Версии происхождения религии > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Версии происхождения религии


    Версии происхождения религии

Тема отражает положения программы курса «История религии» «данные археологии и этнографии по религиозным верованиям, их значение для воссоздания процесса генезиса религии. Версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии». Для её изучения обычно отводится один час в рамках календарно-тематического планирования. Педагогом могут быть востребованы различные виды работы – лекционное занятие с элементами дискуссии, выполнение коллективных проблемных заданий в форумах (например – на страничке истории на сайте школы, если таковой имеется) или в виде диспута на занятиях.

План лекции с элементами дискуссии «Версии происхождения религии».

  1. Как возникла религия?
  2. Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии.
  3. Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии.
  4. Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека.
  5. Данные археологии и этнографии о происхождении религии.

Материалы лекции и методические рекомендации учителю.

Вопрос 1 – «Как возникла религия?» посвящён введению в проблему возникновения религии. Учитель может привести высказывания античных философов и мыслителей Нового времени, указать время создания научных теорий по генезису религии. Он может начать с тезиса, что с древности и до сего времени нет точного ответа на вопрос «как возникла религия?». Одни философы видели причину возникновения религии в страхе перед силами природы и неуверенностью в завтрашнем дне. Среди них - Г. Петроний (?-66 г.). Он писал: «Первых богов на земле создал страх». Другие - в невежестве людей: «Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины». (И. Гольбах (1723-1789)). Третьи писали о религии, как об изобретении сообразительных людей, жрецов и правителей. Так, Критий (около 460-403 до н. э.) считал, что было время, когда жизнь человека подчинялась лишь грубой силе. Затем в обществе возникли карательные законы против преступников, но они совершили насилие тайно. Тогда один изобретательный человек стал уверять, что существует божество, которое всё видит, всё слышит и за всем наблюдает. Так из хитрости одного сообразительного человека и возникла религия. Четвёртые рассуждали о богах, как о похожих на людей существах, дающих людям некие блага: Ксенофан из греческого Колофона (около 570 – после 478 до н. э), объяснял, что боги общепринятой религии греков как бы «списаны» людьми с самих себя и отличаются от них не качественно, а количественно: «Если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных; так, эфиопы, будучи черными и широконосыми, изображают богов черноволосыми и с приплюснутыми носами, фpaкийцы – рыжими и гoлyбоглазыми…». Продик (родился ок. 470-460 до н.э.) полагал, что боги – это олицетворение полезного и выгодного: «Солнце, Луну, реки, источники и вообще всё полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил». Завершая изложение материала, педагогу нужно отметить, что проблема возникновения религии стала одной из основных в науке о религии, - религиоведении, приобретшей относительную самостоятельность на рубеже XIX - XX веков. В качестве основы для закрепления материала можно использовать высказывание французского просветителя К. Вольнея (1757-1820) о возникновении религии.
«При таком режиме безнадёжное отчаяние охватило народы. К случайным несчастьям, приносимым людям грозными явлениями природы, присоединились страшные общественные бедствия, а обезумевшие, потерявшие голову люди приписали их высшим скрытым силам». В процессе обсуждения ученики придут к выводу о причинах возникновения религии, сформулированных К. Вольнеем – страхе перед силами природы и невежестве людей.

Вопрос 2 – «Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии». Приведённый материал по концепциям Э. Дюркгeйма, З. Фрейда, М. Мюллера, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, стоящих на позиции «извне» религии, позволит познакомить учащихся с социологической, психологической, биологической, этнологической и мифолого-лингвистической концепциями возникновения религии.

Социолог Э. Дюркгeйм (1858-1917) писал, что Бог создаётся не по образу и подобию человека, а по образу и подобию общества. Так, отношение верующих к Богу отражает те чувства, которые испытывает отдельное лицо к обществу, среди них - чувство почтительного подчинения. Религия формирует, объясняет и передаёт из поколения в поколение те правила и нормы, которые общество предъявляет человеку, делая его общественным существом.

