Тема урока "Отечественная война 1812 г." > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока "Отечественная война 1812 г."


    Тема урока "Отечественная война 1812 г."

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. Файл презентации можно получить по запросу у автора статьи.

Слайд № 2.

России верные сыны!...
…Друзьям, Отечеству, народу отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях.

Федор Глинка.

В начале ХIХ века во Франции правил император Наполеон Бонапарт. Он был выдающимся полководцем.

Слайд № 3.

Наполеон победил армии почти всех европейских стран и мечтал стать властелином всего мира. Сначала он захватил малые соседние страны — Австрию, Чехию, Венгрию, Германию, Италию, Грецию.

Слайд № 4.

Богатства в завоёванных странах он брал столько, сколько хотел. Росла его мощь и военная сила. Он создал огромную армию, в которой, по некоторым данным, было около шестисот тысяч человек. Но замыслы вели его дальше. Сначала Наполеон заключил мир с Александром I, русским императором, чтобы усыпить бдительность русского царя и его полководцев, будто он и не думает воевать с Россией.  (Тильзитский мир 1807 год)

Слайды № 5, 6 .

На реке Неман была сформирована огромная французская армия. Она состояла из 640 тысяч солдат. Наполеон называл эту армию «Великой». В ней были собраны солдаты из всех покоренных Наполеоном стран: поляки, итальянцы, немцы и австрийцы. Армия Наполеона была хорошо обучена и вооружена. Ее считали непобедимой.

На западной границе страны была сосредоточена русская армия в 210 тысяч солдат. Русские военные силы были разделены на три армии. Первой армией комaндовал военный министр генерал М.Б. Барклай-де-Толли. Его армия защищала дорогу на Петербург.

Слайд № 7.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли был родом из старинной шотландской семьи. Когда-то его дед приехал в Россию на военную службу. Михаил Богданович начал свою военную карьеру в Пскове. Он участвовал в русско-турецкой войне под комaндованием А.В. Суворова. Барклай-де-Толли проявил себя мужественным офицером во время взятия Очакова. Затем ему пришлось участвовать еще в нескольких заграничных военных походах. И всегда он проявлял стойкость, мужество и героизм. О его мужестве был наслышан даже Наполеон, который всегда уважал сильных противников.  За два года до начала Отечественной войны Барклай-де-Толли был назначен военным министром России. Был он человеком умным. Барклай-де-Толли уважал солдат. Он считал, что за долгую военную службу государство должно выдавать им участок земли. За военные заслуги перед Отечеством Барклай-де-Толли получил высшие военные награды. После войны ему было присвоено звание фельдмаршала и пожалован титул князя.

Второй русской армией комaндовал генерал П.И. Багратион, ученик А.В. Суворова. Армия Багратиона должна была противостоять Наполеону на московском направлении.

Слайд № 8.

Третью армию возглавлял генерал А.П. Тормасов. Он защищал дорогу на Киев.

Слайд № 9.

Утром 24 июня 1812 года французская армия перешла реку Неман и вступила на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года.

Слайды № 10, 11 .

Армия Наполеона устремилась к Москве. Французы быстро продвигались вперед. Трем русским армиям надо было соединиться вместе. Иначе каждую из них Наполеон мог разбить поодиночке. Военный министр Барклай-де-Толли принял решение армиям отступать. Только так можно был сохранить армии и выполнить задачу по их соединению. Наполеон во что бы то ни стало хотел помешать этому. Он надеялся в нескольких крупных сражениях разбить русские армии по одной и быстро закончить войну против России.

Армии Багратиона, которой грозило окружение, не удалось соединиться с первой армией Барклая-де-Толли. У местечка Мир состоялось сражение  казачьей конницы атамана Платова с французской кавалерией. Французы были разбиты и в беспорядке отступали. На следующий день вспыхнул новый бой, и снова французы потерпели поражение. Успешные действия Платова позволили избежать окружения.

Слайды № 12, 13.

Под натиском французов русские войска отступали. Один за другим оставляли они города. Жители городов и поселков бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Французы грабили и сжигали крестьянские избы и поместья дворян.

