Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли


    Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

Цель урока: углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.

Задачи урока:

  • Образовательные: привести учащихся к новому уровню осмысления проблемы "Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли", рассмотреть различные аспекты начала присоединения Сибири в рамках становления Российского централизованного государства; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания по истории родного края.
  • Развивающие: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в комaнде, формировать умение отбирать исторический материал, анализировать полученную информацию, подводить итог проделанной исследовательской работе в форме творческих отчётов (презентаций).Способствовать творческому самовыражению, самостоятельной познавательной деятельности.
  • Воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, воспитание чувства патриотизма; интереса к истории родного края.

Тип урока: изучение новой темы

Вид урока: урок-экскурсия, рассчитан на 1 пару (1,5 часа)

Опережающее задание: Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на группы в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами учащихся. Получают индивидуальное задание: составить творческий отчёт об экскурсии в Кузнецкую крепость( г.Новокузнецк) в виде презентации или реферата на основе собранного во время экскурсии материала и дополнительной литературы. Несколько учеников получают индивидуальные опережающие задания, они будут играть роль экспертов в различных областях (этнографы, географы, биографы, историки, экскурсоводы, оружейных и корабельных дел мастера)

Оборудование урока:

  • карта "Территория Российского государства в 16в." Плакаты: "Гербы сибирских городов", "Кузнецкая крепость"
  • Слайды:
  • Карта Сибири
  • "Народы Сибири"
  • Сибирское ханство
  • "Струг"
  • "Кольчуга"
  • Защитное вооружение
  • "оружие казаков"
  • "Кузнецкий острог"
  • ПК, Презентации:
  • "Коренные жители кузнецкой земли", (Приложение№1)
  • " Биография Ермака", (Приложение№2)
  • "Поход Ермака в Сибирь", (Приложение№3)
  • "Первые Сибирские города" (Приложение№4)
  • "История Кузнецкой крепости" (Приложение№5)

План урока:

Содержание этапов урока Приемы и методы
1. Организационный этап

2. Изучение нового материала

2.1.Народы Сибири до русской колонизации.

2.2 Сибирское ханство.

2.3.Поход Ермака.

2.4.Первые Сибирские города.

3. Закрепление полученных знаний

4. Подведение итогов урока

 вступительное слово учителя

Беседа,

доклады,

демонстрация презентаций

Кроссворд

Выставление оценок. Рефлексия, демонстрация видеоролика "Как мы съездили в Кузнецкую крепость"

Ход урока

1. Организационный этап

Преамбула (вступительное слово учителя) - актуализация темы занятия, её пpaктической значимости, воспитательно-образовательного значения, сообщение цели, плана занятия, создание доброжелательной атмосферы - 5 мин.

2. Изучение нового материала

2.1.Народы Сибири до русской колонизации.

Учитель:

СИБИРЬ, часть азиатской территории России от Урала до Тихого океана. Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. под названием Югорской земли. На протяжении XII-XIV вв. новгородские дружины периодически появлялись в Приуралье для пушного промысла, менового торга и сбора ясака В грамотах XIII в. Югорская волость уже фигурировала как владение Новгорода. Однако зависимость "югорских князей" от боярской республики была номинальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани.

С XIV в. по мере возвышения Москвы Приуралье переходит в сферу влияния московских князей и большая часть вывозимой из Югры пушнины попадает уже не в Новгород, а в Москву. После утраты в 1478 г. Новгородом независимости все его северные владения, включая и Приуралье, вошли в состав Московского государства.

