Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"
Тема: Роль исторической личности в развитии древнерусского государства
Тип: изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование
Цели урока:
- Обучающая: сформировать представление о роли Владимира Мономаха в истории России
- Развивающая: продолжить развитие исследовательских умений и навыков: анализировать, выделять главное из текста учебника и исторических документов, обобщать, делать выводы.
- Воспитательная: продолжить воспитание нравственно-патриотического отношения к истории России и толерантности.
Литература: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А. Данилов, Л.Г..Косулина; Школьная энциклопедия. История России; Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века.
Оборудование: доска, мел, карта, мультимедийная установка
Эпиграф урока: “Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего”. (М.Горький)
План урока:
- Половецкое нашествие.
- Съезд князей в Любече.
- Правление Владимира Мономаха.
ХОД УРОКА
I этап: Организационный момент
Учитель: Доброе утро! Давайте проверим рабочее место. У вас на партах лежит учебник, папочка под интересным названием «во всем мне хочется дойти до самой сути» она так названа, неслучайно потому что хранит исторические документы. Все это нам пригодится для работы на уроке.
II этап: Изучение нового материала
(Приложение 1, слайд 2)
Учитель: Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова русского писателя М.Горького. (Приложение 1, слайд)
Учитель: Изучению прошлого и будет посвящена наша встреча. И сейчас я вашему вниманию предлагаю портрет человека из исторического прошлого. Ребята кто изображен на этом портрете и что вы можете о нем рассказать?
Учитель: Я понимаю, почему вы в замешательстве? Потому что вы действительно не знаете этого исторического деятеля, не знаете о его делах и жизни.
Учитель: Соответственно, какова
задача нашего урока? Что мы должны узнать?
Совершенно верно. Задача нашего урока: выяснить
кто это и, какова его роль в развитии
древнерусского государства. Поэтому тема нашего
урока «Роль исторической личности в развитии
древнерусского государства».
Учитель: Чтобы решить поставленную задачу начнем с исторического исследования
(Приложение 1, слайд 4)
Учитель: Перед вами миниатюра
рассмотрите ее внимательно. Что вы здесь
видите? (Бой, сражение, битва).
А для того чтобы узнать, что это за сражение и
между кем оно происходит?
Мы должны обратиться к историческому
документу. Откройте папочку на странице 1 и
изучите исторический документ №1
Учитель: Чтобы легче вам было, исследовать данный документ предлагаю, воспользоваться вопросами, которые находятся на экране.
(Приложение 1, слайд 5)
– Когда происходит данное сражение? (11
век)
– Какие племена вторглись на Русскую землю?
(Нашествие племен половцев)
– Каков итог данного сражения? (Поражением
русских)
Документ №1
«В лето 1068. Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцы многие. Изяслав же и Святослав и Всеволод вышли против них на [реку] Альту. И с наступлением ночи они пошли друг на друга. За грехи наши напустил бог на нас поганых, и побежали русские князья, и победили половцы». Повесть временных лет
(Приложение 1, слайд 6)
– Какие племена вторглись на Русскую землю? Я хочу вам дать небольшую историческую справку.
Учитель: Половцы тюркского происхождения кочевники, пришедшие из Средней Азии и расселившиеся в степях Урала. Название произошло от слова «пoлoва» – солома, так как волосы у них были соломенного цвета.
Учитель: А каков итог этого
сражения?
С этого момента половцы совершали
опустошительные набеги на Русскую землю.
Разграбили многие города и села, увели в плен
огромное количество людей. Русская земля
изнемогала от княжеских раздоров и половецких
набегов. По настоянию Владимира Мономаха,
который княжил тогда в Переяславле, князья
собрались на съезд в городе Любече.
(Приложение 1, слайд 7)
Учитель: Об этом съезде вы узнаете в
ходе работы с учебником на стр.75-76.
В результате данной работы у нас должна
получиться общая схема работы съезда.
Каждая группа имеет свои вопросы, которые
находятся в нашей папочке на стр. 2.
Я прошу каждого изучить этот текст, ответить на
поставленные вопросы и постараться заполнить
схему, которая находиться там же.
(Приложение 1, слайд 8)
Группа 1
– Когда собрался съезд в Любече?
– С какой целью собрались князья в Любече?
Группа 2
– Кто из князей участвовал в работе съезда?
– Какие они приняли решения?
Группа 3
– Что князья окончательно закрепили на Руси
этим решением?
– Почему Владимир Мономах получил всеобщее
признание?
Учитель: Съезд, организованный Владимиром Мономахом в Любече имел большое значение, потому что принятые на съезде решения закрепили начавшееся разделение Русской земли. Но в то же время князья, объединились против половцев, и 1111 году под руководством Владимира Мономаха нанесли им сокрушительный удар и Владимир Мономах становится вдохновителем борьбы с половцами.