Философ, социолог и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939) видел основу для возникновения религии в особенностях мышления первобытного человека: первобытный человек считает реальным образ какого-либо объекта, в каждый момент он надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь, поскольку ощущает какие-то действия, исходящие от объекта, или воздействующие на него. Затем верования передаются из поколения в поколение, навязываются людям, пробуждая в них различные чувства - страх, уважение, поклонения и т.д.

Психолог З. Фрейд (1856-1939) писал о возникновении религии из потребности человека защитить себя от мощи природы и давления общества. Так, он говорил что почти во всех религиях есть примеры отношения к божеству как к отцу - его боятся, но к нему тянутся и им восхищаются. Когда человек взрослеет, он начинает понимать, что ему всегда будет нужна защита от мощных чуждых сил, и он наделяет эти силы чертами отцовского образа, создаёт себе богов, которых боится, и у которых ищет защиты. И «боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе cмepти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».

По мнению этнографа Б. Малиновского (1884-1942) религия возникает и существует в ситуациях, когда люди находятся в эмоциональном стрессе, связанном с жизненными кризисами, неудачами, cмepтью, посвящением в тайны племени, с невымещенной ненавистью... Она предлагает выход из таких ситуаций и тупиков с помощью ритуалов и веры в сверхъестественное.

Филолог М. Мюллер (1823-1900) считал, что религия происходит из чувства бесконечного и присущей человеку способности верить. А конкретные религии (еврейская, индусская, христианская и др.) могут возникать, заменять друг друга, появляться и исчезать, отражая лишь эти способности и чувства человека.

В заключении учитель может подчеркнуть, что научных теорий о возникновении религии - великое множество. И были приведены лишь некоторые примеры. Общим для всех них является то, что учёные пытались проанализировать эту проблему, стоя на позиции «извне» религии, которая позволила им принять к рассмотрению материал большого количества религиозных верований, воспринимая их как одинаково ценные для общества.

Вопрос 3 – «Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии». Исходя из того, что христианство является одной из доминирующих религий РФ, подход «извне» религии раскрыт на основе концепций христианских богословов. В упрощённом виде даны объяснения подходов к определению религии: супранатурализма, исторической школы в теологии (Э. Трёльч), дихотомической (Р. Отто) и трaнcцендентно-имманентной (С. Булгаков) традиций в понимании религии и её связи с обществом. При этом мы постарались не перегружать небольшой по объёму текстовый материал религиоведческими терминами, выходящими за пределы школьной программы.

Итак, существует множество объяснений возникновения религии, данных богословами. Как правило, они считают религию данной Богом человеку ценностью. В Библии, в самой первой книге, называемой «Книга Бытия», говорится об истоках Вселенной, человечества и веры в Бога: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися на земле». (1 Быт. 27-28). Бог, создав человека, благословил его – и тем самым вступил с ним в общение и даровал ему веру, т.е. религию. Человек отвечает на этот дар почитанием, осуществлением религиозного культа, образованием общины, этическим образом жизни.

Некоторые богословы утверждали, что христианство дано Богом человеку в целостном виде и изучать его можно только на основе божественного откровения, данного в Библии. По мысли других - общество влияло на формирование христианства, и изучать историю христианства можно на основе различных источников. Например, протестантский теолог, историк и социолог религии Э. Трёльч (1865-1923) исследовал влияние общества на развитие христианства, отмечая при этом, что оно не является «неустойчивым зеркальным образом" экономической и социальной истории, поскольку человек и общество в целом причастны божеству и этим определяется самостоятельность христианской веры.

Протестантский теолог и философ Р. Отто (1869-1937) так писал о религии: религия - это «переживание святого», вызывающего двоякое чувство. С одной стороны - «человек чувствует присутствие существа, которое принципиально противопоставляется ему, и эта чуждость возбуждает чувства испуга, боязни, трепета, «совершенной зависимости», «чувства твари» и т.д. С другой стороны, святое ... захватывает, очаровывает, одушевляет человека, не отпускает его от себя, держит в своём обаянии» (так описывают теорию Р. Отто авторы учебного пособия «Религиоведение», изданного в 1998 году в издательстве «Гардарика»).

