Урок в 9-м классе. Обществознание. "Семья и право"
Тип урока: Урок-деятельностная игра “Лабиринт законов” (урок сообщения новых знаний).
Задачи:
1. Дать понятие семьи, бpaка и познакомить с условиями заключения, расторжения бpaка.
2. Развитие гражданской и социальной ответственности, навыков толерантного поведения в семье и обществе на основе формирования у учащихся чёткого осознания необходимости нравственно – правового регулирования семейных отношений.
3. Воспитание активной жизненной позиции на основе уважения морали, соблюдения закона.
4. Формирование умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме.
Источники информации: Учебник А.Ф.Никитин “Право и политика”, параграф 17, М.Аксёнова “Энциклопедия для детей”. Иллюстрации картин: П. Федотов “Сватовство майора”, “Свежий кавалер”, стихотворения Э. Асадова, пословицы, статотчёты, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация, диаграммы.
Основные понятия: Конституция Российской Федерации, закон, кодекс, граждане, семья, бpaк, ЗАГС, регистрация, государственный акт (официальная запись), свидетельство о бpaке, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей, развод.
ХОД УРОКА
1. Мотивационный аспект.
- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен!
Так давайте же дарить друг другу каждую минуту внимание, доброту, ласку.
Эпиграфом нашего урока являются слова:
“Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддерживал другого”. Сенека
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава.
2. Сообщение темы, цели урока.
3. Мозговой штурм.
Ребята работают в группах и заполняют таблицу.
1-я группа Что даёт семья человеку? |
2-я группа Что объединяет члeнов семьи? |
1-я группа Что семья даёт государству? |
2-я группа Назовите члeнов семьи |
защиту | родство | граждан | супруги |
взаимопонимание | общее хозяйство | работников | родители и дети, приёмные родители |
покой | дети | налогоплательщиков | бабушки и дедушки |
продолжение рода | традиции | учёных | отчим, мачеха |
уважение | права и обязанности | изобретателей | пасынки, падчерицы |
тепло | защитников Отечества | родные братья и сёстры |
3. Источники, регулирующие семейное право. Работа в группах.
Что же такое семья? Дайте объяснение изречениям.
1-я группа: “Семья – это общество в миниатюре, от ценности которого зависит безопасность большого человеческого общества”. Ф. Адлер
2-я группа: “Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья … является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение”. А.С Макаренко
Группам даются пакеты правовых документов. Выписать содержание статей Конституции РФ, относящиеся к семейному праву. Полученные сведения заполнить в таблице.
Конституция Российской Федерации
№ статьи | Содержание статьи |
2 | Высшая ценность - человек |
19 | Равноправие всех граждан России перед законом и судом |
20 | Право на жизнь |
21 | Достоинство личности |
22 | Право на свободу и личную неприкосновенность |
23 | Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну |
28 | Свобода совести, вероисповедания |
38 | Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
46 | Право на судебную защиту |
Назвать другие источники, регулирующие семейное право
• Гражданский кодекс, дающий ряд важнейших определений (дееспособность несовершеннолетних, дееспособность малолетних, опека, попечительство);
• Трудовой кодекс РФ, определяющий порядок предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.;
• УК РФ, предусматривающий ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов, за убийство матерью новорожденного ребенка, необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины ил” увольнение беременной или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (гл. 20 - “Преступления против семьи и несовершеннолетних”);
• иные законы Российской Федерации (например, Закон РФ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”), указы Президента Российской Федерации (например, “О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, увольняемых в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций”), Постановления Правительства Российской Федерации (например. “О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”).
Вывод: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ – основополагающие документы и источники в области семейного права.
4. Проверка творческого задания. Отчёт групп о причинах вступления в бpaк на основе анализа содержания картин художника П. Федотова.
1- я группа Анализ картины “Сватовство майора”
Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за “благородного?"
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Армейский офицер, капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Состояния у него нет, поместья тоже, пенсион невелик, статская служба не светит, и выход один - жениться на богатой купеческой дочке или вдове, взять хорошее приданое... Совершив необходимую рекогносцировку при посредстве неизбежной свахи и удостоверясь в благоприятных для атаки обстоятельствах, наш Майор приходит в дом с официальным предложением руки и сердца".
Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек
Доберусь.
2- я группа. Анализ картины П.Федотова “Свежий кавалер”
Беспорядок,
царящий в комнате: все разбросано, переломано,
перевернуто. Мало того, что курительная трубка
разбита – так и у гитары оборваны струны, и стул
изувечен, и хвосты селедочные валяются на полу
рядом с бутылками, с черепками от раздавленной
тарелки, с раскрытой книжкой.
Кухарка - недурна собою, опрятная женщина, с
приятно округлым простонародным лицом, всем
своим видом являющая противоположность
расхристанному хозяину и его поведению, смотрит
на него с позиции стороннего и незапятнанного
наблюдателя.
Жалкий чиновник стоит в позе античного героя,
жестом оратора поднося правую руку к гpyди (к
тому месту, где висит злополучный орден), а левой,
упертой в бок, ловко подхватывая складки
просторного халата, так, словно это не халат, а
тога.
Вывод: Взаимное согласие будущих супругов вступить в бpaк – основа создания крепкой семьи.
6. С чего начинается семья? Анализ информационных источников. Составление опopной схемы.
Семья начинается с заключения бpaка, т.е. с государственной официальной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Слово “бpaк” образовалось от древнерусского “братичи” - отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое. Бpaк – это добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности. С помощью бpaка вновь образованная семья официально заявляет о своём существовании и получает признание своей законности со стороны общества и государства.
- Каковы же условия заключения бpaка? Работа по учебнику - заполнение схемы:
Условия вступления в бpaк:
- Добровольное согласие.
- Достижение брачного возраста – 18 лет.
- Не должен состоять в зарегистрированном бpaке.
- Не допускаются бpaки между близкими родственниками.
- Обе стороны должны быть дееспособными.
- Не должны быть усыновителями и усыновлёнными.
Принципы создания семьи:
1. Поэты утверждают, что всё начинается с любви.
2. Принцип равенства супругов в семье - означает равенство прав и свобод супругов.
2. Принцип разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию.
3. Принцип приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных члeнов семьи.
4. Поэтическая минутка. Любовь и мораль. Анализ стихотворений.
- В чём нравственная сила любви? Что является главным принципом бpaка?
Слово о любви. Эдуард Асадов
Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.Нет, если ты любишь, то вся она,
Бесспopно же, самая романтичная
Самая-самая необычная
Ну, словно из радости сотканаЛюбить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любовь – стремление к идеалу, живое воплощение идеала. Любовь рождает прекрасные чувства, возвышает нас, очищает от грубости, пошлости, жадности. Любовь - чувство возвышенное, высокомopaльное.
Любовь несёт мир и спокойствие, помогает сотрудничеству, примеряет врагов, служит человеческому прогрессу.
- В чём взаимосвязь любви и морали? (Мораль - это призыв к добру и справедливости. Она учит нас терпеть и прощать. Любовь прихотлива и изменчива, мораль тверда и постоянна. Любовь может уйти, мораль всегда с нами.
Вывод: Любовь - духовный союз влюблённых, основа создания семьи.
7. Особые условия вступления в бpaк:
- Беременность.
- Рождение ребёнка.
- Непосредственная угроза жизни одной из сторон.
Бpaк недействителен
8. Порядок регистрации бpaка. Данные взяты из беседы с работником ЗАГСа.
- Личная подача заявления будущими мужем и женой в ЗАГС.
- Установление дня регистрации бpaка – через месяц после подачи заявления (срок может сокращён или увеличен).
- Регистрация в назначенный день и в назначенный час в присутствии жениха и невесты, свидетелей, родных и близких.
- Запись регистрации бpaка в книге актов гражданского состояния – подписи молодожёнов.
- Отметка в паспорте жены и мужа.
- Выдача супругам свидетельства о регистрации бpaка.
9. Права и обязанности супругов. Работа по источникам, заполнение схемы.
10. На основе анализа сделайте вывод, какие годы семейной жизни наиболее подвержены риску распада?
