Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)


    Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ)

(1797-1879)

По решению ЮНЕСКО, 1997 год был объявлен международным годом Иннокентия в честь 200-летия со дня рождения Иннокентия Вениаминова (1797-1879) - митрополита Московского и Коломенского бывшего первого архиепископа Камчатской епархии, прародительницы нынешних дальневосточных епархий: Благовещенской и Тындинской, Хабаровской, Владивостокской и Приморской, Южно-Сахалинской и Курильской, Магаданской и Чукотской, Петропавловской и Камчатской.

.

Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов).

Родился Иннокентий в 1797 году в небольшом прибайкальском селении Ангинском в семье пономаря местного храма Евсевия Попова. Родители назвали мальчика Иоанном. Любознательный и одаренный ребенок от отца научился грамоте и уже в 6 лет читал на церковных службах Священное Писание. Но неожиданно рано умер отец, и мать с четырьмя детьми осталась в бедственном положении. Чтобы помочь осиротевшей семье, мальчика на воспитание взял родной дядя дьякон Димитрий Попов, который определил Иоанна на казенный кошт в Иркутскую духовную семинарию. Вскоре мальчик стал одним из лучших семинаристов.

Ректор семинарии, питая особое расположение к одаренному юноше, вместо фамилии Попов дал ему новую фамилию Вениаминов, в память о знаменитом Иркутском святителе Вениамине. Учась с исключительным прилежанием Иоанн Вениаминов с отличными результатами окончил семинарию и был оставлен на службу в Иркутскую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где через четыре года принял сан священника. Вскоре Иоанн женился, родилась дeвoчка.

В 1823 году в его жизни снова произошли серьёзные перемены. Руководство Российско-Американской компании, интенсивно осваивая территории Северной Америки, обратилось в Иркутскую епархию с просьбой направить на Алеутские острова грамотного и авторитетного священника. Выбор был однозначен - рекомендовали Иоанна Вениаминова. И в тот же год с женой, дочерью и братом Иоанн выехал в дальний путь.

Только в начале 1824 года они прибыли к месту назначения.

Вениаминов обосновался на острове Уналашка. Там он начал многолетнюю подвижническую работу священника среди русского населения, одновременно распространяя христианское вероучение среди аборигенов. В короткий срок, овладев алеутским языком, он составил грамматику, учебник по алеутскому языку и перевел на алеутский язык тексты Священного Писания. Специально для алеутов им была написана книга "Указание пути в Царствие Небесное". В ней он рассказал жителям, которые кроме своих островов не знали других земель, о том, как должен жить и думать настоящий христианин. "Всякая верная душа исполнится Духом Святым, если она очищена от грехов и не загромождена, и не закрыта самолюбием и гордостью,- писал отец Иоанн в своей книге,- ибо Дух Святой окружает нас всегда и желает наполнить нас, но злые дела наши, окружающие нас подобно каменной и крепкой ограде, и как злые стражи, не допускают Его до нас и удаляют Его от нас".

Десять лет прожил отец Иоанн среди алеутов. За эти годы он провел огромнейшую научно-исследовательскую работы, создав несколько томов этнографических описаний коренного населения Алеутских островов. Эти труды не потеряли своего научного значения до настоящего времени.

В 1834 году Иоанна Вениаминова перевели на службу в город Новоархангельск на острове Ситха, поручив ему общее руководство всеми церковными организациями Русской Америки. Наряду с исполнением церковных служб, Вениаминов продолжал исследования этнографического хаpaктера коренного населения Северной Америки.

В 1839 году Вениаминов совершил поездку с далекой Ситхи в Петербург, где познакомился с церковными иерархами, получил за свою подвижническую деятельность высокую оценку Святейшего Синода.

В 1840 году Иоанн Вениаминов, после cмepти жены, постригся в монахи и взял для себя новое имя Иннокентий, в память о знаменитом первом иркутском епископе Иннокентии. Был возведен в сан архимaндрита, а затем рукоположен в епископы. По его инициативе и прямому ходатайству, святейшим Синодом было принято решение о создании Камчатской церковном епархии с подчинением ей церквей Алеутских островов, Северной Америки и Курильских островов.