Православный богослов и философ С. Булгаков (1871-1944) считал, что в основе религии лежит пережитая в личном опыте встреча с Божеством. «Бог абсолютно возвышается над человеком, в то же время он снисходит к миру, вселяется в человека».

Вопрос 4 – «Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека». Учитель может начать изложение материала с перечня источников по верованиям древнего человека:

  • данные археологии и этнографии по первобытным захоронениям, скульптуре и архитектуре,
  • произведения пещерной живописи,
  • описания верований и обычаев современных народов, стоящих на ступени развития, близкой первобытному обществу).

Затем педагог может перейти к краткой хаpaктеристике пещерного искусства, и на примере широкоизвестной истории о «трагедии Альтамиры» описать ситуацию в научном мире в эпоху начала исследования пещерного искусства, показать сложность интерпретации древнего искусства. В последнем они смогут убедиться сами, выполняя проблемное задание, само название которого призвано активизировать их работу:

«Бегут, умирают, готовятся рожать… Звери!»

Задание построено в форме коллективной работы в форуме (на страничке истории на сайте школы) или во время диспута в классе. Цель задания – подвести учащихся к пониманию магической версии происхождения искусства. Работа над ним поможет учащимся научиться извлекать информацию не только из текстового, но из визуального материала, искать необходимый материал – от простого прохождения по гиперссылкам в интернете к самостоятельной работе. На основе иллюстративного ряда по пещерному искусству они проведут анализ изображений и попытаются ответить на вопрос: каково назначение этих изображений. Приводим материалы задания:

«Основной темой первобытного искусства был зверь: бизоны, лошади, олени, мамонты... Некоторые из них будто замерли в ожидании чего-то, другие поражены нарисованными стрелами, третьи ранены охотниками и корчатся в предcмepтных страданиях, животы четвёртых достают почти до земли, указывая на то, что эти самки вот-вот принесут детёнышей...

Посмотрите на рисунки из разных пещер и попробуйте объяснить – каково было назначение этих и подобных им изображений».

Рисунок 1.

Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 2.

Раненый бизон и мертвый охотник. Пещера Ласко, Франция.

Рисунок 3.

Пещера Альтамира, Испания.

Рисунок 4.

Пещера Руффиньяк, Франция.

Рисунок 5.

Капова пещера, Россия.

Интересную информацию по этой проблеме вы сможете найти на этих сайтах:

  • Страничка по палеолитическому искусству http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st006.shtml
  • Сайт по первобытному искусству http://www.ssga.ru/erudites_info/art/muzey/text/ns09.html

Для руководства над выполнением коллективного задания, мы предлагаем материалы для учителя: он может принимать версии об эстетическом хаpaктере изображений (нарисовали, чтобы было красиво, им просто нравилось рисовать), при этом отмечая, что существуют доказывающие эту теорию научные работы (например, исследование М. Лорбланше 1989 года «Animals into Art», в котором автор приводит несколько археологических находок, которые, по его мнению, говорят о чувстве прекрасного у древних людей – среди них – кусочек вулканического камня из Берехат-Рам в Израиле, подобранный человеком около 250 тысяч лет назад, который был похож на женскую фигурку, и немного обработан человеком). В этом случае педагогу нужно указать, что доказательств этой версии не очень много, но отвергать её полностью нельзя. Примеров создания изображений, интерпретируемых исследователями как созданных в магических целях, намного больше. Так, в предисловии к 1 тому «Истории человечества», написанном учёным из Франции Жан-Полем Моэном, говорится: «Недавание тщательные исследования техники исполнения, частоты посещений, всех особых следов деятельности, таких как использование кремниевых пластин и осколков костей, или же зубов животных в расселинах … департамента Арьеж предоставили солидные аргументы о том, что «эстетическая» функция «палеолитического искусства пещер» послужила лишь предлогом для проявления ритуальных обычаев, которые касались не только охоты, но, более вероятно, отношения небольшой группы людей с окружающим их торжествующим животным миром, который одновременно и близок человеку, и тревожит его своими сверхъестественными проявлениями». В Предисловии так же говорится и о назначении рисунков. Например: «Мир реальных и фантастических животных в расписанных пещерах создаёт иллюзию жизни. М. Гренен (1997) считает, что изображение этой естественности иногда связано со специальными действиями, верой в то, что можно ранить животное, изображённое так, как, например, выгравированный бизон из Нио со следами от трёх ударов метательных орудий на боках, соответствующим трём тут же выгравированным стрелам…». «Если рассматривать двоякое значение изображения – как символ самого животного и его дух, в столкновении с разрушающим действием или жертвоприношением, то интерпретация рисунка означает вмешательство человека, но не только и не столько как охотника с его отношением к убитому животному, как это часто допускалось; иерархия животных в контексте структуры изображения, по мнению А. Леруа-Гурана, более всего соответствует общему представлению о живом мире».