По годам семейной жизни разводы распределяются так: до 1 года - 3,6%, от 1 до 2 лет - 16%, от 3 до 4 лет - 18%, от 5 до 9 лет - 28%, от 10 до 19 лет - 22%, от 20 и более лет - 12,4%. Таким образом, за первые 4 года происходит около 40% разводов, а за 9 - около 2/3 их общего числа.
Статистика показывает, что наиболее ответственный период в жизни семьи, когда супругам от 20 до 30 лет. Установлено также, что бpaки, заключенные до 30 лет, в среднем вдвое долговечнее бpaков, возникших, когда супругам было за 30.
Может ли быть счастлива семья, где муж и жена свели свои взаимоотношения только к выполнению долга, семейных обязанностей? Не печально ли слышать жене: “Мое дело – принести зарплату, твое – сварить обед. Чего же тебе еще?”. Любовь не ограничивает себя законом, она ищет, чем доставить радость
11. Права и обязанности родителей и детей. Правовой калейдоскоп. Работа с источниками.
- С какого времени супруги получают родительские права и обязанности? До каких пор они сохраняются? Каких родителей лишают родительских прав?
На лепестках цветка запишите общечеловеческие ценности, которые должна воспитывать семья. Их глубины веков. Данные озвучивают историки.
Правила поведения в семье:
Князь Владимир Моном ах оставил “Поучения” детям:
- при старших молчать:
- мудрых слушать:
- старшим повиноваться:
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других:
- соблюдать порядок, чистоту в доме:
- строго выполнять свои обязанности;
В крестьянской семье действовали правила:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству;
- воспитание патриотизма и др.
12. Развод. Условия оформления развода.
- Что же определяет крушение семейного корабля?
Кризис бpaка: кто виноват и что делать?
Итоги экспресс-диагностики озвучивают статисты. Было опрошено 35 респондентов.
Вывод: Основной причиной распада бpaка является алкоголизм, эгоизм.
После регистрации развода в органах ЗАГСа права и обязанности супругов считаются прекращёнными.
Статисты представили данные о бpaках и разводах 1922–2007 г. в России
Годы | Тыс. | На 1000 человек населения | ||
бpaков | разводов | бpaков | разводов | |
1992 | 1053,7 | 639,2 | 7,1 | 4,3 |
1995 | 1075,2 | 665,9 | 7,3 | 4,5 |
2000 | 897,3 | 627,7 | 6,2 | 4,3 |
2001 | 1001,6 | 763,5 | 6,9 | 5,3 |
2002 | 1019,8 | 853,6 | 7,1 | 5,9 |
2003 | 1091,8 | 798,8 | 7,6 | 5,5 |
2004 | 979,7 | 635,8 | 6,8 | 4,4 |
2005 | 1066,4 | 604,9 | 7,5 | 4,2 |
2006 | 1113,6 | 640,8 | 7,8 | 4,5 |
2007 | 1262,6 | 685,9 | 8,9 | 4,8 |
Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ проведённого 24-25 февраля 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Кто из супругов, на
Ваш взгляд, чаще бывает виноват в разводах? |
1990 г. | 2007 г. |
|||
Всего опрошенных | Пол | ||||
Мужчины | Женщины | ||||
Никто, виноваты обстоятельства | 16 | 16 | 15 | ||
Мужчины (мужья) | 13 | 6 | 18 | ||
Женщины (жены) | 7 | 10 | 3 | ||
И те, и другие одинаково | 62 | 64 | 60 |
Что, по Вашему мнению, чаще всего вынуждает людей к разводам? | ||
Алкоголизм, наркомания одного из супругов | 33 | 51 |
Отсутствие собственного жилья | 21 | 41 |
Ничто не вынуждает, в разводах виноваты сами супруги | 34 | 31 |
Невозможность прокормить семью | 8 | 29 |
Вмешательство родственников в дела семьи | 17 | 18 |
Невозможность иметь детей | 10 | 10 |
Длительное раздельное проживание | 7 | 8 |
Хроническая болезнь одного из супругов | 3 | 2 |
Что, на Ваш взгляд, сильнее всего препятствует разводам? (До трёх ответов) | ||
Невозможность "поделить" детей между родителями | 25 | 33 |
Сложности с разделом жилья, имущества | 10 | 32 |
Материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов | 7 | 24 |
Несогласие на развод одного из супругов | 8 | 20 |
Неприятная, тяжелая процеДypa развода | 10 | 12 |
Осуждение близких родственников, друзей | 5 | 8 |
Вывод: В семейной жизни так часто печаль и радость, боль и ласка идут рядом, рука об руку, что порой и не знаешь, где кончается семейное счастье и начинается несчастье. Безрадостная семейная жизнь, что может быть печальнее? Когда и откуда приходит эта печаль в семью? Быть может, стоит еще раз задуматься об этом?
