"Бунташный век" (10-й класс)
Цель:
- На примере народных восстаний дать хаpaктеристику XVII веку как «бунташному».
- Доказать, что в условиях дальнейшего закрепощения крестьян, народные волнения не утихают.
Тип: комбинированный с использованием презентации, созданной в программе PowerPoint (см. Приложение).
Понятия: «Бунташный век», восстание, закрепощение крестьян.
Оборудование: карта: «Народные восстания в России в 40-70-х годах XVII в.».
Выставка литературы:
- В.И.Буганов «Мир истории» М. 1989г.,
- Р.Г.Скрынников «Россия в начале 17в.» М. 1988г.,
- «Иллюстрированная история СССР» М. 1987г.,
- А.Е.Пресняков «Российские самодержцы» М. 1990г.
Вступление (Слайд № 1):
«Бунташный» век - век потрясений,
Век изменений и побед.
Народ утратил всю свободу,
Потёк тиранства долгий век.
Но не смирился православный,
Борьбу суровую повел.
Весь век боролся беспощадно,
Но нет конца у той борьбы...
Продолжая изучать XVII век, сегодня мы остановимся на таком его определении, как «бунташный». Ведь XVII век запомнился Руси как век Смуты, крестьянских восстаний под предводительством И.Болотникова и С.Разина, рядом городских восстаний, Соловецким бунтом и стрелецкими восстаниями.
И поэтому цель нашего урока: на примере нескольких городских восстаний доказать, что XVII век был действительно «бунташный».
Но прежде, чем мы перейдём к теме урока, давайте вспомним, что представлял из себя XVII век.
- Дать хаpaктеристику политическому строю России в 17 веке. (Слайды № 2-5)
- Социальное устройство России 17 века. (Слайд № 6)
- Что нового появляется в экономике? (Слайд № 7-10)
- Что такое мануфактура? (Слайд № 11)
Вывод. В промышленности началось развитие раннекапиталистического производства, но оно тормозилось крепостническими отношениями, которые составляли основу сельского хозяйства.
- По какому пути происходило развитие сельского хозяйства?
- В чём недостатки этого пути?
Общий вывод. Развитие страны после смутного времени носило весьма противоречивый хаpaктер. С одной стороны заметно шагнула вперёд экономика, с другой – ухудшилось положение народных масс, которые несли основную тяжесть налогового бремени. Это и привело к усилению социальной борьбы, которая хаpaктеризует это время. (Слайд № 12)
Русь, Россия, Родина,
Нелёгок путь в веках
Ты всё в дороге видела
Радость, боль и страх.
Но раны заживали
И век за веком шёл.
Ты расширялась, крепла,
Отстраивалась вновь
Правители менялись
Законы сочиняли
Династия сменилась
И всё вновь усложнилось.
17 век неспокойно прошёл,
Народ на борьбу за волю пошёл.
Восстания, бунты, длились сто лет
За это «бунташным» назвали тот век.
Мы подошли к конкретизации этой социальной борьбы. К «бунташному» веку. Это и будет темой нашего урока.
- Какое определение этому понятию можно дать?
«Бунташный» век - это время массового недовольства различных слоев населения своим экономическим и социальным положением.
В 1648 году вспыхнуло новое, мощное движение, получившее название Соляной бунт. (Слайд № 13)
В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный. Он много сделал для проникновения европейских достижений в Россию, но для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не хватало. Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли. Заготовить еду в прок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 годах цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ голодал, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не могли её заготовить. Все были не довольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей.
-
Какова основная причина бунта?
1 июня 1648 года царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с богомолья с Троице-Сергиево монастыря. Только он въехал в город, его встретила толпа москвичей-челобитчиков. Они окружили карету и стали жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы.
Летопись: «Было смятение, в миру били челом всей землёю государю на Земсково судью на Левонтия Степанова сына Плещеева, что от него в миру стала великая налога. Указывали на несправедливости и ежедневно совершавшиеся им дурные поступки и просили чтобы он был смещён, а на его место был посажен честный человек. Но государь царь того дни всей земле Левонтия не выдал».
Царь поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых отправили в пыточный застенок – Константино-Еленинскую башню Кремля. Это привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре получили ранения.
2 июня 1648 года состоялось шествие с крестом и иконой Владимирской божьей матери в Сретенский монастырь. Повстанцы окружили царя, потребовав освободить арестованных, царь обещал выслушать народ, когда он вернётся из монастыря. После молебна царь возвратился в Кремль – за ним несколько тысяч восставших.
Летопись: «И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его государев двор всяких чинов посадских люди и всех приказов стрельцы с большим невежеством. Неотступно и с громкими криками требовали окончательного решения их желаний и высказанных жалоб».
Для переговоров к восставшим вышли князья Волконский и Тёмкин-Ростовский, но их чернь взяла в заложники. На сторону восставших перешли стрельцы и холопы. Восставшие перешли от требований и угроз к действиям.
