Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса
Пояснительная записка.
Программа курса «История развития права в России» предназначена для изучения в профильной школе. Данный курс обеспечивает углубленное изучение права и позволяет расширить юридический кругозор учащихся.
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. На занятиях рассматриваются развитие системы отраслей, институтов и норм права, анализируется содержание и структура наиболее значимых нормативно-правовых актов.
Курс «История развития права в России» является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства и права на разных территориях и в разные исторические эпохи. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. Все правовые явления вырастают из предшествующих и трaнcформируются в будущие формы. Связь времен позволяет рассматривать все явления в единой исторической перспективе.
Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами.
Курс рассчитан на 34 часа учебного времени.
Цели курса.
Изучение истории права в курсе направлено на достижение следующих целей:
- формирование умений осмысленно употрeбллять правовые понятия, хаpaктеризовать основные правовые институты;
- формирование умений объяснять взаимосвязь государства и права;
- развивать умения анализировать правовые документы и т
- формирование правосознания, системы собственных представлений и установок, основанных на демократических правовых ценностях
Задачи курса.
Обучающие:
- создать у учащихся целостное представление о праве посредством поэтапного знакомства с историей его возникновения.
Воспитательные:
- воспитание гражданской ответственности и достоинства;
- воспитание уважения к правам и свободам человека, к традициям своей страны, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку, уважение к закону.
Развивающие:
- развитие умений самостоятельно работать с нормативно-правовыми актами, решать пpaктические задачи;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- развитие навыков и умений для того, чтобы научиться дискутировать, аргументировано доказывать свою точку зрения.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
- особенности развития права и преемственность в развитие законодательства;
- основные нормативно-правовые акты в разное историческое время;
- содержание юридической деятельности правителей.
Учащиеся должны уметь:
- хаpaктеризовать особенности отраслей и источников права в различное историческое время;
- объяснять: взаимосвязь государства и права;
- различать: формы права; отрасли права; субъекты права; правомерное и неправомерное поведение; основания и порядок назначения наказания;
- анализировать документы с точки зрения конкретных условий их приема и реализации;
- участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
Содержание программы
Предмет и задачи курса.
История права в России как научная дисциплина.
Тема I. Право Древней Руси.
Регулирование взаимоотношение людей в эпоху первобытности (обряды, обычаи, ритуалы и т. д.). Мононормы. Причины формирования древнерусского государства. Становление княжеской администрации. Организация местного самоуправления. Первые административные и правовые реформы. Ранние письменные памятники русского права.
Судопроизводство Киевской Руси. Этапы судебного процесса. Система доказательств. Божий суд. Особенности уголовного и гражданского правонарушения.
«Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. Причины, цель появления документа. Структура «Русской Правды». Основное содержание. Недостаток «Русской Правды».
Тема II. Право в период феодальной раздробленности.
Источники права. Особенности развития права в Галицком, Владимирском княжествах, Новгородской республике.
Причины, цель принятия Псковской судной грамоты. Структура документа. Отличие Псковской судной грамоты от «Русской Правды». Особенности уголовного и гражданского права.
Русские княжества – данники Золотой Орды. Источники права в Золотой Орде. Влияние Золотой Орды на развитие русского права.
Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв.
Источники общерусского права в XV – XVI вв. Основные тенденции развития права в XV – XVI вв.
Особенности гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, семейного права. Влияние церковного права на семейное право.
Формы судебного процесса: состязательный и розыскной. Инстанции судебной системы. Судебные органы. Юрисдикция церковного суда. Судебные органы церкви. Система наказаний в церковном праве.
Судебник 1550 г. Структура документа. Понятие преступления. Преступления против государства и против личности. Система наказаний.
Тема IV. Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв.
Избрание царей на царство. Значение крестоцеловальной записи Василия Шуйского.
Уложение 1649 г.: причины появления. Структура и содержание документа. ПроцеДypa суда по Уложению. Система преступлений. Стадии преступного деяния. Система наказаний. Вещное, обязательственное и наследственное право. Сервитутное право.
Кодификация законов: причины, результат. Наиболее распространенные формы правовых актов. Изменение правового статуса дворянства – «Указ о единонаследии», «Табель о рангах». Изменение в правовом положении церкви. Новые источники права. Воинские артикулы. Изменения в судебной системе, наследственном, семейном, обязательственном, уголовном праве.
Содержание политики просвещенного абсолютизма. Деятельность Уложенной комиссии. Идеи «Наказа». Жалованные грамоты. Правовое положение дворян, городского населения, крестьян. Законодательство о предпринимательстве.
Тема V. Развитие права в XIX в. – начале ХХ в.