Для утверждения своей власти на новых территориях великий князь Иван III не раз направлял в Северное Приуралье военные экспедиции, которые вторгались и в Сибирь. Но походы московских войск в Зауралье во второй половине XV в. принесли очень незначительные пpaктические результаты - установилась лишь формальная власть московского князя над населением нижней Оби. Как только его воеводы и войска покидали эти места, местные племенные старейшины - или князцы, как их называли русские - забывали о своих клятвах верности. Они собирали дань со своих соплеменников, но в Москву отправляли ее нерегулярно. В XVI в. проникновение русских в Зауралье усиливается. Инициатива переходит в руки частных предпринимателей - купцов и промышленных людей (Промышленными людьми в XVI-XVIII вв. называли людей, занимавшихся каким-либо промыслом ("промышлявших") - добычей морского или пушного зверя, моржового клыка, рыбы, соли и т. п.), которых манили пушные богатства Сибири. Вероятно, около середины XVI в. на территории Сибири стали появляться и первые русские поселения, пока еще временного хаpaктера. Это были торговые и промысловые фактории-зимовья. В конце XVI - XVII в., по примерным подсчетам историков, на огромной территории Сибири проживало всего 200-220 тыс. человек. Аборигенное население, более плотное на юге и чрезвычайно редкое на севере, различалось по языку, хозяйственному укладу и социальному развитию

Запись в тетради: Северная часть Западной Сибири была известна новгородцам еще в XI в. В XVI в. проникновение русских в Зауралье усиливается. В конце XVI - XVII в на территории Сибири прож?вало всего 200-220 тыс. человек.

Этнограф1:

Даю справку:

По югу Западной Сибири - в лесостепи и степи - кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше и его притокам Ишиму и Тоболу - сибирские татары, в верховьях Енисея - енисейские киргизы, на Алтае и в верховьях Оби и Енисея - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. человек) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов, а также белые калмыки - телеуты.

Запись в тетради: Разнообразный этнический состав жителей Сибири в XVI в.

Этнограф 2:

Даю справку:

Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края.

Телеуты- это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам, входившим в тюркский каганат. Еще в XVII-XVIII веках телеуты вели кочевой образ жизни, их хозяйство носило натуральный хаpaктер, Основной вид занятий телеутов-скотоводство В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "шор". По его имени шорцами стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Мрассу и Кондомы. Возможно, что и название рода "шор" происходит от реки Шор - левого притока Томи.

Приложение№1 (Презентация "Коренные жители Кузнецкой земли")

Запись в тетради: Телеуты и шорцы - коренные жители нашего края. Сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы "кузнецами". Отсюда и пошли названия: Кузнецкая земля, Кузнецкий острог, город Кузнецк.

2.2 Сибирское ханство.

Учитель:

В середине XVI в. Московское государство активизировало наступательную политику на востоке. Его войска разгромили Казанское и Астpaxaнское ханства. Царю Ивану IV принесла присягу Ногайская орда. Русские владения вплотную приблизились к границам Сибирского ханства.

Этнограф 3:

Даю справку:

Сибирское ханство.

Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - Сибирское ханство - возникло в результате распада империи Чингис-хана.

Основу экономики сибирских татар составляло пастбищно-кочевое скотоводство, которое сочеталось с земледелием и ремеслами: гончарным и скорняжным делом, качеством, обработкой металла. Важную роль играла торговля со Средней Азией. Религией сибирских татар был ислам. Во главе ханства стоял хан, при котором имелись визирь и советники. Административными и опopными базами ханской власти являлись укрепленные городки - Кызыл-Тура, Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. Из своей ставки Кашлыка, расположенной на берегу Иртыша (недалеко от современного Тобольска- 17 км), хан рассылал по подвластной территории своих представителей и сборщиков ясака Война была одним из средств обогащения сибирских татар. Сибирское ханство силой подчинило себе местные племена хантов и манси на Урале, в низовьях Иртыша и на Оби. С них в пользу хана взимался ясак.

Запись в тетради: Единственным народом Сибири, имевшим государственное устройство, были татары. Их государство - Сибирское ханство - возникло в результате распада империи Чингис-хана.

