишним в ряду: зернь,
скань, мозаика, эмаль. Дайте краткий ответ.
(Лишняя в ряду – мозаика, так как это
картина из разноцветных камешков или кусочков
цветного непрозрачного стекла – смальты. Зернь,
скань, эмаль - это техника, которую использовали
древнерусские ювелиры.)
4. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.
1. Власть, защищающая общественные интересы и
регулирующая отношения между людьми, опираясь на
вооруженную силу.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих
владений для сбора дани.
3. Постоянное войско князя.
4. Народное собрание на Руси.
5. Религия, для которой хаpaктерно поклонение
силам природы, наличие множества богов и
идолопоклонство.
(1. Государство; 2. Полюдье; 3. Дружина; 4. Вече; 5.
Язычество. Слово, которое можно сложить из букв в
выделенных клетках – «вервь». Вервь –
название общины в Древней Руси.)
5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.
1) наука о древности;
2) преобразование, изменение;
3) норма, правило.
(1. Археология; 2. Реформа; 3. Канон.)
Подведение итогов урока-игры.
Литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6
класса. М., 2002. С.4 – 72.
2. Ишимова А.О. История России для детей. М.,
1993. С.5 – 36.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры.
Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учебное
пособие. М., 1997.
4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и
ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до
Петра Великого. М., 1995. С.101 – 156, 563 – 568.
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
03 10 2023 20:29:28
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
02 10 2023 7:11:20
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
01 10 2023 16:25:17

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
30 09 2023 4:21:28
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
29 09 2023 19:32:37
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
28 09 2023 11:45:34
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
27 09 2023 14:32:54
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
26 09 2023 21:30:14
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
25 09 2023 8:28:29

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
24 09 2023 7:25:59
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
23 09 2023 18:42:56
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
22 09 2023 15:12:22
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
21 09 2023 7:54:15
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
20 09 2023 2:38:22
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве.
...
19 09 2023 4:35:20
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
18 09 2023 19:37:39

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
17 09 2023 1:59:47
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
16 09 2023 19:33:35
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
15 09 2023 16:48:58
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
14 09 2023 2:26:43
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
13 09 2023 10:35:34
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
12 09 2023 8:20:30
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
11 09 2023 9:51:46
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
10 09 2023 5:28:55
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
09 09 2023 1:29:24
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
08 09 2023 12:16:41
Игра-путешествие для учащихся 5-го класса. В этом возрасте дети начинают изучать курс всеобщей истории «История Древнего мира». Поэтому необходимо поддерживать и развивать к ней интерес. Для этого рекомендуем опираться на интересные исторические факты и различные варианты существующих мифов и легенд, используя научно-познавательную, художественную литературу и иллюстративный материал....
07 09 2023 5:11:44
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
06 09 2023 2:28:53
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
05 09 2023 8:36:18
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
04 09 2023 17:30:44
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
03 09 2023 0:23:48
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
02 09 2023 5:37:38
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
01 09 2023 15:46:57
Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли
в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края;
воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....
31 08 2023 6:38:28

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
30 08 2023 18:31:30
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
29 08 2023 4:36:43
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
28 08 2023 14:14:16
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
27 08 2023 18:17:48
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
26 08 2023 20:56:39
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
25 08 2023 12:54:41
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
24 08 2023 12:48:30
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
23 08 2023 1:23:36
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
22 08 2023 10:59:47
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
21 08 2023 21:55:34
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
20 08 2023 5:48:59
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
19 08 2023 6:56:38
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
18 08 2023 14:42:37
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
17 08 2023 20:24:39
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
16 08 2023 3:58:49
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
15 08 2023 11:22:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::