Либеральные преобразования Александра I. Отображение идей европейского либерализма в правовой деятельности Александра I. Проект Сперанского. Ограниченности и непоследовательность либеральных преобразований Александра I. Консервативный период правления Александра I. Конституция Царства Польского. Работа над Конституцией России. Проект Аpaкчеева об освобождении крепостных крестьян. Военные поселения.
Правовые представления декабристов. Тайные общества декабристов. Программные документы Южного и Северного обществ.
Кодификация законов в правление Николая I: причины, результат. Деятельность Сперанского. Складывание основных отраслей права. Изменения в гражданском, наследственном, семейном правах. Новый Уголовный Кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»: структура, содержание.
Крестьянская реформа 1861 г.: причины, результат. Основные положения реформы «Манифеста». Незаконченность реформы.
Судебная реформа 1864 г. Новые принципы судебной системы. Основные положения реформы. Результат ее проведения. Значение реформы.
Контрреформы Александра III: причины, результат. Судебные преобразования. Развитие гражданского судопроизводства. Уголовные Уложения 1885 и 1903 гг. Правовое регулирование экономики. Понятие юридического лица.
Оформление конституционной монархии в России. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка»: причины принятия, основные положения. Изменения в основных законах Российской империи. Выборы в Государственную думу. Правовая деятельность Государственных Дум.
Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Формирование новых министерств. Законодательная политика Временного правительства.
Тема VI. Становление и развитие социалистического права.
Решения Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Роспуск Учредительного собрания. Правовое регулирование экономики.
Революционное правотворчество. Изменения в семейном, трудовом, гражданском, уголовном праве. Свобода толкования права. Создание правоохранительных и репрессивных органов.
Конституция 1918 г.: причины принятия. Структура, особенности Конституции. Содержание и значение Конституции.
Кодификационная работа и формирование системы нового законодательства в период НЭПа. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов. Создание нового социалистического федеративного государства. Структура, особенности, и содержание Конституции СССР 1924 г.
Конституция 1936 г. Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Основные идеи. Права и обязанности граждан. Декларация и действительность.
Доктрина «социалистической законности». Установление административного контроля над населением. Изменения в трудовом, семейном, гражданском праве.
Централизация правоохранительной системы. Образование НКВД. Особенности судебного процесса. Методы ведения судебного следствия. Идеологическое обоснование массовых репрессий в 1930-х гг. Причины, результаты репрессий. Создание системы исправительно-трудовых учреждений. ГУЛАГ.
Изменения в праве в период Великой Отечественной войны. Приказы № 270 и 293 за 1941 г., № 227 за 1942 г. Указы Президиума СССР. Депортации народов. Деятельность НКВД. Система военной юстиции.
Правовые изменения в 1950 – 1980 гг. Диссидентское движение: цель, причины, методы борьбы, результат. СБСЕ о правах человека.
Конституция 1977 г. – «Конституция развитого социализма». Цель принятия. Структура, особенности Конституции. Недостаток Конституции. Декларация и действительность.
Тема VII. Право в период 1991 – 2006 г.
Изменения в политической системе периода «перестройки». Образование СНГ. Обновление законодательства в период «перестройки».
Право в период 1990 – 2007 гг.: проблемы, перспективы. Развитие судебной системы в РФ. Основные положения Конституции 1993 г. Основы конституционного строя. Современное понимание прав и свобод человека.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
Из них |
|
Теоретич. |
Пpaктич. |
|||
|
Введение. |
1 |
1 |
|
1 |
Право Древней Руси. |
3 |
2 |
1 |
2 |
Право в период феодальной раздробленности. |
3 |
2 |
1 |
3 |
Феодальное право в XV – XVI вв. |
4 |
3 |
1 |
4 |
Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв. |
4 |
3 |
1 |
5 |
Развитие права в XIX в.– начале ХХ в. |
8 |
6 |
2 |
6 |
Становление и развитие социалистического права. |
10 |
5 |
5 |
7 |
Право в период 1991 – 2006 г. |
2 |
1 |
1 |
Календарно-тематический план
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Из них |
|
Теорет. |
Пpaктич. |
|||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
Тема I. Право Древней Руси. |
3 |
2 |
1 |
2 |
Становление древнерусского права. |
1 |
1 |
|
3 |
Судопроизводство Древней Руси. |
1 |
1 |
1 |
4 |
«Русская Правда» как памятник права Киевской Руси. |
1 |
1 |
1 |
|
Тема II. Право в период феодальной раздробленности. |
3 |
2 |
1 |
5 |
Особенности развития права в период феодальной раздробленности. |
1 |
1 |
|
6 |
Псковская судная грамота. |
1 |
|
1 |
7 |
Право и монголо-татарское нашествие. |
1 |
1 |
|
|
Тема III. Феодальное право в XV – XVI вв. |
4 |
3 |
1 |
8 |
Развитие русского феодального права в XV – XVI вв. |
1 |
1 |
|
9 |
Отрасли права в XV – XVI вв. |
1 |
1 |
|
10 |
Судебная система в XV – XVI вв. |
1 |
1 |
|
11 |
Судебник 1550 г. |
1 |
|
1 |
|
Тема IV. Правовая политика самодержавной монархии в XVII – XVIII вв. |
4 |
3 |
1 |
12 |
Альтернативы правового развития в XVII в. |
1 |
1 |
|
13 |
Соборное уложение 1649 г. |
1 |
|
1 |
14 |
Правовые преобразования Петра I. |
1 |
1 |
|
15 |
Идеи Просвещения в правовой политике Екатерины II. |
1 |
1 |
|
|
Тема V. Развитие права в XIX в. – начале ХХ в. |
