Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"
Тип урока: Урок-деятельностная игра “Лабиринт законов” (урок сообщения новых знаний).
Задачи:
1. Дать понятие семьи, бpaка и познакомить с условиями заключения, расторжения бpaка.
2. Развитие гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.
3. Воспитание активной жизненной позиции на основе уважения морали, соблюдения закона.
4. Формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.
Источники информации: Учебник А.Ф.Никитин “Право и политика”, параграф 17, М.Аксёнова “Энциклопедия для детей”. Иллюстрации картин: П. Федотов “Сватовство майора”, “Свежий кавалер”, стихотворения Э. Асадова, пословицы, статотчёты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация, диаграммы.
Основные понятия: Конституция Российской Федерации, закон, кодекс, граждане, семья, бpaк, ЗАГС, регистрация, государственный акт (официальная запись), свидетельство о бpaке, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, развод.
ХОД УРОКА
1. Мотивационный аспект.
- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!
Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Мозговой штурм.
Ребята работают в группах и заполняют таблицу.
1-я группа Что даёт семья человеку? |
2-я группа Что объединяет члeнов семьи? |
1-я группа Что семья даёт государству? |
2-я группа Назовите члeнов семьи |
защиту | родство | граждан | супруги |
взаимопонимание | общее хозяйство | работников | родители и дети, приёмные родители |
покой | дети | налогоплательщиков | бабушки и дедушки |
продолжение рода | традиции | учёных | отчим, мачеха |
уважение | права и обязанности | изобретателей | пасынки, падчерицы |
тепло | защитников Отечества | родные братья и сёстры |
3. Источники, регулирующие семейное право. Работа в группах.
Что же такое семья? Дайте объяснение изречениям.
1-я группа: “Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер
2-я группа: “Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С Макаренко
Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.
Конституция Российской Федерации
№ статьи | Содержание статьи |
2 | Высшая ценность - человек |
19 | Равноправие всех граждан России перед законом и судом |
20 | Право на жизнь |
21 | Достоинство личности |
22 | Право на свободу и личную неприкосновенность |
23 | Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
28 | Свобода совести, вероисповедания |
38 | Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
46 | Право на судебную защиту |
Назвать другие источники, регулирующие семейное право
• Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений (дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство);
• Трудовой кодекс РФ, определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.;
• УК РФ, предусматривающий ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, за убийство матерью новорожденного ребенка, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины ил” увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (гл. 20 - “Преступления против семьи и несовершеннолетних”);
• иные законы Российской Федерации (например, Закон РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), указы Президента Российской Федерации (например, “О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, увольняемых в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций”), Постановления Правительства Российской Федерации (например. “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”).
Вывод: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ – основополагающие документы и источники в области семейного права.
4. Проверка творческого задания. Отчёт групп о причинах вступления в бpaк на основе анализа содержания картин художника П. Федотова.
1- я группа Анализ картины “Сватовство майора”
Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?"
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Армейский офицер, капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца".
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек
Доберусь.
2- я группа. Анализ картины П.Федотова “Свежий кавалер”
Беспорядок,
царящий в комнате: все разбросано, переломано,
перевернуто. Мало того, что курительная трубка
разбита – так и у гитары оборваны струны, и стул
изувечен, и хвосты селедочные валяются на полу
рядом с бутылками, с черепками от раздавленной
тарелки, с раскрытой книжкой.
Кухарка - недурна собою, опрятная женщина, с
приятно округлым простонародным лицом, всем
своим видом являющая противоположность
расхристанному хозяину и его поведению, смотрит
на него с позиции стороннего и незапятнанного
наблюдателя.
Жалкий чиновник стоит в позе античного героя,
жестом оратора поднося правую руку к гpyди (к
тому месту, где висит злополучный орден), а левой,
упертой в бок, ловко подхватывая складки
просторного халата, так, словно это не халат, а
тога.
Вывод: Взаимное согласие будущих супругов вступить в бpaк – основа создания крепкой семьи.
6. С чего начинается семья? Анализ информационных источников. Составление опopной схемы.
Семья начинается с заключения бpaка, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Слово “бpaк” образовалось от древнерусского “братичи” - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Бpaк – это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. С помощью бpaка вновь образованная семья официально заявляет о своём существовании и получает признание своей законности со стороны общества и государства.
