Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия
«Все люди от природы стремятся к знанию».
Аристотель
Учебные элементы:
- Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
- Входной контроль.
- Естественно-научные и социально-гуманитарные знания.
- Общественные науки.
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид урока: модульный урок.
Оборудование урока: тестовый материал, текст с источниками, учебник: «Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007»; «Обществознание: пpaктикум: пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008» .
ХОД УРОКА
I. Мотивационная беседа. Формулировка цели
В процессе работы над учебными элементами Вам предстоит узнать:
- об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук;
- о системе классификации социально-гуманитарных наук;
- о предмете изучения;
- об особенностях философского уровня познания действительности.
Вам предстоит развить уже имеющиеся навыки и умения:
- сотрудничество в группе
- умение отстаивать свою позицию
- умение извлекать социальную информацию;
- формировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
Выполнить поставленные задачи Вам поможет следующая литература:
- Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов/ И.И. Бабленкова, В.В. Акимов, Е.А. Сурова. - М.: Эксмо, 2007.
- Касьянов В.В. Обществознание: Учебное пособие. / В.В. Касьянов.- Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- Обществознание. Пpaктикум. 10 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / (Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
- Словарь терминов и понятий по обществознанию/автор составитель А.М. Лопухов; вступит слово А.С. Стрельцов. – М.: Айрис-пресс, 2007.
II. Входной контроль
Цель: Привлекая ранее изученный материал вспомнить о задачах обществознания и доказать, что предметом изучения обществознания является общество и человек.
Задание № 1
1. Верны ли следующие суждения об обществознании?
А) Обществознание – это наука, изучающая
общество в самых разнообразных аспектах его
существования.
Б) Обществознание представляет собой сложное
образование, включающее целый ряд частных
дисциплин (общественные науки).
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
2. Какие сферы жизни общества Вы знаете?
А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) мopaльно-нравственная.
3. К какой сфере жизни общества относятся вопросы права?
А) Политическая;
Б) правовая;
В) духовная;
Г) экономическая;
Д) социальная;
Е) мopaльно-нравственная.
4. Общим объектом изучения в истории, экономике, социологии является:
А) природа;
Б) общество;
В) человек.
5. Наука, изучающая проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества – это ...
А) обществознание;
Б) экономика;
В) социология;
Г) политология.
Задание выполняется письменно, лист сдается на проверку учителю. Максимальная отметка – 3 балла.
Задание № 2
1. Наука, изучающая развитие человечества, общества и его закономерности, большое значение уделяющая причинно-следственным связям, называется:
А) обществознанием;
Б) философией;
В) политологией;
Г) историей.
2. Наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как природа и общество, так и мышление человека, процесс познания:
Аистория;
Б) социология;
В) философия;
Г) этика.
3. Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется:
А) социологией;
Б) этикой;
В) эстетикой;
Г) педагогикой.
4. Основоположник социологии:
А) О. Конт;
Б) К. Маркс;
В) Платон;
Г) М. Вебер.
5. Согласно этимологически-терминологическому определению-переводу с древнегреческого, данная наука переводится, как «любовь к мудрости».
А) История;
Б) социология;
В) философия;
Задание выполняется письменно, лист сдается учителю. Максимальная отметка 5 баллов.
III. Естественно-научные знания
Цель: На данном этапе работы Вы познакомитесь с науками относящиеся к естественно-научным и социально-гуманитарным знаниям, особенностями предмета изучения данных наук.
Источники:
1. Обществознание: профил. уровень: учеб. Для 10
кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.Н. Боголюбов, А.Ю.
Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.); под ред. Л.Н.
Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
2. Обществознание: пpaктикум: пособие для 10 кл.
общеобразоват. учреждений: профил. уровень/(Л.Н.
Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.); под
ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Задание
На основе материала текста (стр. 7-9) учебника заполните таблицу в тетради:
Науки | Объект изучения. | Основные вопросы рассматриваемые науками. |
Естественные | ||
Общественные |
Обсудить варианты ответов в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение
товарища, оцените уровень аргументированности и
обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты
вносятся в оценочный лист.
Контрольное задание
1. Перечислите науки, которые занимают
промежуточное положение между естественными
науками и социально-гуманитарными.
