Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"
Тип урока: усвоение нового материала.
Метод обучения: проблемное изложение.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.
Программа: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России. М. «Просвещение» 2006 г.
Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М. «Просвещение» 2007.
Задачи урока:
- Образовательные:
- способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через разминку-схему и тесты;
- организовать действие по формированию представления о походах Батыя на Русь и обоснований последствий установления для Руси режима ига на её территории через самостоятельное решение исторических задач;
- содействовать раскрытию причины завоевания Руси монголами через исследовательскую работу с историческими источниками.
- Развивающие:
- содействовать развитию логического мышления, умению осуществлять рефлексию деятельности через индивидуальную и групповую формы работы.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства сострадания к горю наших предков, переживших ужас «Батыева разорения»;
- используя исследовательский метод, помочь овладеть элементами научного познания для формирования ценностных ориентаций и убеждений.
В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь вышеперечисленных задач.
Средства обучения: наглядные (историческая карта, мультимедийная презентация); печатно-словесные (учебник, документ, карточки, рейтинговые листы).
Оборудование урока:
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2007.
- Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
- Тетрадь.
- Меловые записи на доске.
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала состоит из
двух этапов: а) проводится разминка «Разгадай
схему»; б) тест.
3. Актуализация знаний учащихся. Организация
целеполагания по теме урока, обоснование личной
заинтересованности учащихся.
4. Планирование деятельности учащихся.
5. Изучение нового материала: а) организация
групповой работы по решению исторических задач;
б) самостоятельная работа с учебником по
вариантам с целью выявления политической и
экономической зависимости Руси от Золотой Орды;
в) организация групповой работы с историческими
источниками.
6. Первичное закрепление изученного материала:
а) в форме фронтальной беседы и
самостоятельной работы учащихся о последствиях
татаро-монгольского ига; б) самостоятельная
работа: письменное рассуждение с обоснованием
собственной точки зрения по проблеме о роли ига в
русской истории.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Скажите название темы, которую мы изучили на предыдущем уроке.
Учащиеся озвучивают название темы: «Начало монголо-татарского вторжения».
2. Повторение изученного материала
Мы продолжаем изучение темы о монголо-татарском вторжении на Русь. В начале нашего урока я предлагаю провести своеобразную разминку в виде схемы (Приложение 1, слайд 1), в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, вертикали или диагонали. А затем, постарайтесь объяснить, в чём состоит эта взаимосвязь. В данной схеме два варианта правильных ответов.
Ответы:
1. По диагонали от верхнего левого угла вниз –
монгольский вождь Есугэй, его старший сын
Тэмучэн (будущий Чингисхан), старший сын
Чингисхана Джучи.
2. Средний столбик по вертикали – 1190 г. –
Тэмучэн занял трон «Хамаг монгол улуса», т. е.
всех монголов; Тэмучэн – это имя Чингисхана; 1204 –
1205 гг. – провозглашение Тэмучэна Чингисханом.
Наша разминка прошла успешно и вы справились с заданием. Чтобы работа на уроке не вызывала затруднений, я предлагаю для повторения и закрепления материала прошлого урока ответить на вопросы теста. Карточки №1 с тестами перед вами.
1 вариант
1. Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов:
а) тумен
б) орда
в) тамга
г) тархан
2. Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?
а) 1212 – 1213 гг.
б) 1216 – 1217 гг.
в) 1219 – 1220 гг.
г) 1222 – 1223 гг.
3. Галицкого князя звали:
а) Мстислав Удалой
б) Мстислав Романович
в) Даниил Романович
г) Мстислав Святославич
4. Битва на реке Калке произошла в:
а) 1220 г.
б) 1221 г.
в) 1222 г.
г) 1223 г.
5. Племенные старейшины у монголов назывались:
а) араты
б) ханы
в) нукеры
г) нойоны
2 вариант
1. Курултай – это:
а) территория
б) съезд вождей
в) город
г) военная единица
2. В 1211 г. Чингисхан обрушился на:
а) Северный Иран
б) Азербайджан
в) Северный Китай
г) Северный Кавказ
3. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:
а) 1204 – 1205 гг.
б) 1205 – 1206 гг.
в) 1206 – 1207 гг.
г) 1207 – 1208 гг.
4. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:
а) 1221 г.
б) 1227 г.
в) 1231 г.
г) 1235 г.
5. В 1227 г. во главе Западного улуса Монгольской империи встал:
а) Джучи
б) Батый
в) Джэбэ
г) Субэдэ
Приступаем к проверке (2-й слайд)
3. Актуализация знаний учащихся
Продолжаем работу. Обратите внимание на экран (Приложение 1, слайд 3).