Учитель:

Итак, в середине XVI в. Русские владения вплотную приблизились к границам Сибирского ханства

Историк 1:

Даю справку:

правящий в то время сибирский хан Едигер решил заручиться покровительством русского царя. В 1555 г. его послы просили Ивана IV, чтобы он "всю землю Сибирскую взял в свое имя и от сторон ото всех заступил (защитил) и дань свою на них положил". В 1557 г. Едигер принес" присягу русскому царю и обязался "дань... со всей Сибирской земли давати". Тем самым Сибирское ханство признало свою зависимость от Московского государства. В 1563 г. ханом стал Кучум, он разорвал отношения с Москвой и в 1573 г. открыл против русских военные действия. Кучуму удалось расширить владения Сибирского ханства. Территорию ханства покрыла сеть укрепленных татарских городищ. Не имея возможности противопоставить Кучуму "государевых ратных людей", Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышленникам Строгановым, дав им во владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568 г. они получают от царя жалованную грамоту на освоение территории по реке Чусовой. В 1581 г. в ответ на обращение Строгановых царь Иван Грозный разрешил им набрать вольных казаков для защиты поселений на реке Чусовой от татарских набегов. Собравшись на берегах Яика, казаки прошли на Волгу. С Волги Ермак свернул на Каму, затем на Чусовую. Казаки появились во владениях Строгановых как нельзя более кстати. Сильное татарское войско перевалило Уральский хрeбeт и принялось громить и жечь русские деревни в Пермской земле. Летом 1582 г. во владениях солепромышленников появился отряд казаков под комaндованием атамана Ермака.

Запись в тетради: Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону северо-восточных границ государства богатым солепромышленникам Строгановым, разрешил им набрать вольных казаков для защиты поселений на реке Чусовой от татарских набегов. Летом 1582 г. во владениях солепромышленников появился отряд казаков под комaндованием атамана Ермака.

Биограф 1:

Даю справку:

В составе отряда были вольные казаки с Волги, Яика, Дона и Терека. Наряду с Ермаком исторические документы называют и других атаманов - Ивана Кольцо, Никиту Пана и Савву Волдыря. Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история

( Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза.) Все они делятся по двум признакам - по происхождению или по наиболее типичным чертам хаpaктера: Мещеряк - человек, родом из Мещеры; Черкас - выходец из Украины; Пан - уроженец Польши.
А вот как можно "перевести" на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности хаpaктера, манеру поведения: Кольцо - человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком - "перекати-поле". Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый. Брязга - от воровского термина того времени - бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге. Карчига - прозвище человека с сиплым голосом.
Про такого говорили: "Карчит, как ворон на ели". Болдырь - так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астpaxaни болдырем мог быть ребенок от бpaка русского и калмычки и т.п. Барбоша (от барабошить) - так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской - бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской - собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза - суровый, грозный человек.
Биограф 2:

Даю справку:

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению.

Приложение№2 (Презентация "Биография Ермака")

2.3 Поход Ермака.

Учитель: Традиционно считалось, что поход Ермака начался 1 сентября 1581 г. Изредка назывались и другие даты: 1577, 1578, 1579 и 1580 годы. Однако исследования петербургского историка Р. Г. Скрынникова убедительно показали, что поход начался 1 сентября 1582 г. В поход за Урал отправилось более 500 казаков (вместе с казачьими "учениками", возможно, до 1500 человек), Во время похода в войске Ермака царила суровая дисциплина. Походу предшествовала серьёзная подготовка.

Корабельных дел мастер:

Даю справку:

Волжские казаки готовились к походу на север. Они устроили "плотбища", чтобы починить старые суда и пополнить флотилию новыми. Плотники строили на верфях речные струги.Струг - парусно-гребное плоскодонное деревянное судно с отвесными бортами и заостренными оконечностями Применялось в России для плавания по рекам в 11-18 вв Работу начинали с того, что присматривали неподалеку от воды большое дерево, чаще всего липу. Дерево валили и обтесывали. Затем ствол долбили и изготовляли колоду, именовавшуюся струговой трубой. Колода служила остовом струга. К ней с боков прибивали длинные доски - по несколько с каждой стороны. Обычный струг имел длину в 10- 12 метров и ширину в 2-3 метра. Его осадка не превышала 1 метра, борта судна возвышались над водой не более чем на 70 сантиметров. Казацкая ладья не имела палубы. Корма и нос у нее были острые. Нередко струги имели на корме и на носу по рулевому веслу, что позволяло им не терять понапрасну время, чтобы разворачивать свои длинные суда. Посреди струга укреплялись мачты. При попутном ветре казаки поднимали парус. Впрочем, парусу они всегда предпочитали весла. Струг имел с каждой стороны от 10 до 15 весел. Очевидно, в речной флотилии Ермака преобладали "легкие" струги, поднимавшие 20 человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием. Такие суда имели по 8-9 весел каждого борта и кормовое весло. По самому примерному подсчету такие струги имели водоизмещение не свыше 6-8 тонн.

