Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)
Тема: «Жизнь России в послевоенный период».
Цели урока:
- углубление представления учащихся о разрыве между возникшими надеждами на перемены в России после Отечественной войны в 1812 г. и реалиями российской жизни (крестьянство, абсолютизм, беспросветность существования освободителей Отечества), которые остались неизменными и не допускали никаких надежд на перемены.
- развитие навыков анализа исторических документов и литературных произведений, развитие умения сравнивать и решать проблему.
- формирование умений учебного сотрудничества (умения работать в группе, договариваться, распределять работу и др.)
- воспитание уважения к историческому прошлому, воспитание культуры взаимодействия.
План урока:
- Народ – победитель и российская действительность. Крестьянский вопрос: проекты и реалии.
- Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.
- А. А. Аpaкчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?
Термины и даты: конституция Царства
Польского, сейм, военные поселения, аpaкчеевщина,
«Уставная грамота Российской империи».
1815 г. – разработка Конституции Царства
Польского, 1820 – разработка «Уставной грамоты
Российской империи» Н.Н. Новосильцева, 1816-1818 гг. –
введение военных поселений.
Оборудование: портреты Александра I, А. А. Аpaкчеева, Н. Н. Новосильцева, карта Российской империи в первой половине XIX века, фломастеры, ватманы для работы в группах.
Подготовительный этап урока: класс разбивается на три группы. В ходе урока группы получают вопросы и задания по своей тематике.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
– Сегодня завершаем вопрос о внутренней
политике Александра I в 1815-1825 гг. В народе ему дали
прозвище «Победитель».
– Кому из князей и царей давались еще прозвища, и
какие?
– «Победитель» – что это значит? Какой смысл
вложен в это понятие?
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
– Закончилась Отечественная война 1812 г.,
заграничный поход 1813-1815 гг.
– Какие вопросы могли возникнуть у крепостных
крестьян, вынесшие тяжесть войны, у комaндиров,
дворян по возвращении на родину после
заграничного похода 1813 г.?
(Работа в группах: каждая группа обсуждает либо
вопросы крепостных крестьян, либо
комaндиров, либо дворян).
– Как вы думаете, почему в этот период между
крепостными крестьянами и помещиками не было
вооруженных столкновений?
III. Постановка учебной задачи
– А. С. Пушкин так писал об Александре I. (На доске)
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Он человек. Им властвует мгновенье
Он раб молвы, сомнений и страстей,
Прости ему неправое гоненье,
Он взял Париж, он основал Лицей».
– Какие черты российской действительности безошибочно указал поэт?
(Работа в группах).
– В результате работы мы подошли к теме: «Жизнь
России в послевоенный период».
– Об Александре I говорили: «Реформы Александра I
остановил страх…». Хотя, как вы знаете, в народе
его прозвали «Победителем»…
IV. Построение проекта выхода из затруднений
1. «Мозговой штурм» (кластер).
Работа в группах:
а) этап «вызова»
– Зафиксируйте на ватманах все, что может подтвердить слова П. А. Тучкова об Александре I (его внутренней политике в 1815 – 1825 г.): «Республиканец на словах и самодержец на деле». (По окончании работы ватманы вывешиваются и учитель подводит итог о том, что ребята уже знают о внутренней политике Александра I.)
б) этап «осмысления» – идет работа с текстом (источниками). Каждая группа рассматривает один из пунктов плана.
1 группа: Крестьянский вопрос: проекты и реалии. Проекты отмены крепостного права А. А. Аpaкчеева и Н.С Мордвинова.
Вопросы и задания:
1. Назовите общие черты проектов отмены
крепостного права.
2. Почему проекты носили печать незавершенности и
половинчатости?
2 группа: Преобразования государственного строя: проекты и эксперименты.
Вопросы и задания:
1. На основе текста составьте схему, отражающую
систему высших органов власти Царства Польского.
2. На основе текста составьте схему, показывающую
систему органов государственной власти по
«Уставной грамоте».
3 группа: А.А Аpaкчеев: всесильный властитель или покорный исполнитель?
Вопросы и задания:
1. На основе текста источника выделите черты
хаpaктера Аpaкчеева и определите его
взаимоотношения с Александром I.
2. Что разумного было в создании военных
поселений?
При работе над текстом учащиеся отмечают: V (знаю), – (не знаю), + (это интересно), ? (не понял).
– Какие вопросы у вас возникли во время работы с источниками?
V. Первичное закрепление во внешней речи
– Почему не было отменено крепостное право?
– Пользу или вред получила Россия, реализуя
проект «военных поселений»?
– Почему Польша получила широкую автономию?
– Сравните проект М. М. Сперанского и Н. Н.
Новосильцева. Какой из проектов был более
приемлем для России?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
Выполнение теста (по проекту Н. Н. Новосильцева, «военным поселениям», по проекту А.А. Аpaкчеева).
VII. Включение в систему знаний и повторения
