Пресс-конференция по дисциплине "История Россия", посвященная проблемам советско-афганской войны 1979-1989 гг.
Цели урока – воссоздать события Афганской войны 1979-1989 гг.; показать роль СССР в этих событиях; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и ее народа.
При этом решаются следующие задачи: формировать у учащихся целостное представление об истории человечества, о месте России во всемирной истории; развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним; способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур .Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека.
Оборудование урока: учебник, доска, карты, дополнительная литература, видео-, фото-, киноматериалы, аудиозаписи, личные вещи участников событий.
Организация и подготовка урока
Урок готовится учащимися старшего звена школы (9-11 кл).
Урок в форме пресс-конференции предполагает серьезную самостоятельную подготовку учащихся. В ролевой игре более сильные учащиеся выполняют ведущие роли, требующие большей подготовки.
Однако другие учащиеся, ознакомившись с основным материалом, должны будут сформулировать вопросы, позволяющие глубже рассмотреть тему.
При проведении данного урока класс (могут быть привлечены учащиеся из других классов) разбивается на две группы:
- советники-консультанты (по основным направлениям предполагаемых вопросов);
- журналисты.
Вместо советников-консультантов могут быть представлены роли сотрудников администрации СССР и ДРА, политологов, сотрудников музеев, дипломатов, военных советников и т.п.
Основная масса учащихся – журналисты, их роль – задавать вопросы в ходе пресс-конференции. Советники-консультанты отвечают на поставленные вопросы журналистов по теме урока. В случае, если вопрос «завис в воздухе», он переадресовывается учителю.
Роль учителя сводится к координации действий учащихся в ходе урока. Учитель должен следить за регламентом, корректировать вопросы делать выводы и обобщения. Для учителя может быть введена роль главного консультанта или советника (пресс-атташе). По желанию, ее может выполнять один из «сильных» учащихся класса.
По окончании урока (завершению пресс-конференции) учитель подводит итоги и делает общий вывод по теме конференции.
Урок, в силу насыщенности материала, проводится в течение 80-90 минут (2 учебных часа). По желанию учителя, он может занимать и большее время, либо может быть представлен как внеклассное мероприятие.
В целях глубокой проработки материала, вычлeнения и уточнения основных вопросов данной проблемы класс может быть по усмотрению учителя, разделен на группы. В состав групп могут входить по одному представителю от советников-консультантов («сильный» ученик), к которому прикрепляются журналисты (т.е. более «слабые» ученики). Группы могут выполнять проекты, отражающие основные вопросы темы урока. Желательным является привлечение учащихся, родственники которых имели непосредственное отношение к описываемым событиям, а равно и привлечение таких лиц к проведению урока. Кроме того, учащиеся могут подготовить фото-, кино-, видеоматериалы, выпустить тематические газеты или стенды по данной тематике, обеспечивающие наглядность на данном уроке, представить индивидуальные и групповые творческие проекты.
На обсуждение каждого вопроса достаточно будет отвести не более 5-7 мин.
При подготовке к уроку ученики могут выполнить некоторую исследовательскую работу (провести предварительные встречи и беседы с участниками войны в Афганистане и их родственниками, собрав при этом определенный фактический и документальный материал, который желательно оформить в виде выставочных стендов, тематических газет и т.п.), использовать материалы, представленные в краеведческих и музеях боевой славы. Уроку могут предшествовать внеклассные мероприятия в виде встреч и бесед с воинами-афганцами, члeнами их семей и родственниками, либо проведены тематические классные часы или школьные радиопередачи по данной тематике.
Ход урока
В начале урока необходимо, отдавая дань памяти и уважения погибшим советским солдатам, почтить их память минутой молчания.
Учитель: Война в Афганистане стала одной из трагических и в то же время героических страниц в истории нашей страны. Введя свои войска в Афганистан, Советский Союз без малого на 10 лет погряз в сложной войне, пытаясь помочь Народно-демократической партии удержаться у власти. Об этой войне много сказано, еще больше не сказано. До сих пор однозначно не решен вопрос о том, нужна ли была СССР эта война. Как бы ни было, эта война была, и ее не вычеркнешь, не удалишь и не отменишь. Единственным гарантом и предостережением от этого явления человеческой истории является память. В связи с этим хочется привести слова премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа, сказанные в 1919 году на Парижской конференции: «Следующая мировая война начнется ровно через двадцать лет, когда появится поколение, не знакомое с ужасами первой». Вторая мировая война началась в 1939 г.
Итак, уважаемые журналисты, прошу задавать вопросы. На наш взгляд необходимо начать конференцию с более общих вопросов, дающих хаpaктеристику внутриполитической ситуации в Афганистане к моменту ввода советских войск.
- Что представлял собой Афганистан к 1979 г.? Каким его увидели советские солдаты?