Оружейных дел мастер:

Даю справку:

Экипировка казака была несложной: рубаха, двое шаровар кафтан из толстого сукна и шапка. Перед походом люди запасались сухарями. Хранили сухари в бочках, которые укладывали на дно ладьи. Сухари извлекали через отверстие, затыкавшееся втулкой Сверх того, казаки брали ячмень, из которого варили себе кашу готовили напитки. Кисловатый квас с разведенным тестом считался у них лакомым кушаньем. Каждый брал с собой в поход саблю, пищаль, свинец порох. Пищаль- фитильное дульнозарядное ружье; один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия с 1-й трети 15 в. Заряжалась с дула каменными, а затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. В 16 в. заменена мушкетом. Оружием ближнего боя были меч и топор Боевые русские топоры, были меньше и легче обычных, плотницких, имели хаpaктерный косой вырез внизу, шедший от лезвия к обуху. Это было чрезвычайно популярное и распространенное оружие, особенно на русском Севере, где в местах сражений археологами найдено топоров вдвое больше чем мечей. Объясняется это, отнюдь, не плохим качеством русских клинков, а простотой и универсальностью топора, его относительной (по сравнению с мечом) дешевизной. На Руси меч являлся дорогостоящим предметом вооружения, часто передавался от отца к сыну. На Руси длину лучших клинков для каждого бойца определяли индивидуально, измеряя расстояние от центра гpyди мечника, до его ладони. Обычно длина такого меча составляла 1 м, лишь в исключительных случаях, для людей богатырского сложения подбирались или ковались заново более длинные и тяжелые клинки., Переход в 14-15 веках от кольчуги к наборным доспехам повлиял и на эволюцию меча. Доспехи в бою легче стало проколоть, чем разрубить. Поэтому рубящий меч заменяется на колюще-рубящий. Мечи становятся длиннее, до 120-140 см, увеличиваются их рукояти, крестовины становятся прямыми и длинными, до 26 см.

Защитное вооружение- средства защиты воинов в бою.

До широкого распространения огнестрельного оружия защитное вооружение было приспособлено главным образом для защиты от холодного оружия. К защитному вооружению относились головные уборы ( шлем, шишак, ерихонка), нательные доспехи (кольчуга, панцирь, броня, латы, , зерцало), а также нагрудник, бармица, наручи, поножи, рукавицы и щиты. Для защиты боевого коня использовалась плотная ткань с нашитыми на ней металлическими кольцами или пластинами. Тяжелое защитное вооружение применялось до 16-17 веков.

Кольчуга -доспех, рубашка из железных колец. Появилась в 1-м тыс. до н. э. в Ассирии. В средние века широко распространена в Европе и Азии. Кольчуга весила 12кг более 10 тыс. колец Появляются пластинчатые и чешуйчатые доспехи. Видоизменяется и кольчуга.. Но гораздо более популярными доспехами в этот период становятся бахтерец и юшман, в которых сочеталось использование кольчужной защиты с панцырной. Пластины крепились в наиболее уязвимых местах, у бахтерца - они прикрывали спину и гpyдь, у юшмана спину, гpyдь и бока. Разновидностью бахтерца, но без рукавов был колонтарь. В 16-17 вв. появляется дополнительное защитное вооружение - зерцало, надевавшееся поверх кольчуги и состоявшее из четырех крупных стальных пластин, прикрывавших спину, гpyдь и бока воина. Пластины соединялись ремнями и кольцами. Шишак- защитное вооружение, предназначенное для защиты головы от ударов холодным оружием; шлем из железа, стали или меди; отличается навершием в виде длинного шпиля (шиша - отсюда название). К венцу шишака могли крепиться козырек, науши, наносник, назатыльник, бармица - кольчужная сетка, которая часто покрывала не только шею и плечи, но и лицо воина. В таком случае в бармице делали отверстия для глаз.

