Урок-игра "Русь Древняя"
Цели и задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- продолжить воспитание уважительного отношения к истории России.
Класс делится на три комaнды, они рассаживаются
группами. Учитель знакомит учеников с правилами
игры.
Игровое поле представляет собой квадрат,
поделенный на 25 клеток. (Он чертится на доске.)
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Каждый столбик в квадрате имеет свою тему:
А – «События»
Б – «Личности»
В – «Историческая география»
Г – «Культура»
Д – «Термины»
Вопросы разного уровня сложности. Чем сложнее вопрос, тем больше очков дается комaнде, правильно на него ответившей. Первый ход разыгрывается.
Задание для розыгрыша первого хода:
Найдите значение выражения, составленного из
исторических дат. Какое событие отечественной
истории произошло в год Х?
(Начало правления княгини Ольги в Киеве +
Крещение Руси + Начало правления князя Ярослава
Мудрого – 12): 3 = Х
(945 + 988 + 1019 – 12): 3 = 980
В этом году началось княжение Владимира
Святославича в Киеве.
После розыгрыша первого хода комaнды по очереди выбирают вопрос, называя букву и цифру, например, «Б-2». Комaнда, выбравшая вопрос, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает комaнда, первой поднявшая руку. За правильный ответ комaнда получает то количество баллов, которое написано в соответствующей клетке. Выигрывает комaнда, набравшая большее количество очков.
А. «События»
1. «Сперва он взял город Смоленск и
Любеч, которые стояли на дороге из Новгорода к
Киеву; потом собрал большое войско из всех
подвластных ему народов и поплыл к Киеву на
лодках. Только большую часть лодок позади
оставил, а на остальных воинов спрятал, приплыл к
Киеву и послал сказать Аскольду и Диру, что
приехали варяжские купцы, да понездоровилось им,
потому они и просят князей прийти к ним на суда.
Князья поверили, взяли с собой немного людей,
пришли на суда…, а он вышел к ним с малолетним
Игорем на руках и сказал: «Вы не князья, а вот сын
Рюрика». И в ту же минуту воины его вышли
из-под палуб судов, бросились на Аскольда и Дира и
убили их».
Назовите событие, о котором идет речь. Когда оно
произошло?
(Объединение Руси под властью князя Олега, 882 г.)
2. В память, о какой победе в Киеве
был построен Софийский собор?
(На том месте, где стоит киевский храм Святой
Софии, в 1036 г. русские войска во главе с князем
Ярославом наголову разбили печенегов, после чего
степняки перестали совершать набеги на Русь.)
3. «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать
тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь
ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного:
дайте мне от каждого двора по три гoлyбя и по три
воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую
дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало
…»
О каком событии рассказывается в отрывке из
«Повести временных лет»?
(В отрывке рассказывается о том, как княгиня
Ольга отомстила древлянам за убийство мужа князя
Игоря.)
Какие изменения внесла в управление
Древнерусским государством княгиня Ольга?
(Она установила точный размер дани – уроки и
места ее сбора – погосты. Дань теперь собирали не
сами князья, а специально назначенные ими люди.)
4. «Владимир повелел опрокинуть идолы.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
его неверные… Затем послал [oн] по всему
городу сказать: « Если не придет кто завтра на
реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или
раб – будет мне врагом».
О каком событии идет речь?
(О крещении киевлян в 990 г.)
Каково значение принятия Русью христианства?
(Принятие христианства вело к
значительному смягчению царивших на Руси нравов.
Церковь категорически запрещала кровную вражду,
человеческие жертвоприношения, ритуальные
убийства жен и рабов на тризнах, упopно боролись
против работорговли. Христианство
способствовало укреплению княжеской власти.
Духовенство внушало населению и самим князьям,
что на престол их сажает сам Бог. Божественное
происхождение княжеской власти, по учению
церкви, требовало от подданных беспрекословного
повиновения, а от князя – осознания своей
высокой ответственности. Вместе с христианством
на Русь пришли письменность, образование,
церковное искусство.
Существенно изменилось и международное
положение Древнерусского государства. Оно
встало в общий ряд христианских государств
Европы. Наиболее тесные связи установились с
Византией. Именно она оказывала в то время на
Русь особенно сильное влияние.
Вне христианства невозможно представить себе
и объединение различных восточнославянских
племен в единый русский народ. До принятия
христианства человек осознавал себя
древлянином, тиверцем, кривичем. Став
христианином православным, он ощутил себя
русским.)
5. О каком событии говорится в
приведенном отрывке летописи: «Земля наша велика
и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да
пойдите (приходите) княжить и володети нами».
(О призвании варягов в 862 г.)
Как вы считаете, является ли призвание варягов
началом существования Древнерусского
государства?
(Славяне и скандинавы находились в VIII-IX вв.
примерно на одном уровне социального развития. В
этих условиях варяги, разумеется, не могли
принести славянам ни более высокой культуры, ни
государственности. Государственность есть итог
самостоятельного длительного развития общества.