- Каковы же условия заключения бpaка? Работа по учебнику - заполнение схемы:
Условия вступления в бpaк:
- Добровольное согласие.
- Достижение брачного возраста – 18 лет.
- Не должен состоять в зарегистрированном бpaке.
- Не допускаются бpaки между близкими родственниками.
- Обе стороны должны быть дееспособными.
- Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
Принципы создания семьи:
1. Поэты утверждают, что всё начинается с любви.
2. Принцип равенства супругов в семье - означает равенство прав и свобод супругов.
2. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
3. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных члeнов семьи.
4. Поэтическая минутка. Любовь и мораль. Анализ стихотворений.
- В чём нравственная сила любви? Что является главным принципом бpaка?
Слово о любви. Эдуард Асадов
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспopно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости сотканаЛюбить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любовь – стремление к идеалу, живое воплощение идеала. Любовь рождает прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности. Любовь - чувство возвышенное, высокомopaльное.
Любовь несёт мир и спокойствие, помогает сотрудничеству, примеряет врагов, служит человеческому прогрессу.
- В чём взаимосвязь любви и морали? (Мораль - это призыв к добру и справедливости. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами.
Вывод: Любовь - духовный союз влюблённых, основа создания семьи.
7. Особые условия вступления в бpaк:
- Беременность.
- Рождение ребёнка.
- Непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Бpaк недействителен
8. Порядок регистрации бpaка. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.
- Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
- Установление дня регистрации бpaка – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
- Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
- Запись регистрации бpaка в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
- Отметка в паспорте жены и мужа.
- Выдача супругам свидетельства о регистрации бpaка.
9. Права и обязанности супругов. Работа по источникам, заполнение схемы.
10. На основе анализа сделайте вывод, какие годы семейной жизни наиболее подвержены риску распада?
По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что бpaки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее бpaков, возникших, когда супругам было за 30.
Может ли быть счастлива семья, где муж и жена свели свои взаимоотношения только к выполнению долга, семейных обязанностей? Не печально ли слышать жене: “Мое дело – принести зарплату, твое – сварить обед. Чего же тебе еще?”. Любовь не ограничивает себя законом, она ищет, чем доставить радость
11. Права и обязанности родителей и детей. Правовой калейдоскоп. Работа с источниками.
- С какого времени супруги получают родительские права и обязанности? До каких пор они сохраняются? Каких родителей лишают родительских прав?
На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.
Правила поведения в семье:
Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:
- при старших молчать:
- мудрых слушать:
- старшим повиноваться:
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
- соблюдать порядок, чистоту в доме:
- строго выполнять свои обязанности;
В крестьянской семье действовали правила:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству;
- воспитание патриотизма и др.
12. Развод. Условия оформления развода.
- Что же определяет крушение семейного корабля?
Кризис бpaка: кто виноват и что делать?
Итоги экспресс-диагностики озвучивают статисты. Было опрошено 35 респондентов.
Вывод: Основной причиной распада бpaка является алкоголизм, эгоизм.
После регистрации развода в органах ЗАГСа права и обязанности супругов считаются прекращёнными.