Часто к шишу прикрепляли еловец (или яловец) - кусок красной ткани или кожи (красной юфти) в виде флюгера. В начале 20 века форма шишака послужила прообразом для создания буденовки - головного убора Красной Армии в 1919-1941 годах. Зерцало- оборонительный доспех из железных пластин на Руси в 16-17 вв.Наручи- часть средневекового доспеха, металлические пластины, прикрывавшие руки воина.Поножи- часть доспеха - металлические пластины, защищавшие голени воина.

Среди малоимущих ратников вплоть до 17 в. были распространены неметаллические доспехи - тегиляи, которые изготавливали в виде стеганых на вате или пеньке кафтанов, а в подкладку зашивали фрагменты кольчуг и панцирей.

Запись в тетради: Экипировка отряда Ермака: Пищаль меч, топор, кольчуга, тегиляи, шишак. Дружина двинулась в путь на стругах.

Учитель: Основательно подготовившись, дружина двинулась в путь.

Историк 2:

Даю справку:

Дружина Ермака двинулась в путь по реке Чусовой 1 сентября 1581( 1582 г.)

Приложение№3 (Презентация "Поход Ермака")

Запись в тетради:

1 сентября 1581( 1582 г.) начало похода Ермака по реке Чусовой

26 октября 1582 г. сражение на Чувашевом мысу казаки разбили собранное войско Кучума.

Лето 1583 г казаки отправили в Москву послов с известием о "сибирском взятии.

1584 г гибель Ермака.

2.4 Первые Сибирские города.

Географ 3:

Даю справку:

Дело Ермака довершали уже правительственные войска, котрые на берегу р. Туры основали Тюмень(1586г), а на Иртыше- Тобольск. Русские выстроив укреплённые пункты на севере двинулись на южные окраины бывшего сибирского ханства, где кочевал непокорный Кучум. В1598 г. были разгромлены остатки Кучума.

Приложение№4 (Презентация "Первые Сибирские города")

Запись в тетради:

1586 г. основание Тюмени

1587 г. основание Тобольска

1604 г. основание Томска

1617 г. основание Новокузнецка

Географ 4:( об освоении Кузнецкой земли)

Даю справку:

В начале ХVII в русские поселенцы продвигаясь вверх по р. Томь, появились в землях "кузнецких татар". В 1617г. томскими воеводами был отправлен сын боярский Остафий Харламов с 45 казаками, чтобы в устье реки Кондомы построить Кузнецкий острог. Зимой 1618г построили острог.

Первым кузнецким воеводой стал Остафий Харламов. Кузнецк стал самым южным укреплённым пунктом Русского государства в Западной Сибири. Кузнецк это был путь не только к землям Кузнецкой котловины, но и к землям алтайским, к богатствам рудным и пушным, к кузнецкому железу всего юга Западной Сибири. Однако, постоянная военная угроза и экономическая оторванность тормозили освоение и развитие Кузнецкой котловины. Поэтому вслед за Кузнецким острогом были поставлены Верхотомский(1657г), Сосновский(1696), остроги. К концу ХVII в. на территории нашего края уже насчитывалось свыше 50 русских деревень. Среди них были Щегловка, Ильинское, Атаманово, Кузедеево и др. В 1745г. началось строительство Кузнецкой укреплённой линии общей продолжительностью свыше 300 км. На линии сооружено17 укреплений: 14 редутов, Кузедеевский фортпост, в том числе и две крепости Бийская и Кузнецкая.