Все русские люди были недовольны отступлением русских войск. Крестьяне стали объединяться в отряды, которые самостоятельно боролись против французов. В городах формировалось народное ополчение. Люди собирали  средства для армии, продовольствие. Весь народ поднялся на защиту своего Отечества. Поэтому с первых же дней эта война стала называться Отечественной.

Русский герой. 1814 г.

Сюжетом для художника послужил эпизод, подробно описанный в одном из номеров журнала «Сын Отечества» за 1812 год:  «В армии Наполеона (как у нас на конских заводах) клеймили солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшегося им в руки. С удивлением спросил он: для чего его клеймили? Ему отвечали: это для вступления в службу Наполеона. Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсек себе клейменную руку. Нужно ли сказать, что сей новый солдат был русский. Одна мысль служить Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку».

Слайд № 15.

Крестьянин увозит у французов пушку. 1813 г.

Вот что писал журнал «Сын Отечества» в 1812 году об эпизоде изображенном на гравюре; «Говорят, что во время пребывания французов в Москве небольшой их отряд с одной пушкой был отправлен на Калужскую дорогу для сожжения деревни. Солдаты рассудили прежде исполнения сего приговора разграбить деревню и, оставив пушку па поле, бросились по домам за контрибуциею. Один крестьянин, выбежав из деревни, увидел, что при пушке нет никого. Сел на нее верхом, ударил по всем по трем лошадям и прискакал с нею в русский лагерь. Главнокомaндующий наградил его, сказывают, знаком отличия воинского ордена».

Слайд № 16.

Через два месяца после вторжения Наполеона русские войска с боями были отброшены к Смоленску. 

Слайд № 17.

А в это время население тех мест, куда подходила наполеоновская армия, уезжало,  захватывая с собой всё, что можно было увезти. «Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот и ехали по улице» - так писал об этом Л.Н. Толстой. Если люди не могли вывезти из домов, из лавок своего добра, они раздавали всё людям. Так, один купец в Смоленске кричал, увидев наших солдат в своей лавке: «Тащи всё, ребята! Не доставайся ничего для волков!» Он сам хватал мешки и выкидывал их на улицу: «Решилась Расея! Решилась! Сам запалю!» «Всё сожгу, чтоб хранцузу не досталось», — кричал другой.

Наполеону так и не удалось навязать русским крупное сражение. Его армию изматывали постоянные мелкие стычки и короткие бои с нашими небольшими отрядами.

В захваченных русских городах Наполеон оставил небольшие военные гарнизоны. Он боялся, что на него будут нападать с тыла. В результате французская армия уменьшалась. Боевой дух французов слабел по мере продвижения в глубь России. Французские солдаты страдали от голода и жажды. Местное население встречало их враждебно. Русские люди прятали продукты от французов, угоняли скот, сжигали амбары с хлебом.

Наконец под Смоленском соединились две армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Здесь состоялось первое крупное сражение между русскими и французами.

Слайд № 18.

Сражение длилось три дня. Русские войска сражались мужественно и стойко. Помогали им и местные жители. Французы в этом бою потеряли почти 20 тысяч человек. Но силы все равно были неравны. На третий день русская армия оставила Смоленск. Но противнику достались лишь развалины города. Все жители ушли вместе с армией, сожгли свои дома, забрали с собой продовольствие и вещи. Французы вошли в пустой город.

Так в самом начале войны с Наполеоном русской армии пришлось постоянно отступать. Вот так писал об этом М.Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Бородино». Старый солдат рассказывает:

Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, комaндиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?

Но лишь благодаря отступлению удалось сохранить русские войска для последующих сражений. А в постоянных стычках и мелких боях с врагом русские солдаты и офицеры накапливали боевой опыт борьбы с противником.

Александр I и его окружение находились в растерянности. Отступление нашей армии вызывало у императора недовольство военным министром. Многие приближенные убеждали Александра, что план отступления неправильный и может привести к гибели России.