Один из учеников так cформулировал свои предположения в форуме: «Я думаю, что древний человек отождествлял себя с этими животными. Возможно, рисуя таких животных, древний человек как бы изображал самого себя и этапы своей жизни: рождение, cмepть и др.».

Ответ педагога был таким: «Игорь! Ты привёл очень интересную версию расшифровки первобытного искусства! Возможно, произведения искусства были одним из тех «кодов», о существовании которых писал Андре Леруа-Гуран в своих книгах «Первобытные религии» (1964), и «Доистория западного искусства» (1965)». Он высказал гипотезу о том, что в палеолитической живописи отражены самые ранние мифологические представления человека об окружающем мире. Если принять идеи Леруа-Гурана то, согласно предположению Игоря, это вполне могли быть мифы о человеке-звере, на которых, в свою очередь, могла основываться такая ранняя форма религии, как тотемизм. И здесь Игорь не одинок: ещё один французский автор – М. Лорбланше (эти мысли опубликованы в разделе «From man to animal and sign in Palaeolithic art» книги «Animals into Art», вышедшей в Лондоне в 1989 году) отмечает, что в палеолитическом искусстве не видно преобладания человека над зверем (бизоном, мамонтом и т.д.) и происходит это оттого, что человек в ту эпоху ещё не отелял себя от кружающего мира, в том числе – знакомых ему животных.
Подробнее об этих идеях А. Леруа-Гурана и М. Лорбланше вы сможете прочитать в статье о «семантике» (то есть о «значениях», «смыслах») первобытного искусства Я.О. Шер, доктора исторических наук, специалиста по первобытному искусству. http://www.portal-slovo.ru/art/36141.php

Одна из учениц подметила, что рисунок с бизоном и охотником сложно вписать в магическую теорию (её словами были «Cмepть охотника – на удачу?»). Педагог ответил, что она не одинока в своих сомнениях относительно магического назначения первобытного искусства. Ещё в начале 60-х годов прошлого века А. Леруа-Гуран писал: «Популярных работах пишут что угодно, никогда не проверяя, никогла не критикуя, и, взятое из сферы предположений, возводят в ранг бесспopного. Доисторический человек, - продолжает Леруа-Гуран, - с необыкновенной лёгкостью переодет в рогатого колдуна и занимается в пещерах, подобно миму, подражаниями действиям охотника, порывает стены рисунками беременных кобыл и заколдованных бизонов. Соединённых в пары людей и зверей, хижин, бумерангов, гапрунов, ловушек и обиталищ духов. Приложив руку с отрезанными пальцами к стене, обводит её охрой и тащит под холодные совды пещеры бедняг-подростков, чтобы посвятить их в суровые будни сверхъестественной жизни. Таков, примерно, смысл хилого и простенького образа пещерной религии». На фоне критичного высказывания об исследованиях первобытного искусства ярким примером аргументированного, взвешенного подхода к интерпретации обсуждаемого сюжета о раненом бизоне и мёртвом охотнике предстаёт версия одного из авторитетнейших отечественных исследователей Б.А. Рыбакова: «Обычно охотник в этой сцене тpaктуется как мёртвый, убитый бизоном, но мне представляется что этот вывод, кажущийся на первый взгляд очевидным, не может быть окончательным. Необходимо учесть особенности охоты с помощью копьеметалки, появившейся в конце палеотлита, как своего рода итог развития метательной техники. Пронзить огромного бизона насквозь, навылет можно было только при очень большой силе удара длинного и тяжёлого копья. Такое здесь и изображено. Этнографические параллели копьеметалкам дают по существ иной вид метательного снаряда – дощечку с загибом, позволяющую метать сравнительно лёгкие дротики. Конструкция верхнепалеолитических «толкачей» - пропюльсеров совершенно другая: копьё не лежит на снаряде (как в этнографических примерах); во вток копья впивается крюк «толкача», а сам «толкач», всегда имеющий на конце отверстие для ремня-темляка, связан с рукой охотника. Охотник, мечущий копьё, должен стремительно броситься навстречу зверю и почти в прыжке рвануть ремень «толкача», как бы падая всей тяжестью тела. Только тогда может быть достигнута необходимая сила удара копья. Падение охотника на землю после того, как копьё, выпущено им, вполне естественно. Поэтому и рисунок из Ложери , и роспись Ляско дают нам не раненых и не мёртвых охотников, а удачливых и метких силачей, поразивших свои цели». В итоге академик Б.А. Рыбаков делает вывод, что этого охотника «следует рассматривать как прославление мужества охотников, вступающих в единоборство с могучим зверем и побеждающих его». http://paganism.msk.ru/liter/rybakov04.htm