(Рассказ о географии Афганистана, его природно-климатических условиях).
- Что за народ населяет Афганистан? Каковы его занятия и религиозные верования?
(Рассказ о народностях населяющих Афганистан, религии и основных занятиях жителей).
- Из уже сказанного вытекает вопрос об истории этой страны. Какова ее политическая история? Как складывались взаимоотношения с другими странами региона и мира?
(Рассказ об истории страны, начиная с эпохи древности до начала XX в.
За предыдущие четыре тысячи лет не было ни единого случая, чтобы эта территория стабильно находилась в составе какого-либо государства в течение 100-150 лет. Ни Киру Великому, ни Александру Македонскому, ни Дарию, ни Ксерксу, ни римлянам, ни парфянам, ни царю Ашоке, ни хуннам, ни тюркам, ни монголам – никому не удавалось надолго овладеть этой территорией. Даже Великобритании в XIX веке после нескольких войн против афганцев (1838-1842; 1878-1880), несмотря на свое военное превосходство, удалось покорить Афганистан только формально, фактически же установить свое господство над страной Британии не удалось. Хорошо иллюстрируют вышесказанное слова простого афганца английскому офицеру: «Мы любим раздор, тревоги и кровь, но мы никогда не полюбим господство над собой!». Афганцы – очень сложный по своей национальной структуре и гордый народ, который в силу географических и исторических условий был вынужден бороться за свое место на политической арене азиатского региона. Не удивительно, что к традиционному исламскому мировосприятию добавились определенные черты ментальности афганского народа. Афганец – это воин, не знающий пощады к врагам, и в то же время гостеприимный хозяин ко всякому нуждающемуся в его покровительстве и защите).
- Как и когда зародились советско-афганские отношения?
(XX-й век изменил ситуацию в Азии: многие народы в результате борьбы с колониальными империями обрели свободу и независимость. Не стал исключением и Афганистан. Вскоре по окончании Первой мировой войны была провозглашена его независимость (май 1919 г.). Это спровоцировало третью войну с Великобританией. Однако всеобщее восстание пограничных пуштунских племен (1919 г.) на фоне революционного подъема в Индии заставил Великобританию отказаться от продолжения войны, и в 1921 г. в Кабуле был заключен мир. Одним из первых государств, признавших независимость Афганистана, была молодая Советская республика).
- Как они развивались в 70-е г. XX в.?
(Рассказ о советско-афганских отношениях в означенный период (1920-70-е гг.)).
- Зачем понадобилось вводить войска в Афганистан?
(Несмотря на всестороннюю поддержку и признание со стороны СССР и просоветскую ориентацию правительства Афганистана, независимо от того, кто находился у власти, шах или президент, внутри страны зрели оппозиционные силы, не удовлетворенные политикой правящих кругов Афганистана. В первую очередь, это касается исламских фундаменталистов, объединившихся в 1968 г. в союз «Мусульманская молодежь», позднее реорганизованный в «Исламскую партию Афганистана» (ИПА) и «Исламское общество Афганистана» (ИОА), чьи тренировочные базы и лагеря находились на территории сопредельного Пакистана. Помимо этого определенное брожение наблюдалось и среди народа, в частности среди солдат афганской армии, которым были непонятны действия правительства)
(Хаpaктеристика политической ситуации в Афганистане в 70-е гг., условий, в которых советское руководство принимало решение о вводе войск в эту страну).
(Как следует из воспоминаний непосредственных участников тех событий, перед руководством СССР стояла нелегкая задача, которую требовалось решить в кратчайшие сроки. С одной стороны, советское правительство не могло пойти на полный разрыв с афганским режимом Х. Амина, т.к. были серьезные основания полагать, что без влияния СССР оно повернется лицом к США, которые после антишахской революции 1979 г. были вынуждены покинуть Иран и искали вблизи южных границ СССР другой район для размещения своих разведывательных центров. С другой стороны, лидеры СССР, вероятно, прекрасно осознавали, к каким последствиям могут привести подобные действия).
- Каковы особенности и хаpaктер боевых действий в годы советско-афганской войны? С какими трудностями пришлось столкнуться советским солдатам, выполняя, как тогда говорили, свой «интернациональный долг»?
(Исходя из анализа ситуации внутри Афганистана, нельзя было не понимать, что советские войска вероятнее всего натолкнутся на партизанскую войну со стороны афганского населения, о чем, кстати, свидетельствуют страницы истории Афганистана, в частности войны с Великобританией. Кроме того, недалеки были события вьетнамской войны 1965-1973 гг., которую вели США в Индокитае, и, столкнувшись там с партизанской борьбой со стороны вьетнамцев, потерпели не только военное, но (что гораздо хуже) политическое поражение на международной арене.