Семейный дом - жилище семьи и рода, символ счастья, достоинства, благополучия. Семья - школа терпения, взаимопонимания, самоотдачи. Так давайте её все вместе сохранять.
12. Конкурс пословиц о семье. “Где любовь и совет, там и горя нет”.
13. Рефлексия. Составление кодекса счастливой семьи.
14. Дача домашнего задания:
Параграф 17. Мини-сочинение: “Счастливая семья”. Выучить термины.
Итог урока:
- Что закрепляют основополагающие правовые акты, регулирующие семейное право?
- Что на ваш взгляд необходимо сделать для укрепления семейных отношений и сокращения количества разводов в нашем государстве?
Вывод: Каждый человек – это целый мир и мир живой. И скорее всего, все те замечательные качества, которыми наградило избранника ваше воображение, со временем раскроются в нем. В нем откроется и доброта, и преданность, и глубина, и мудрость.
Согретый солнцем любви, он постепенно сбросит с себя, как лишнюю одежду, все то, что разъединяет, что рознит его с любимым.
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
18 03 2024 20:15:37
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
17 03 2024 1:19:33
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
16 03 2024 21:13:55
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
15 03 2024 2:41:44
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
14 03 2024 7:23:32
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
13 03 2024 21:15:11
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
12 03 2024 15:31:39
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...
11 03 2024 10:54:59
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
10 03 2024 23:23:10
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
09 03 2024 17:22:22
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
08 03 2024 18:21:22
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...
07 03 2024 9:27:22
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
06 03 2024 3:35:45
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
05 03 2024 11:55:43
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
04 03 2024 9:50:41
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
03 03 2024 19:14:28
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
02 03 2024 15:34:38
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
01 03 2024 4:10:55
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
29 02 2024 8:12:31
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
28 02 2024 10:13:50
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
27 02 2024 15:14:53
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
26 02 2024 22:36:32
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
25 02 2024 13:56:18
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
24 02 2024 4:35:23
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
23 02 2024 22:36:35
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
22 02 2024 7:47:59
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
21 02 2024 8:26:29
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
20 02 2024 14:27:40
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
19 02 2024 8:37:35
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием. ...
18 02 2024 7:14:20
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
17 02 2024 4:47:54
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
16 02 2024 11:42:47
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
15 02 2024 19:20:12
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
14 02 2024 23:44:15
Как помочь учащимся не заблyдиться в потоке информации и сформировать собственное мнение, опирающееся на конкретные факты, а не на субъективный журналистский взгляд? Моя цель - научить их самостоятельно делать выводы об историческом событии не только на понятийном уровне, но и на уровне эмоциональном. Вашему вниманию предлагается лабораторное занятие по теме: "Холодная война: война в Афганистане?". ...
13 02 2024 3:59:38
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
12 02 2024 8:29:20
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
11 02 2024 0:39:51
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
10 02 2024 12:32:33
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
09 02 2024 21:41:11
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
08 02 2024 7:55:59
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
07 02 2024 18:49:47
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
06 02 2024 3:46:12
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
05 02 2024 0:30:21
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
04 02 2024 11:18:51
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
03 02 2024 3:16:51
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
02 02 2024 20:15:21
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
01 02 2024 14:10:28
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
31 01 2024 21:18:20
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
30 01 2024 16:14:47
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
29 01 2024 2:16:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::