Экскурсовод:

Приглашаю вас на экскурсию по Кузнецкой крепости

Приложение№5 (Презентация " История Кузнецкой крепости")

Запись в тетради:

В конце XVIII в. город Кузнецк оставался важным опopным пунктом на восточном фланге пограничной линейной системы от Каспия до Алтая. Комaндующий Сибирским корпусом генерал-поручик Густав Штрандман разработал проект, сооружения двух земляных крепостей бастионного начертания. В апреле 1798 году император Павел I этот проект утвердил. В 1799 год одно укрепление (так называемая "Болотная цитадель") у подошвы Вознесенской горы уже построено. На самой горе строительство инженерно-фортификационного сооружения началось в 1800 году.

Учитель:

К началу ХVII в Почти вся территория Западной Сибири была подчинена русскими и вошла в состав Московского государства. Покорение Западной Сибири открывало путь в ещё неведомые для русских дали Восточной Сибири.

3. Закрепление полученных знаний

Учитель:

Проверим наши знания, полученные на уроке и разгадаем кроссворд

По горизонтали: 1. Вид судов, на которых плыла дружина Ермака. 2. Татарский хан- противник Ермака. 3. Татарский воин, cмepтельно ранивший Ермака. По преданию, он был пленником Ермака, получил свободу и отомстил Ермаку. 4. Река, на которой погиб Ермак. 5. Голова отряда, посланногов1584г.. на помощь Ермаку.

По вертикали: 1. Начальник казачьего войска. 2. Большой камень, обломок горной породы. 3. Мансийский князь, добровольно признавший власть Ермака и принесший ему ясак. 4. Владетельный хантыйский князь, погибший в бою с Ермаком. 5. Плен, неволя.

Ответы : По горизонтали: 1. Струг. 2. Кучум. 3. Кучугай. 4. Вагай  . 5. Глухов. По вертикали: 1. Атаман. 2. Валун. 3. Суклем. 4. Самар 5. Полон.

4. Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия: учащиеся получают весёлые и грустные "мордашки" и в конце урока показывают, в зависимости от впечатления от урока ту или иную "мордашку".

Демонстрация фильма о нашей поездке в Кузнецкую крепость

Литература:

  1. Томск //Города России.,М.,2005., с.420-424.
  2. Тобольск //Города России.,М.,2005., с.414-420
  3. Тюмень //Города России.,М.,2005., с.392-396
  4. Новокузнецк //Города России.,М.,2005., с.424-427.
  5. Сибирское ханство//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.580-585.
  6. Оружие//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.473-477.
  7. Ермак Тимофеевич//История России IX-XVII в. Большая школьная энциклопедия под ред. В. Бутромеева., М 2001c.214-215.
  8. Ермак Тимофеевич //Герои Русской истории.,М., 2006.с.154-155.
  9. Зуев Сибирь: вехи истории
  10. Кацюба Д.В. История Кузбасса., Кемерово 1975.с.9-42
  11. Скрынников Р.Г. Ермак., М.,1986.


Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

03 12 2022 22:52:38

Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс


    Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....

02 12 2022 10:25:10

Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"


    Урок обществознания по теме "Общество как сложная динамическая система"

      Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....

01 12 2022 18:27:12

Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"


    Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"

      Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....

30 11 2022 11:28:22

Интеллектуальная игра "Морской бой"


    Интеллектуальная игра "Морской бой"

      Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....

29 11 2022 17:20:31

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"


    Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

      Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

28 11 2022 16:53:14

Общество и общественные отношения


    Общество и общественные отношения

      Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

27 11 2022 6:29:25

Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)


    Штурм крепости (Повторительно-обобщающий урок)

      Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....

26 11 2022 16:52:56

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента


    Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

      Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

25 11 2022 12:22:18

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"


    Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

      Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

24 11 2022 16:36:34

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"


    Урок обществознания в 10-м классе по теме "Человек в системе социальных связей"

      Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....

23 11 2022 21:30:49

Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!


    Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!

      Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....

22 11 2022 0:52:15

Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"


    Урок истории России в 11-м классе на тему: "Правление Александра I (1801—1825 гг.)"

      Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны. ...

21 11 2022 8:22:21

Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс


    Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс

      Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....