Хаpaктерный эпизод, произошедший еще до ввода войск в Афганистан, иллюстрирует в своих воспоминаниях генерал-полковник Меримский: «Прежде чем приступить к работе, я ознакомился с материалами о действиях мятежников, которые имелись в разведывательном управлении генерального штаба. Особый интерес вызвала захваченная у них инструкция, выдержки из которой я привожу: «…Среди населения создавать атмосферу животного стpaxa, парализуя нормальную работу властей… Основой боевых действий считать перекрытие дорог путем минирования и завалов, разрушения линий электропередачи и связи, захват объектов, нападение на воинские подразделения, уничтожение охраны и конвоя.
Организационной основой моджахедов («борцов за веру») считать небольшие отряды – от отделения до батальона. В районах боевых действий использовать население в своих интересах. Без поддержки народа действия моджахедов бессмысленны.
Местное население рассматривать как основной источник пополнения отрядов борцов за ислам. Общность интересов и идей моджахедов и народа обеспечивает эффективность действий. Пропаганда в этом деле имеет решающее значение. Не допускать действий, которые могли бы привести к ненависти народа…»
Интересная деталь: в справке об использованной при разработке данной инструкции литературе указан и «Опыт вооруженной борьбы советских партизан против немецких войск» (Меримский В.А. Кабул-Москва: Война по заказу// Военно-исторический журнал.- № 10. - М.: «Красная звезда». - 1993. - С. 17)
Несмотря на глубинный анализ и неутешительные выводы в докладах советских военных советников, руководство СССР принимает решение о вводе ограниченного контингента войск (40-й армии) в Афганистан)
(Рассказ о вводе войск и боевых действиях в республике Афганистан).
- Мы знаем о периоде «Перестройки» в СССР. Война в Афганистане совпала с этим процессом. Как ведение боевых действий в ДРА повлияло на внутриполитическую обстановку в нашей стране и принятие решений на международном уровне?
(Рассказ о «Перестройке» в СССР и порожденных ею социальных процессах внутри советского общества, внешнеполитических действиях правительства М.С. Горбачева, его встречах с Р.Рейганом, политике «разрядки» и прекращении «холодной войны»).
- Как принималось решение о выводе ОКСВ из республики Афганистан? Какие стороны принимали участие в решении данного вопроса?
(Рассказ о принятии советским руководством решения о выводе ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, о международных договоренностях по этому вопросу и сторонах принимавших участие в этом процессе: ООН, СССР, США, Афганистан, Пакистан).
- С пересечением советско-афганской границы последним солдатом Советской Армии закончилась самая длительная война в истории Советского государства. Что же принесла она советскому и афганскому народу? Какова цена и итоги этой войны?
(Рассказ о внутриполитической ситуации в СССР и Афганистане после вывода советских войск, приведшей к развалу Советского Союза и падению просоветского режима в Афганистане. Положение, сложившееся в этих государствах в 90-е гг., и их современное состояние).
(Статистическая справка о потерях советского и афганского народа в этой войне, рассказ о дальнейших судьбах воинов-афганцев, оказавшихся в сложной социальной ситуации в 90-е гг).
Учитель: Советско-афганская война стала одним из завершающих аккордов существования Советского государства. Не прошло и трех лет после вывода войск из ДРА, как СССР, являющийся оплотом социализма во всем мире, перестал существовать, а Афганистан погрузился в пучину гражданской войны. Не говоря о подвигах и антиподвигах этой войны, хочется сказать одно: эту войну не проиграла ни одна из воюющих сторон: ни советские солдаты, ни афганские воины. Парадокс, но бывают такие войны, где нет ни победителей, ни побежденных. Трагическая сторона этой войны для советских ветеранов, пожалуй, проявилась даже не в том, что им пришлось участвовать в боевых действиях, ежесекундно рискуя своей жизнью, а в том, что на фоне событий развала СССР и постсоветского устройства России они оказались незаслуженно забыты и фактически предоставлены сами себе со своими проблемами. В результате этого не многие смогли сразу вернуться в нормальную жизнь, а зачастую, оставшись на грошовом пособии или пенсии, спивались и уходили из жизни, либо пополнили криминальную армию преступного мира.
Стал ли Афганистан позором для армии и страны в целом? На этот вопрос можно ответить однозначно – нет. Советские солдаты, как это не раз бывало в истории, показали свои высокие боевые качества, мужество и героизм. Им нечего стыдиться.
Была ли война в Афганистане политическим просчетом советского руководства? Видимо, также нет. Не выполнить просьбу государства, с правительством которого СССР заключил Договор о дружбе и сотрудничестве, советские руководители не могли, хотя бы потому, что руководители США и других западных стран всегда были готовы перехватить стратегическую инициативу в этом регионе у СССР.