Военные тоже были недовольны своим главнокомaндующим. Все чаще повторяли они имя популярного и любимого в народе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Кутузов был соратником Суворова, брал вместе с ним турецкую крепость Измаил. Генералы и солдаты уважали и любили Кутузова, поэтому императору пришлось назначить его новым  главнокомaндующим.

Слайд № 19 .

Михаил Илларионович Кутузов родился в Петербурге, в семье военного инженера. Отец отправил сына учиться в дворянскую артиллерийскую школу. Школу Кутузов закончил с отличием. Он участвовал в нескольких сражениях под комaндованием АВ. Суворова. Был его учеником и соратником. В сражениях Михаил Илларионович приобрел огромный военный опыт и стал блестящим полководцем. Дважды Кутузов был ранен. И дважды пули попадали в голову. Чудом Кутузов остался жив, но правый глаз потерял.

Слайд № 20.

К началу Отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном. Кутузов приехал, когда наша армия уже отступила от Смоленска. Солдаты радовались: «Приехал Кутузов бить французов». Но Кутузов не мог сразу бросить в бой все свои войска. Это грозило разгромом всей армии. Армия Кутузова медленно, но отступала дальше к Москве. Генералы, офицеры, солдаты - все рвались в бой.

Слайд № 21.

Армия и весь народ ликовали. Ставка главнокомaндующего русской армии находилась в это время в поселке Царёво Займище. Приезд Кутузова туда солдаты и офицеры встретили криками «Ура!»

Слайд № 22.

Кутузов обошел войска и сказал:  «Ну можно ли с такими молодцами отступать?» Солдаты сразу сложили про Кутузова поговорку «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов решил дать генеральное сражение французской армии недалеко от села Бородино, в 110 км от Москвы. Рядом с ним располагалось удобное для боя поле. Здесь и решил Кутузов попытаться остановить французскую армию. Он знал, что перевес сил на стороне армии Наполеона. Французское войско насчитывало 134 тысячи человек, а русское — 12 тысяч. Но русские солдаты и офицеры рвались в бой. Современники рассказывали, что Кутузов поехал специально осматривать Бородинское поле перед сражением. В это время в небе появился орел и стал летать над полем. Все решили, что это добрый знак. Ведь орел являлся символом России.

По приказу Кутузова на Бородинском поле были возведены укрепления. На небольшом кургане в центре поля поставили батарею из 18 орудий. Руководил этой батареей генерал Раевский.

Слайды № 23, 24, 25 .

Слева от нее вырыли ров. Перед рвом сделали насыпь из земли. Эти земляные укрепления назывались флешами. В них разместили еще 36 орудий. Этими орудиями комaндовал генерал Багратион.

Слайды № 26, 27 .

И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле! Построили редут.
У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки — французы тут как тут.
Забил снаряд я в пушку туго и думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою за родину свою!

Слайд № 28.

За Бородинским полем около деревни Утица разместились основные, силы русской армии. Здесь начиналась старая Смоленская дорога, которая вела к Москве. Французы подошли к Бородинскому полю со стороны деревни Шевардино. Здесь их встретил и задержал небольшой отряд русских войск. Задачей французов было прорвать русскую оборону и двинуться на Москву. 26 августа 1812 года ранним утром  началось Бородинское сражение. Наполеон наблюдал за битвой с высокого холма около Шевардино. Маленький, широкоплечий и грозный на вид французский император не отрывал глаз от подзорной трубы. Он не хотел упустить момент, когда его доблестные солдаты сомнут русские позиции и захватят знамя русской армии. Захват знамени означал бы поражение армии. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержав победу, а русские получили право быть непобедимыми», - вспоминал Наполеон.

Слайды № 29-35.

Основные силы французов были брошены на Багратионовы флеши. Тишину раннего утра нарушили крики солдат, ржанье лошадей, выстрелы из оружия, пушечная пальба и стоны раненых. Одна атака следовала за другой. Все перемещалось в этой битве, дым от выстрелов окутал Бородинское поле. Французы и русские сошлись в рукопашной схватке.