Учитель: В апреле 1113 года в Киеве неожиданно умер Святополк Изяславович. Он не пользовался уважением киевлян, так как прославился вероломством и алчностью. Дружина желала видеть новым князем сына Святополка, но киевское вече воспротивилось этому.
Учитель: О том, что происходило дальше
вы, узнаете из исторического документа №2 ,
который находится в нашей папочке.
В помощь вашему исследованию будут даны
следующие вопросы.
(Приложение 1, слайд 9)
– Что произошло после cмepти Святополка?
– Какие последствия имел отказ Владимира
Мономаха от престола?
– Как поступает Владимир Мономах, когда в Киеве
началось восстание?
Преставился благоверный князь Михаил, которого звали Святополком (1), апреля 16... Княгиня же его щедро наделила монастыри, и попов, и убогих на удивление всем людям... На другой же день. 17 апреля, киевляне устроили совет (2), послали к Владимиру (Мономаху), говоря «Пойди, князь, на стол отцовский и дедовский». Услышав это, Владимир много плакал и не пошел (в Киев), горюя по брате Киевляне же разграбили двор Путяты тысяцкого, напали на иудеев, разграбили их имущество. И послали киевляне к Владимиру, говоря: «Пойди, князь, в Киев; если же не пойдешь, то знай, что много зла произойдет, это не только Путятин двор или сотских, или иудеев пограбят, а еще нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри и будешь ты ответ держать, князь, если разграбят и монастыри». Услышав это, Владимир отправился в Киев...
1. Святополк княжил в Киеве в 1093 — 1113 гг.
2. Устроили совет – с целью предупредить
назревавшее в городе народное восстание
Учитель: После cмepти Святополка в Киеве начинается восстание и на место князя приглашается Владимир Мономах.
(Приложение 1, слайд 10)
Правил Владимир Мономах 12 лет с 1113 по 1125. За эти годы он сыграл важную роль в истории Руси.
(Приложение 1, слайд 11)
Прослушайте внимательно запись о роли великого князя Владимира Мономаха в истории Древнерусского государства.
III этап: Закрепление
Учитель: Как вы думаете, ребята можно ли Владимира Мономаха назвать великим Князем? А почему?
IV этап: Подведение итогов
Учитель: Давайте вспомним, какова была задача нашего урока. Как вы думаете, мы ее выполнили?
(Приложение 1, слайд 12)
– Так кто изображен на этом портрете. Какую роль он сыграл в истории Древнерусского государства.
Учитель: Владимир Мономах прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со cмepтью Мономаха закончился период единения Русского государства.
Учитель: Большое спасибо вам за урок. Вы все сегодня были молодцы.
Приложение 2
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
10 12 2023 16:32:50
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
09 12 2023 16:26:45
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
08 12 2023 12:41:26
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
07 12 2023 21:43:46
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
06 12 2023 4:24:27
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
05 12 2023 2:47:36

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
04 12 2023 1:26:12
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
03 12 2023 6:23:51
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
...
02 12 2023 9:10:46
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
01 12 2023 1:24:52
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
30 11 2023 6:33:48
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
...
29 11 2023 3:21:27
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
28 11 2023 8:46:21
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
27 11 2023 22:41:21
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
26 11 2023 3:34:40
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
25 11 2023 0:25:14
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
24 11 2023 6:46:25
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
23 11 2023 4:59:56
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
22 11 2023 4:14:26
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
21 11 2023 6:58:35
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
20 11 2023 10:45:19

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
19 11 2023 8:37:33
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
18 11 2023 19:17:31
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
17 11 2023 17:18:10
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
16 11 2023 19:30:36
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
15 11 2023 17:10:53
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
14 11 2023 20:27:33
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
13 11 2023 9:20:10
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
12 11 2023 13:19:21
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
11 11 2023 10:25:42
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
10 11 2023 16:59:37
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
09 11 2023 15:35:59
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
08 11 2023 1:28:27
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
07 11 2023 17:49:31
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
06 11 2023 13:23:43
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
05 11 2023 7:44:47
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
04 11 2023 15:43:41
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
03 11 2023 11:19:59
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
02 11 2023 5:47:16
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
01 11 2023 5:37:55
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
31 10 2023 2:24:15
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
30 10 2023 12:43:25
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
29 10 2023 4:16:12
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
28 10 2023 5:20:55
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
27 10 2023 23:18:43
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
26 10 2023 15:39:52
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
25 10 2023 19:26:19
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
24 10 2023 6:37:57
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
23 10 2023 7:43:20
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
22 10 2023 0:43:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::