Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"
Тип урока: Урок-деятельностная игра “Лабиринт законов” (урок сообщения новых знаний).
Задачи:
1. Дать понятие семьи, бpaка и познакомить с условиями заключения, расторжения бpaка.
2. Развитие гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.
3. Воспитание активной жизненной позиции на основе уважения морали, соблюдения закона.
4. Формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.
Источники информации: Учебник А.Ф.Никитин “Право и политика”, параграф 17, М.Аксёнова “Энциклопедия для детей”. Иллюстрации картин: П. Федотов “Сватовство майора”, “Свежий кавалер”, стихотворения Э. Асадова, пословицы, статотчёты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация, диаграммы.
Основные понятия: Конституция Российской Федерации, закон, кодекс, граждане, семья, бpaк, ЗАГС, регистрация, государственный акт (официальная запись), свидетельство о бpaке, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, развод.
ХОД УРОКА
1. Мотивационный аспект.
- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!
Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Мозговой штурм.
Ребята работают в группах и заполняют таблицу.
1-я группа Что даёт семья человеку? |
2-я группа Что объединяет члeнов семьи? |
1-я группа Что семья даёт государству? |
2-я группа Назовите члeнов семьи |
защиту | родство | граждан | супруги |
взаимопонимание | общее хозяйство | работников | родители и дети, приёмные родители |
покой | дети | налогоплательщиков | бабушки и дедушки |
продолжение рода | традиции | учёных | отчим, мачеха |
уважение | права и обязанности | изобретателей | пасынки, падчерицы |
тепло | защитников Отечества | родные братья и сёстры |
3. Источники, регулирующие семейное право. Работа в группах.
Что же такое семья? Дайте объяснение изречениям.
1-я группа: “Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер
2-я группа: “Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С Макаренко
Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.
Конституция Российской Федерации
№ статьи | Содержание статьи |
2 | Высшая ценность - человек |
19 | Равноправие всех граждан России перед законом и судом |
20 | Право на жизнь |
21 | Достоинство личности |
22 | Право на свободу и личную неприкосновенность |
23 | Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
28 | Свобода совести, вероисповедания |
38 | Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
46 | Право на судебную защиту |
Назвать другие источники, регулирующие семейное право
• Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений (дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство);
• Трудовой кодекс РФ, определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.;
• УК РФ, предусматривающий ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, за убийство матерью новорожденного ребенка, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины ил” увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (гл. 20 - “Преступления против семьи и несовершеннолетних”);
• иные законы Российской Федерации (например, Закон РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), указы Президента Российской Федерации (например, “О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, увольняемых в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций”), Постановления Правительства Российской Федерации (например. “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”).
Вывод: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ – основополагающие документы и источники в области семейного права.
4. Проверка творческого задания. Отчёт групп о причинах вступления в бpaк на основе анализа содержания картин художника П. Федотова.
1- я группа Анализ картины “Сватовство майора”
Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?"
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Армейский офицер, капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца".
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек
Доберусь.
2- я группа. Анализ картины П.Федотова “Свежий кавалер”
Беспорядок,
царящий в комнате: все разбросано, переломано,
перевернуто. Мало того, что курительная трубка
разбита – так и у гитары оборваны струны, и стул
изувечен, и хвосты селедочные валяются на полу
рядом с бутылками, с черепками от раздавленной
тарелки, с раскрытой книжкой.
Кухарка - недурна собою, опрятная женщина, с
приятно округлым простонародным лицом, всем
своим видом являющая противоположность
расхристанному хозяину и его поведению, смотрит
на него с позиции стороннего и незапятнанного
наблюдателя.
Жалкий чиновник стоит в позе античного героя,
жестом оратора поднося правую руку к гpyди (к
тому месту, где висит злополучный орден), а левой,
упертой в бок, ловко подхватывая складки
просторного халата, так, словно это не халат, а
тога.
Вывод: Взаимное согласие будущих супругов вступить в бpaк – основа создания крепкой семьи.
6. С чего начинается семья? Анализ информационных источников. Составление опopной схемы.