Летопись: «Разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные».
Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Tpaxaниотова – начальника Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева – начальника Земского приказа). Чистого, которого считали инициатором налога, изрубили, бросив тело на кучу навоза. 3 июня восстание продолжилось. Патриарх Иосиф на Красной площади пытался уговорить народ, к нему примкнули бояре, противники Морозова. Они выдвигали своим ставленником родственника царя – Романова, который хотел занять место Морозова. Восставшие видели в Романове «доброго, хорошего» боярина и хотели, чтобы он управлял вместе с царём. И кричали об этом царю:
Летопись: «И покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города, из Кремля вон не пойдём; и будет межуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!»
Царь вынужден был выдать Плещеева (его растерзали). 4 июня царь вынужден был возвратить Tpaxaниотова, которого отправили воеводой в Устюжну Железнопольскую, и выдал его восставшим (его казнили). Морозов пытался бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Он прятался в царских покоях, потом его сослали.
В события включились дворяне и верхи посада. Используя растерянность и ослабление правительства, они подали челобитную царю (требование упорядочить судопроизводство, установить правильное ведение дел в приказах, созвать Земский собор).
Волнения продолжались и в столице и на местах. В этой обстановке власти 16 июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения создали комиссию во главе с Одоевским. В январе 1649 года Уложение было принято. (Слайд № 14)
Работа с документом:
- Что получил народ?
- К чему это привело?
После этого произошли восстания в других городах: Курске, Козлове, Ельце, Чугуеве, Устюге, Пскове, Новгороде. (Слайд № 15)
Рассказ ученика о восстании 1650 года в Пскове и Новгороде.
Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (Рассказ ученика.) (Слайд № 16)
Мы рассмотрели самые яркие примеры городских восстаний «Бунташного» века. Давайте подведём итоги:
- Кто являлся участниками восстаний?
- Каковы были их цели?
- Каковы итоги восстаний?
Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.
Положение народа не улучшилось и они искали вольницу – где? (На юге.)
Мы говорили о городских восстаниях, но основную массу населения составляли – кто? (Крестьяне.)
- Что по поводу крестьян говорится в Уложении?
- Как крестьяне могли сопротивляться создавшемуся положению?
- Куда они бежали?
На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.
- Что там происходило? (Рассказ ученика.)
- К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)
Вот об этом мы и поговорим на следующем уроке. (Слайд № 17)
Вывод. Отжившие порядки тормозили развитие новых экономических отношений, что приводило к ухудшению положения народа и как следствие, к социальной борьбе, которая хаpaктеризует XVII век как «бунташный».
Оценки.
Домашнее задание.
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
03 12 2023 9:13:19
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
...
02 12 2023 20:39:42
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
01 12 2023 3:27:21
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
30 11 2023 22:21:23
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
29 11 2023 2:42:23
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
28 11 2023 11:15:22
Главной задачей воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного города. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5 – 8-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края Кузбасса.
...
27 11 2023 9:53:23
Урок, выстроенный в форме эвристической беседы, нацелен на развитие образного, логического и творческого мышления учащихся. Изучение нового материала происходит в процессе решения познавательных и проблемных задач. Личностно ориентированный аспект обучения показан на примере индивидуального творческого задания.
...
26 11 2023 14:16:55
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
25 11 2023 23:45:35
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
24 11 2023 10:40:29
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
23 11 2023 7:14:29
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
22 11 2023 2:53:47
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
21 11 2023 8:22:49
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
20 11 2023 12:48:35
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
19 11 2023 7:41:41
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
18 11 2023 4:30:35
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
17 11 2023 8:32:57
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
16 11 2023 22:46:42
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
15 11 2023 22:50:27
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
14 11 2023 14:50:17
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
13 11 2023 8:35:37
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
12 11 2023 3:44:58
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
11 11 2023 21:54:39
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
10 11 2023 15:59:18
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
09 11 2023 13:42:48
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
08 11 2023 13:13:18
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
07 11 2023 2:58:26
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
06 11 2023 4:21:55
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
05 11 2023 4:12:38
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
04 11 2023 15:28:23
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
03 11 2023 7:35:29
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
02 11 2023 21:46:55
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
01 11 2023 4:13:45
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
31 10 2023 4:16:30
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
30 10 2023 12:44:49
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
29 10 2023 4:58:44
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
28 10 2023 6:16:20
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
27 10 2023 22:44:23
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
26 10 2023 9:45:11
В работе определены функции гражданского политического образования....
25 10 2023 12:49:18
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
24 10 2023 12:10:25
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
23 10 2023 6:32:16
На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....
22 10 2023 21:14:25
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
21 10 2023 20:20:13
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
20 10 2023 17:32:14
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
19 10 2023 22:35:28
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
...
18 10 2023 0:13:40
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
17 10 2023 5:35:43
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
16 10 2023 3:11:30
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
15 10 2023 19:11:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::