Шесть часов продолжалась эта битва. Отважный генерал Багратион был cмepтельно ранен.

Слайд № 36.

Пять лошадей убито под Барклаем-де-Толли. Сотни русских и французских солдат погибли в первые  часы этой схватки. Несколько раз укрепления русских переходили к французам. Но всякий раз русские солдаты их возвращали. Силы наших солдат убывали. Подкрепления не было, и они вынуждены были отступить.

Слайд № 37.

Теперь прорваться французам в центр наших войск не давала батарея Раевского. Мужественно отбили артиллеристы три атаки. На помощь им подоспела казачья конница.

Слайд № 38.

Еще два часа сражались французы и русские. Уже смеркалось, но прорвать оборону русских французы так и не сумели. Путь на Москву для них был закрыт. Жители Москвы с замиранием сердца слушали грохот орудий на Бородинском поле. Смогут ли наши войска остановить французов? Такой вопрос задавал себе каждый москвич в минуты Бородинского сражения.

Вот как описывает это сражение М.Ю. Лермонтов:

«Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой.
Бой был страшный: изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши гpyди; Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять...
Вот затрещали баpaбаны — и отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.

Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля, не отдали б Москвы!

Бесстрашием и мужеством, находчивостью отличились в бою под Бородином многие комaндиры. Кутузову доносили: «Наших смяли», «Наших бьют».

Он сурово и спокойно отвечал: «Мне лучше знать — смяли наших или нет. Стояли и стоять будем!» Он не давал распространиться среди солдат и офицеров панике.

Потери французской армии в этой битве были огромны - более 58 тысяч человек. Потери русских были не намного меньше - почти 46 тысяч человек. Под покровом ночи русские и французы оставили Бородинское поле, забрав раненых и убитых. В этом сражении не было победителей. Но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона. Уверенность Наполеона в победе над Россией была поколeблена.

Жители Москвы узнали о том, что русская армия снова отступает, а французы приближаются к Москве. Многие москвичи стали покидать свои дома и уходить из города. Через несколько дней русская армия остановилась на подступах к Москве у небольшой деревни Фили.

Слайд № 39 .

Здесь в маленьком деревянном доме Кутузов собрал военный совет.

Слайд № 40.

Боевые генералы вместе с Кутузовым должны были решить: оставить Москву без боя или еще раз сразиться неприятелем? Многие из них были уверены, что под Москвой русская армия победит врага. Но Кутузов возражал. Чего же боялся Кутузов? Кутузов считал, что храбрости и мужества у русских солдат достаточно. Но нужно еще и подкрепление свежими силами. Но резерва не было, а без него наступать нельзя. Нужно было сохранить русскую армию для последующих сражений. Кутузов убеждал генералов, что если неприятель уничтожит русскую армию, то «не только Москва, но и вся Россия будет потеряна». Генералы спорили с ним, но Кутузов был непреклонен: «Я за все отвечаю перед Государем, Отечеством и армией. Приказываю отступать». Так закончился совет в Филях.

Сегодня уже нет деревни Фили. Она стала одним из районов столицы. Но маленький деревянный домик, в котором решалась судьба Москвы в дни нашествия Наполеона, стоит до сих пор. В нем проходил знаменитый военный совет в Филях.

Слайд № 41 .

Рядом с домиком сегодня построен музей «Бородинская битва». В музее собраны многие предметы и вещи, принадлежавшие защитникам города в дни нашествия Наполеона.

Слайд №  42.

Тысячи россиян каждый день приходят сюда почтить память наших воинов, защищавших страну в те далекие годы. А также поклониться памяти великого полководца М.И. Кутузова. Рядом с сохранившимися домиком в Филях и музеем находится Поклонная гора.

На следующий день русская армия оставила Москву. С армией стали уходить и жители Москвы. Москвичи забирали с собой все, что могли унести. Кутузов приказал поджечь и уничтожить склады с продовольствием оружием и фуражом. А вскоре запылал и весь город.