Не могу не заострить внимания так же и на том факте, что советское руководство все же на первый план ставило именно оказание всесторонней экономической поддержки афганскому народу, а не военный контроль и уж никак не завоевание страны. Среди населения СССР и солдат советской армии Главным Политическим Управлением армии и идеологами КПСС распространялась мысль об оказании Советским Союзом интернациональной помощи братскому афганскому народу по борьбе с контрреволюцией. Хотя, естественно, что правда об этой войне, если и доходила до граждан СССР, то в искаженном и выгодном для партийного руководства виде. Это и понятно: любая война или ведение боевых действий, с одной стороны, всегда сопряжены с действием спецслужб, разведкой и контрразведкой и соблюдением определенной секретности. С другой – разве могло руководство СССР допустить среди населения страны распространения мысли и слухов о ненужности и бесполезности пребывания советских войск в Афганистане, подрывая этим веру в свой авторитет и правильность принимаемых решений. Однако, в связи с «перестройкой», начатой в 1985 г. М.С. Горбачевым, многие социальные явления и процессы стали приобретать определенную огласку. Информация, попадающая в руки населения, стала в корне менять отношение советских граждан к некоторым явлениям жизни СССР, в частности и к пребыванию ограниченного контингента советских войск в Афганистане. К тому же, сама война зашла в тупик. Становилось очевидно, что победить в этой войне невозможно, т.к. ширилось партизанское сопротивление со стороны афганцев. К тому же, ведение войны требовало огромных экономических затрат. Фактически советские и афганские войска контролировали крупные населенные пункты и в какой-то степени пытались контролировать трaнcпортные пути, в то же время целые районы страны находились под контролем афганских полевых комaндиров, чья агентура беспрепятственно действовала и среди мирного населения, и среди солдат и офицеров афганской армии. Проблемы существования советского строя только усугублялись присутствием войск в ДРА. Перед М.С. Горбачевым стояла сложная дилемма: либо продолжать ведение этой фактически бесконечной войны, либо вывести войска из Афганистана. Встречи Горбачева с президентом США Р. Рейганом политика «разрядки» и прекращение «холодной войны» также говорили о пользе вывода войск.
Заканчивая наш урок, хочется еще раз сказать, обращаясь к тем, кто пытается поставить под сомнение действия советских войск в Демократической республике Афганистан, черня этим память ветеранов той войны и солдат, не вернувшихся домой: в истории не бывает пустых и бесполезных событий, каждое из них несет в себе определенные уроки, ведет к определенным историческим последствиям, однобокое восприятие которых, либо нежелание разбираться в них, может привести к еще более трагическим последствиям для страны и народа в целом.
Приложение 1. Хронология основных событий советско-афганской войны.
Приложение 2. Стороны принимавшие участие в советско-афганской войне (1979-1989 гг.). Людские, материальные и экономические потери.
Приложение 3. Рисунки к уроку.
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
04 06 2023 8:33:25
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
03 06 2023 17:12:12
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
02 06 2023 12:47:59
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
31 05 2023 14:48:34
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
30 05 2023 16:28:55
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
29 05 2023 5:44:58
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
28 05 2023 13:55:38

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
27 05 2023 20:46:13
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
26 05 2023 19:17:56
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
25 05 2023 19:29:49
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
24 05 2023 18:31:38

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
23 05 2023 22:40:54
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
22 05 2023 2:24:47
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
21 05 2023 6:54:15
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
20 05 2023 8:36:55
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
19 05 2023 20:53:59
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
...
18 05 2023 10:30:16
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
17 05 2023 3:26:48
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
16 05 2023 14:59:42
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
15 05 2023 18:41:26
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
14 05 2023 8:27:45
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
13 05 2023 18:51:59
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
12 05 2023 17:53:21
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
11 05 2023 23:46:34
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
10 05 2023 7:45:23
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
09 05 2023 9:22:58
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
08 05 2023 18:43:20
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
07 05 2023 1:59:57
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
06 05 2023 13:55:18
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
...
05 05 2023 9:12:20
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
04 05 2023 0:24:50
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
03 05 2023 20:18:32
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
02 05 2023 16:46:44
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
01 05 2023 23:46:45
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
30 04 2023 23:56:46
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
29 04 2023 22:35:50
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
28 04 2023 2:49:46
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
27 04 2023 19:10:25
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
26 04 2023 15:23:30
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
25 04 2023 15:33:47
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
24 04 2023 22:14:21
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
23 04 2023 1:23:14
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
22 04 2023 16:30:12
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать".
Мною, как историком, была разработана данная программа.
Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения.
...
21 04 2023 8:44:48
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
20 04 2023 2:10:40
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
19 04 2023 13:48:10
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
18 04 2023 5:40:55

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
17 04 2023 14:45:12
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
16 04 2023 18:43:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::