Такие же самые тексты на карточках №2 лежат перед
вами на столах. В исторической науке, существуют
три точки зрения на роль ига в русской истории.
Давайте с ними познакомимся. Найдите в каждом
высказывании ключевые слова, хаpaктеризующие
отношение вышеназванных учёных к данным
событиям.
У нас получились три противоположные точки
зрения, которые можно изобразить в виде схемы (Приложение 1, слайд 4)
Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблему, и
предлагаю подумать: какую роль сыграло иго в
истории русского государства? С какой
точкой зрения вы согласны и почему? В конце
урока в течение пяти минут вам нужно будет
написать ответ. Подумайте, что необходимо знать,
чтобы решить данную проблему?
О каком государстве идёт речь в данных
высказываниях? Сформулируем тему нашего урока:
«Монголо-татарское нашествие на Русь». Исходя
из ранее известных вам сведений по этой теме,
попытаемся сформулировать цели урока: (Учащиеся
самостоятельно формулируют цели урока).
В русской истории немало переломных моментов.
Один из важных рубежей – это монголо-татарское
нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и
послемонгольскую. Монголо-татарское нашествие и
ордынское иго заставили наших предков пережить
страшный по своей силе стресс. В последствии Русь
отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе
сбросила иго, но оно не прошло бесследно..
Разрушенные человеческие судьбы, уничтоженные
города и столетия стpaxa и унижений заставили
русского человека задуматься, и, наконец, понять,
что его сила и мощь в единстве и сплочённости.
– Исходя из вышесказанного, я предлагаю такой
план урока:
4. Планирование деятельности учащихся
1. Нашествие Батыя на Русь.
2. Борьба русских городов с захватчиками.
3. Ордынское владычество на Руси.
4. Работа с историческими источниками.
5. Изучение нового материала
Задание учащимся: Знакомясь с новым материалом по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» мы будем работать в группах. Какое опережающее задание вы получили к этому уроку? (Звучит ответ учащихся: «1 и 3 §2»). Спасибо, это поможет вам выполнить следующее задание. Работая с учебником, решите исторические задачи по предложенным вам карточкам. Они выданы каждой группе. Задачи составлены с учётом возможностей каждой группы. Лидеры групп оценивают ответ каждого члeна своей группы. После выслушивания всех выставляют оценки в рейтинговые листы и озвучивают заключительные выводы. Приступаем к работе.
Задача 3 группы: «Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какую роль играла церковь в то жестокое время?»
Задача 2Б группы: «Покажите на примерах взаимоотношений русских князей с монголо-татарами, что междоусобицы сказывались и в этот грозный для страны час».
Задача 2А группы: «Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?»
Задача 1 группы: «Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо-татар при условии, что по хаpaктеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран».
Заканчиваем обсуждение. Озвучьте, пожалуйста,
задачи, над которой работала каждая группа.
Слушаем ваши выводы. (Выслушиваются лидеры
всех 4-х групп). Спасибо. Я считаю, что с
решением задач все группы справились. А какое
ваше мнение ребята? (Учащиеся высказывают своё
мнение по работе своих товарищей).
Обратимся ещё раз к материалу параграфа. Мы
выяснили, что Русь попала в зависимость от
монголо-татар. Какие два вида зависимости мы
можем проследить? Исходя из материала параграфа,
скажите, в чем заключалась политическая
зависимость Руси, а в чем – экономическая?
Первому варианту я предлагаю доказать
политическую зависимость, а второму –
экономическую. Оформите свои выводы в виде
такой схемы: (Приложение 1,
слайд 5).
(Ученики работают с материалом параграфа). А
теперь давайте сравним ваше мнение с тем, что у
нас есть на следующем слайде (Приложение
1, слайд 6).1-й и 2-й варианты проведите
взаимопроверку. Оценки сообщите лидерам групп,
для выставления в рейтинговые листы. Поднимите
руку те учащиеся, кто получил «4» или «5». Молодцы,
ребята.
Следующим этапом нашего урока будет работа с
историческими источниками. На столе у каждой
группы лежат карточки №4 с историческими
источниками. Вам необходимо провести небольшое
историческое исследование по предложенным вам
летописным отрывкам. Задание к каждой работе
есть на карточках.
Каждый участник группы вносит посильный вклад в
работу над данным документом. По завершению
работы руководители ставят каждому оценку в
рейтинговый лист.
1 группа работает с историческим источником из учебника на стр. 161 «Нашествие Батыя на Русь» и отвечает на вопросы в конце документа используя при ответе карту (Приложение 1, слайд 7).