Вслед за отступавшей русской армией в Москву вошли первые отряды французских войск. Наполеон остановился недалеко от въезда в город на Поклонной горе. Когда Наполеон подошёл к Москве, он остановился на Поклонной горе.

Слайд № 45.

Отсюда Наполеон видел всю Москву! Москва у его ног! За ним — гвардия. Ему кричат: «Слава! Слава!» Он стоял долго. Ждал, что ему на серебряном блюде принесут ключи от Москвы. Для этого он надел парадный мундир, перчатки. Прошёл час, другой, третий идёт. Наполеон был возмущён: «Что я, мальчишка? Сколько можно ждать?» Вдруг скачут офицеры, которые были на разведке в Москве: «Ваше величество, жителей в Москве нет. За войском ушли и все горожане. Город пуст». «А ключи?!» - воскликнул Наполеон. Офицеры развели руками. Въехали французы в Москву. Наполеон поднялся на Кремлёвскую стену — пустая Москва! Отдельные прохожие и всё. Произошло это 14 сентября 1812 года. Французы стали грабить городские дома. Они залезали в погреба за остатками продовольствия. Из храмов выносили церковную утварь, золотую и серебряную посуду, кресты, люстры и подсвечники. Иконы французские солдаты бросали в огонь.

Слайд № 46.

Сам Наполеон остановился в Московском Кремле. Кремль был полностью разграблен. В Архангельском соборе — усыпальнице русских царей французы устроили склад вина. Главный собор Москвы и России — Успенский - Наполеон приказал превратить в конюшню. Когда Наполеон занял древнюю столицу России, то он был восхищен ее красотой и величием. Войдя в Московский Кремль, он поразился богатству и необыкновенной красоте московских соборов. Увидев Успенский собор Кремля, Наполеон сказал: «Была бы моя воля, взял бы я этот собор с собой и на ладони преподнес бы ее Франции». А тут заполыхал пожар — Москва горела.

Горит, горит царей столица; над ней в кровавых тучах гром,
И гнева божьего десница, и бури огненны кругом.
… Друзья, бодрей! Уж скоро мщенье:
Уж вождь, любимец наш седой, устроил мудро войск движенье
И в тыл врагам грозит бедой.

Федор Глинка.

Слайды № 47, 48 .

Кто её поджег? Французы из-за неосторожности с огнём? Русские, которые уходили из Москвы, оставив в ней лазутчиков  и наказав им поджечь Москву сразу с разных концов? Или даже граф Растопчин, который был в это время комендантом Москвы, поджёг её, чтобы она не досталась врагу? До си пор историки не разгадали этой загадки. Сначала загорелись склады с продовольствием. Видимо, кто-то знал, что их надо поджечь, чтобы морить французов голодом. Огонь охватывал деревянные дома, затопил улицы, переулки. Нечем было дышать. А Наполеон, стоя на Кремлёвской стене, видел, как бегут его французы из Москвы.

Москва горела, и пожар все усиливался. Через несколько дней пожар уничтожил пpaктически весь город. Французская армия начала голодать. Подвозить продовольствие в Москву мешали народные отряды. 34 дня французская армия стояла в Москве. Наполеон понял, что его заперли в пустом сгоревшем городе. Его армия оказалась на краю гибели. Без продовольствия, фуража и запасов оружия она стала неспособной воевать.  Французские солдаты превращались в грабителей и разбойников. Они  бродили по пустынному городу, высматривая, чем бы еще можно поживиться. С такой армией Наполеон ни воевать, ни тем побеждать уже не мог.

Слайд № 50.