Одной из основных задач этой коллективной работы является освоение умения цивилизованно вести дискуссию, формулировать и отстаивать собственное мнение, приводить аргументы и обсуждать доказательства других.

Вопрос 5 –  «Данные археологии и этнографии о происхождении религии».

Учитель может начать с того, что отметит, что более древними, чем рисунки в пещерах, являются захоронения древнего человека эпохи среднего палеолита (каменного века) 100-35 тысячелетия до н.э. Найденные в пещерах почти 300 захоронений неандертальцев свидетельствуют о существовании у них ритуалов, связанных с погребением и представлениями о «загробной» жизни: умершие похоронены в специально подготовленных ямах, им придана поза спящего на каменной «подушке» человека, зачастую - с каменными орудиями рядом.

Позднее, в эпоху позднего палеолита (35-10 тысячелетиях до н.э.), тела умерших стали посыпать охрой, символизировавшей, вероятно, кровь и новое рождение. Рядом с ними клали не только каменные орудия, но и украшения из paковин, костей, клыков.

Рисунок 6.

Ожерелье. Сунгирь (окраина г. Владимир, Россия).
Поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

На стоянках древнего человека этого времени археологами были найдены скульптуры. Среди них – женские фигурки с подчёркнутыми гpyдью, животом и бёдрами. За «пышные» формы эти изображения были названы учёными «Палеолитическими Венерами». Вероятно, они были символами плодородия и матери-прародительницы.

Рисунок 7.

Палеолитические Венеры.

Итак, данные археологии неопровержимо свидетельствуют о наличии у древних людей религиозных представлений и ритуалов, связанных со cмepтью, погребением, почитанием природы и предков».

В заключении нашей статьи, хотелось бы отметить, что приведённые материалы могут использоваться не только в рамках курса «История религии», но и на близких по тематике уроках обществознания, истории и мировой художественной культуры.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 16:35:39

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 22:46:31

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 17:58:11

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 1:14:54

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 2:34:27

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 7:51:24

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 20:18:29

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 21:31:49

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 6:18:31

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 4:16:24

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 16:23:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 22:19:22

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 1:36:24

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 22:46:49

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 10:25:53

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 14:36:41

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 3:13:14

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 16:37:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 10:24:13

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 18:28:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 6:57:56

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 12:35:35

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 13:30:56

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 23:39:39

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 17:22:28

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 6:51:46

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 22:31:46

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 16:42:49

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 4:33:17

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 16:11:13

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 17:50:44

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 18:17:51

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 7:26:55

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 16:32:25

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 18:41:55

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 14:41:21

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 4:21:17

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 16:49:43

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 23:15:56

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 22:52:21

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 12:29:27

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 11:43:39

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 2:18:36

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 14:39:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 0:39:43

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 23:25:35

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 17:20:54

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 20:44:34

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 7:53:14

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 17:29:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::