2 группа, 3 группа (Приложение 2)
6. Первичное закрепление изученного материала
– Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?
(Фронтальная беседа о последствиях татаро-монгольского ига).
Ребята, запишите высказанные вами варианты ответов в своих тетрадях в виде коротких тезисов.
В течение 3 минут учащиеся записывают свои варианты ответов.
А сейчас сравните ваши тезисы с теми, которые вы
видите на экране (Приложение 1,
слайд 8) и сделайте самооценку своей
деятельности.
1. Уничтожено множество русских людей.
2. Разорено множество сел и городов.
3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты.
4. Регулярно страна выплачивала «ордынский
выход».
5. Усилилась разобщенность русских земель.
6. Уничтожены культурные ценности.
Критерии оценок: 5-6 совпадений мнений – оценка «5»; 4 совпадения мнений – оценка «4»; 3 совпадения мнений – оценка «3»; менее 3-х совпадений – работа не оценивается.
Исходя из полученных на уроке новых знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло иго в истории русского государства? В отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории. Напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему (вернуться к 3-му слайду).
7. Подведение итогов урока
Выставление оценок за работу на уроке. Ребята – лидеры групп, оцените, пожалуйста, работу ваших товарищей. Руководитель 3-й группы, слушаем вас. Лидер, не называя фамилий, говорит, сколько члeнов группы получили оценку «5», сколько человек работали на «4». Затем выслушиваются ответы остальных лидеров. Я согласна с оценками руководителей, т.к. класс работал с интересом, активно. Каждый внёс свой посильный вклад в решении поставленных перед классом задач.
8. Информация о домашнем задании (Приложение 1, слайд 9)
Задание 3 группе: прочитать §20 п.1, 3 и
подготовиться отвечать на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 в
конце параграфа.
Задание 2 группе: прочитать §20 п.1, 3 и
составить по прочитанному материалу тесты (не
менее семи вопросов).
Задание 1 группе: прочитать §20 п.1, 3 и
провести небольшую исследовательскую работу.
Найти в библиотеках посёлка материалы
Лаврентьевской и Ипатьевской летописей по
событиям периода монголо-татарского нашествия и
на примерах захватов городов Рязани, Владимира,
Суздаля, Koзeльска, Киева провести собственное
исследование положения русских людей под
ордынским игом.
– Урок окончен. Всем спасибо.
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
26 03 2023 3:51:25
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
25 03 2023 17:39:53
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
24 03 2023 22:13:14
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
23 03 2023 6:27:51
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
22 03 2023 16:33:15
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
21 03 2023 15:16:58
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти.
...
20 03 2023 13:17:34
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
19 03 2023 11:40:35
Урок призван познакомить с жизнью святых людей, живших на земле русской; познакомить с жизнью святителя Митрофана Воронежского, проживавшего в п. Савино Ивановской области; расширить словарный запас обучающихся по предмету.
...
18 03 2023 3:19:16
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
17 03 2023 21:34:58
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
16 03 2023 10:40:11
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
15 03 2023 7:54:40
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
14 03 2023 6:19:36
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
13 03 2023 14:18:38
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
12 03 2023 9:46:19
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
11 03 2023 13:29:14
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
10 03 2023 13:39:16
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
09 03 2023 21:16:58
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
08 03 2023 19:38:13
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
07 03 2023 11:52:31
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
06 03 2023 1:42:14
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
05 03 2023 22:23:19
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
04 03 2023 21:55:46
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
03 03 2023 8:23:22

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
02 03 2023 18:42:59
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
01 03 2023 15:12:24
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
28 02 2023 5:50:19
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
27 02 2023 0:39:57
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
26 02 2023 19:58:15
Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания.
...
25 02 2023 12:46:53
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
24 02 2023 16:54:49
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
23 02 2023 5:18:26
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
22 02 2023 17:39:10
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
21 02 2023 23:55:51
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
20 02 2023 20:23:48
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
19 02 2023 0:43:52
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
18 02 2023 20:15:23
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
17 02 2023 14:39:51
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
16 02 2023 16:45:23
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
15 02 2023 7:28:25
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
14 02 2023 16:12:24
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
13 02 2023 4:26:52
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
12 02 2023 23:45:17
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
11 02 2023 9:24:18
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
10 02 2023 19:57:45
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
09 02 2023 2:59:58
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....
08 02 2023 6:13:20

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
07 02 2023 11:14:32
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
06 02 2023 14:35:24
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
05 02 2023 2:55:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::