Чтобы спасти свою армию, Наполеон направил письмо императору Александру I с предложением заключить мир. Но Александр не ответил. Наполеон понял, что он проиграл. Ему ничего не оставалось делать, как покинуть Москву. И он отдал приказ своим войскам оставить город. Уходя из Москвы, Наполеон приказал взорвать Московский Кремль. Он хотел превратить в развалины прекрасный Успенский собор и колокольню Ивана Великого. Под них уже была заложена взрывчатка. Москвичи узнали об этом страшном замысле врага. Ночью они пробрались в Кремль и унесли взрывчатку от стен Успенского собора. А вот от колокольни не успели. Раздался мощный взрыв. И что же? Колокольня осталась целой. Лишь небольшая трещина образовалась на ее стене. Когда Наполеону доложили об этом, то он с горечью воскликнул: «Даже стены древнего Кремля против нас!» Так армия Наполеона уходила из Москвы. Взятие Москвы не принесло Наполеону победы над русским народом. Это стало началом гибели его армии.

В это время Кутузов отвел русскую армию по Рязанской дороге к селу Тарутино. Там он и расположил свой лагерь. Здесь русская армия постепенно оправлялась от потерь, пополняла запасы оружия и продовольствия.  А между тем против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Слайд № 52.

В Подмосковье сражался отряд под комaндованием крепостного крестьянина Герасима Курина.

Слайд № 53.

Его отряд был одним из самых больших в подмосковных лесах. Герасим был сильным и волевым человеком. Крестьяне его уважали и слушались во всем. Они бросали свои дома, брали в руки вилы, топоры, ножи и шли к Герасиму воевать с «проклятым французом». Несколько раз сталкивались отряды Герасима с крупными соединениями французских войск. Конечно же, силы были неравны. Французские солдаты были хорошо обучены военному делу. Крестьяне же всю свою жизнь обpaбатывали землю и не умели воевать. Но они встали на защиту Отечества, своей родной земли. Поэтому с топорами и вилами они побеждали в боях французов, пришедших грабить их дома. В смоленских лесах действовал партизанский отряд под комaндованием Василисы Кожиной - вдовы сельского старосты.

Слайд № 54.

Женщина она была властная и строгая. В ее отряд приходили воевать и крестьянки, и дети. Красивая и статная Василиса садилась на коня и вела свой конный отряд на врага. Отряд Василисы нападал на небольшие группы французов и уничтожал их. Нападала Василиса также на французские обозы с продовольствием. Отряд Василисы захватил немало французских солдат, посланных с важными донесениями в штаб Наполеона. Перехваченные донесения партизаны передавали в ставку Кутузова. Так партизаны помогали русской армии. Ни днем, ни ночью не было покоя французам. При слове «партизан» французские генералы вздрагивали от стpaxa и ужаса. Л.Н. Толстой писал: «Дубина народной войны поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды.

Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов.

Слайд № 56.

Лихой наездник, умница, красавец и поэт. Денис Васильевич Давыдов родился в Москве. С детства он проявил склонность к поэзии. Сочинял басни и стихи о любви, написал много романсов, сам прекрасно играл на гитаре и пел. Денис Васильевич всю свою жизнь был предан Отечеству. После окончания войны он написал немало стихотворений. В них он рассказал о героях Отечественной войны, об их подвигах, любви и разлуке с родными. Незадолго до своей cмepти Денис Васильевич написал поэму «Бородинское поле», в которой поведал о мыслях и чувствах русских солдат перед решающим сражением. До конца своих дней Денис Васильевич заботился о том, чтобы все герои Отечественной войны были прославлены и никого из них не забыли. Он написал воспоминания о боевых днях войны — дневник партизанских действий 1812 года. Не раз он совершал беспримерные подвиги. За мужество, верность Отечеству и великую отвагу русские люди будут всегда помнить Дениса Васильевича.

Сквозь огни и дым пожара мчал врагам, с твоей толпой
Вездесущ, как божья кара, страх нежданного удара
И нещадный, дикий бой!

Николай Языков.

Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Французская армия не могла более находиться в Москве. Она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами. Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника заставила его покинуть русскую землю. План Кутузова заключался в том, чтобы не пустить армию Наполеона в Калугу и Тулу. Там находились склады с продовольствием и оружием. Кутузов направил свои войска навстречу французам. Две армии встретились около Малоярославца.

Слайд № 58.