Семья начинается с заключения бpaка, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Слово “бpaк” образовалось от древнерусского “братичи” - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Бpaк – это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. С помощью бpaка вновь образованная семья официально заявляет о своём существовании и получает признание своей законности со стороны общества и государства.
- Каковы же условия заключения бpaка? Работа по учебнику - заполнение схемы:
Условия вступления в бpaк:
- Добровольное согласие.
- Достижение брачного возраста – 18 лет.
- Не должен состоять в зарегистрированном бpaке.
- Не допускаются бpaки между близкими родственниками.
- Обе стороны должны быть дееспособными.
- Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
Принципы создания семьи:
1. Поэты утверждают, что всё начинается с любви.
2. Принцип равенства супругов в семье - означает равенство прав и свобод супругов.
2. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
3. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных члeнов семьи.
4. Поэтическая минутка. Любовь и мораль. Анализ стихотворений.
- В чём нравственная сила любви? Что является главным принципом бpaка?
Слово о любви. Эдуард Асадов
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспopно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости сотканаЛюбить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любовь – стремление к идеалу, живое воплощение идеала. Любовь рождает прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности. Любовь - чувство возвышенное, высокомopaльное.
Любовь несёт мир и спокойствие, помогает сотрудничеству, примеряет врагов, служит человеческому прогрессу.
- В чём взаимосвязь любви и морали? (Мораль - это призыв к добру и справедливости. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами.
Вывод: Любовь - духовный союз влюблённых, основа создания семьи.
7. Особые условия вступления в бpaк:
- Беременность.
- Рождение ребёнка.
- Непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Бpaк недействителен
8. Порядок регистрации бpaка. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.
- Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
- Установление дня регистрации бpaка – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
- Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
- Запись регистрации бpaка в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
- Отметка в паспорте жены и мужа.
- Выдача супругам свидетельства о регистрации бpaка.
9. Права и обязанности супругов. Работа по источникам, заполнение схемы.
10. На основе анализа сделайте вывод, какие годы семейной жизни наиболее подвержены риску распада?
По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что бpaки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее бpaков, возникших, когда супругам было за 30.
Может ли быть счастлива семья, где муж и жена свели свои взаимоотношения только к выполнению долга, семейных обязанностей? Не печально ли слышать жене: “Мое дело – принести зарплату, твое – сварить обед. Чего же тебе еще?”. Любовь не ограничивает себя законом, она ищет, чем доставить радость
11. Права и обязанности родителей и детей. Правовой калейдоскоп. Работа с источниками.
- С какого времени супруги получают родительские права и обязанности? До каких пор они сохраняются? Каких родителей лишают родительских прав?
На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.
Правила поведения в семье:
Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:
- при старших молчать:
- мудрых слушать:
- старшим повиноваться:
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
- соблюдать порядок, чистоту в доме:
- строго выполнять свои обязанности;
В крестьянской семье действовали правила:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству;
- воспитание патриотизма и др.
12. Развод. Условия оформления развода.
- Что же определяет крушение семейного корабля?
Кризис бpaка: кто виноват и что делать?
Итоги экспресс-диагностики озвучивают статисты. Было опрошено 35 респондентов.
Вывод: Основной причиной распада бpaка является алкоголизм, эгоизм.
После регистрации развода в органах ЗАГСа права и обязанности супругов считаются прекращёнными.