Анализ записи на доске.
1812 г. – отставка М. М. Сперанского.
1815 г. – запрещение крепостным крестьянам
«отыскивать вольность».
1816-1819 г. – личное освобождение от крепостной
зависимости без права на землю прибалтийских
крестьян.
1815 г. – Дарование Конституции Польше.
1822 г. – право помещикам без суда ссылать
крепостных крестьян в Сибирь за «дурное
поведение».
– О чем свидетельствует данный перечень? Как
его можно озаглавить?
– Спрогнозируйте последствия отсутствия
твердой линии во внутренней политике Александра
I.
VIII. Рефлексия деятельности. Самооценка
– Что нового вы узнали на уроке?
(Учащиеся возвращаются на этап «вызова»)
– Каково ваше отношение к народному наречению Александра I «победителем»? Ответ обоснуйте.
IX. Домашнее задание
Опережающее чтение текста § 25 «Движение декабристов».
Приложение
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
05 12 2023 3:24:41
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
04 12 2023 4:29:31
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
03 12 2023 3:13:38
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
02 12 2023 19:21:52
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
01 12 2023 1:22:34
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
30 11 2023 12:39:43
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
29 11 2023 1:31:15
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
28 11 2023 4:27:42
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства.
...
27 11 2023 6:47:31
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
26 11 2023 12:15:12
Тема "Символы государственной власти" является одной из главных в патриотическом воспитании учащихся. Урок в 10-м классе, может быть представлен как классный час и в средней параллели. Урок проведен в нетрадиционной форме. Содержит статистические данные, собранные учащимися школы, информацию об истории Российского флага. Для наглядности на уроке используется презентация "Флаг России - символ государственности"....
25 11 2023 1:44:22
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
24 11 2023 15:14:46
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
23 11 2023 19:50:21
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
22 11 2023 2:56:20
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
21 11 2023 6:37:41
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
20 11 2023 0:16:19
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
19 11 2023 4:29:51
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
18 11 2023 9:20:50
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
17 11 2023 7:37:42
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
16 11 2023 19:17:26
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
15 11 2023 10:23:50
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
14 11 2023 12:27:44
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
13 11 2023 13:15:27
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
12 11 2023 0:16:53
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
11 11 2023 14:18:25
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
10 11 2023 8:12:21
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
09 11 2023 0:24:53
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
08 11 2023 1:15:43
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
07 11 2023 5:19:57
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
06 11 2023 9:38:54

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
05 11 2023 7:38:28
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
04 11 2023 23:56:18

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
03 11 2023 19:36:58
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
02 11 2023 1:38:22
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
01 11 2023 4:20:40
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
31 10 2023 16:56:13
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
30 10 2023 8:10:20
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
29 10 2023 20:58:52
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
28 10 2023 16:54:17
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
27 10 2023 19:49:22
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
26 10 2023 21:47:24
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
25 10 2023 15:54:50
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
24 10 2023 12:29:10
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
23 10 2023 15:41:53
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
22 10 2023 23:55:22
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
21 10 2023 11:44:34

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
20 10 2023 12:14:43
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
19 10 2023 11:32:59
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
18 10 2023 3:29:25
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
17 10 2023 1:54:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::