20 11 2022 22:12:48

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

19 11 2022 17:27:55

Священная для русского война


    Священная для русского война

      Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

18 11 2022 5:20:25

"Международные отношения после Второй мировой войны. Арабо-израильские конфликты"


    "Международные отношения после Второй мировой войны. Арабо-израильские конфликты"

      Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие. ...

17 11 2022 6:21:23

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....

16 11 2022 16:26:35

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."


    План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

      Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

15 11 2022 18:48:54

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

14 11 2022 16:30:12

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)


    Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

      Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

13 11 2022 13:26:43

Работаем самостоятельно. Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания


    Работаем самостоятельно. Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

      Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....

12 11 2022 6:21:14

Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания


    Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания

      В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....

11 11 2022 20:22:28

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

      Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

10 11 2022 16:40:33

Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"


    Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"

      В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...

09 11 2022 5:15:59

Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"


    Сценарий торжественной части праздника – 4 ноября "День народного единства"

      Сценарий урока был использован в проведении поселкового праздника. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Смутное время» в 7–10-м классе и для проведения внеурочного мероприятия. В сценарий включена авторская поэма «Русская смута»....

08 11 2022 16:57:19

Программа "Основы административного и уголовного права России"


    Программа "Основы административного и уголовного права России"

      Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...

07 11 2022 15:33:53

Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"


    Урок истории "Внешняя политика России в начале XVIII века. Начало Северной войны"

      Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...

06 11 2022 13:52:56

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

05 11 2022 11:53:34

Олимпийские игры в Древней Греции


    Олимпийские игры в Древней Греции

      Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....

04 11 2022 15:15:29

Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс


    Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс

      Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....

03 11 2022 6:14:58

Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"


    Интегрированный урок (история + литература) "Декабристы в якутской ссылке"

      Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....

02 11 2022 13:24:19

Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции


    Урок, посвященный 70-летию Ясско-Кишиневской операции

      В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....

01 11 2022 4:16:19

Применение программы PowerPoint на уроках истории


    Применение программы PowerPoint на уроках истории

      Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....

31 10 2022 23:48:58

Сценарий урока по истории в 7-м классе "Царь Алексей Михайлович"


    Сценарий урока по истории в 7-м классе "Царь Алексей Михайлович"

      Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....

30 10 2022 12:32:20

"Мой дом – моя родина"


    "Мой дом – моя родина"

      Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

29 10 2022 7:32:39

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

28 10 2022 11:21:16

Обобщающий урок "Древняя Греция"


    Обобщающий урок "Древняя Греция"

      Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

27 10 2022 17:59:57

Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"


    Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"

      Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...

26 10 2022 2:35:10

Музыкальная культура Древней Руси


    Музыкальная культура Древней Руси

      Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....

25 10 2022 21:13:19

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....

24 10 2022 5:28:43

"Юридическая консультация" - пpaктикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс


    "Юридическая консультация" - пpaктикум по теме: "Трудовое право". 11-й класс

      Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации". ...

23 10 2022 1:57:44

Применение ЭОР на уроках истории


    Применение ЭОР на уроках истории

      Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....

22 10 2022 5:58:46

Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"


    Урок обществознания по теме: "Человек в мире экономических отношений"

      Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...

21 10 2022 0:59:18

Урок обществознания по теме "Право на образование"


    Урок обществознания по теме "Право на образование"

      На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

20 10 2022 20:36:41

Урок "Предпринимательская деятельность"


    Урок "Предпринимательская деятельность"

      Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....

19 10 2022 21:51:54

Храмовое искусство Киевской Руси


    Храмовое искусство Киевской Руси

      Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....

18 10 2022 0:31:48

Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"


    Урок истории по теме "Россия в эпоху Петра I"

      Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...

17 10 2022 7:52:41

Греко-персидские войны, 5-й класс


    Греко-персидские войны, 5-й класс

      Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

16 10 2022 2:45:20

Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс


    Изучение темы "Культура Руси XV–XVI вв." с использованием метода коллективно-распределительной деятельности. 11-й класс

      На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....

15 10 2022 18:52:46

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::