Статисты представили данные о бpaках и разводах 1922–2007 г. в России
Годы | Тыс. | На 1000 человек населения | ||
бpaков | разводов | бpaков | разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1995 | 1075,2 | 665,9 | 7,3 | 4,5 |
2000 | 897,3 | 627,7 | 6,2 | 4,3 |
2001 | 1001,6 | 763,5 | 6,9 | 5,3 |
2002 | 1019,8 | 853,6 | 7,1 | 5,9 |
2003 | 1091,8 | 798,8 | 7,6 | 5,5 |
2004 | 979,7 | 635,8 | 6,8 | 4,4 |
2005 | 1066,4 | 604,9 | 7,5 | 4,2 |
2006 | 1113,6 | 640,8 | 7,8 | 4,5 |
2007 | 1262,6 | 685,9 | 8,9 | 4,8 |
Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 24-25 февраля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Кто из супругов, на
Ваш взгляд, чаще бывает виноват в разводах? |
1990 г. | 2007 г. |
|||
Всего опрошенных | Пол | ||||
Мужчины | Женщины | ||||
Никто, виноваты обстоятельства | 16 | 16 | 15 | ||
Мужчины (мужья) | 13 | 6 | 18 | ||
Женщины (жены) | 7 | 10 | 3 | ||
И те, и другие одинаково | 62 | 64 | 60 |
Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам? | ||
Алкоголизм, наркомания одного из супругов | 33 | 51 |
Отсутствие собственного жилья | 21 | 41 |
Ничто не вынуждает, в разводах виноваты сами супруги | 34 | 31 |
Невозможность прокормить семью | 8 | 29 |
Вмешательство родственников в дела семьи | 17 | 18 |
Невозможность иметь детей | 10 | 10 |
Длительное раздельное проживание | 7 | 8 |
Хроническая болезнь одного из супругов | 3 | 2 |
Что, на Ваш взгляд, сильнее всего препятствует разводам? (До трёх ответов) | ||
Невозможность "поделить" детей между родителями | 25 | 33 |
Сложности с разделом жилья, имущества | 10 | 32 |
Материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов | 7 | 24 |
Несогласие на развод одного из супругов | 8 | 20 |
Неприятная, тяжелая процеДypa развода | 10 | 12 |
Осуждение близких родственников, друзей | 5 | 8 |
Вывод: В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье. Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит еще раз задуматься об этом?
Семейный дом - жилище семьи и рода, символ счастья, достоинства, благополучия. Семья - школа терпения, взаимопонимания, самоотдачи. Так давайте её все вместе сохранять.
12. Конкурс пословиц о семье. “Где любовь и совет, там и горя нет”.
13. Рефлексия. Составление кодекса счастливой семьи.
14. Дача домашнего задания:
Параграф 17. Мини-сочинение: “Счастливая семья”. Выучить термины.
Итог урока:
- Что закрепляют основополагающие правовые акты, регулирующие семейное право?
- Что на ваш взгляд необходимо сделать для укрепления семейных отношений и сокращения количества разводов в нашем государстве?
Вывод: Каждый человек – это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нем. В нем откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость.
Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, все то, что разъединяет, что рознит его с любимым.
Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...
27 03 2024 12:58:38
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
26 03 2024 9:13:32
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
25 03 2024 7:57:48
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира". ...
24 03 2024 10:43:34
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
23 03 2024 7:18:44
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
22 03 2024 5:51:35
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
21 03 2024 17:38:49
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
20 03 2024 8:15:55
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
19 03 2024 2:41:59
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
18 03 2024 7:20:33
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
17 03 2024 19:51:24
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
16 03 2024 11:49:47
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
15 03 2024 12:18:11
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
14 03 2024 11:18:52
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
13 03 2024 12:28:15
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
12 03 2024 19:13:11
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
11 03 2024 9:47:54
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
10 03 2024 3:35:37
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
09 03 2024 20:20:26
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
08 03 2024 9:42:51
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
07 03 2024 13:15:48
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
06 03 2024 17:22:27
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
05 03 2024 0:42:42
Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....
04 03 2024 17:17:31
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
03 03 2024 3:28:34
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
02 03 2024 16:49:50
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
01 03 2024 12:29:25
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
29 02 2024 10:34:45
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
28 02 2024 13:35:22
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
27 02 2024 18:39:14
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
26 02 2024 11:11:28
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
25 02 2024 7:25:49
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
24 02 2024 9:12:38
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
23 02 2024 4:13:46
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
22 02 2024 6:47:22
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
21 02 2024 17:44:34
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
20 02 2024 13:31:15
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
19 02 2024 12:58:23
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
18 02 2024 1:22:10
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
17 02 2024 12:52:31
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
16 02 2024 18:23:52
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
15 02 2024 8:15:44
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
14 02 2024 6:34:14
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
13 02 2024 12:35:44
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...
12 02 2024 22:32:40
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
11 02 2024 6:24:39
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
10 02 2024 0:40:58
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
09 02 2024 0:58:23
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
08 02 2024 6:17:16
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
07 02 2024 10:31:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::