Статисты представили данные о бpaках и разводах 1922–2007 г. в России
Годы | Тыс. | На 1000 человек населения | ||
бpaков | разводов | бpaков | разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1995 | 1075,2 | 665,9 | 7,3 | 4,5 |
2000 | 897,3 | 627,7 | 6,2 | 4,3 |
2001 | 1001,6 | 763,5 | 6,9 | 5,3 |
2002 | 1019,8 | 853,6 | 7,1 | 5,9 |
2003 | 1091,8 | 798,8 | 7,6 | 5,5 |
2004 | 979,7 | 635,8 | 6,8 | 4,4 |
2005 | 1066,4 | 604,9 | 7,5 | 4,2 |
2006 | 1113,6 | 640,8 | 7,8 | 4,5 |
2007 | 1262,6 | 685,9 | 8,9 | 4,8 |
Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 24-25 февраля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Кто из супругов, на
Ваш взгляд, чаще бывает виноват в разводах? |
1990 г. | 2007 г. |
|||
Всего опрошенных | Пол | ||||
Мужчины | Женщины | ||||
Никто, виноваты обстоятельства | 16 | 16 | 15 | ||
Мужчины (мужья) | 13 | 6 | 18 | ||
Женщины (жены) | 7 | 10 | 3 | ||
И те, и другие одинаково | 62 | 64 | 60 |
Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам? | ||
Алкоголизм, наркомания одного из супругов | 33 | 51 |
Отсутствие собственного жилья | 21 | 41 |
Ничто не вынуждает, в разводах виноваты сами супруги | 34 | 31 |
Невозможность прокормить семью | 8 | 29 |
Вмешательство родственников в дела семьи | 17 | 18 |
Невозможность иметь детей | 10 | 10 |
Длительное раздельное проживание | 7 | 8 |
Хроническая болезнь одного из супругов | 3 | 2 |
Что, на Ваш взгляд, сильнее всего препятствует разводам? (До трёх ответов) | ||
Невозможность "поделить" детей между родителями | 25 | 33 |
Сложности с разделом жилья, имущества | 10 | 32 |
Материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов | 7 | 24 |
Несогласие на развод одного из супругов | 8 | 20 |
Неприятная, тяжелая процеДypa развода | 10 | 12 |
Осуждение близких родственников, друзей | 5 | 8 |
Вывод: В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье. Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит еще раз задуматься об этом?
Семейный дом - жилище семьи и рода, символ счастья, достоинства, благополучия. Семья - школа терпения, взаимопонимания, самоотдачи. Так давайте её все вместе сохранять.
12. Конкурс пословиц о семье. “Где любовь и совет, там и горя нет”.
13. Рефлексия. Составление кодекса счастливой семьи.
14. Дача домашнего задания:
Параграф 17. Мини-сочинение: “Счастливая семья”. Выучить термины.
Итог урока:
- Что закрепляют основополагающие правовые акты, регулирующие семейное право?
- Что на ваш взгляд необходимо сделать для укрепления семейных отношений и сокращения количества разводов в нашем государстве?
Вывод: Каждый человек – это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нем. В нем откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость.
Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, все то, что разъединяет, что рознит его с любимым.
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
10 12 2023 14:11:17
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
09 12 2023 15:50:39
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
08 12 2023 17:41:28
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
07 12 2023 13:26:13
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
06 12 2023 1:17:58
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
05 12 2023 13:12:19
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
04 12 2023 6:21:16
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
03 12 2023 19:55:12
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
02 12 2023 5:32:55
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
01 12 2023 7:20:59

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
30 11 2023 0:32:54
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
29 11 2023 14:39:22
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
28 11 2023 23:14:22
Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции.
Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации.
...
27 11 2023 2:45:13
На занятии на примере каменного зодчества XVIII века составляется представление о русской культуре....
26 11 2023 18:11:27
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
25 11 2023 22:51:38
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
24 11 2023 17:31:49
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
23 11 2023 8:58:18
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
22 11 2023 17:24:59
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
21 11 2023 22:35:34
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
20 11 2023 8:42:39
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
19 11 2023 0:24:32
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
18 11 2023 9:37:19
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
17 11 2023 8:14:59
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
16 11 2023 10:40:16
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
15 11 2023 22:37:21
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
14 11 2023 7:30:13
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
13 11 2023 2:59:33
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
12 11 2023 11:50:34
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
11 11 2023 12:17:35
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
10 11 2023 15:13:21
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 11 2023 9:10:36
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
08 11 2023 19:49:42
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
07 11 2023 6:21:21
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
06 11 2023 7:12:49
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
05 11 2023 6:38:53
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
04 11 2023 6:37:49
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления.
...
03 11 2023 12:40:59
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
02 11 2023 3:30:13
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
01 11 2023 13:38:41
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
31 10 2023 22:42:45
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
30 10 2023 18:58:50
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку.
Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
...
29 10 2023 10:28:52
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
28 10 2023 14:15:35
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
27 10 2023 20:43:17

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
26 10 2023 10:36:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
25 10 2023 0:10:36
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
24 10 2023 10:43:43
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
23 10 2023 18:38:24
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
22 10 2023 14:32:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::