2. Перечислите филологические науки,
входящие в разряд гуманитарного знания.
3. Перечислите группы социальных наук, которые вы
запомнили.
Контрольное задание выполняется на отдельном
листе и сдается на проверку учителю или
помощникам учителя, как правило, заранее
подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5
баллов).
IV. Общественные науки
Цель: Познакомить обучающихся с основными общественными науками, которые будут изучаться в рамках программы по обществознанию в 10-11 классе.
Задание
На основе материала текста (стр. 9-14) учебника заполните таблицу:
Наука | Предмет изучения науки | Основные задачи. |
социология | ||
политология | ||
социальная психология | ||
философия |
Обсудить варианты ответов в паре.
Выскажите Ваше мнение и выслушайте мнение
товарища, оцените уровень аргументированности и
обоснованности выводов (от 3-5 баллов). Результаты
вносятся в оценочный лист.
Контрольное задание
1. Перечислите три уровня социологического
знания.
2. Что изучает политология?
3. Назовите основной предмет социологии?
4. Что сближает философию и науку?
Контрольное задание выполняется на отдельном
листе и сдается на проверку учителю или
помощникам учителя, как правило, заранее
подготовленным ребятам - экспертам).
Результаты вносятся в оценочный лист (от 3-5
баллов).
V. Завершающий контроль
Цель: Проверить уровень усвоения материала обучающимися, выяснить удалось ли достичь поставленной цели в начале урока.
Данное задание выполняется обучающимися самостоятельно без помощи одноклассников и учебника.
Задание 1
1. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к общественным наукам:
а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.
2. Выберите из предложенного списка науки, относящиеся к естественным наукам:
а) биология;
б) химия;
в) история;
г) политология.
3. Напишите, что может быть положено в основу классификации социально-гуманитарных наук:
а) _________;
б) _________.
4. Философская область знания, рассматривающая вопросы бытия:
а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.
5. Философская область знания, рассматривающая вопросы морали:
а) этика;
б) гносеология;
в) онтология;
г) эстетика.
VI. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу по 10-балльной шкале.
– Как я усвоил материал?
– Как работал?
– Как работала учебная пара?
– Удовлетворён ли своей работой?
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
03 10 2023 11:32:25
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
02 10 2023 17:54:48
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
01 10 2023 23:12:33
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
30 09 2023 23:12:33
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
29 09 2023 0:11:50
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
28 09 2023 0:34:29
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
27 09 2023 7:19:34
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
26 09 2023 19:34:12
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
25 09 2023 12:38:49
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
24 09 2023 11:27:42
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
23 09 2023 8:24:48
Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III.
...
22 09 2023 21:57:37
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
21 09 2023 1:26:30
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
20 09 2023 6:33:37
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
19 09 2023 6:50:10
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
18 09 2023 4:13:39

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
17 09 2023 0:13:59
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
16 09 2023 21:12:14
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства.
...
15 09 2023 21:45:40
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
14 09 2023 20:54:54
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
13 09 2023 8:24:34
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
12 09 2023 7:56:25
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
11 09 2023 8:47:31
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
10 09 2023 5:54:22
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
09 09 2023 0:12:23
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
08 09 2023 9:48:55
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
07 09 2023 23:16:49
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
06 09 2023 10:42:31
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
05 09 2023 20:17:28
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
04 09 2023 20:39:49
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
03 09 2023 16:20:21
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
02 09 2023 23:13:23
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
01 09 2023 4:23:57
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
31 08 2023 11:40:30
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
30 08 2023 4:53:19
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
29 08 2023 5:22:32
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
28 08 2023 8:30:36
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
27 08 2023 19:33:20

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
26 08 2023 21:36:27
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
25 08 2023 17:32:47
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
24 08 2023 6:51:54
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
23 08 2023 21:49:47
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
22 08 2023 4:34:41
Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции.
...
21 08 2023 21:21:22
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
20 08 2023 0:47:47
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
19 08 2023 6:54:55
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
18 08 2023 1:19:59
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
17 08 2023 13:42:21
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
16 08 2023 4:35:50
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
15 08 2023 13:18:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::