Государство возникает как сила, способная
сохранить порядок и погасить внутренние,
социальные конфликты. Да и сам летописец отметил,
что варягов призвали на княжение, ? значит, эта
форма власти уже была известна. Варяги, по
летописи, осели в уже существующих городах. Само
их существование – показатель высокого развития
восточнославянского общества. Именно города
выступают основой формирования нового
государственного деления славян взамен
древнего, племенного. Толчком для славянского
объединения и на севере, и на юге стала внешняя
опасность, экономической основой – торговый
путь «из варяг в греки».)
Б. «Личности»
1. Он стал княжить в Новгороде после
cмepти Рюрика. Сумел объединить Русь под своей
властью. Киев объявил «матерью городов русских»,
столицей своих земель. Первым из киевских князей
принял титул князя всех князей (великого князя).
Успешно воевал с Византией, добился права
беспошлинной русской торговли в этой стране.
(Олег Вещий)
2. Он поднял мятеж против собственного
отца, будучи князем, в Новгороде. С его именем
связано создание первого письменного свода
законов Руси. Он затратил огромные средства на
украшение Киева, взяв за образец
Константинополь. Стремился укрепить положение
Руси с помощью династических бpaков.
(Ярослав Мудрый)
3. В историю он вошел не столько как
князь, а, сколько как воин. Он сам вел в бой свои
дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «да
не посрамим земли русской, но ляжем костьми,
мертвые срама не имут», и всегда предупреждал
врагов о своем появлении. Простые люди обвиняли
его в том, что он не заботился об охране своей
столицы. Погиб в неравном бою, из его головы
печенежский хан сделал себе чашу.
(Святослав Игоревич)
4. О ком были сказаны следующие
слова: «Повадится волк к овцам, перетаскает все
стадо, пока не убьют его. Так и этот: пока не убьем
его, всех нас разорит».
(Об Игоре Старом, когда он вознамерился с
древлян собрать дани сверх меры.)
5. Крупный литератор Древней Руси,
первый киевский митрополит из русских. Он
создал целый ряд произведений в жанре слова –
торжественного и поучающего обращения. Наиболее
известным является его «Слово о Законе и
Благодати». Через все произведение красной нитью
проходит идея величия Руси, ее особой роли в
христианском мире.
(Илларион)
В. «Историческая география»
1. «Рассказывали, что греки не посмели
встретить русских в поле, а загородили пристань
цепями, заперлись в [городе], но войско Олега
выжгло всю окрестность, и князь велел ещё
перетащить по земле лодки в пристань. … Олег
велел поставить лодки на колёса и распускать
паруса, и … лодки от ветра покатились. Греки
испугались и стали просить мира …». Об осаде
какого города рассказывается в отрывке?
(Об осаде Константинополя (Царьграда) в 907 г.)
2. Этот город Святослав объявил своей
новой столицей. Он говорил: «…Там середина земли
моей, туда со всех сторон свозят все доброе: от
греков золото, ткани, вина, фрукты разные, от
чехов и венгров серебро и коней, из Руси меха, мед,
воск и рабов».
Назовите город и реку, на берегу которой он
находился.
(Переяславец на Дунае.)
3. Чтобы заставить Византийскую
империю соблюдать договор, Владимиру пришлось
овладеть этим городом, который он затем вернул
императорам в качестве выкупа за невесту. О каком
городе идет речь?
(О Херсонесе (Корсуни))
4. Через какие водные объекты проходил
торговый путь «из варяг в греки»?
(Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве
караваны купцов попадали в Ладожское озеро,
оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по
реке Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на
Днепр в районе Смоленска и на днепровских
порогах переходили «волоковыми путями».
Западным берегом Черного моря доходили до
Константинополя (Царьграда)).
5. Где изначально жили славяне?
(От среднего течения реки Днепр до реки Одер и
от северного склона Карпатских гор до реки
Припять. «Повесть временных лет» говорит о
прародине славян на Дунае, «где теперь земля
Венгерская и Болгарская».)
Г. «Культура»
1. Какой тип храмов получил
распространение на Руси?
(Крестово-купольные храмы.)
2. Кому приписывают авторство «Повести
временных лет»? Кроме летописания, в каком еще
литературном жанре работал этот древнерусский
писатель?
(Монах Киево-Печерского монастыря Нестор был
одним из первых создателей житий – литературных
описаний жизни людей, причисленных православной
церковью к лику святых. Он написал одно из первых
житий Бориса и Глеба.)
3. Что называли в средние века «Библией
для неграмотных»?
(Так называли храмовую живопись.)
4. Почему собор Успения Богородицы,
ставший главным храмом крещеной Руси, называли
также Десятинной церковью? Что вам известно о
судьбе этого храма?
(Название Десятинная церковь связано с тем,
что на ее содержание князь Владимир пожаловал
десятую часть своих доходов. От этого сооружения
до нас дошел лишь фундамент. Во время
монголо-татарского нашествия захватчики
подожгли храм и под его развалинами были
погребены последние защитники Киева.)
5. Назовите первое известное нам
портретное изображение в истории русской
живописи. Где его можно увидеть?