Синодский, по Высочайшему повелению Закон Российской Империи "Об учреждении особой епархии из церквей в Российско-Американских поселениях и в других соседствующих с ними областях находящихся".

21 декабря 1840г.

Святейший Правительствующий Синод слушали: во-первых, высочайшее Его Императорского Величества поведение, объявленное Обер-прокурором Святейшего Синода, следующего содержания: Государь император по всеподданнейшему докладу его Обер-прокурора в 1-й день декабря высочайше соизволил утвердить предположение Святейшего Синода об учреждении особой епархии в Российско-Американских поселениях и в других соседствующих с ними областях на изложенных в определении от 29 ноября основаниях. Причем епископу сей епархии Высочайше повелено именоваться Камчатским, Курильским и Алеутским. Во-вторых, именной Высочайший Его Императорского Величества Указ в 1-й же день декабря, состоявшийся на всеподданнейшем докладе Синода, о бытии епископом Камчатским, Курильским и Алеутским бывшему перед сим миссионером в российской Америке архимaндриту Иннокентию. В-третьих, справку, что определением Синода 29 ноября, удостоенным ныне Высочайшего утверждения, положено:

1. Учредить епископскую кафедру Российско-Американских церквей и кафедре сей подчинить Камчатские и охотские церкви, отчислив оные от епархии Иркутской.

2. Учреждаемой кафедре состоять в 3 классе.

3. Епископу иметь пребывание в Ново-Архангельске. Святейший Синод определил: о сих Высочайших Его Императорского Величества повелениях дать знать по всему духовному ведомству печатными указами, а Правительствующему Сенату сообщить ведением.

Император Николай I сам дал наименование епархии "Камчатская, Курильская и Алеутская". 15 декабря 1840г. последовало назначение Иннокентия Вениаминова первым епископом новой епархии. Через 10 лет в 1850г Иннокентий Вениаминов был возведен в сан архиепископа.

Центром епархии в первые годы был город Новоархангельск на острове Ситхе на Аляске. В 1844 году управление епархии было переведено в Петропавловск-Камчатский, затем в начале 50-х годов-В городок Аян на берегу Охотского моря и последствии - в Якутск.

В 50-е годы Х1Х века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы на решение Амурского вопроса. Он поддержал и одобрил обследование устья Амура экспедицией Г.И. Невельского, благословил деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.М. Муравьева по восстановлению прав России на Приамурские земли. Когда в 1850 г был основан пост Николаевский на Амуре, Иннокентий заложил там церковь и оставил священников своего сына Гавриила.

Еще в 1840 году, будучи в Петербурге, Иннокентий ставил вопрос перед Синодом о возвращении Амура.

С 1849 года резиденцией Иннокентия Вениаминова был Петропавловск-Камчатский, но там он находился лишь в суровые зимние дни.

С 1855 года Иннокентий перенес епархиальную резиденцию в Якутск. В 1856 году он выехал в Иркутск, где вместе со сплавом войск и забайкальских казаков направился на Амур. Результатом этого плавания стала обстоятельная записка "Нечто об Амуре" подготовленная им для обоснования необходимости заселения и освоения этого края.

Святитель Иннокентий (Вениаминов).

Представление и записки об Амуре. Нечто об Амуре.

Прежде всего, следует указать на цель занятия амура. Конечно, главная цель есть одна, то есть приобрести во владение наше такую огромную реку и тем яснее определить границу нашу с Китаем. Но цель эта совмещает в себе множество разных целей: частных и общих, отдаленных и ближайших. Цель занятия амура русскими: а) Отдаленная. Главнейшая и важнейшая из отдаленных целей занятия левого берега реки Амура (о правом я не говорю, как о чужом) на всем протяжении его, по моему мнению, есть та, чтобы благовременно и без столкновений с другими державами приготовить несколько мест для заселений русских, когда для них тесно будет в России. А это может быть очень в непродолжительном времени, потому что число рождающихся против умерших по одним только православным метрическим сведениям каждогодно превышает более нежели пятьсот тысяч. А места по Амуру, начиная почти от Стрелочного караула и до самого устья Амура, представляются удобными для поселения, а между тем, самая река представляет большое и важное удобство для сообщений Сибири с океаном. Цель занятия Амура многим (с кем мне случалось об этом говорить) кажется новою и странною и это, конечно, оттого, что они не совсем знают количество народонаселения, ежегодно у нас возрастающего, и которое при обыкновенных обстоятельствах т должно возрастать со временем уже более чем по полумиллиону в год, и притом им кажется, что у нас в России, и особенно в Сибири, еще премножество мест, которые можно и должно населять. Следовательно, занятие Амура, то есть заблаговременно приготовить место для будущих поселений, отнюдь нелишне и небезрассудно. Напротив того, надобно это сделать как можно скорее, дабы кто-нибудь из европейцев не предупредил нас, а тогда без ссоры и без войны нельзя будет занять Амур.