8 |
6 |
2 |
16 |
Правовые преобразования в правление Александра I. |
1 |
1 |
|
17 |
Правовые представления декабристов. |
1 |
|
1 |
18 |
Кодификация права в правление Николая I. |
1 |
1 |
|
19 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
1 |
|
1 |
20 |
Судебная реформа 1864 г. |
1 |
1 |
|
21 |
Развитие права в пореформенный период. |
1 |
1 |
|
22 |
Оформление конституционной монархии в России. |
1 |
1 |
|
23 |
Законодательная политика Временного правительства. |
1 |
1 |
|
|
Тема VI. Становление и развитие социалистического права. |
10 |
5 |
5 |
24 |
Правовые последствия событий октября 1917 г. |
1 |
1 |
|
25 |
Формирование социалистического права. |
1 |
1 |
|
26 |
Конституция 1918 г. |
1 |
|
1 |
27 |
Развитие права в 20-х гг. Конституция 1924 г. |
1 |
|
1 |
28 |
Конституция 1936 г. |
1 |
|
1 |
29 |
Основные тенденции развития советского права в 1930-е гг. |
1 |
1 |
|
30 |
Правоохранительные органы в 1930-х гг. Создание ГУЛАГа. |
1 |
1 |
1 |
31 |
Право в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
1 |
|
32 |
Право в период «эпохи застоя». |
1 |
1 |
|
33 |
Конституция 1977 г. |
1 |
|
1 |
|
Тема VII. Право в период 1991 – 2006 г. |
2 |
1 |
1 |
34 |
Изменения в праве в годы перестройки. |
1 |
1 |
|
35 |
Право на современном этапе. |
1 |
|
1 |
Список литературы:
- Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. М., 1998
- Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России. М., 2007.
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2006.
- История государства и права СССР. Сборник документов. М., 1968.
- Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные тpaктовки и новые подходы. М., 1999.
- Конституция РФ. М., 2005..
- Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990.
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
12 08 2022 18:57:37
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
11 08 2022 11:39:55
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
10 08 2022 7:10:29
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
09 08 2022 17:13:16
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
08 08 2022 4:25:36
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
07 08 2022 0:19:19
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
06 08 2022 15:24:21
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
05 08 2022 1:22:45
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
04 08 2022 20:47:22
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
03 08 2022 5:57:41
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
02 08 2022 20:29:52
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
01 08 2022 11:31:56
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
31 07 2022 1:40:47
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
30 07 2022 13:38:27
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
29 07 2022 21:53:49
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
28 07 2022 10:43:54
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
27 07 2022 16:55:21
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
26 07 2022 17:25:50
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
25 07 2022 18:57:26
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
24 07 2022 15:40:41
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
23 07 2022 0:55:36
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
22 07 2022 3:20:39
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
21 07 2022 17:37:27

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
20 07 2022 6:57:43
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
19 07 2022 13:13:18
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
18 07 2022 9:48:13
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
17 07 2022 13:22:55
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
16 07 2022 15:51:19
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
15 07 2022 3:53:35
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
14 07 2022 2:45:20
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
13 07 2022 4:56:49
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
12 07 2022 7:59:34
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
11 07 2022 9:14:12
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
10 07 2022 22:56:39
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
09 07 2022 16:51:56
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
08 07 2022 2:40:53
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе".
Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия.
...
07 07 2022 17:34:34

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
06 07 2022 3:25:46
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
05 07 2022 10:28:30
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
04 07 2022 3:41:10
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
03 07 2022 20:56:37
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
02 07 2022 23:48:25
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
01 07 2022 10:21:13
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
30 06 2022 17:28:34
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
29 06 2022 15:18:24
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
28 06 2022 1:17:30
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
27 06 2022 11:44:43
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
26 06 2022 8:36:28
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
25 06 2022 21:34:16
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
24 06 2022 3:18:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::