(В Киеве в Софийском соборе написан групповой
портрет семьи строителя храма Ярослава Мудрого.
На одной стене – князь со своими сыновьями (к
сожалению, эта фреска почти не сохранилась), на
другой – княгиня Ирина с дочерями.)
Д. «Термины»
1. Объясните, что такое
подсечно-огневое земледелие, переложное
земледелие?
(Подсечно-огневая система земледелия – это
когда вырубается участок леса, затем выжигаются
пни и корни. Землю обpaбатывали два-три года, а
когда она переставала давать хороший урожай, ее
забрасывали и готовили новый участок.
Переложная система земледелия – когда
участки земли использовались в течение
нескольких лет до полного истощения, затем
переходили на новые участки. Истощенная земля
примерно 20 лет не обpaбатывалась до
восстановления ее плодородия.)
2. По какому принципу образован ряд:
смерды, рядовичи, закупы, холопы. Дайте
определение этим терминам.
(Это категории феодально-зависимого населения
Древнерусского государства. Смерды –
крестьяне-общинники, несшие повинности в пользу
князя и платившие ему дань. Рядовичи – люди,
которые заключили договор (ряд), согласившись
жить и работать у господина на определенных
условиях. Закупы – разорившиеся общинники,
пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу),
проценты с которой они отpaбатывали на поле у
человека, ссудившего их деньгами. Закуп
продолжал вести свое собственное хозяйство, а,
вернув долг, становился свободным человеком. Холопы
– зависимое население Древней Руси, близкое по
положению к paбам.)
3. Что является лишним в ряду: зернь,
скань, мозаика, эмаль. Дайте краткий ответ.
(Лишняя в ряду – мозаика, так как это
картина из разноцветных камешков или кусочков
цветного непрозрачного стекла – смальты. Зернь,
скань, эмаль - это техника, которую использовали
древнерусские ювелиры.)
4. Решите кроссворд и из букв в выделенных клетках, составьте слово. Дайте ему определение.
1. Власть, защищающая общественные интересы и
регулирующая отношения между людьми, опираясь на
вооруженную силу.
2. Объезд киевским князем с дружиной своих
владений для сбора дани.
3. Постоянное войско князя.
4. Народное собрание на Руси.
5. Религия, для которой хаpaктерно поклонение
силам природы, наличие множества богов и
идолопоклонство.
(1. Государство; 2. Полюдье; 3. Дружина; 4. Вече; 5.
Язычество. Слово, которое можно сложить из букв в
выделенных клетках – «вервь». Вервь –
название общины в Древней Руси.)
5. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Определите термины, которые получены в результате буквального перевода их на русский язык.
1) наука о древности;
2) преобразование, изменение;
3) норма, правило.
(1. Археология; 2. Реформа; 3. Канон.)
Подведение итогов урока-игры.
Литература:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 6
класса. М., 2002. С.4 – 72.
2. Ишимова А.О. История России для детей. М.,
1993. С.5 – 36.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры.
Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.: Учебное
пособие. М., 1997.
4. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и
ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до
Петра Великого. М., 1995. С.101 – 156, 563 – 568.
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
28 03 2024 0:19:47
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
27 03 2024 8:26:22
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
26 03 2024 12:56:18
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
25 03 2024 8:29:51
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
24 03 2024 4:15:45
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
23 03 2024 1:32:15
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
22 03 2024 5:19:23
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
21 03 2024 18:16:10
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
20 03 2024 4:51:54
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
19 03 2024 23:38:14
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии». ...
18 03 2024 23:30:57
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
17 03 2024 6:18:52
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...
16 03 2024 15:12:49
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
15 03 2024 0:49:28
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
14 03 2024 9:53:37
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
13 03 2024 2:56:18
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
12 03 2024 17:45:37
На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....
11 03 2024 22:59:36
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
10 03 2024 19:39:21
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
09 03 2024 13:30:34
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
08 03 2024 10:34:47
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
07 03 2024 1:30:30
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
06 03 2024 16:24:16
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
05 03 2024 23:54:54
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
04 03 2024 17:55:35
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
03 03 2024 4:17:21
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
02 03 2024 15:33:53
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 03 2024 11:53:18
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
29 02 2024 2:44:47
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
28 02 2024 18:22:22
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 02 2024 13:40:34
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
26 02 2024 16:15:37
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
25 02 2024 19:43:15
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...
24 02 2024 7:41:24
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
23 02 2024 5:42:51
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
22 02 2024 12:10:10
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
21 02 2024 14:37:19
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
20 02 2024 16:34:40
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
19 02 2024 19:39:10
Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....
18 02 2024 15:35:11
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
17 02 2024 22:33:39
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
16 02 2024 3:45:22
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
15 02 2024 2:43:35
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
14 02 2024 6:38:59
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
13 02 2024 17:16:40
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
12 02 2024 21:13:29
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
11 02 2024 9:25:29
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
10 02 2024 17:12:48
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
09 02 2024 8:55:16
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
08 02 2024 13:12:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::