Ближайшая цель. Из ближайших целей занятия Амура есть снабжение Камчатки и других приморских и заморских наших мест хлебом и другими сибирскими и отчасти русскими произведениями, снабжение путем удобнейшим, вернейшим и дешевейшим, чем через Охотск на Аян и даже чем вокруг света.

В ней доказывалось огромное значение Амура для России, и определялись перспективы хозяйственного освоения этого края. Генерал-губернатор Н.Н. Муравьев очень высоко оценил этот труд. Во всех начинаниях Н.Н Муравьева пол Амурскому вопросу Иннокентий Вениаминов был его деятельным помощником, всецело поддерживал его инициативы по возвращению Дальнего Востока Российскому государству.

В 1856 году Иннокентий Вениаминов был приглашен в Петербург на заседание Синода.

В поездке по Амуру Н.Н. Муравьев и Иннокентий Вениаминов не раз обсуждали, где лучше основать центр будущей губернии и новой епархии. Решили, что самое удобное место для этого - на левом берегу Амура у впадения Зеи, там, где уже стояла Усть-Зейская станица. Город был назван по имени храма, закладка, которого была совершена архиепископом и генерал-губернатором на берегу Амура на территории станицы перед отъездом Н.Н. Муравьева на подписание Айгуньского договора. " Близ устья реки Зеи, в бывшем Усть-Зейском посте, а ныне наименованном Благовещенск, где в настоящее время находится Главное управление амурской линии и предполагается быть городу, положено мною основание храма (деревянного) во имя благовещения Пресвятой Богородицы"- докладывал Иннокентий Вениаминов в святейший Синод 9 мая 1858года.

После успешного завершения переговоров и подписания 16 (28) мая 1858 года Айгуньского договора Н.Н. Муравьева торжественно встречало все население станицы Благовещенской. Сойдя на берег (в настоящее время на этом месте установлена Триумфальная арка) Н.Н Муравьев получил благословение архиепископа, который совершил торжественный молебен Преосвященный Иннокентий приветствовал Муравьева. Совершая плавания по Амуру, святитель Иннокентий закладывал новые церкви, освящая уже построенные. Где были храмы, там служил литургии, где храмов не было - проводил молебствования в поле. Известный дореволюционный амурский краевед А. Кириллов писал о нем: " Он открывал церковные приходы, сообразуясь с местными условиями, строил церкви, сам выбирал для них места и изыскивая на постройку их средства, заботился об украшении храмов, выписывал иногда лично от столичных фабрикантов все необходимое по более умеренным ценам, и сам освящал новостроенные храмы во время постоянных путешествий". Для оказания помощи амурским поселенцам при строительстве храмов и для благоустройства их архипастырем был организован специальный комитет по устройству церквей Приамурского края.

В 50-е годы ХIХ века Иннокентий Вениаминов становится участником борьбы на решение Амурского вопроса. В 1862 году в первый же год его пребывания в городе была организована и самая первая благотворительная организация в амурской области - Благовещенское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. деятельность этой организации проявлялась в помощи нуждающимися выдачи бесплатных медикаментов. Первым ее председателем был глава Амурской области с 1859 года Военный губернатор генерал-майор Николай Васильевич Буссе, руководивший в 1856 году третьим сплавом по Амуру.

К концу 1864 года, то есть через 10 лет после первого военного сплава по Амуру, были уже возведены 16 первых приамурских храмов.