Французы решили дать здесь сражение. Несколько дней длился бой. Потери несли обе стороны. Но к русским подоспела подмога: новые полки и казачьи отряды. С оружейного завода в Туле прислали орудия с боеприпасами. Позиции русской армии значительно укрепились. И все же французы взяли Малоярославец. Но эта победа не изменила их положения. Наполеон принял решение отступать кратчайшей дорогой. Французы вынуждены были возвращаться по старой Смоленской дороге, по которой пришли в Москву. Все села и деревни вдоль нее были уже разорены и разграблены самими же захватчиками. Французскую армию преследовали партизаны, казачья конница, кавалерия русской армии. Отступление французов было мучительным.

Слайд № 59.

Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования  и обуви.  В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки.

Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Слайд № 60.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой  с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он  вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Вскоре русская армия взяла город Вязьму.

Слайд № 61.

Около реки Березины армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

Лишь жалкие остатки французской армии добрались до Немана и покинули территорию России. Кутузов сообщил императору Александру I:  «Неприятель полностью истрeблен. Война закончена». Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона.

Отечественная война принесла немало горя и страданий россиянам. Многие города были разрушены и сожжены. Огромные потери понесла государственная казна. Но общая беда сплотила людей. Они все вместе поднялись на борьбу с захватчиками. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа. Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками. В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. Памятники воздвигнуты на средства родственников, друзей и благодарных россиян. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна.

Слайды № 65, 66.

Это главный памятник русским солдатам. В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. На том месте, где вовремя Бородинского сражения были построены земляные укрепления, стоит сегодня женский монастырь.

Слайд № 67.

Монахини бережно сохраняют их для потомков. Рядом с Багратионовыми флешами построена небольшая деревянная церковь. Здесь перед иконами всегда горят свечи в память о погибших на Бородинском поле. Тысячи россиян приезжают сюда каждый год, чтобы почтить память своих соотечественников, отдавших жизнь за Родину. В память о мужественных защитниках города, ополченцах и русских солдатах поставлены сегодня на Поклонной горе памятники и храм. Разгром Наполеона в России вызвал подъём освободительного движения по всей Европе. Начался распад империи Наполеона. В 1814 году русские войска и их союзники вошли в Париж. Так закончилась очередная попытка поставить на колени Россию.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

22 05 2024 9:54:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

21 05 2024 17:20:24

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

20 05 2024 1:27:49

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

19 05 2024 6:33:35

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

18 05 2024 20:39:31

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

17 05 2024 23:23:23

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

16 05 2024 16:50:44

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

15 05 2024 21:17:11

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

14 05 2024 4:13:44

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

13 05 2024 21:46:57

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

12 05 2024 4:28:28

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

11 05 2024 2:10:27

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

10 05 2024 12:38:27

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

09 05 2024 21:35:32

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

08 05 2024 21:35:23

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

07 05 2024 15:12:33

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

06 05 2024 0:36:54

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

05 05 2024 18:41:48

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

04 05 2024 18:31:35

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

03 05 2024 11:35:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

02 05 2024 3:39:41

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

01 05 2024 1:55:11

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

30 04 2024 21:18:13

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

29 04 2024 18:57:51

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

28 04 2024 5:37:17

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

27 04 2024 15:31:37

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

26 04 2024 20:38:10

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

25 04 2024 4:26:17

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

24 04 2024 14:41:28

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

23 04 2024 5:20:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

22 04 2024 17:41:14

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

21 04 2024 20:17:27

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

20 04 2024 22:38:42

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

19 04 2024 1:19:40

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

18 04 2024 16:59:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

17 04 2024 22:46:26

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

16 04 2024 22:17:24

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

15 04 2024 6:10:49

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

14 04 2024 12:37:35

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

13 04 2024 8:22:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

12 04 2024 1:39:36

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

11 04 2024 0:16:52

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

10 04 2024 19:46:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

09 04 2024 17:16:40

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

08 04 2024 20:59:28

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

07 04 2024 0:33:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

06 04 2024 10:27:17

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

05 04 2024 5:13:30

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

04 04 2024 19:45:39

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

03 04 2024 10:27:57

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::