Летом 1862 года Иннокентий Вениаминов прибыл в Благовещенск из Якутска на постоянное местожительство. Началось обустройство епархиального центра. К моменту появления архиепископа Иннокентия на амуре ему уже было шестьдесят лет. В зимнее время он жил в Благовещенске, летом совершал беспрерывные апостольские поездки по Амуру на веселом катере. Архиепископ не пропускал ни одного селения и в каждом совершал богослужения под открытым небом. Большое значение придавал архиепископ Иннокентий внехрамовым религиозно-нравственным собеседованиям. Архипастырь считал, что нигде священник не может так хорошо узнать своих прихожан и научить их Вере и Благочестию, как на этих собеседованиях. Если в храме люди стеснялись говорить открыто, то на собеседованиях говорили откровенно. Благодаря таким беседам многие из прихожан бросали свои нeблаговидные привычки и становились хорошими христианами. Слово Божие помогало переселенцам сохранять душевный покой, совестливость, удерживало от озлобления и тоски, сохраняло единую этническую общность людей, генетически связанный с Европейской Россией. Поэтому не было у первых переселенцев заплаканных глаз у их детей. помимо христианских поучений, архиепископ Иннокентий предлагал переселенцам дельные советы по земледелию, садоводству, пчеловодству и скотничеству

Всеми доступными способами архиепископ привлекал в свою епархию хорошо подготовленных священнослужителей. Он добился повышения им жалованья, которое увеличивалось в зависимости от срока службы, заботился об устройстве для церковнослужителей квартир, об улучшении быта духовенства, открывал церковные попечительства. Особое внимание Иннокентий уделял миссионерской деятельности: орочены, эвенки, гиляки, гольды, айны, тунгусы, якуты были постоянно согреты его заботой. По его инициативе и при его личном участии в эти годы был подготовлен и издан тунгусский букварь и словарь, азбука для якутов на их родном языке. Иннокентий делал переводы на якутский язык церковных произведений, на гольдский и маньчжурский языки учебных грамматик.

В очерке "Высокопреосвященный Иннокентий", опубликованном в Епархиальных ведомостях за 1897г., дается очень высокая оценка деятельности Иннокентия: "Высокопреосвященный Иннокентий, достигший ступени на избранном им поприще лишь силою личных дарований, бесспopно, принадлежит к числу тех выдающихся даровитых личностей, которых в общежитии метко называют "самородками":"

В 1862 г. Иннокентий Вениаминов был высочайше пожалован алмазным знаком ордена Святого Александра Невского.

В апреле 1865 г. Иннокентий Вениаминов избран члeном Святейшего Синода - высшего органа Русской православной церкви, вошел в состав 12 высших церковных иерархов. Выдающиеся способности и активная миссионерская деятельность архиепископа в русской Америке, на Камчатке и побережье Охотского моря, в Якутии и в Приморском крае были замечены и высоко оценены духовным ведомством, правительством и лично императором Николаем I и Александром II. За тридцатилетнюю пастырскую службу и великий подвиг в утверждении истин святой православной Веры Христовой архиепископ Иннокентий был награжден алмазным орденом "Святого Благоверного князя Александра Невского и "16 апреля 1867г. высшим орденом Русской православной церкви "Святого равноапостольного великого князя Владимира.

Подвижническая деятельность Иннокентия Вениаминова продолжалась на Амуре до 1868 года. В течение 10 лет (1858-1868гг.) главным духовным пастырем православной приамурской церкви был архиепископ Иннокентий сподвижник Муравьева-Амурского, активный сторонник воссоединения Приамурья с Россией, участник пятого амурского сплава войск и переселенцев в 1858 году, ученый - лингвист с мировым именем, этнограф-исследователь, публицист, педагог и дальновидный государственный деятель, а в быту искусный плотник, столяр, печник и часовой мастер. В своей миссионерской просветительской деятельности архиепископ Иннокентий смело шел на ломку тех установившихся традиций, которые мешали сближению духовенства с прихожанами, чем заслужил их любовь и уважение

5 января 1868 г. Иннокентий Вениаминов был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским.

15 февраля 1868 г. Иннокентий Вениаминов выехал из Благовещенска. Отъезд его стал значительным событием для всего населения города и области. Тысячи горожан пришли проводить своего любимого пастыря. От села к селу сотни людей сопровождали его в поездке: это были действительно всенародные проводы. И, несмотря на преклонный возраст, значительную часть пути он шел пешком, беседуя с провожающими его прихожанами. Его переезд в Москву занял несколько месяцев. Москва торжественно встречала своего нового первого иерарха.

Избрание Иннокентия Святейшим Синодом в митрополиты было признанием его заслуг. Рекомендовал его на эту должность перед своей кончиной митрополит Московский и Коломенский, выдающийся церковный деятель Филарет. Еще в первый свой приезд в центр Иннокентий Вениаминов нашел приют в доме Филарета. Тот высоко оценил его просветительскую деятельность и содействовал в публикации трудов.

Конечно, митрополит Московский и Коломенский Филарет не мог не оценить деяний такого священнослужителя. Между ними установились самые дружеские отношения. В свои редкие приезды в Москву Иннокентий Вениаминов останавливался в гостеприимном доме Филарета. Они постоянно переписывались, и Филарет оказывал всяческое содействие его благим деяниям.

Предcмepтное предложение Филарета получило одобрение Синода, и по воле Александра II Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. В те годы Московская митрополия занимала ведущее место в системе русской православной церкви. Иннокентий Вениаминов стал признанным ведущим иерархом в церковном сообществе.

Одиннадцать лет пробыл Иннокентий на этом высоком посту, успев многое сделать на благо русской православной церкви. Работы и на посту митрополита было сверх меры. Он основал Православное Миссионерское общество, которое помогло нести Слово Божье в самые дальние края Земли. Сам он и выработал устав Миссионерского общества, и возглавлял Совет этого общества, постоянно заботился о создании новых храмов, не забывая и далекий амурский край.

За заслуги в науках 8 января 1869 года был избран почетным члeном Русского географического общества. Ученые общества России, признавая заслуги Иннокентия, почтили его избранием в члeны императорского Московского университета, Московской, петербургской, Казанской духовных академий. Иннокентий был также избран попечителем Московского общества любителей духовного просвещения.

Но силы уже сдавали, слабело зрение. В начале 1879 года он занемог и, после непродолжительной болезни, в Великую Субботу накануне Святой Пасхи, 31 марта 1879 года скончался. Погребение состоялось в Троицко-Сергиевой лавре.

6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви Митрополит Иннокентий, Святитель Московский и апостол Америки и Сибири, был причислен к лику Святых. Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября в день его прославления

В Приамурье станица Иннокентьевская на Среднем амуре (ныне село Иннокентьевское Завитинского района) и село Иннокентьевка на Нижнем Амуре (ныне поселок Иннокентьевка Хабаровского края) названы в честь архиепископа Иннокентия.

Святитель Иннокентий, апостол Аляски

Молитва

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся поминая твою любовь к людем, буди щит несокрушим Святей Церкви православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси пастырем в служении ревность даруй, монашествующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православным христианом веру святую непорочну соблюсти умом, мир весь предстательством твоим умири теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени Горним благословением в нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных, испроси нам свыше дух кротости целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, до прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарно восхвалим прословльшаго тя, Господа-Отца, и Сына, и Святаго духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Список используемой литературы

  1. Албазинская Святыня. Автор текстов и составитель - иеромонах Игнатий (Чигвинцев).
  2. Благовещенск. Из века в век. Основатели Благовещенска. Шиндялов Н.А.
  3. Энциклопедия "Амурская область".

Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 6:34:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 8:59:42

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 8:43:53

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 21:44:25

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 14:39:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 4:38:28

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 6:26:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 14:45:43

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 19:36:34

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 23:48:40

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 5:31:35

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 14:31:21

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 7:30:24

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 9:36:35

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 14:19:34

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 18:21:59

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 23:51:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 11:39:22

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 7:37:52

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 13:51:46

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 23:50:28

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 10:35:49

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 9:16:25

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 5:39:26

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 20:52:47

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 1:15:17

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 14:42:19

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 12:47:32

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 12:10:33

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 9:55:36

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 2:54:33

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 13:44:44

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 1:40:50

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 16:19:38

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 21:48:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 18:53:20

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 5:44:54

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 17:18:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 12:45:41

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 17:12:21

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 22:10:31

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 5:14:56

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 4:35:20

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 2:43:16

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 11:36:15

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 10:34:19

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 20:19:41

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 18:51:29

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 11:22:34

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 9:32:52

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::